Файл: Лекция Введение в курс Маркетинг территорий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Лекция 8. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие и виды маркетинговых исследований

2. Направления маркетинговых исследований региона

3. Методы сбора и анализа данных в региональном маркетинге

4. Организация маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования -

  • систематический сбор, анализ и отображение данных по разным аспектам маркетинговой деятельности

  • функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга

  • связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности

  • снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды

Маркетинговые исследования и исследования рынка

  • Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможные пути его улучшения, но это только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований

  • Понятие «маркетинговые исследования» шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом

Маркетинговые исследования

  • осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений

  • прогнозные оценки используются при разработке целей и стратегий развития территории в целом, а также маркетинговой стратегии города или региона

Виды маркетинговых исследований

  1. По способу проведения исследования – кабинетные и полевые

  2. По цели исследования – поисковые, описательные и аналитические

  3. По характеру собираемой информации – количественные и качественные

1. По способу проведения исследования:


Кабинетные исследования базируются на изучении вторичной информации

Полевые – предполагают сбор и оценку первичной маркетинговой информации с помощью опросов, наблюдений и экспериментов

По цели исследования:

Поисковые – с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвижения гипотез. Поиск идей и информации, помогающей как можно глубже понять проблему. Помогают при разбивке проблем на задачи, обоснования приоритетных направлений дальнейших исследований.

Описательные – дают описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований осуществляется поиск ответов на вопросы типа: что, где, когда, как, кто? Но не отвечают на вопрос почему? Ответы на подобного рода вопросы получаются путем осуществления аналитических исследований.

Аналитические – проводятся для проверки гипотез о причинно-следственных связях. Помогают понять, какие переменные являются причиной, а какие –следствием; определить природу и силу связей между переменными.

! Не всегда можно провести между ними четкую границу; можно рассматривать их как звенья единого процесса

Качественные МИ

позволяют получить подробные данные о потребительском поведении, глубинных мотивах, установках и взглядах небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно, т.к. в сценариях, в основном, используются открытые вопросы

в результате использования таких методов можно описать качественные тенденции потребительского поведения и выделить группы признаков.


По характеру собираемой информации:
Качественные исследования незаменимы при выявлении ассоциативных полей, изучении образа территории, разработке новых товаров или услуг, оценке рекламных кампаний, а также при решении других «глубинных» задач (фокус группы, глубинные интервью)


Количественные исследования


В основном структурированные вопросы закрытого типа, на которые отвечает большое количество респондентов.

Это инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы.

В основе методик лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей (уличные интервью, интервью по месту жительства и на рабочем месте, телефонные опросы)


Основные статистические методы

1) статистическое наблюдение, сплошное (редко) или выборочное.

2) сводка и группировка первичных данных. На теории группировок базируются принципы сегментации рынка по комплексу социально-демографических, экономических, психографических и др. признаков;

3) дескриптивный анализ (с использованием таких мер, как средняя, мода, среднее квадратическое отклонение, дисперсия и др.;

4) выводной анализ. Используется для сравнения результатов исследования двух групп (или рыночных сегментов), для определения различий между ними;

5) анализ связей - определение зависимости между двумя и более переменными с использованием методов дисперсионного, корреляционно-регрессионного и многомерного анализа. Они могут быть использованы для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежит множество взаимосвязанных переменных, например, зависимость объема продаж от качества товара, цены на него, уровня жизни населения и т.д.;

6) прогнозный анализ, определяющий развитие рынка в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей

Вопрос 2 Направления маркетинговых исследований региона

Выделяют следующие направления исследований региона

  1. Исследование внешней среды региона

  2. Исследование имиджа региона

  3. Исследование региональных рынков. Прогнозирование и измерение спроса

  4. Исследование потребителей региона

  5. Изучение новых продуктов и услуг

  6. Изучение цен

  7. Исследование рекламной деятельности

  8. Изучение конкурентов, конкурентных преимуществ региона


Исследование внешней среды

Различают причуды, тенденции и мегатенденции

Причуды непредсказуемы, существуют недолго и не имеют социального, экономического или политического значения. Успех определяется прежде всего удачей

Тенденция - относительно долго существующее направление развития или последовательность событий

Мегатенденции – медленно развивающиеся крупные социальные, экономические политические и технологические изменения, которые оформившись в течение длительного времени (7-10 лет) оказывают влияние на человечество

Примеры мегатенденций

  • Возрождение искусств

  • Глобализация стиля жизни и культурный национализм

  • Эпоха женского лидерства

  • Освобождение от мужских стереотипов

  • Век биологии

  • Возрождение религии

  • Приключение твоей мечты

PwC выделяет пять основных глобальных мегатенденций:

  • технологические прорывы

  • перераспределение сил в глобальной экономике

  • изменение климата и дефицит ресурсов

  • демографические изменения

  • ускоренная урбанизация


Исследование конкурентоспособности и имиджа территории

Существует тест на дружелюбное отношение к посетителям (Ф. Котлер). За каждый положительный ответ присваивается 10 очков
1. Снабжены ли основные пункты прибытия в Ваш город информационными центрами для посетителей или дают ли они указания, облегчающие поиск такой информации?

2. Предоставляется ли в пунктах прибытия полный спектр информационных услуг для посетителей (размещение в гостиницах, список событий, визуальные материалы о достопримечательностях, специализированная информация для пожилых, путешествующих всей семьей)?

3. Проходят ли люди, имеющие отношение к обслуживанию посетителей какое-либо официальное обучение и существует ли система контроля качества их работы с посетителями?

4. Оборудованы ли гостиницы внутренними телевизионными каналами, информирующими о событиях, достопримечательностях, ресторанах и вариантах времяпровождения?

7. Удовлетворяет ли индустрия гостеприимства данного места потребностям иностранных посетителей (знание языков, указатели и вывески, особые интересы, меню)?

8. Существует ли достаточный набор вариантов размещения разного класса для удовлетворения реальных или ожидаемых потребностей посетителей?


9. Можно ли легко и за разумные деньги добраться до интересующих объектов, достопримечательностей и других важных мест?

10. Проявляет ли место гостеприимство по отношению к посетителям и удовлетворяет ли их потребности (часы работы, прием кредитных карт, язык, общественное обслуживание, парковки и т.п.)?


Исследование территориальных рынков


Рыночный спрос на товар - это количество товара, которое может быть приобретено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный отрезок времени, в одной и той же рыночной среде.

Выделяют деловой и потребительский рынки.


Исследование территориальных рынков


Деловой рынок образуют компании, приобретающие товары и услуги, используемые в производстве продукции, которая затем продается, сдается в аренду, поставляется другим потребителям.

Характеристики:

  • Меньшее число покупателей.

  • Крупные покупатели

  • Тесные отношения продавца и потребителя. Профессионализм агентов по закупкам

  • Географическая локализация (и концентрация) покупателей

  • Производный характер спроса. Потребность в деловой продукции в конечном итоге определяется спросом на товары широкого потребления.

Вопросник для оценки рыночных тенденций
Какова общая емкость рынка в физическом и денежном выражении?

  • Какова емкость отдельных рыночных сегментов?

  • Какова рыночная доля на общем рынке и на отдельных рыночных сегментах?

  • Какие тенденции изменения рынка и рыночных сегментов? (рост, стагнация, спад?)

  • Имеют ли продажи сезонную структуру?

  • Каковы товары (услуги)-заменители, выполняющие ту же функцию?

  • Каковы главные нововведения у потребителей, которые могут изменить их отношение к данному товару?


Изучение потребителей территории
Выявляются факторы, определяющие оценки и поведение потребителей, анализируются намерения и мотивация потребителей

  1. поведение потребителей на рынке определяется их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований