Файл: Методы и приёмы работы над басней И. А. Крылова Мартышка и очки. Знакомство с И. А. Крыловым.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и приёмы работы над басней И. А. Крылова «Мартышка и очки ».

  1. Знакомство с И. А. Крыловым.

Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844 гг.). Русский писатель, баснописец и журналист.

Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования он так и не получил, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки.

В 1787–1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.

В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.

В 1805 г Крылов перевел две басни Лафонтена и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»). В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Впервые к нему приходит настоящая слава.

  1. Знакомство с понятием басня.

- Что такое басня?

- К какому жанру относиться басня?

Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Знакомство с басней.

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

  1. Словарная работа.

- Теперь посмотрите на доску. На доске записаны слова.

- Кто может объяснить значение какого-либо слова?

Полдюжины - 6;

Темя - верхняя часть головы;


Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

  1. Анализ произведения.

В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.

Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.

В баснях действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного. В образах животных и вещей баснописец запечатлел типические черты труса, тунеядца, хищника, льстеца — носителей пороков, порожденных классовым обществом и бытующих иногда рядом с нами. Но привлекает детей басня, конечно, не своим скрытым смыслом, а в первую очередь живописностью образов и сцен. Поэтому работу над басней ведется как над реалистическим рассказом из жизни животных. Обычно персонажи басни сами характеризуют себя — поступками и речевой манерой, иногда эта характеристика дополняется вторым персонажем басни. Сам автор вмешивается в нее лишь одним-двумя словами (плутовка, волки жадны). Действие басни сжато, как пружина, драматично — она похожа на маленькую пьеску

В методической литературе при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения.

Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки
, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» И.Крылов осуждает несогласованность действий как причину неудач. Не случайно, героями басни являются птица, рыба и рак. Таким образом, понимание причины выбора автором действующих лиц имеет немаловажное значение для осознания идейной направленности басни. Не менее значимым является и раскрытие деталей обстановки. На вопрос: «Почему Лебедь, Рак и Щука не могут сдвинуть воз?» — учащиеся отвечают словами басни: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», т.е. двигаются в разные стороны. Что причина именно в несогласованности движений, автор подчеркивает двумя обстоятельствами: 1) все трое очень стараются («из кожи лезут вон»), а во 2) поклажа не тяжела.

Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Уже после первого прочтения таких басен, как «Чиж и Голубь» целесообразно поставить вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?». Ответ на этот вопрос ставит ученика перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т.е. приступить к анализу.

Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории басни.

5. Выберите нравственные качества человека,

которые высмеивает

И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»

самоуверенность ложь лень

неблагодарность жадность глупость

скупость эгоизм невежество

зазнайство хвастовство назойливо

  1. Определение морали басни .

Мораль басни такова: прежде чем что-то делать, нужно поучиться и узнать, как это сделать. Не нужно браться за дела, которых не понимаешь, а чтобы их понять, нужно узнать, как они делаются. А если не получилось, не нужно говорить, что дело бесполезное ‒ возможно, ты сам виной своих неудач.

В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.

Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.


  1. Работа над пословицей.

- Давайте прочитаем пословицы которые подходят к нашей басни.

  • По себе не судят

      • Тот дурак, кто слушает людских всех врак.

      • Умный смиряется, дурак надувается

  • Много ума – много греха