Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Шестая неделя

Задания на СРСП 6:

Принцип научности в обучении. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой. Принцип сознательности и активности учения школьников. Принцип преемственности, последовательности и систематичности

Задания на СРС:

Охарактеризовать общие закономерности. Охарактеризовать принципы обучения. Охарактеризовать принципы доступности обучения, принцип наглядности. Охарактеризовать принципы воспитывающего обучения.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.

Седьмая неделя

Задания на СРСП 7: Принцип воспитывающего обучения. Принцип наглядностиПринцип доступности обучения. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Принцип учета индивидуальных различий учащихся в обучении.

Задания на СРС: Оценить роль и значение каждого из принципов обучения. Описать систему дидактических принципов в истории дидактики. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения.Что понимается под системой принципов обучения.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Восьмая неделя

Задания на СРСП 8: Методы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Дать характеристику методов обучения и характеристику деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). Дать понятие о приемах обучения.


Задания на СРС: Дать собственное определение понятию «методы обучения». Охарактеризовать требования к применению ТСО, аппаратуры, кино, учебного оборудования, магнитофона, инструментов, инвентаря. Проследите взаимосвязь методов обучения и условий их оптимального выбора.Определите отличие метода обучения от приема обучения.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Девятая неделя

Задания на СРСП 9: . Методы контроля и самоконтроля. Методы обучения в начальной школе. . Характеристика методов контроля и самоконтроля (опрос, письменные работы, контрольные работы, машинные и др. виды). Приемы обучения в начальной школе.

Задания на СРС: Охарактеризовать методы контроля и самоконтроля.Привести примеры и охарактеризовать требования к применению основных средств обучения: наглядные, учебные пособия, тетради с печатной основой, дидактические материалы, игры. Охарактеризовать основные средства обучения. Разработайте примерные виды контрольных заданий по одной из тем учебного предмета начальной школы.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Десятая неделя

Задания на СРСП 10: К.Д.Ушинский об уроке в начальной школе. Вопросы содержания и построения уроков в дидактическом наследии Р.Г.Лемберг Виды современных организационных форм обучения. Р.Г.Лемберг о психологии урока.

Задания на СРС: Описать пути создания на уроке атмосферы сотрудничества, общения. Определить пути повышения эффективности урока. Дополнительные формы организации обучения. Охарактеризовать взаимосвязь всех форм обучения в младших классах.



Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Одиннадцатая неделя

Задания на СРСП 11: М.И.Махмутов о современном уроке.Повышение активности и самостоятельности школьников на уроке. Перечислите, какие преимущества имеет классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами. Учебные экскурсии.

Задания на СРС: Формы учебной деятельности школьников на уроке (индивидуальная, групповая, общеклассная). Особенности проведения дополнительных занятий. Приведите примеры структуры уроков различных типов. Домашняя самостоятельная работа учащихся.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Двенадцатая неделя

Задания на СРСП 12: Оборудование учебного кабинета. Средства общения. . Дать понятие о дидактических средствах обучения. Дайте собственную классификацию средств обучения.

Задания на СРС: Определить понятие средства обучения. Оценить значение средств обучения в образовательном процессе. Охарактеризуйте средства учебной деятельности. Сформулируйте правила применения технических средств обучения.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Тринадцатая неделя

Задания на СРСП 13: Психолого-педагогические требования к проверке
, ее виды и организации на различны ступенях обучения. Индивидуальный подход к оценке успеваемости учащихся начальных классов. Сформулируйте значение контроля за учебной деятельностью. Причины неуспеваемости младших школьников

Задания на СРС: Основные требования к оценке знаний, умений и навыков школьников, предъявляемые Государственным стандартом общего образования Республики Казахстан. Н.А. Амонашвили о воспитательной и образовательной функции оценки учения школьников. Сформулируйте цели устного индивидуального и фронтального контроля. Значение комбинированного контроля.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Четырнадцатая неделя

Задания на СРСП 14: Педагогический процесс как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии в руководстве учителя.Общеобразовательные, развивающие и воспитательные возможности коллективной познавательной деятельности школьников. Дать понятие о педагогическом процессе как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии в руководстве учителя. Перечислите каковы возможности коллективной познавательной деятельности школьников.

Задания на СРС: Охарактеризовать сущность коллективной познавательной деятельности школьников. Оценить значение и роль коллективной познавательной деятельности школьников в общеобразовательной школе. Дать оценку значению и роли коллективной познавательной деятельности школьников в общеобразовательной школе.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Пятнадцатая неделя

Задания на СРСП 15: Стратегия развития вариативного образования в Республике Казахстан. Учебный план средней общеобразовательной школы. Охарактеризуйте Стратегию развития образования в Республике Казахстан. Дать характеристику учебных программ, учебников и учебных пособий.


Задания на СРС: Охарактеризовать основные вехи построения содержания образования в период становления и развития школы в Казахстане. Оценить общечеловеческую культуру, социальный опыт как основу определения состава образования. Дать характеристику современных проблем образования.

Критерии оценивания:

1.Показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

2.Содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

3.Принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала

4.Содержание материала раскрыто в полном объеме, последовательно,

5.Материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
9.Задания для 1 рубежного контроля

  1. Понятие о дидактике и ее важнейшие категории. Дидактика как основа частных методик.Понятие о процессе обучения и его двусторонний характер. Обучение как подсистема целостного учебно-воспитательного процесса.

  2. Важнейшие функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

  3. Структура процесса обучения: цель, содержание, средства, методы, формы организации, принципы, достигаемые результаты.

  4. Цели обучения: предметная и личностная. Зона ближайшего и зона актуального развития.

  5. Структура личности, особенности учебной деятельности, ее этапы (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение).

  6. Управление учебной деятельностью. Условия успешного обучения. Эволюция процесса обучения.

  7. Возникновение важнейших обучающих систем: подражательный характер обучения как процесс включения подрастающего поколения в непосредственную практическую деятельность (возникновение и развитие практических средств обучения); догматическое обучение как процесс передачи знаний в готовом виде (возникновение и развитие словесных средств обучения); объяснительно-иллюстративное (информационно-рецептивное) обучение (возникновение и развитие наглядных и технических средств обучения); проблемное обучение и его особенности; программированное (алгоритмическо-программированное) обучение и возникновение новых средств обучения (обучающих устройств, обучающих программ, компьютеров и пр.); особенности модульного обучения (по индивидуальным программам); перманентное (постоянное) обучение как важнейший путь самореализации личности.

  8. Выбор учителем обучающей системы с учетом имеющихся условий.

  9. Особенности закономерностей процесса обучения как одного из важнейших социальных явлений.

  10. Закономерности обучения (Ю.К. Бабанский): обусловленность обучения общественными потребностями; зависимость обучения от условий, в которых оно протекает; взаимосвязь процесса обучения, образования и развития; взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся; единство преподавания учения; взаимосвязь задач содержания, методов и форм обучения в целостном процессе обучения. Их обоснованность и объективность.

  11. Другие закономерности: обучение как специфическая форма познания; обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; личность развивается в процессе учебной деятельности; максимального развития личность достигает на пределе своих возможностей и др. Их обоснованность и объективность.

  12. Развивающий и воспитывающий характер обучения как важнейшие закономерности процесса обучения.

  13. Дидактические принципы как важнейшие условия реализации закономерностей процесса обучения. Понятие о принципах и правилах обучения. Принципы как социальная и историческая категория. Характеристика дидактических принципов и правил обучения.

  14. Принцип наглядности и его особенности в процессе обучения. Основные общедидактические виды наглядности. Правила принципа наглядности. Формы сочетания слова и наглядности (Л.В. Занков). Важнейшие требования, предъявляемые к наглядности в зависимости от ее роли в усвоении учебного материала.

  15. Особенности принципа сознательности и активности в формировании убеждений учащихся. Признаки сознательного усвоения учебного материала. Основные правила данного принципа. Роль интереса к процессу обучения как важнейший путь реализации принципа сознательности и активности. Потребности и интерес как основа мотивации учения, эмоциональный фактор учения.

  16. Принцип доступности и посильности обучения. Его сущность. Важнейшая закономерность процесса развития личности - в основе требований данного принципа. Наиболее общие причины нарушения принципа доступности. Важнейшие правила данного принципа и их относительность.

  17. Сущность принципа научности - изучение подлинно достоверных знаний, отражающих законы и закономерности реальной естественной и социальной действительности. Важнейшие требования и правила принципа научности: упрощение научных понятий без искажения их научной сущности, использование только научных терминов, знакомство с современными научными достижениями и гипотезами, ознакомление с научными методами исследования, разоблачение житейских (лженаучных) взглядов и представлений.

  18. Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы. Закономерность развития личности - потребность в общении и подражании - как важнейшая основа данного принципа. Индивидуализм и индивидуализация в условиях коллективной работы. Особенности психолого-педагогических методов изучения класса и отдельного ученика. Обучаемость как важнейшее свойство личности, признаки обучаемости. Роль общения в коллективе и обособления при индивидуальной работе по формированию характера и интеллекта учащихся. Микроклимат в коллективе и статус отдельного ученика. Особенности использования программы модульного обучения.

  19. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Природосообразность обучения (Я.А. Коменский) как основа принципа. Систематичность изучения учебного материала и системность в сознании учащихся. Логика учебного предмета и логика науки. Системность мышления: установление ассоциаций между изучаемыми явлениями, межпредметные и внутрипредметные связи, интегрированные курсы и пр. Правила данного принципа (особенности планирования учебной работы, особенности повторения пройденного, необходимость четкого предвидения последующего учебного материала и др.).

  20. Принцип прочности в овладении знаниями и умениями. Виды памяти и их особенности. Роль рассудочной деятельности в реализации данного принципа. Установки на запоминание. Опорные сигналы (В.Ф. Шаталов). Роль записей учебного материала учащимися на уроке. Особенности повторения пройденного учебного материала с целью более прочного овладения им. Особенности разнообразных форм самостоятельной работы учащихся.

  21. Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью). Практика - основа познания. Важнейшие пути связи теории с практикой: экскурсии, лабораторные и практические занятия (упражнения), наблюдения, опора на личный опыт учащихся. Особенности оптимального отбора конкретных фактов и явлений, подтверждающих правдивость изучаемых теоретических положений. Знакомство с практическими фактами и явлениями до и после теоретических обобщений. Политехническое образование как основа реализации данного принципа.