Файл: Уллерих К. Ночи у телескопа путеводитель по звездному небу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
неизбежно должны оставаться гипотезами, так как каждое новое открытие развиваю щейся науки дает новые указания на воз можный вариант происхождения небесных тел. Но чтобы теории были по крайней мере вероятными, а не только лишь умозритель ными, в их основе должны лежать данные наблюдений. Они должны по возможности наилучшим образом объяснять имеющиеся факты и их возникновение на основе физиче ских законов. Чаще всего различные теории ограничиваются объяснением происхожде ния отдельных групп небесных тел (напри мер, космогония Солнечной системы).
Происхождение звезд связывается в на стоящее время с межзвездной материей. Бла годаря уплотнению (концентрации) разре женной материи могут образоваться пред шественники звезд — протозвезды, возника ющие главным образом в группах (ассоциа циях по Амбарцумяну). Частично и выше упомянутые глобулы рассматривают как на чальные ступени образования звезд. Раньше считалось, что развитие идет от красных ги гантов через белые карлики к красным кар ликам, но от этого представления пришлось отказаться.
По вопросу о возрасте мира 1 взгляды то же разделились, но ближе всего к действи тельности представляется величина в интер вале 10—20 миллиардов лет.
1 Под так называемым «возрастом мира» следует понимать время существования доступной нашему наблюдению области Вселенной. — Прим. ред.
226
Происхождение Солнечной системы —
специальный раздел космогонии, который может исходить из относительно хорошо из вестных наблюдательных фактов. Наряду с образованием и свойствами Солнца эти гипо тезы должны объяснить образование и дви жение планет, их расстояния от Солнца, со став и многое другое. Но несмотря на все попытки объяснить это, существенные вопро сы во всех теориях остаются открытыми.
Немецкий философ Кант первый попы тался выдвинуть научную гипотезу. По его мнению, Солнце возникло одновременно с планетами при сжатии облака космической материи.
Французский астроном Лаплас, напротив, придерживался другой точки зрения: веще ство планет отделилось от вращающегося Солнца благодаря центробежной силе. Теория англичанина Джинса преследовала цель объяснить возникновение планет из солнеч ного вещества, предполагая воздействие на Солнце другой звезды: последняя «косну лась» Солнца и потянула за собой часть его вещества в форме сигары, которая затем распалась на отдельные куски — будущие планеты (теория столкновения).
Другие гипотезы были развиты в послед нее время советскими учеными Фесенковым и Шмидтом и американским астрономом Койпером.
В тесной связи с различными попытками объяснить происхождение нашей планетной системы находится вопрос, есть ли кроме Земли обитаемые планеты. Жизнь, как
6' |
227 |
известно, |
неразрывно |
связана |
с гигант |
скими |
молекулами |
белковых |
соедине |
ний. Но последние могут существовать лишь при вполне определенных строго ограничен ных условиях, например при наличии кисло рода, источника энергии, определенных днев ных температур и т. п. Если исходить из этих основных условий существования жиз ни, то можно предполагать, что в нашей пла нетной системе им могут удовлетворить Марс и, быть может, Венера, на всех же других планетах температура для этого ли бо слишком высока, либо слишком низка. Наблюдения говорят о том, что на Марсе, повидимому, существуют низшие формы расти тельной жизни.
Но из современных наблюдений и вычис лений следует, что многочисленные звезды, подобно Солнцу, имеют темных спутников, т. е., вероятно, планеты, которые, правда, не наблюдаются прямо, но существование кото рых доказывается надежно. Число таких систем, как уже сказано, составляет по осто рожным оценкам около 10 миллионов. И бы ло бы удивительно, если бы среди столь боль шого числа подобных Солнцу звезд только наше Солнце имело планету, пригодную для обитания. При этом живые существа других планетных систем отнюдь не должны быть обязательно похожи на нас 1.
1 По вопросу о жизни во |
Вселенной см. книгу: |
||
И. С. |
Ш к л о в с к и й , Вселенная, |
жизнь, разум, |
|
М., изд-во АН СССР, 1962, а |
также |
М. О в е н д е н, |
|
Жизнь |
во Вселенной, М., «Мир», 1965 |
и Межзвездная |
|
связь, под ред, Камерона, М., |
«Мир», 1965.— Прим, |
||
ред. |
|
|
|
228
Мы живем в такое время, когда челове чество уже приступило к решению многих подобных вопросов; вспомним хотя бы об успехах астронавтики. Отнюдь не недооце нивая трудностей, которые сейчас кажутся непреодолимыми, мы уже видим путь к ре шению многих астрономических проблем. Мы стоим у порога космической эры.
я |
* |
* |
ж |
* |
О Т К Р Ы Т И Е В С Е Л Е Н Н О Й
ПУТЬ К НАУКЕ Знания древних
Астрономия относится к старейшим нау кам; уже в древности люди интересовались событиями на небе. Две основные причины вынуждали их к этому: во-первых, в светилах они видели олицетворение своих божеств, а в движениях небесных тел — выражение во ли этих богов; во-вторых, регулярность дви жения светил была основой счета времени.
Представления о строении Вселенной, ес тественно, были ограничены по причине низ кого уровня развития человеческого об щества. Поэтому не удивительно, что в кар тине мира, созданной греками, Земля имела вид диска, в середине которого находилась их страна (с горой Олимп — местом пребы вания богов), а на краю его располагались известные им тогда страны Средиземно морья. Над этим плоским диском высилась небесная полусфера, к которой золотыми гвоздями были прикреплены звезды.
Греки не были единственным народом, за нимавшимся астрономией. Еще значительно раньше вавилоняне и египтяне, китайцы и
230
майя обладали познаниями, которые и сегод ня заставляют нас удивляться их точности — ведь тогда не было почти никаких инстру ментов. Так, известно, что, например, предвычисление затмений у различных народов производилось уже 3000—4000 лет назад.
Но именно греки своими догадками и на блюдениями придали астрономии тот вид, который она сохранила до позднего средневе ковья. Так, уже Аристотель доказал шарооб разность Земли, Аристарх Самосский считал, что центральное положение в планетной си стеме занимает Солнце, а Гераклит знал, что Земля вращается вокруг своей оси и тем вы зывает видимое суточное вращение небесного свода. Гиппарх посредством наблюдений и вычислений довольно точно определил рас стояние до Луны в 332/з диаметра Луны (точное значение 3 0 ' / з ) , а Эратосфен по на блюдениям Солнца очень точно вычислил окружность Земли. Но особенно важное зна чение имела мысль об общей картине мира, которая получила свою окончательную фор мулировку при Птолемее. Эта геоцентриче ская картина мира (рис. 36), в которой Зем ля опять возвращалась в центр Вселенной, а Солнце со всеми светилами обращалось во круг нее, образовала основу книги «Альма гест» («Великое построение»), в которой Пто лемей систематически изложил астрономи ческие знания своего времени.
Как могли эти неверные представления о строении мира сохраниться в течение многих столетий, несмотря на то что еще значитель но раньше известные греческие философы
231
Рис. 36. Геоцентрическая картина мира Птолемея.
высказывали гипотезы, которые соответство вали действительности?
Прежде всего эта картина мира совпада ла с фактическими наблюдениями; было вид но, что Солнце и Луна движутся над гори зонтом с востока на запад, а то, что это лишь отражает вращение Земли, следует не из наблюдений, а из известных связей явлений и логических рассуждений. Но значительно более важным обстоятельством было то, что господствовавшая в средние века идеология подавляла любое другое представление о по ложении Земли во Вселенной: церковь пре выше всего была заинтересована в том, что бы сохранить схему Птолемея. Только с по мощью идеи о центральном положении Зем ли церковники могли «доказать», что Земля является предпочтительным, «избранным» небесным телом, на котором живут «подобия бога» и папа как «наместник бога на Земле».
232
Наш календарь
Одной из важнейших задач астрономии в древние времена было твердое разделение времени на постоянно равные большие про межутки, отсчитываемые от начала. Ос новой такого календаря могут быть видимые движения. Луны или Солнца. Принятый в настоящее время календарь основан на дви жении Солнца. Так как солнечный год есть промежуток времени между двумя следую щими друг за другом прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, но он ис числяется не целым количеством суток (тро пический год содержит ровно 365 суток, 5 ча сов, 48 минут и 46 секунд, т. е. 365,2422 су ток), то к нему уже давно добавили так на зываемый високосный день, благодаря кото рому начало года происходит в одно и то же время.
С начала нашего летосчисления из-за произвольного введения високосного дня в календаре воцарился невероятный беспо
рядок.
Римский полководец и император Юлий Цезарь поручил своим астрономам провести реформу календаря. Согласно ей, месяцы по очередно содержат то 30, то 31 день, а к 28-дневному февралю один раз в четыре го да прибавляется один 29-й день. Но и возник ший таким образом юлианский календарь
не сохранился в своем первоначальном виде. Так как юлианский год длиною 365,25 суток несколько длиннее тропического, то начало года тоже медленно перемещается.
233