Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это упражнение выполняется «старенькими учениками».
«Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.) После прохождения следует все обсудить.
Вывод: ребята, которые только пришли в наш класс, нуждаются в поддержке.
В конце классного часа обсуждение всех упражнений, какое было самым сложным и самым легким. Почему? Для чего были проведены все упражнения.
Домашнее задание: придумать какую-то традицию для класса, герб и гимн.
Задание 3. Просмотрите фрагмент урока по ссылке https://youtu.be/pkzzI7ClK-8. Эпизоды 1-3 квалифицируйте на предмет того, являются ли они учебными ситуациями? (эпизод 1 – классификация фигур, эпизод 2 – подойдет ли распашонка ученице 2 класса, эпизод 3 – сравнение фигур).
Придумайте конкретно-практическую задачу на освоение нового способа действия (измерение площади с помощью мерки). Сравните свой вариант конкретно-практической задачи с вариантом учителя, просмотрев фрагмент урока по ссылке Просмотрите фрагмент урока с 03:30 по 07:00 по ссылке https://youtu.be/88FmfUoMac0
Ознакомившись с фрагментом урока, мы определили, что только в эпизоде 2,3 есть учебные ситуации так, как в эпизоде №2 ученики дают конкретное определение и способ рак можно сравнить фигуры, путем аналогии с распашонкой, а в эпизоде №3 ученики уже могут полноценно определить валидность способов их оценки.
Можно предложить способ измерения с помощью прозрачной пленки с клетчатой разметкой.
Задание 4. По уточненным характеристикам учеников 3 класса предположите характер затруднений отдельных учеников. Сформулируйте рекомендации учителю, содержащие вероятные эффективные приемы учительской работы с этими учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
Полученные результаты:
1. Полина. По характеристике старательная ученица, не испытывает проблем с мотивацией к обучению, она проявляет учебную активность. Отмечается рассеянность, неуверенность во время ответа у доски.
Рассеянность проявляется в том, что она может неверно понять или прочитать задание, ответить неверно, связано это с тем, что она «витает в облаках», «мечтает» - по словам психолога. К сожалению, неизвестно, связано ли это стремление оторваться от реального мира с проблемами в семье или имеется какая-то иная причина, так как момент с родителями ранее не прорабатывался. У доски не всегда отвечает неуверенно, может спокойно записать свой ответ, если уверена в нем. На уроке проявляет довольно высокую активность, если тема и задания ей интересны, но обижается и перестает участвовать в работе, если ее не спрашивать. В таком случае
демонстративно ложится на парту и перестает отвечать, даже если выполнила задание и знает ответ. С одноклассниками она обычно не общается, если они сами к ней не подходят, держится немного отстраненно.
Рекомендации:
Можно предположить, что такая реакция характерна для ребенка со страхом ошибки, быть отверженной.
Можно в таком случае предложить ребенку во время ответа у доски проговаривать весь ход решения про себя или вслух.
А чтобы приобщить ее к коллективу ее потихоньку нужно включать в групповые или парные работы.
2. Вова. По характеристике способный ученик, но испытывает проблемы с мотивацией к обучению, не проявляет учебную активность, нарушает дисциплину во время урока, общаясь с другими учениками.
Отношение у Вовы к школе скорее отрицательное, чем положительное. По ощущениям кажется, что он не рад находиться в школе. В школу он приходит скорее играть, чем учиться. По возрастным критериям его поступки и отношение к школе скорее как у 6-7 летнего ребенка, чем как у 8-9 летнего. Он лишь недавно перевелся в эту школу. В связи с этим он пытается найти свою нишу в классе, занимает роль то ли скрытого, то ли активного лидера (пока сложно определить). С одноклассниками он общается хорошо, но любит поболтать с ними на уроке, отвлечь других учеников, иногда дерется. Часто поступает так, что подзуживает кого-нибудь что-нибудь сделать, но затем делает вид, что он тут ни при чем, просто рядом стоял. И таким образом получается, что он как бы «заводит» остальных детей и уходит, затем получают остальные, но не он, потому что он тут вроде бы как ни при чем. У него отмечаются проблемы с дикцией, это вызывало не очень хорошую реакцию со стороны одноклассников, он даже стеснялся читать вслух, но после проработки данного момента с психологом, стал увереннее в себе, стал увереннее отвечать на уроках. С учительницей он любит пререкаться, часто ее не слушает. С освоением учебной программы у него проблем нет, это дается ему в принципе легко, но может допускать ошибки, так как отвлекается на болтовню и посторонние дела на уроке. Можно также отметить, что копирует поведение родителей, дома при нем явно ведутся разговоры взрослых и он может себе позволить выражения по типу поведения взрослых. Например, о своих правах, о том, что его снимать нельзя, а он будет кого-то снимать, так как это документальное подтверждение. Немного избалован родителями.
Рекомендации:
Можно предположить, что такое поведение как симптом гиперопеки одного из родителей, при этом со стороны второго было отсутствие постоянного внимания. Учителю нужно пресекать возможность пререкания путем дополнительной загрузки ребенка. Возможно нужно давать задания сложнее и поощрять их успешное выполнение. В групповой работе дать возможность проявить себя лидером.
3. Миша.
Миша имеет очень большой потенциал. Очень способный ученик, который хорошо усваивает учебный материал, старательно выполняет задания, активно участвует в работе, отвечает на уроке. Но он часто торопится, может ответить, не подумав. Он довольно рассеян, так как может прослушать или не понять задание. У него проблемы в семье: развод родителей и ребенок никому из них не нужен. Он живет неделю то у одного из родителей, то у второго. Родители совсем им не занимаются, используют его лишь в своих спорах. В школу приходит и уходит он самостоятельно, так как его никто не довозит до школы. Часто опаздывает. Видимо ложится поздно и совсем не высыпается, потому что часто в прямом смысле спит на первом уроке. Младших братьев или сестер нет. В жизни использует позицию жертвы, закрываясь от всего мира. Так проявляется его защитная реакция. Замкнут и так сказать «затюкан». Но с одноклассниками он общается неплохо, его принимают в классе, не обижают. Учитель относится к нему не очень хорошо согласно нашим наблюдениям, совсем не принимая во внимание сложную ситуацию в семье. Но учителя Миша слушается, старается успевать и выполнять задания.
Рекомендации: предположительно причинами рассеянности является тоже страх ошибиться и быть отверженным. Для более успешной работы нужно научить ребенка заниматься самопроверкой и проговаривать про сея ход решения. Для более успешного усвоения материала и возможно приобретения новых друзей лучше оставлять на дополнительные занятия после школы.
4. Нурэл. По характеристике способный ученик, не испытывает проблем с мотивацией к обучению, проявляет учебную активность, но нарушает дисциплину во время урока. Наблюдается невнимательность и гиперреактивность.
Нурэл часто торопится, сначала отвечает, а потом уже думает. Отвечает, не подумав или невнимательно прочитав задание. Но отвечать на уроке любит, проявляет активность на уроке. Материал в принципе усваивает неплохо, но допускает ошибки в решениях при выполнении заданий, так как торопится или отвлекается. Отношение у него к школе такое, что он скорее приходит в школу поиграть, чем учиться. Позиция скорее 6-7 летнего, чем 8-9 летнего. Если на его нарушение дисциплины отреагировать криком или замечанием, то на некоторое время начинает вести себя тихо, так как обидчив. Также помогает разговор с родителями, и скорее с отцом, так как семья мусульманская. Семья у него очень хорошая. Если отец разговаривает с сыном и объясняет ему, что он себя неправильно ведет, то Нурэл на очень длительное время успокаивается и начинает вести себя хорошо. Гиперактивность проявляется в том, что он не может усидеть на месте, вертится, крутится, разговаривает с остальными, выбегает к доске, когда отвечает, прямо подпрыгивает, когда хочет ответить. Диагноза нет, скорее ребенок просто очень активный.
Рекомендации:
По описанию очень напоминает СДВГ.
Лучше держать гиперактивного ребенка в поле зрения, посадить его на одной из первых парт, не кричать на ребенка, лучше всего программу объяснить схематично. Его повороты, любые попытки отвлечься пресекать тактильными способами.
У ребенка нужно убрать все лишнее с парты, потому что не относящиеся к уроку предметы будут только отвлекать его.
Основная цель коррекции педагогом — помочь ребёнку организовать свое внимание и деятельность. Так как такой ребенок дольше «включается» в задание, чем сверстники, и не может быстро сконцентрироваться, привлеките его внимание в начале работы — можно назвать его по имени и конкретно сформулировать, что ему нужно делать.
5. Алихон- на протяжении всего урока крутился на стуле и залазил на стол, однако следил за процессом и помогал своей группе, пел на уроке. На других уроках также проявляет свою активность. Задатки хорошего ученика у него имеются, однако он не особо старается их развивать дальше. Скорее всего его семья – мусульмане, поэтому разговаривать нужно с отцом, а не с матерью, т.к. отец больше для него авторитет.
Рекомендации:
По описанию тоже похоже на СДВГ. Лучше держать гиперактивного ребенка в поле зрения, посадить его на одной из первых парт, не кричать на ребенка, лучше всего программу объяснить схематично. Его повороты, любые попытки отвлечься пресекать тактильными способами. Чтобы развивать его задатки хорошего ученика можно дополнительными занятиями после урока в более спокойной обстановке с меньшим кол-вом учеников. Возможно стоит поговорить с родителями о воспитании ребенка и совместно позаниматься.
6. Бекбол- абсолютно не учится, безразличен к тому, что идёт урок, не слушает, подкидывает тетрадь и другие принадлежности, разговаривает сам с собой, шутит (спрашивает учителя «а где я вообще?»), лежит на парте, сидит с закрытыми гласами во время урока, в групповой работе никак не участвует, только бормотал себе под нос, отвлекал других этим. Однако на уроках русского языка прослеживается интерес, по крайней мере, наличие хорошего почерка и ориентирование в правилах. На данном предмете явно улучшаются оценки. Возможно его поведение 6-7 летнего ребенка (необходима диагностика)
Рекомендации: возможные причины- не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление.
Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.
Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.
Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.
Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.
7. Милослава - скромная и тихая, внимательно слушала учителя, но стеснялась отвечать. Проблемы в учебе однозначно присутствуют. Спрашивая ее, такое ощущение, будто она тебя не слышит, либо не понимает, что от нее требуется. По полученным данным, можно утверждать, что девочку в семье не замечают. У нее присутствует и
педагогическая, и семейная упущенность. Возможно наличие отклонений, но без ПМПК (на которое не хотят вести Милославу родители) это невозможно утверждать.
Рекомендации:
Возможные причины подобного поведения: проявление следствия гиперопеки, недостаток общения со сверстниками, страх неудачи и жесткая критика со стороны родителей или сверстников.
Чтобы раскрепостить ребенка нужно чаще задавать вопросы при этом всегда надо дождаться его реакции и только, исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа). Можно предложить отвечать периодически письменно. Нужно медленно вовлекать в работу с коллективом в игровой форме, давая возможность пассивной роли в игре.
8. Андрей – хулиганит для привлечения внимания к себе, болтает и отвлекается, встаёт с места, чтобы посмотреть на доску, хотя сидит на 1-ой парте, любит выкрикивать, поворачивался назад постоянно, в командной работе перекладывает обязанности на одноклассников (сначала выдвинулся в капитаны, а когда пришло время отвечать, сказал, что капитан Диля). Проблемы в усвоении материала есть, нужно на это обратить внимание. Из класса хорошо общается с Вовой и Нурэлом. На