Файл: Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Учитель начальных классов МБОУ Лицей №7

город Саяногорск Республика Хакасия

Дрожжина Виктория Валериевна
Введение. В XXI веке к образованию, педагогам предъявляются новые требования - идти в ногу со временем, сохранить накопленный положительный опыт.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «...формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [5].

В соответствии с требованиями к планируемым результатам особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Однако в современном мире компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать

Формирование читательской грамотности в последнее время стало одним из важнейших приоритетных направлений развития обучающегося на уровне начального образования. Основы читательской грамотности формируются именно в начальной школе, а затем эти умения совершенствуются в процессе обучения на уровне основного и среднего образования и переходят в читательскую компетентность [14].

До введения стандарта, когда речь шла о грамотности в начальной школе, то подразумевалась математическая и лингвистическая грамотность, то есть грамотное решение математических задач и письмо без ошибок. Читательская грамотность понималась как скорость чтения.

Благодаря введению Федерального государственного образовательного стандарта стало понятно, что читательская грамотность — это не быстрота чтения, а умение работать с текстом для получения информации [3, с. 59]. При этом, безусловно, важно, когда ребенок умеет работать с текстом как маленький читатель, получает удовольствие от чтения и умеет воображать по поводу прочитанного в тексте.

Основная часть. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.


Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы [13].

Понятие читательской грамотности рассматривают такие исследователи как Г.А. Цукерман, М.И. Кузнецова, М.И. Пинская, Г.С. Ковалева, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова.

Рассматривая сущность понятия «читательская грамотность», необходимо рассмотреть понятие «грамотность». Г.А. Цукерман определила грамотность как владение инструментом, позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста [12].

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования PISA и определяется как «способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [4]. Именно в контексте этого исследования были разработаны группы читательских умений и выявлены уровни читательской грамотности.

По мнению М. М. Светловской, для формирования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия: делать прямые умозаключения из полученной информации; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов [1, с. 53].

Основы читательской грамотности необходимо закладывать уже в начальной школе. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности обучающегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний [5, с. 495].

М. И. Оморокова в своей работе говорит о том, что средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом [1, с. 9].



Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие обучающимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Согласно сведениям Центра оценки качества образования, читательская грамотность включает широкий спектр компетенций у обучающихся - от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире [2, с. 107].

Говоря о читательской грамотности, Л. А. Рябинина в своих работах подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в различных ситуациях [3].

Читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность [5, с. 501].

Г.М. Первова в работе «Литературоведческая пропедевтика в I-II классах» отметила, что формирование основ читательской компетентности младших школьников достигается в результате применения таких форм работы, при которых происходит личностное развитие учащихся, формируются необходимые компетенции и универсальные метапредметные и предметные умения и навыки. Смена видов и приемов чтения поддерживает интерес к уроку, к тексту, а игровой занимательный характер заданий по способу чтения создает эмоциональный фон урока и учит младших школьников любить сам процесс чтения [4].

Н.Е. Колганова считает, что формирование различных видов чтения у учащихся младших классов способствует развитию читательской компетенции. Читательская компетентность учащихся начальной школы - это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе, а также сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги [2].

В своих исследованиях И.А. Зимняя выдвигает идеи для создания модели формирования читательской компетентности младших школьников [1]. Она считает, что компетентный ученик, т.е. читатель, это человек, который обладает интеллектуальной культурой, личность, у которого сформированы следующие качества: он умеет самостоятельно работать с книгой и текстом, разбирается в авторах, жанрах и темах детского чтения, владеет способами продуктивного чтения, стремится к преобразованию себя, читая художественные произведения, т.е. идет постоянное самосовершенствование. Представленные положения значимы для детей начальной школы, так как предполагают потребность в чтении и формируют ученика-читателя, будущую личность.


Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы навыки и умения, представленные на рисунке 1.



Рисунок 1. Навыки и умения, необходимые для формирования и совершенствования читательской грамотности
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности может происходить не только на уроках чтения и литературы, но и во внеурочное время, а также в рамках занятий по другим учебным предметам.

На формирование читательской грамотности влияют некоторые факторы, которые изучены в работах М.И. Пинской, М.В. Тарабуевой (рисунок 2).

Рисунок 2. Факторы формирования читательской грамотности
Эффективность урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование читательской грамотности во многом зависит от компетентности педагога и его подхода к организации обучения.

Одной из наиболее эффективных технологий, направленных на формирование читательской грамотности, которая может использоваться при изучении любых учебных предметов, является концепция «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Авторами технологии являются американские педагоги Д. Стил, К. Мередин, Ч. Темпл, которые опирались на идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В основе технологии базовая модель, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловая стадия, стадия рефлексии. Под критическим мышлением понимается «открытое мышление, не принимающее никаких догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [3, с. 8].

В технологию критического мышления входят следующие методики обучения.

1. Метод активного письма: маркировочная таблица, кластер, «двойной дневник», таблица «Знания, умения, навыки».

2. Методы активного чтения и слушания: инсерт, «чтение с остановками», «тонкие и толстые вопросы», «чтение с пометами».

3. Методы организации групповой работы: «шесть шляп критического мышления, «мозговой штурм», «письмо по кругу» [5].

Рассмотрим технологию продуктивного чтения, которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. В полной мере технология реализуется на уроках литературного чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом [7]:


1. Работа с текстом до чтения. На этапе происходит антиципация (предвосхищения, предугадывание предстоящего чтения); определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексу иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Работа с текстом во время чтения. На этапе происходит понимание основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы; поиск, главной информации, логико-смысловых связей, поиск дополнительной и уточняющей информации.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение, чтение-слушание или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия и совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение.

Анализ текста: беседа по прочитанному. выделение ключевых слов, постановка уточняющих вопросов к каждой смысловой части, обобщение прочитанного.

3. Работа с текстом после чтения. На этом этапе происходит использование содержания текста для развития умений обучающихся выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведений с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение заглавия и иллюстрацией к тексту. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.

Использование этих и других образовательных технологий способствуют формированию и развитию читательской грамотности, а для достижения высоких результатов работа должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно при изучении всех предметов начальной школы.

Внеурочная деятельность по формированию читательской грамотности может быть реализована в разных направлениях: проектная деятельность, литературные квесты, творческие конкурсы, акции, флешмоб, театрализация по прочитанным книгам. Плодотворным будет создание портфолио «Я-читатель!», в котором будет собираться коллекции творческих работ. Участие в литературных конкурсах и олимпиадах.