Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: М.: Издательский центр "Академия", 2002.


4. Педагогика, Курс лекций, Светличная Л.В., 2019

5. Педагогика, Учебное пособие, Плотникова И.Е., Берлева С.Ю., Филозоп А.А., Лунина И.А., Скрыльникова М.А., 2019

6. Высшая педагогика, Система воспитания А.С. Макаренко, Зайцев В.С., 2018

7 Педагогика, Костина Л.А., Миляева Л.М., 2018

8. Основы педагогики, Учебно-методическое пособие, Гайнутдинова И.Р., Эйгелис Г.В., 2018

9.Пидкасистый П.И. Педагогика

8.Цыркун И.И.Педагогика.Дидактика Минск 2011

9.Харламов И.Ф. М.,2003.


10. Педагогика учебное пособие  Мешков Н.И., Харитонова И.В

http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/763/73763/52801?p_page=11

6. Комплекс лекций

Первая неделя

Тема лекции №1-2: Предмет и задачи дидактики

Цель лекции: Познакомить с понятием «дидактика», возникновение и развитие дидактики, основные категории дидактики.

План лекции

Любая наука имеет свой особый предмет изучения. Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание, закономерности, условия, методы воспитания и развития личности .Но в предмете дидактики должны отразиться специфика именно обучения и образования.

Мы исходим из того, что обучение-это воспитание и развитие в процессе учебной деятельности: учебно-познавательной, учебно-практической, учебном общении. Значит, предмет дидактики – воспитание и развитие личности, в процессе разных видов учебной деятельности.

Многие исследователи утверждают, предметом дидактики выступает основное дидактическое отношение «учитель-ученик», «педагог – студент», вспоминают слова А.С.Макаренко о том, что не сам человек, а педагогические отношения являются предметом педагогики.

Во-первых, в обучении существенное значение имеет не только общение в системе «педагог-учащийся», но и познание, выраженное в отношении «учащийся - изучаемый материал».

Во-вторых, субъективные человеческие отношения есть не только отношения между личностями или между личностью ,но и отношения личностей.

Важно в дидактическом плане и отношение «педагог - изучаемый материал»; ибо это связано с отбором материала ,проектированием, конструированием предстоящих актов обучения.


Предмет дидактики, т.о., необычайно многогранен и сложен . Он включает все три субъекта обучения: учителя, ученика и обучающийся коллектив, и все основные дидактические отношения: «ученик-учитель».

Говоря точнее, предметом дидактики является регулирование и совершенствование указанных отношений, создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.

Дидактика – это отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования. В ходе развития педагогики дидактика в большей степени приобретает статус относительно самостоятельной научной дисциплины, имеющей собственный предмет исследования. Отличный от предметов других педагогических дисциплин и смежных наук. Дидактика, как и педагогическая наука в целом, обращена к практике, к практической педагогической деятельности. Задача дидактики – не только отображать практику обучения, но и влиять на нее. Помогать учителю, преобразовывать и совершенствовать эту практику. Поэтому главная функция дидактики состоит в научном обосновании практически обучения. Следовательно, эту функцию необходимо в первую очередь учитывать при определении предмета дидактики.

В истории педагогики и в современной педагогической литературе нет единого канонического определения предмета дидактики. Представление об обучении и о задачах его научного исследования менялось исторически. И нет основания, отвергать как неправильные те или иные определения предмета дидактики. Проблема состоит в том, чтобы соотнести представления о предмете дидактики с современным состоянием практики обучения и средств ее научного познания, а также с функцией научного познания, а также с функцией научного обоснования этой практики, которую и реализует дидактика.

Предмет дидактики в имеющихся обобщенных трудах и пособиях кратко определяется как содержания образования и организация процесса обучения. Более полно этот предмет определяется так: это – цели, задачи, содержание, закономерности, методы, принципы обучения. Этим определением охвачена объектная сфера, на которую направлены дидактические исследования. Также определение в первом приближении достаточно. Всем этим дидактика действительно занимается. И этим же занимается не только дидактика. В целях обучения воплощается требования общества к образованию. Они отвечают на вопрос – что должен знать и уметь человек с точки зрения этих требований. Дидактика переводит эти требования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д.


Если мы хотим обозначить то, чем занимается только дидактика, нужно пойти дальше. Нужно так представить предмет этой науки, чтобы в нем отдельные части большого и сложного объекта обучения были отражены в их единстве и взаимосвязи и пошли выражение в системе дидактических понятий. для того необходимо рассмотреть обучение под особым углом зрения, с позиций педагогики как общественной науки. При этом нужно учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное – задачу научного обоснования практики обучения, т.е. практической деятельности учителей. Такое определение предмета дидактики позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы такая работа одновременно и обогащал педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику.

Чтобы правильно подойти к определению предмета, необходимо достаточно четко представить себе различие между двумя понятиями – «объект науки» и ее «предмет». Объект –это область исследования, а предмет – это опосредующее звено между субъектом и объектам исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиции науки, которую он представляет.

Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика науки теоретическая, а предмет теории представляет собой систему отношений. Нужно раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще отношения, возникающие в деятельности обучения, многообразны: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие учащиеся.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дидактика занимается изучением деятельности учителей и учащихся в их взаимосвязи, а также анализом включенных в эту деятельность содержательных компонентов образования и социально-материальной среды, в которой эта деятельность имеет место. Дидактика исследует не все формы поведения, а лишь целенаправленные, т.е. те, целью которых является преобразование человеческой деятельности. Результаты дидактических исследований информирует о том, как с помощью описанной системы средств и методов изменить данное состояние в требуемом направлении. Дидактика является наукой, которая не может содержать в себе только теоретические высказывания, в нее входят и дискретивные (описательные), а наряду сними объясняющие, прогностические, оценочные и практические высказывания. Следовательно, дидактику нельзя считать чисто практической или прикладной наукой, она является теоретико-практической. Как только дидактика начинает основывать свои убеждения на результатах эмпирических исследований, то сразу превращается в науку теоретико-практического характера. Именно эмпирические исследования поставляют описательный материал, позволяют открывать зависимости и одновременно конструировать целенаправленное поведение, ориентированное на создание новых форм дидактической практики.


2. Возникновение и развитие дидактики.

Дидактика, как и педагогика в целом, развивалась исторически, выполняя задачи, которые возникли перед школой на определенных этапах развития человеческого общества.

По мере того как в историческом развитии человечества происходило обобщение его практического опыта в сфере труда, материальной и духовной жизни и развивались науки и искусства, возникала, укреплялась потребность в создании условий, при которых новые поколения могли бы овладеть накопленным опытом и добытыми знаниями. Эти условия на первых этапах культурного развития человечества созревали крайне медленно, что было обусловлено замедленным темпом эволюции человека в условиях примитивной трудовой деятельности. С большими трудностями формировалась и сама способность человека к учению.

Развитие наук, рост производства и торговля вызвали непрерывное развитие обучения как особой сферы чело веской деятельности в Древнем мире и в Средние века и постепенно привели к тому, что создавались условия для возникновения теории обучения. Это произошло в XVII в., когда Яном Амосом Коменским (1592-1670) был создан капитальный труд, Великая дидактика: Ян Амос Коменский впервые выдвинул задачу – всех учить всему и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей; создал дидактику, которая воплотила в себе передовые идеи и проложила путь практике воспитания и обучения. В своих трудах он опирался на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626).

Дидактика Каменского построена на идеи природосообразности восприятия (человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется ее универсальным законам). Главная задача дидактики, по Каменскому, заключалась в том, чтобы раскрыть тот естественный порядок вещей в обучении, который всегда приводит к успеху. Предметом к познанию и изыскание способов обучения, которые соответствуют этим способностям и тем знаниям, которыми предстоит овладеть учащимся. Каменский утверждал, что усвоение знаний не происходит мгновенно, подобно зеркальному отражению. Обучение – процесс, в котором решающую роль играет чувственное восприятие вещей. Источником всех знаний человека являются ощущения. Естественно, говорил Каменский «и учить нужно так, чтобы дети, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг и совестных рассуждений, а из наблюдений окружающих их вещей, путем изучения причинных связей. В ходе обучения нужно всемирно развивать у детей органы чувств и подводить их к дальнейшим, все более тонким наблюдениям предметов и явлений внешнего мира. Значение П.А.Каменского в истории педагогики заключается в том, что раскрыв в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусно применение этих законов) и искусству преподавателя. В своем труде он сразу же отграничивает свою задачу от цели, сокращенные руководства для более легкого преподавания или изыскивает «более быстрые и краткие пути, чтобы скорее научить той или другой науке или тому или другому искусству». Таким образом, он видит свою главную задачу не в том, чтобы просто разработать еще один комплекс педагогических рецептов, а в том, чтобы дать теоретическую основу для рассмотрения всех дидактических вопросов.


Но деятельность Каменского не сводится только к теоретической стороне. Он создал учебники и учебные пособия для учащихся и разработал методы обучения языками и науками, применение которых повысило успешность обучения.

Влияние дидактических идей Каменского оказалось очень плодотворным в ряде стран Европы. Однако в практике обучения во многих случаях господствовали традиции средневековой школы. Обучение пошло словено-книжный характер и сводилось к механическому заучиванию текстов, главным образом, религиозного содержания. Учение заключалось в бессмысленной зубрежке не всегда понятных текстов и почти воспроизведении учащимся заучиваемого по вопросам учителя. Всемирно превозносились покорность и исполнительность. Проявление самостоятельной мысли не только не поощрялась, но и преследовалась как выражение греховной природы ребенка.

Развитие капиталистических производственных отношений и выдвижение на арену политической жизни буржуазии и прогрессивных деятелей науки и культуры вызвало необходимость преодоления устаревших концепций обучения и создания новых, способных обеспечить подготовку молодых поколений к новым социальным условиям. На борьбу с феодализмом и отживающей свой век религиозной идеологией выступали выдающиеся мыслители и в их ряду педагогики. Коренным вопросом стал вопрос о связи обучения с жизнью, об искоренении догматизма и деспотизма в восприятии, о развитии активности детей. Горячим борцом за эти идеи был Жан Жак Руссо (1712-1778). Он выдвинул концепцию обучения, опирающегося на потребности ребенка и его непосредственные запросы. Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовки ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы. Только в этих условиях происходит умственное развитие ребенка. Вопрос не в том, утверждал Руссо, чтобы он полюбил их, нужно дать ему методы, чтобы он мог изучить науки, когда вкус к ним разовьется. Истинное обучение вытекает из непосредственной жизни ребенка, а истинные учителя – это опыт и чувствование. Возможно, отрицательная сущность концепции Руссо заключается в том, что он не разработал теории обучения и не раскрыл способ практических реализаций этих идей в школах, но влияние идей Руссо для современников было очень сильным. Особое значение для развития педагогики имели его идеи о связи обучения с жизнью ребенка, об изучении природы детей и развитии их творческих сил, о подготовке к труду как естественному предназначению каждого человека.