ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 8. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие и виды маркетинговых исследований
2. Направления маркетинговых исследований региона
3. Методы сбора и анализа данных в региональном маркетинге
4. Организация маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования -
-
систематический сбор, анализ и отображение данных по разным аспектам маркетинговой деятельности -
функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга -
связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности -
снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды
Маркетинговые исследования и исследования рынка
-
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможные пути его улучшения, но это только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований -
Понятие «маркетинговые исследования» шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом
Маркетинговые исследования
-
осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений -
прогнозные оценки используются при разработке целей и стратегий развития территории в целом, а также маркетинговой стратегии города или региона
Виды маркетинговых исследований
-
По способу проведения исследования – кабинетные и полевые -
По цели исследования – поисковые, описательные и аналитические -
По характеру собираемой информации – количественные и качественные
1. По способу проведения исследования:
Кабинетные исследования базируются на изучении вторичной информации
Полевые – предполагают сбор и оценку первичной маркетинговой информации с помощью опросов, наблюдений и экспериментов
По цели исследования:
Поисковые – с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвижения гипотез. Поиск идей и информации, помогающей как можно глубже понять проблему. Помогают при разбивке проблем на задачи, обоснования приоритетных направлений дальнейших исследований.
Описательные – дают описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований осуществляется поиск ответов на вопросы типа: что, где, когда, как, кто? Но не отвечают на вопрос почему? Ответы на подобного рода вопросы получаются путем осуществления аналитических исследований.
Аналитические – проводятся для проверки гипотез о причинно-следственных связях. Помогают понять, какие переменные являются причиной, а какие –следствием; определить природу и силу связей между переменными.
! Не всегда можно провести между ними четкую границу; можно рассматривать их как звенья единого процесса
Качественные МИ
позволяют получить подробные данные о потребительском поведении, глубинных мотивах, установках и взглядах небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно, т.к. в сценариях, в основном, используются открытые вопросы
в результате использования таких методов можно описать качественные тенденции потребительского поведения и выделить группы признаков.
По характеру собираемой информации:
Качественные исследования незаменимы при выявлении ассоциативных полей, изучении образа территории, разработке новых товаров или услуг, оценке рекламных кампаний, а также при решении других «глубинных» задач (фокус группы, глубинные интервью)
Количественные исследования
В основном структурированные вопросы закрытого типа, на которые отвечает большое количество респондентов.
Это инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы.
В основе методик лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей (уличные интервью, интервью по месту жительства и на рабочем месте, телефонные опросы)
Основные статистические методы
1) статистическое наблюдение, сплошное (редко) или выборочное.
2) сводка и группировка первичных данных. На теории группировок базируются принципы сегментации рынка по комплексу социально-демографических, экономических, психографических и др. признаков;
3) дескриптивный анализ (с использованием таких мер, как средняя, мода, среднее квадратическое отклонение, дисперсия и др.;
4) выводной анализ. Используется для сравнения результатов исследования двух групп (или рыночных сегментов), для определения различий между ними;
5) анализ связей - определение зависимости между двумя и более переменными с использованием методов дисперсионного, корреляционно-регрессионного и многомерного анализа. Они могут быть использованы для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежит множество взаимосвязанных переменных, например, зависимость объема продаж от качества товара, цены на него, уровня жизни населения и т.д.;
6) прогнозный анализ, определяющий развитие рынка в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей
Вопрос 2 Направления маркетинговых исследований региона
Выделяют следующие направления исследований региона
-
Исследование внешней среды региона -
Исследование имиджа региона -
Исследование региональных рынков. Прогнозирование и измерение спроса -
Исследование потребителей региона -
Изучение новых продуктов и услуг -
Изучение цен -
Исследование рекламной деятельности -
Изучение конкурентов, конкурентных преимуществ региона
Исследование внешней среды
Различают причуды, тенденции и мегатенденции
Причуды непредсказуемы, существуют недолго и не имеют социального, экономического или политического значения. Успех определяется прежде всего удачей
Тенденция - относительно долго существующее направление развития или последовательность событий
Мегатенденции – медленно развивающиеся крупные социальные, экономические политические и технологические изменения, которые оформившись в течение длительного времени (7-10 лет) оказывают влияние на человечество
Примеры мегатенденций
-
Возрождение искусств -
Глобализация стиля жизни и культурный национализм -
Эпоха женского лидерства -
Освобождение от мужских стереотипов -
Век биологии -
Возрождение религии -
Приключение твоей мечты
PwC выделяет пять основных глобальных мегатенденций:
-
технологические прорывы -
перераспределение сил в глобальной экономике -
изменение климата и дефицит ресурсов -
демографические изменения -
ускоренная урбанизация
Исследование конкурентоспособности и имиджа территории
Существует тест на дружелюбное отношение к посетителям (Ф. Котлер). За каждый положительный ответ присваивается 10 очков
1. Снабжены ли основные пункты прибытия в Ваш город информационными центрами для посетителей или дают ли они указания, облегчающие поиск такой информации?
2. Предоставляется ли в пунктах прибытия полный спектр информационных услуг для посетителей (размещение в гостиницах, список событий, визуальные материалы о достопримечательностях, специализированная информация для пожилых, путешествующих всей семьей)?
3. Проходят ли люди, имеющие отношение к обслуживанию посетителей какое-либо официальное обучение и существует ли система контроля качества их работы с посетителями?
4. Оборудованы ли гостиницы внутренними телевизионными каналами, информирующими о событиях, достопримечательностях, ресторанах и вариантах времяпровождения?
7. Удовлетворяет ли индустрия гостеприимства данного места потребностям иностранных посетителей (знание языков, указатели и вывески, особые интересы, меню)?
8. Существует ли достаточный набор вариантов размещения разного класса для удовлетворения реальных или ожидаемых потребностей посетителей?
9. Можно ли легко и за разумные деньги добраться до интересующих объектов, достопримечательностей и других важных мест?
10. Проявляет ли место гостеприимство по отношению к посетителям и удовлетворяет ли их потребности (часы работы, прием кредитных карт, язык, общественное обслуживание, парковки и т.п.)?
Исследование территориальных рынков
Рыночный спрос на товар - это количество товара, которое может быть приобретено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный отрезок времени, в одной и той же рыночной среде.
Выделяют деловой и потребительский рынки.
Исследование территориальных рынков
Деловой рынок образуют компании, приобретающие товары и услуги, используемые в производстве продукции, которая затем продается, сдается в аренду, поставляется другим потребителям.
Характеристики:
-
Меньшее число покупателей. -
Крупные покупатели -
Тесные отношения продавца и потребителя. Профессионализм агентов по закупкам -
Географическая локализация (и концентрация) покупателей -
Производный характер спроса. Потребность в деловой продукции в конечном итоге определяется спросом на товары широкого потребления.
Вопросник для оценки рыночных тенденций
Какова общая емкость рынка в физическом и денежном выражении?
-
Какова емкость отдельных рыночных сегментов? -
Какова рыночная доля на общем рынке и на отдельных рыночных сегментах? -
Какие тенденции изменения рынка и рыночных сегментов? (рост, стагнация, спад?) -
Имеют ли продажи сезонную структуру? -
Каковы товары (услуги)-заменители, выполняющие ту же функцию? -
Каковы главные нововведения у потребителей, которые могут изменить их отношение к данному товару?
Изучение потребителей территории
Выявляются факторы, определяющие оценки и поведение потребителей, анализируются намерения и мотивация потребителей
-
поведение потребителей на рынке определяется их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований