Файл: Фендеральное агентство по образованию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


XII, 74. От повторения тех грешных деяний эти малопонимающее претерпевают страдания в этом мире в различных рождениях

XII, 76.и разнообразные муки, пожирание воронами и совами, жар раскаленного песка и труднопереносимое кипячение в сосудах,

XII, 77. и рождения в презренных утробах, постоянно связанный со страданием, и муки холода и жары, и страха разного рода,

XII, 78. неоднократное пребывание в виде зародыша и трудное рождение, тяжелые оковы и рабство,

XII, 79. и разлуку с родными и друзьями, и сообщество со злодея­ми, приобретение имущества и (его) утерю, приобретение друзей и недругов,

XII, 80. неизлечимую страсть и страдания из-за болезней, и разно­образные скорби и непреоборимую смерть.

____________________________

Получение - в виде дара или находки.

Лунное покаяние - Месячное покаяние, в течение которого количество принимаемой пищи менялось в зависимости от фаз луны. В этом стихе речь идет только о религиозном искуплении греха, наказание и со стороны государства считается само собой разумеющимся.

Кто нанимается - наемный работник.

Дхарма - Увещанием.

Порядок варн - Два — с брахмана, три — с кшатрия, четыре — с вайшия, пять — с шудры.

Пана — единица веса (9,76 г) и медная монета того же веса.

Человек низший - Неприкасаемый или, возможно, шудра.

Средства - земледелие, скотоводство и торговля.

Чандалы и швапачи — названия двух каст париев; положение других каст париев было сходным.

Гуру — наставник и воспитатель, духовный отец.

(Законы Ману/Перевод А. А. Вигасина. М.,1960. С. 218—220.)
АРТХАШАСТРА

Артхашастра, или «Наука политики», представляет собой по­литико-экономический трактат, содержащий ценнейшие сведения о государственном, экономическом и политическом устройстве древней Индии.

Согласно индийской традиции, Артхашастра приписывается брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), мудрому советнику царя Чандрагупты Маурья.

Однако на основании данных современной исторической науки, Артхашастра оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая то, что было создано до нее древними мыслителями Индии. Она, по всей вероятности, отражает переходный период, т. е. период разложения рабовладельческого строя и складывания феодальных отношений.


II, 6. Установление прихода собирателем дохода

Главный собиратель дохода должен иметь в своем ведении (доходы, доставляемые) крепостями, страной, рудниками, оросительными сооружениями, лесами, пастбищами и торговыми путями. (Доходы, доставленные) крепостью, суть: пошлины, взыскания, поборы, взимаемые с мер и весов, (доходы, поступающие от) градоначальников, надзирателей за чеканкой (монеты), надзирателей за печатью, с напитков, боен, ниточных изделий, с растительного масла и топленого масла, с сахара, от золотых дел мастеров, от рынка, от публичных женщин, игроков, построек, цехов ремесленников и мастеровых, от надзирателей за божествами и поступ­ления от ворот и от пришельцев.

(Доходы, доставляемые) страной, суть: доходы, которые дают пашня, доля (царя), жертвоприношения, налоги, торговля, охрана рек, переправы, суда, торговые местечки, луга, дороги, стража и уголовная стража.

(Доходы, доставляемые) рудниками, суть: золото, серебро, алмазы, драгоценные камни, жемчуг, кораллы, перламутр, металлы, соль и дру­гие ископаемые, добываемые в земле, в горах и в (горных) потоках.

Дата состоит из года царствования, месяца, полумесяца и дня. Тре­тий и седьмой полумесяцы (всех трех времен года) дождливого, зимнего и жаркого меньше на один день, остальные полные. Особо —дополнитель­ный месяц. Таково (деление) времени.

Так должен производить сбор (собиратель дохода). Он должен показать увеличение дохода и снижение расхода, и, будучи рассудительным, должен он устранять обратное (положение вещей).

Так в Артхашастре Каутильи гласит шестая глава «Установление прихода собирателем дохода» во втором отделе «Обязанности надзирате­лей». От начала двадцать седьмая глава.

II, 16. Надзиратель за торговлей

Надзиратель за торговлей должен иметь точные сведения о различных товарах, являющихся продуктами суши или моря, поступающих по сухим или водным путям; он должен знать различие цен у более и менее ценных товаров, а также их большую или меньшую ходкость. Равным образом он должен знать, в какое время (товары) следует пускать в обращение, накапливать, закупать и продавать.

Товар, имеющийся в избытке, (надзиратель за торговлей) должен придерживать в одном месте и повышать цену. В том случае, если (эта повышенная) цена станет (впоследствии) нормальной, то (надзиратель за торговлей) должен установить другую цену.



Для царских товаров местного происхождения (надзиратель за тор­говлей) должен установить единую форму продажи, а для товаров ино­земного происхождения — различные формы продажи. (Товары) обоих видов надлежит пускать в продажу с пользой для подданных. Следует избегать такой прибыли, которая, хотя бы и была значительной, прино­сит вред подданным. Не следует допускать ограничений в отношении времени (продажи) товаров первой необходимости. Равным образом не следует допускать вредного явления, заключающегося в чрезмерном накоплении таких товаров.

Торговцы могут продавать царские товары в разных местах по установленной цене. (Если при продаже получится) убыток, то (торговцы) обязаны платить возмещение, равное сумме убытка.

Лица, ведающие товарами, должны складывать деньги (вырученные от продажи) в деревянную коробку, имеющую один затвор с отверстием. В 8-й части дня они должны отдавать (выручку) надзирателю за торгов­лей, говоря: «столько-то продано, столько-то осталось». Они должны также сдавать орудия меры и веса.

Так в Артхашастре Каутильи гласит шестнадцатая глава «Надзи­ратель за торговлей» во втором отделе «Обязанности надзирателей». От начала тридцать седьмая глава.

II, 23. Надзиратель за прядильным делом

Надзиратель за прядильным делом должен заботиться о том, чтобы доспехи, одежды и веревки, изготовляемые из нитей, выделывались спе­циалистами (этого дела). Он должен принимать меры к тому, чтобы нити из шерсти, рогожи, хлопка от хлопкового дерева и льна прялись вдовами, калеками, девоч­ками, монахинями, женщинами, отрабатывающими штраф, содержатель­ницами гетер, старыми царскими рабынями и храмовыми служительни­цами, прекратившими службу в храмах.

Оплату за труд он должен определять после того, как проверит, яв­ляется ли нить тонкой, грубой или средней, а также и большее или меньшее количество. Узнав количество спряденных нитей, (он) может вознаграж­дать (прядильщиц) натираниями из масла и миробалана. В дни фаз луны следует побуждать (прядильщиц) к работе путем подарков и оказания почестей. При сокращении количества пряжи уменьшается плата в соот­ветствии с качеством материала.

(Надзиратель за прядильным делом) может производить (ткацкую) работу также при помощи специальных мастеров с учетом размеров ра­боты, времени, оплаты за труд и получаемой выгоды. Он должен иметь близкое соприкосновение (с работающими, чтобы следить за ними).


(Надзиратель за прядильным делом), направляя работы по изготовлению холщовых тканей, дукула, шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей, должен поощрять (работников) подарками в виде венков и благо­воний или же иными видами внимания. Он должен заботиться о выпуске одежд, одеял и покрывал в разных видах.

Так в Артхашастре Каутильи гласит двадцать третья глава «Надзиратель за прядильным делом» во втором отделе «Обязанности надзирателей». От начала сорок четвертая глава.

(Артхашастра или Наука политики / Пер. с санскрита В. И. Кальянов, М.- Л., 1959.)