ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УРОК №38-39 Тема: «Сакская царица Томирис.»
Раздел | 5.3 Саки | ||||||||
ФИО педагога | Пошатов И.Г. | ||||||||
Дата | 08.12 12.12 | ||||||||
Класс 5 | Количество присутствующих: 8 | отсутствующих: - | |||||||
Тема урока | Сакская царица Томирис Исследовательский вопрос: Как описывается образ Томирис в исторических источниках? | ||||||||
Цели обучения, | 5.3.2.1.-определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене | ||||||||
Цель урока | - знать роль ранних кочевников Казахстана на международной арене. -дать анализ исторической личности сакской царицы Томирис. -дать собственную оценку сакско-персидским войнам. ООП Знать о сакской царице Томирис, царе персов Кире. | ||||||||
Критерии успеха | 1. знают и понимают роль кочевников на международной арене. 2.определят по карте место расселения саков, а также указать места столкновения с персами. 3.проанализируют отношения Томирис с персидским царем Киром, дадут собственную оценку. ООП знает о войнесаков против песов. | ||||||||
Ход урока | |||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | |||||
Организационный этап Стадия Вызова |
| Отвечают на вопросы ООП работает с индивидуальным заданием Для слабо мотивированных 1. Одежду белого цвета в саксом обществе носили: А) цари Б) жрецы В) воины Г) скотоводы 2. Одежду синего и зеленого цвета носили: А) цари Б) жрецы В) воины Г) скотоводы 3. Одежду красного цвета в сакском обществе носили: А) цари Б) жрецы В) воины Г) скотоводы 4. Соотнесите 1) Саки-тиграхауда А) заморские саки 2) Саки-парадарайа Б) изготавливали напиток хаома 3) Саки-хаомаварга В) носили остроконечные шапки | Совместное оценивание | Учебник интернет-ресурсы. | |||||
Середина урока Стадия «Осмысления» | Эпиграф урока. «При набеге врага любая женщина испугалась бы, но только не она» - Как вы думаете о ком эти слова? -Что вы знаете о сакской царице Томирис?
| Используя учебник ищут ответы на вопросы ООП работает в общей группе помощь учителя или сильного ученика | Взаимное оценивание | Учебник интернет-ресурсы. | |||||
Рефлексия | Завершение урока. Общая оценка работы класса, групп. Анализ ожидаемых результатов записанных на доске. Домашнее задание: для всех- прочитать параграф | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | Взамное оценивание | Используют полученные знания |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОК №38-39 Тема: «Сакская царица Томирис.»
Проверка ранее изученного материала: ДА НЕТ
1.Центральный Казахстана населяли сакские племена /
2.Тасмолинская культура относится к Восточному Казахстану /
3.Курганы с усами находятся в Центральном Казахстане /
4.В курганах тасмолинской культурыимеются два захоронения/
5.Царские курганы расположены в Центральном Казахстане/
6.Встречаются 4 вида курганов в период Тасмолинской культуры/
7.Саки относятся к тасмолинской культуре/
8.Сарыарка–это название города/
1 — задание. «Оценщик»
Карточки с вопросами:
1 группа. 1.Как звали царицу которая выступила против Кира? 2.Как звали сына Томирис? 3.Какова роль женщины в сакском обществе? 4.В каком году персидский царь Кир начал свой поход против массагетов? 5.В каких источниках описывают Томирис? | 2 группа. 1.Как звали царя Персии, который напал на саков? 2.Когда царь Персии напал на саков? 3.Как в греческих источниках называли «массагетов»? 4.Как называли Кира? 5.Чье войско восхвалялось как «непобежденное»? | 3 группа 1. В каком году персидский царь Кир начал свой поход против массагетов? 2. Как в греческих источниках называли «массагетов»? 3. Чье войско восхвалялось как «непобежденное»? 4.Как погиб Спаргапис? 5.Чем закончился поход Кира? |
Дескрипторы 1 группа. 1. Знают имя царицы которая выступала против Кира. 2. Знают как звали сына Томирис. 3. Определяют роль женщины в сакском обществе. 4. Знают в каком году Кир пошел в поход против саков. 5. Знают источник в котором описывают Томирис. | Дискрипторы 2 группа. 1.Знают как звали царя Персии, который напал на саков? 2. Знают когда царь Персии напал на саков? 3. Знают как в греческих источниках называли «массагетов»? 4. Называют имя Кира? 5.Называют войско которое восхвалялось как «непобежденное»? | Дискриптор 3 группа. 1. Знают в каком году персидский царь Кир начал свой поход против массагетов? 2. Называют в греческих источниках называли «массагетов»? 3. Называют чье войско восхвалялось как «непобежденное»? 4.Знают как погиб Спаргапис? 5.Знают чем закончился поход Кира? |
2 – задание. С какими государствами саки вели войны? Покажите на карте места расселения сакских племен. Нанесите на контурную карту
.Отрывок из исторического источника Геродота «Саки-массагеты»
……Царицею массагетов в это время была вдова умершего царя; называлась она Томирис. Кир через послов пытался было свататься для виду, как бы желая иметь ее своей женой. Но Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а к царству массагетов, и отвергла предложение. Когда хитрость не удалась, Кир двинулся с войском к реке Араксу и открыто начал войну против массагетов; для переправы войска он положил через реку мосты, а на судах поставил башни с переправляющимися воинами.
Когда Кир занят был этой работой, Томирис послала к нему вестника с следующими словами: "Перестань, царь мидян, хлопотать над тем, чем ты занят теперь; ведь ты не можешь знать, благополучно ли кончатся твои начинания. Остановись, царствуй над своим и не мешай нам царствовать над тем, над чем мы царствуем.
…..В это время персы напали на них, многих умертвили, но гораздо больше взяли в плен, между прочим и сына царицы, предводителя массагетов; назывался он Спаргаписес.
Узнавши об участи своего войска и сына, царица послала к Киру вестника со следующими словами: "...не гордись, что столь коварно, такими средствами овладел ты моим сыном, а не в сражении и не военною доблестью. Теперь послушай меня, потому что советую тебе благое: возврати мне моего сына и удаляйся из нашей страны, свободный от наказания за то, что так нагло ты поступил с третьей частью моего войска. Если же не сделаешь этого, клянусь солнцем, владыкою массагетов, я утолю твою жажду крови, хоть ты и ненасытен".
На речь эту Кир не обратил никакого внимания. Сын царицы Томирис Спаргаписес, протрезвившись и постигши всю меру своего несчастья, просил Кира освободить его от оков и, получивши свободу и возможность располагать руками, тотчас умертвил себя. Так умер Спаргаписес.
Когда Кир не послушал Томирис, она собрала все военные силы и напала на него. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела розыскам, среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: "Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала".
Работа с картой, контурной картой
-
Заполнить таблицу
Кто такая Томирис? Дата жизни | В чем суть предложения Кира о женитьбе на Томирис | Причины и последствия Войны саков и персов | Дайте оценку Томирис | Определите роль кочевников на международной арене |
| | | | |
РЕФЛЕКСИЯ
Томирис | Томирис | Томирис |
Кир | Кир | Кир |
Непобежденные | Непобежденные | Непобежденные |
1. Одежду белого цвета в саксом обществе носили:
А) цари Б) жрецы В) воины Г) скотоводы
2. Одежду синего и зеленого цвета носили:
А) цари Б) жрецы В) воины Г) скотоводы
3. Одежду красного цвета в сакском обществе носили:
А) цари Б) жрецы В) воины Г) скотоводы
4. Соотнесите
1) Саки-тиграхауда А) заморские саки
2) Саки-парадарайа Б) изготавливали напиток хаома
3) Саки-хаомаварга В) носили остроконечные шапки