Файл: Шифрин Л.С. Использование картосличительной приставки Пальма в судовождении [практическое пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в описанном выше эксперименте измеря­

лась и систематическая ошибка. Для этой цели на берегу были уста­

новлены теодолиты, которые засекали положение судна в моменты производства обсерваций на блоке «Пальма».

В результате этих измерений систематическая ошибка достигла 100 с лишним метров, т. е. значительно превышала случайную ошибку.

Причина систематической ошибки нами уже разобрана. Следует лишь заметить, что пути уменьшения систематических ошибок лежат

в радиолокационном излучении побережья.

Опыт плавания показывает, что в местах, где обрывистые, высо­ кие и изрезанные берега, например, в фиордах, место судна опре­ деляется с точностью до 0,2—0,3 каб. Там, где берега низменные,, ровные, место определяется с точностью 1—2 каб.

Наконец, там, где берега не имеют приметных точек, местополо­ жение судна с помощью блока «Пальма» вообще определить невоз­ можно, можно лишь определить одну линию положения — расстоя­

ние, на котором находится судно от берега.

Некоторое влияние на точность определения места оказывает

качка судна. Прежде всего при качке картина радиолокационного

изображения становится расплывчатой на острых и тупых курсовых углах. Это происходит потому, что во время качки непрерывно изме­

няется курсовой угол на объект, находящийся на. остром или тупом курсовом угле. Специальные исследования этого вопроса 1 показы­

вают, что на траверзных курсовых углах искажение направлений равно нулю, и поэтому качка не будет оказывать практически ника­ кого влияния на вид радиолокационной картины на траверзных кур­ совых углах.

Следовательно, для получения точных обсерваций во время качки необходимо совмещение карты с радиолокационной картиной про­ изводить не по всем береговым объектам, а только по тем, которые

находятся на траверзных курсовых углах.

Глава 5

ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОКА «ПАЛЬМА» ДЛЯ СУДОВОЖДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Изложенный в предыдущих главах материал позволяет перейти к рассмотрению основ использования блока «Пальма» в различных

условиях плавания.

1 См. «Морской флот» № 4, 1958, И. В. Ю х о в,

Об ошибках радиолокацион­

ных наблюдений при качке судна.

 

4 л. с. Шифрин

49


ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ БЛОКА «ПАЛЬМА»

Так же как при обеспечении плавания в узкости обычными сред­ ствами, подготовка к обеспечению плавания в прибрежном районе и в узкости с помощью блока «Пальма» имеет весьма существенное значение.

Как известно, сложность судовождения в стесненных условиях

определяется прежде всего тем, что небольшие отклонения корабля

•от безопасного пути становятся соизмеримыми с погрешностями как глазомерных, так и инструментальных наблюдений, а также не­

достатком времени для прокладки результатов наблюдений на

карту.

Блок «Пальма» дает возможность непрерывного знания своего места, освобождает судоводителя от необходимости производить пеленгования или измерения углов, дистанций и прокладки изме­ ренных величин на карте. Однако чтобы полноценно обеспечить су­ довождение в узкости с помощью блока «Пальма», необходимо про­ вести соответствующую подготовительную работу.

Готовясь к плаванию в узкости, судоводитель должен тщательно изучить район плавания по всем имеющимся в его распоряжении

пособиям, откорректировать все

пособия, проверить исправность

всех приборов и их поправки,

тщательно проработать марш­

рут и т. д.

 

В целях подготовки к проводке судна по блоку «Пальма» не­

обходимо:

1)изучить побережье в радиолокационном отношении;

2)подготовить рабочие карты под блок «Пальма»;

3)проработать маршрут перехода (составить предварительную

прокладку на картах).

Разберем каждое мероприятие более подробно.

Для совмещения радиолокационного изображения с картой не­

обходимо прочесть это радиолокационное изображение, опознать,

что на нем изображено. Умение читать радиолокационное изобра­

жение приходит с опытом. Основным вопросом в данном случае

является характер берегов. Высокие обрывистые и изрезанные бе­

рега дают четкое изображение, которое точно совмещается' с кар­

той. И наоборот, низкие и малоизрезанные берега дают нечеткую

картину изображения, искаженную в ряде мест, и совместить та­ кое изображение с картой очень трудно.

Основным пособием для изучения побережья в радиолокацион­

ном отношении в настоящее время являются карты крупного мас­

штаба, на которых нанесены топографические подробности берега

игоризонтали. Лучше всего использовать, конечно, морские карты меркаторской проекции, на которых изображены все подробности

побережья.

Вслучае, если на судне нет морских карт с топографическими

подробностями побережья, можно пользоваться для изучения по­

бережья топографическими картами.

50


Из-за сложности создания в настоящее время еще нет специаль­

ных пособий, дающих описание побережья в радиолокационном от­ ношении (за исключением отдельных районов, на которые изданы экспериментальные карты, которые тоже не решают этой про­

блемы) .

Дело в том, что картина радиолокационного изображения за­ висит от многих причин: она меняется с изменением высоты антен­ ны радиолокационной станции, длины волны радиолокационной

станции, уровня воды (что очень важно в морях с приливами),,

времени года (покрыты берега снегом или нет), состава пород, сла­

гающих берега, формы и размеров отдельных топографических

подробностей и т. п. и самое главное то, что один и тот же участок,

побережья меняет свое изображение на индикаторе кругового об­ зора при движении судна вдоль побережья. Все это вместе-

взятое и является причиной того, что еще не найдено универ­ сальное решение данной проблемы, не создана еще такая карта:

или пособие, которая давала бы исчерпывающие ответы на всевопросы, связанные с использованием радиолокации для судо­

вождения.

Однако следует сказать, что в создании специальных пособий

для описания всех участков побережья необходимости нет. Там,

где берега крутые и изрезанные, судоводитель сразу без всякого' труда их опознает на экране индикатора кругового обзора и совер­

шенно свободно производит совмещение с картой, даже если он впервые совершает плавание вдоль этого побережья.

Какой вид имеет та или иная топографическая подробность на;

индикаторе кругового обзора радиолокационной станции, описано!

в ряде пособий, и мы на этом не останавливаемся. Следует под­ черкнуть, что судоводитель должен систематически накапливать.-

опыт опознания берегов в радиолокационном отношении в ходе по­ вседневного плавания, сравнивая радиолокационное изображение- с картой, производя зарисовки с экрана (что особенно удобно де­

лать, пользуясь блоком «Пальма») и т. д.

Опытному судоводителю не будет представлять большого тру­ да, анализируя подробную карту с горизонталями, сказать, какое-

изображение появится на экране радиолокационной станции и; ответить на целый ряд вопросов, как-то: где можно получить точ­

ные радиолокационные обсервации, в каком месте радиолокацион­ ные обсервации не получатся и т. п.

Из главы 4 известно, что для определения места по блоку

«Пальма» необходимо прежде всего наметить «блестящие» точки, по которым необходимо производить совмещение. Известно также,

что эти «блестящие» точки изменяют свое местоположение по мере-

передвижения судна.

С геометрической точки зрения наметить «блестящую» точку не

представляет большого труда. Для этого нужно на карте из места

судна произвести к линии берега касательные окружности. Точки

касания и будут «блестящими»

(см. рис. 23). После небольшой

4*

54


тренировки судоводитель быстро научится мысленно определять,

точнее назначать «блестящие» точки, не проводя окружностей.

При рассмотрении вопроса формирования радиолокационного изображения мы исходим из того положения, что каждая точка ли­

нии уреза воды дает отражение на экране. На самом деле это не всегда так. В ряде случаев урез воды вовсе не виден, и на экране мы видим отражение от топографических деталей, лежащих в глу­

бине материка, или же от предметов, лежащих в море вблизи бе­

рега: камней, затонувших судов, льда и пр.

Таким образом, перед судоводителем стоит задача априорно наметить точки, которые дают отражение. Точнее, наметив «бле­

стящие» точки, необходимо определить, будет эта точка давать от­

ражение или нет.

Вопрос о том, дает тот или иной берег отражение — это очень ■сложный вопрос, который пока еще теоретически не решен. Тем не менее можно выделить ряд характерных объектов и берегов, от ко­ торых можно надежно получить радиолокационное отражение. Пе­

речислим их.

1. Отдельно лежащие небольшие скалистые острова, скалы,

резко выступающие мысы, затопленные суда, частично выступаю­ щие на поверхность воды и пр. Вся эта группа носит название

«стественных радиолокационных ориентиров.

2. Плавучие маяки, буи, пассивные и активные радиолокацион­

ные отражатели и др. Эта группа носит название искусственных радиолокационных ориентиров.

Обе эти группы можно отнести к там называемым «точечным

целям».

3.Каменистые обрывистые берега.

Все перечисленные выше объекты дают надежные отражения от

уреза воды на полной дальности прямой видимости радиолокации.

Исследования показывают, что если курс судна проходит

•сравнительно близко от берега, не далее 2—3 миль, то надежные эхо-сигналы от уреза воды получаются и в случае глинистых и пес­

чаных берегов, имеющих обрывистый характер.

При изучении маршрута судоводителю нужно отобранные для

работы на блоке «Пальма» карты поднять в радиолокационном

отношении. Что это значит? Это значит, прежде всего, что на картах нужно каким-то образом подчеркнуть, выделить те учдстки побе­

режья, которые дают надежные отражения.

Рекомендуется следующий прием. Из прозрачного материала (плексигласа или др.) вырезается круг диаметром 160 мм, т. е. диа­ метром, равным рабочему диаметру блока «Пальма». Этот круг

постепенно передвигают вдоль предварительной прокладки таким образом, чтобы центр этого круга находился на линии прокладки.

Тогда судоводитель будет видеть на карте те участки побережья,

от

которых он

должен получить отражение эхо-сигнала. Теперь

в

полученном

круге нужно наметить

«блестящие» точки, как это

описано выше,

и посмотреть, что из

себя представляют эти точки,

.52


можно ли от них ожидать надежного отражения радиоволн. Если

можно ожидать надежное отражение, то линию берега в районе

«блестящей» точки обвести цветным карандашом, лучше всего фио­

летового цвета. Причем, эту линию на карте нужно проводить по берегу, не трогая линии уреза воды.

В целях улучшения просматриваемости карты в подобных блоках

совмещения за границей были попытки использовать карты, напеча­ танные белым цветом на черном фоне, карты, напечатанные флюо-

рисцирующей краской и т. п. Однако, как показал опыт, большого

эффекта в использовании таких карт достигнуто не было, и из-за

дороговизны их производства от них постепенно отказываются. Практически установлено, что берег, поднятый на карте фиоле­

товым цветом, просматривается на блоке «Пальма» сравнительно

лучше, чем на обычной навигационной карте.

Помимо подъема «блестящих» точек, на карте нужно нанести

линии безопасности, устанавливающие предел допустимого расстоя­

ния до берега. Линии безопасности рекомендуется проводить пункти­ ром также фиолетового цвета.

Для определения места нужно иметь минимум две «блестящие» точки. Судоводитель должен убедиться, что на всем пути следования на блоке «Пальма» будут по меньшей мере две «блестящие» точки. Если на некоторых участках в пределах рабочего диаметра нет двух таких точек, то нужно избрать другую карту, более мелкого мас­

штаба.

Вообще, при выборе карты для работы на блоке «Пальма» нужно

руководствоваться следующим положением.

Уже указывалось выше, что судоводителю для полной оценки

радиолокационного изображения и для лучшего опознания берега необходимо иметь карту с топографическими подробностями при­ брежной полосы. Из двух карт предпочтение следует отдать той, на которой больше и точнее нанесены топографические подробности по­

бережья.

Что касается масштаба карты, то следует исходить из того поло­ жения, что чем крупнее масштаб, тем точнее определяется место судна. Поэтому следует пользоваться картой наиболее крупного

масштаба (из имеемых на судне) данного района в рабочем диапа­

зоне масштабов блока «Пальма».

С другой стороны, следует иметь в виду, что, пользуясь картой крупного масштаба, мы сможем определить место с помощью блока «Пальма» только в непосредственной близости от берега.

Рабочий радиус электронно-лучевой трубки равен 80 мм, поэтому на ней может поместиться побережье в следующих расстояниях от центра развертки в зависимости от масштаба:

при масштабе

1:25 000

— 1,1

мили

»

»

1

:

50 000

2,2

»

»

»

1

:

100 000 —

4,3

»

»

»

1

: 200 000 —

8,6

»

»

»

1

: 500 000 — 22,0

»

53