Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Второе |
предельное |
состояние означает появлени |
в сооружении |
таких общих |
деформаций, которые вызывают за |
труднения в нормальной эксплуатации. |
||
Третье предельное |
с о с т о я н и е характеризует появле |
ние в сооружении таких местных деформаций, которые вызывают затруднения для нормальной эксплуатации.
Очевидно, что цели и задачи регулирования должны опреде ляться этими видами предельных состояний. Первое предельное состояние означает такие качественные изменения конструкции, как потеря устойчивости, искажение геометрической схемы, хруп кое разрушение и т. д. Все эти явления означают нарушение экс плуатации сооружения.
Применительно к первому предельному состоянию, являющему ся по существу предельным состоянием по несущей способности,
регулирование должно обеспечить такое перераспределение усилий.,
чтобы отодвинуть достижение нормативного сопротивления мате риала от временной нагрузки. Это перераспределение усилий рав носильно понижению коэффициента перегрузки, так как приемами регулирования можно дать соответствующий запас от временной
нагрузки.
Регулированием можно также предупредить возникновение больших общих и местных упругих деформаций, если сооружение рассчитывается по второму и третьему предельным состояниям
Таким образом, переход к расчету по предельным состояниям
не отвергает необходимости регулирования для улучшения эксплу атационных качеств мостовых сооружений. Отвергается лишь тер мин «регулирование напряжений», поскольку мерилом будут не напряжения, а предельные деформации, нарушающие или затруд няющие эксплуатацию моста. Как именовать искусственные меры, направленные на улучшение условий работы пролетных строе ний, — «регулирование деформаций», «регулирование напряженно го состояния» или «регулирование влияния постоянной нагруз
ки»— не является сейчас принципиальным вопросом. Основная за дача — разработать теоретические основы регулирования в свете новой теории расчета мостов по предельным состояниям.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ПРИМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЯХ
Де XVIII века камень и дерево были единственными материя
лами, применявшимися в мостостроении. Только в последнее деся тилетие XVIII века появились первые железные и чугунные мосты Предпосылкой к этому явилось усиление производства железа и его удешевление в связи с изобретением в 1780 г. пудлинговой печи.
В начале XIX века широкое распространение получили висячие мосты.
Чугунные арочные и висячие мосты, имевшие немаловажное значение в истории развития мостостроения, не могли дать полного
9--
разрешения задач, стоявших перед строителями мостов в середине
XIX века. Под влиянием интенсивного строительства железных до рог возникла необходимость в широком применении балочных мо стов, обладавших большей жесткостью по сравнению с висячими. Искания строителей в этой области привели к большому многооб разию типов и конструкций балочных систем. Чугунным балочным и применявшимся в отдельных случаях тяжелым балочным мостам трубчатого сечения, благодаря творчеству русских и зарубежных мостостроителей, пришли на смену мосты с балками двутаврового сечения с фермами рациональных статических схем и систем ре шеток.
Применение литого железа в мостостроении привело к осущест влению замечательных арочных мостов, которые по величине про летов и по конструкции далеко опередили своих предшественни ков —• чугунные арочные мосты.
История развития строительства металлических мостов — эго история развития инженерной мысли, основанной вначале на опыте и практической интуиции, а затем подкрепленной теоретическими
исследованиями.
Изменением конструкции или внесением в статическую схему дополнительных элементов строители стремились достигнуть наи более целесообразного распределения усилий и обеспечить надеж ную статическую и динамическую работу мостов. Например, введе нием в гибкую систему висячих мостов балок жесткости, дополни тельных кабелей и других элементов была увеличена вертикальная и горизонтальная жесткость и тем самым улучшена динамическая работа пролетных строений этого типа.
Стремление создать балочные конструкции, в которых распреде ление материала соответствовало бы величинам и характеру уси
лий, привело к созданию сначала многорешетчатых ферм, а затем ферм с современными системами решеток.
В истории развития мостов с металлическими фермами ярко вы рисовываются многочисленные изыскания более рациональных ин женерных решений. Правда, результаты этих исканий опирались в основном на теорию и не всегда приводили к практическим прием лемым результатам, но в общем они сказались положительно на развитии мостостроения.
В итоге теоретических изысканий наилучших очертаний ферм
■был построен ряд мостов с фермами параболического, гиперболиче ского, полупараболического и других криволинейных очертаний. Приданием поясам ферм соответствующих очертаний достигалось наиболее благоприятное распределение усилий между элементами
фермы. Например, параболическая ферма удовлетворяет тому усло вию, что при равномерно распределенной нагрузке раскосы не на пряжены, поэтому горизонтальная проекция усилий обоих поясов во всех панелях — величина постоянная, но различная по знаку.
При частичной загрузке пролета, соответствующей наибольшему усилию в раскосах, горизонтальная проекция максимального уси
лия всех раскосов — величина постоянная.
Ю
Параболическая ферма, обладающая хорошими качествами с теоретической стороны, не оправдала себя практически. Однако факт разработки параболической и других систем ферм указывает на стремление строителей изменением очертания поясов и другими конструктивными мерами получить более рациональное распреде ление усилий между элементами ферм.
Имели место и другие предложения улучшения работы пролет ных строений. Например, с целью разгрузки фермы от подвижной
нагрузки |
был |
|
предложен |
тип пролетного |
строения, |
в котором |
|
имеется лишь |
три попе |
|
|
|
|||
речные |
балки |
|
(рис. 1). |
|
|
|
|
При этом часть подвиж |
|
|
|
||||
ной |
нагрузки |
передается |
|
|
|
||
через длинные |
|
продоль |
|
|
|
||
ные балки непосредствен |
|
|
|
||||
но на опоры, |
разгружая |
|
|
|
|||
тем самым главные фер |
Рис. 1. Схема разгрузки ферм увеличением |
||||||
мы. |
Пролетные |
строения |
расстояния между |
поперечными |
балками |
||
подобного типа |
осущест |
|
|
|
влены на Московско-Казанской железной дороге и дали сокраще
ние расхода материала на 10%.
Проф. Н. А. Белелюбский с целью освобождения от крутящих моментов нижних поясов ферм пролетных строений с ездою понизу ввел шарнирное опирание поперечных балок и тем самым центри ровал передачу нагрузок на пояса. Эта конструкция, известная под названием «русской», не получила, однако, всеобщего признания,
так как теоретические выгоды не окупали конструктивных не удобств.
Внимание многих мостовиков XIX века было обращено на кон структивное усовершенствование многорешетчатых ферм с парал лельными поясами. Например, В. Гербер обращал большое внима ние на центрирование передачи усилий в узлах ферм и на симмет ричное расположение заклепок в узлах ферм с целью избежания,
по возможности, дополнительных напряжений от жесткости узлов.
Для этой же цели он предложил элементы решетки прикреплять к
поясам при помощи шарниров. Однако шарнирные узлы В. Гербера не привились, так как опыт показал, что вследствие трения болто вые соединения не обладают идеальной шарнирностью, и дополни тельные напряжения не исчезают.
Кроме того, как показала практика эксплуатации мостов с шар нирными фермами, широко применявшихся в США, эти фермы ока зались неблагоприятными в динамическом отношении, так как в них возникали большие вибрации при проходе временной нагрузки.
Приведенные примеры говорят о стремлении мостостроителей добиться наиболее благоприятного распределения усилий в фермах и устранить дополнительные напряжения в элементах, применяя отдельные конструктивные мероприятия и сохраняя основную си
стему ферм.
Другое направление в развитии мостостроения шло по пути из
11
менения статической системы ферм. Например, во второй половине прошлого столетия широко применяли неразрезные и консольные фермы. Причем следует заметить, что стремление избавиться от дополнительных усилий в неразрезных фермах, вызываемых не равномерной осадкой опор, привело к широкому применению кон
сольных ферм, идея которых возникла очень давно.
В развитии арочных систем мостов можно заметить, что изме нением статических схем строители также добивались получения
желаемого эффекта. Примером может служить разработка арочноконсольных систем, в которых уменьшается горизонтальное воз действие пролетных строений на опоры.
Эти факты из истории проектирования и постройки мостов ука зывают на то, что изменением известных статических схем мостов,
разработкой пролетных строений с новыми статическими схемами,
внесение,м изменений в форму и конструкцию ферм строители соз
давали рациональные системы мостов, отвечающие стоящим перед ними задачам.
Наряду с этими направлениями в XIX веке были попытки создать более благоприятные условия работы ферм путем искус ственного вмешательства в распределение усилий, т. е. применить регулирование напряжений.
Искусственное регулирование напряжений известно с давних времен. Например, в XVIII веке применяли составные прогоны с зубчатым соединением деревянных брусьев и использовали искус ственные меры для обеспечения совместной работы брусьев, вхо дящих в состав прогона. Для плотного прилегания врубок прогона зубья нижнего бруса делали несколько короче, чем зубья верхнего
бруса. Перед укладкой одного прогона на другой их изгибали вверх
на величину-----------/ |
ив таком положении скрепляли. В |
ре- |
|
J 500 |
300 |
г |
г |
зультате этой операции в лрогонах возникали первоначальные напряжения, противоположные по знаку напряжениям от времен ной нагрузки.
Можно утверждать, что в самый ранний период строительства висячих мостов процесс сборки пролетных строений сопровождался
применением искусственного натяжения подвесок, т. е. осуществля лось регулирование. Правда, в этом случае регулирование приме няли не с целью создания искусственных напряжений, а для вырав нивания профиля проезжей части висячих мостов и для достижения
нужного очертания цепи.
Известно также, что для придания гибким висячим мостам го ризонтальной и вертикальной жесткости устанавливали контрка
бели, которые предварительно напрягали и тем самым обеспечива
ли включение их в работу при незначительных величинах деформа
ций основной системы висячих мостов.
Известны примеры регулирования напряжений и в балочных мостах. Коппке 1 и Шеффлер в своих трудах указывают на возмож-
1 Kopcke. Uber die Dimensionen von Balkenlagen. Zeitsch. d. Arch. u. Inp Ver Hannover. 1856.
12