Файл: Приложения Приложение 1 Инструктивные указания к ведению дневника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При предъявлении первого слова-понятия можно помочь ребёнку. Данная методика позволяет выявить уровень сформированности у ребёнка анализа и синтеза, т.е. способности сравнивать и обобщать понятия.
Оценка результатов:
«5» - ребёнок самостоятельно справляется со всеми предложенными задачами, называет более пяти объектов, входящих в данный класс.
«4» - ребёнок самостоятельно решает задачи на наиболее низком уровне: называет много объектов (предметов), но не делает попытки классифицировать предметы.
«3» - ребёнок пытается решить все задачи, но указывает малое количество предметов (1-3), причём в единственном числе. В ходе работы ребёнок нуждается в наводящих вопросах взрослого.
«2» - ребёнок выполняет лишь знакомые по личному опыту задания, называя 1-2 объекта.
«1» - ребёнок совсем не справился с заданием.
Методика по выявлению умения классифицировать
(для детей 4-5 лет)
Заготавливают 16 картинок с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (4 картинки в каждой группе). Ребёнку даётся инструкция: «Посмотри внимательно на карточки и разложи их на 4 кучки так, чтобы предметы подходили друг к другу». Если ребёнок справляется с заданием, переходят к следующему заданию: «Теперь нужно сделать из 4 кучек 2 кучки так, чтобы в каждой новой кучке картинки подходили друг к другу». В ходе выполнения задания следует задавать ребёнку вопросы, почему он так сделал.
Оценка результатов:
«5» - ребёнок легко справился с заданием и правильно ответил на поставленные вопросы.
«4» - ребёнок самостоятельно раскладывает карточки на 1-м этапе работы, но только с помощью воспитателя (экспериментатора) объясняет свои действия.
«3» - только с активной помощью экспериментатора ребёнок выполняет задание.
«2» - ребёнок раскладывает картинки в случайном порядке, не выделяя какой-нибудь признак.
«1» - ребёнок совсем не принимается раскладывать картинки, просто играет с ними.
Методика по выявлению умения сравнивать (для детей 5 лет)
Ребёнку предъявляют пары понятий, в которых он должен найти сходство и различие между предметами:
1) одуванчик – ромашка; 2) ёлки – березы; 3) кошки – собаки; 4) звери – люди; 5) животные – растения.
Оценка результатов:
«5» - все задания самостоятельно решаются ребёнком. Он выделяет существенные общие и отличительные признаки: 1 – это цветы; 2 – деревья; 3 – животные; 4 – живые; 5 – живое.
«4» - ребёнок находит признаки сходства и различия только у 4 пар, 5-е задание решить не может.
«3» - ребёнок самостоятельно выполнить задание не может, нуждается в наводящих вопросах и подсказках воспитателя.
«2» - ребёнок задачи не решает, на вопросы воспитателя даёт случайные ответы.
«1» - ребёнок отказывается выполнять задание.
Методика определения типа памяти (для детей 4-5 лет)
На карточке написаны слова 6 категорий:
1. Слова, выражающие зрительные образы (венок, доска, лошадь, палец, письмо, пуля, рука, свеча, стенка, туча, утка, цветок).
2. Слова, выражающие слуховые образы (вздохи, выстрел, говор, грохот, гудок, крики, лепет, ржание, рокот, топот, шелест, шёпот).
3. Слова, обозначающие осязательные и термические понятия (гладкий, жаркий, жгучий, жёсткий, знойный, зыбкий, мокрый, мягкий, скользкий, тёплый, укол, холод).
4. Слова, обозначающие движение (бросать, вертеть, возить, двигать, летать, носить, писать, падать, плясать, толкать, ходить, бегать).
5. Отвлеченные понятия (правда, вечность, душа, личность, подвиг, разность, расчет, способ, средство, сущность, трудность, поступок).
6. Слова, выражающие чувства (восторг, гордость, зависть, злоба, испуг, любовь, нежность, радость, смелость, ссора, тоска, ярость).
Ребёнку читают вслух 12 слов первой категории, произнося слова через каждые 5 секунд. Он воспроизводит услышанные слова по памяти, воспитатель записывает их. По окончании выполнения всего задания учитывают, слова какой категории запоминаются ребёнком легче, а какой труднее.
Коэффициент запоминания вычисляется по формуле:
К. зап. = М : П + А,
где М – число правильно названных слов;
П – число всех прочитанных слов;
А – число неправильных воспроизведённых слов.
Методика анализа межличностных отношений детей и взрослых
(Методика Рене Жиля)
Ребёнку предлагается ответить на вопросы.
1. Картинка: за круглым столом сидят мама, папа, тётя, сестра, брат. Между ними свободный стул. «Где сядешь ты? Найди себе стульчик (обозначь его крестиком)».
2. «Кого из друзей ты пригласишь к себе на день рождения?»
Использование данной методики позволяет изучить социальную приспособленность ребёнка и его взаимоотношения с окружающими.
Результаты первичного обследования необходимо дополнить сведениями о развитии ребёнка до поступления его в детский сад. Это позволит составить более полный и объективный портрет состояния здоровья и общего развития ребёнка, объяснить причины выявленных отставаний, несоответствий возрастному стандарту, если они имеются.
Методика «Сочини сказку» (для детей 4-6 лет)
Лучшее время для тестирования – перед сном. Можно предложить детям несколько вариантов данного текста.
Первый вариант – свободное сочинение сказки с выбранными ребёнком героями.
Второй вариант – сочинение сказки со свободным сюжетом, но заданными героями. В качестве героев можно рассматривать членов семьи, друзей и т.п.
Третий вариант – сочинение сказки с заданным сюжетом и заданными героями. Сюжеты в первое время должны быть похожи на развитие ситуаций в традиционных русских народных сказках, чуть позже, через 3-4 недели можно задавать свои ситуации. Задаваемые ситуации могут быть различные (сюжет спортивных соревнований, игра в детском саду и т.д. Старшим детям можно предложить сюжеты – катастрофа на море.).
Оценка результатов:
В начале оценивается сам выбранный сюжет сочинённой сказки. Обычно дети за преамбулу развития берут известные им сказки, немного изменяя сюжет. Поэтому изменение сюжета несёт большую смысловую психологическую нагрузку. Герои сказок ребёнком подсознательно соотносятся со взрослыми близкими ему людьми. По окончании сказки для раскрытия характера героев можно спросить ребёнка: «На кого похож заяц? Медведь? Лисица? Какие отрицательные черты есть у волка? Как бы ты поступил в данной ситуации?» Особое внимание следует обратить на страхи ребёнка, высказанные в скрытой форме в рассказанной им сказке. Обычно «колобок» или «зайчик» боятся оставаться в темноте, их беспокоит долгое отсутствие мамы. В старшем возрасте возникают страхи плохой учебы, смерти родителей.
Сказка может выявить и более серьёзные проблемы, о которых ребёнок никогда не скажет напрямую.
Помимо представленных диагностических методик можно рекомендовать:
-
методика «Доски Сегена» – для детей от 3-х до 6-7 лет; -
методика «Классификации предметов» – 1-я серия для детей 3,5-5 лет, 2-я серия для детей 5-8 лет; -
методика Выготского-Сахарова для исследования уровня сформированности понятийного мышления – модифицированный вариант для детей 3-7 лет; -
методика В.М. Когана «Классификации объектов по двум признакам» – вариант (5×5), для детей 4-7 лет; -
методика для исследования памяти «Запоминание двух групп слов» – для детей от 4,5 лет; -
методика «Разрезные фигуры» – комплект разрезных картинок с различными составляющими частями, для детей от 3-х до 8 лет; -
методика «Рука» – модифицированный вариант теста «Рука» Э. Венгера для детей 4,5-11 лет; -
методика «Метаморфозы» – модификация теста «Метаморфозы» Ж. Руайнер для детей от 4,5 лет.
Приложение 8
Примерная схема диагностической карты на ребёнка
Ф.и. ребёнка _________________________________________________
Возраст ребёнка _______________________________________________
Дата поступления ребёнка в ДОУ ________________________________
Обследуемые характеристики | Результаты обследования |
1. Семейный портрет Состав семьи Образование родителей Жилищные условия Психологический климат | |
2. Уровень физического развития (Норма, выше или ниже нормы) | |
3. Общее состояние здоровья (заболевание в днях за год) Профиль заболеваний | |
4. Группа здоровья | |
5. Уровень развития моторики: а) степень освоенности основных движений б) уровень развития мелкой моторики и координации движения в) качества: - быстрота, - выносливость, - сила, - ловкость, - гибкость (соответствие норме) | |
6. Общение: - со сверстниками, - со взрослыми (норма или отклонения) | |
7. особенности нервно-психического развития: - внимание, - память, - мышление, - речь. (соответствие возрастным показателям) | |
8. интересы и склонности | |
9. привычки | |
10. культурно-гигиенические навыки | |