Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

несть перераспределения изгибающих моментов в двухпролетной неразрезной балке изменением уровня ее опор.

Несколько позднее Мор1, базируясь на методе Клапейрона, ис­

следует работу неразрезных балок и изучает влияние осадки опор на изменение изгибающих моментов в сечениях балок. Мор изуча­ ет также искусственное понижение уровня промежуточной опоры двухпролетной неразрезной балки с тем, чтобы уменьшить величину опорного изгибающего момента. Вопрос о наивыгоднейшей вели­ чине изменения уровня опор, по указанию Мора, не может решать­ ся только для случая полного загружения всех пролетов. Он реко­ мендует исходить из того, что при всех возможных положениях временной нагрузки наибольшие напряжения должны быть равны.

Доказывая теоретическую возможность достижения более благо­ приятного распределения моментов, Мор, однако, делает следую­ щие оговорки: «Выгодность понижения опоры может быть боль­ шая, как показывает расчет, если понижение выполнено с той же точностью, как это принято в расчете. В большинстве случаев можно с определенностью установить, что вероятные случайные из­ менения уровней опор бывают больше или столь же велики, как и вычисленные теоретически наивыгоднейшие величины. Тем не ме­

нее изучение этого вопроса может принести пользу, так как указы­ вает на значительное влияние осадки опоры на напряжения в не­ разрезных балках и тем подчеркивает слабую сторону этой кон­ струкции».

Несмотря на опасения, высказанные Мором, ранее сделанные Коппке и Шеффлером утверждения о возможности практического

применения регулирования напряжений нашли применение тогда, когда для искусственного изменения уровней опор стали исполь­

зовать более совершенные приспособления, например, гидравличе­

ские домкраты. Применение домкратов позволило свести к миниму­ му влияние тех неточностей, на которые указывал Мор.

Изменение уровней опор неразрезных балок равносильно при­ ложению дополнительных моментов с целью достижения требуемо­ го распределения моментов по длине балок.

Искусственное приложение усилий для создания более благо­ приятных условий работы балок и ферм нашло широкое распрост­ ранение во второй половине прошлого столетия. Последнее может

быть подтверждено рядом интересных примеров.

Особенность параболической фермы, состоящая в постоянстве усилий во всех панелях нижнего горизонтального пояса, побудила Коппке предложить параболическую ферму, в которой нижний пояс искусственно подвергался бы постоянному сжимающему усилию, равному величине растягивающего усилия от постоянной загрузки.

Таким образом, при полной нагрузке нижний пояс фермы подвер­ гался бы растягивающему усилию только от временной нагрузки.

Предложение это было осуществлено в

1878 г. при постройке

места через

р. Эльбу. Сжимающее усилие

передавалось

на пояс

фермы при

помощи массивного коленчатого рычага, один

конец

1 Zeitsch.

d. Arch. u. Ing. Ver Hannover. 1860.

 

 

18


которого упирался в торец пояса фермы, а другой нагружался гру­

зом Q (рис. 2).

Аналогичный прием был предложен Коппке для регулирования усилий в арочных мостах (рис. 3). В арке искусственно создается распор при помощи груза Q, подвешенного к рычажной системе, представляющей собой трехшарнирную арку. При изменении за­

грузки арки пята В перемещается по катковой опорной части, и

Рис. 2. Регулирование напряжений в поясах параболиче­ ских ферм

Рис. 3. Регулирование напряжений в арках путем приложения дополнительного распора

распор сохраняется (Постоянным. Величина распора зависит от ве­ са груза Q и от геометрических размеров трехшарнирной системы, к которой он подвешен.

Инженеру Коппке принадлежит также предложение о предва­

рительном натяжении затяжек в металлических арочных мостах с

ездою понизу. Таким путем арке придавались предварительные деформации, обратные тем, которые будут возникать при эксплуа­ тационных условиях. Последнее способствовало достижению более благоприятного распределения напряжений по сечениям арки Этот метод регулирования напряжений в 30-х годах текущего сто­

летия был использован проф. Ф. Дишингером для регулирования

напряжений в железобетонных арочных мостах с ездою понизу.

Предварительное напряжение, создаваемое в затяжках, находит

применение и в последнее время при постройке арочных металличе­ ских мостов.

Эти интересные методы регулирования напряжений в балочных и арочных мостах, появление которых относится ко второй половине

14

прошлого столетия, несколько позднее были распространены и на

висячие мосты. На рис. 4 приведена схема висячего моста, где ре­ гулирование силы натяжения кабеля осуществлено при помощи гру­

за Q, подвешенного к оттяжке подвижного конца кабеля. Другой

конец кабеля закреплен неподвижно. При этой схеме распор в ка­ беле при любой нагрузке Н — Q sin a cos а.

Следовательно, кабель при любом положении нагрузки напря­ жен одинаково, т. е. система работает как псевдостатически неопре­ делимая с произвольными параметрами Q или И. Величину этих параметров можно выбрать такую, что ферма жесткости будет ра ботать наилучшим образом.

Усилия в подвесках этой системы будут равны

K = ^(tg?x+1-tg x).

При загружении подобной висячей системы нагрузками: посто­ янной— g т/м и временной — р т/м можно выбрать величину Н такую, чтобы

При такой величине усилий в подвесках ферма жесткости пол ностью освобождается от воздействия постоянной нагрузки и напо­ ловину от усилий, вызываемых временной нагрузкой.

Ко второй половине прошлого столетия относится появление балочных неразрезных ферм. Однако влияние изменений темпера­ туры и особенно неравномерных осадок опор на перераспределение усилий в неразрезных фермах несколько ограничило сферу приме­ нения таких систем.

Например, американские инженеры того времени, учитывая воз­

можность неблагоприятного перераспределения усилий, считали,

что применять неразрезные балки рискованно. Однако преимуще­ ства, которые имеют неразрезные пролетные строения перед раз­ резными, оказали большое влияние на дальнейшее развитие нераз­

резных

балочных систем; их успешно применяют и в настоящее

время.

В период распространения и развития неразрезных ферм было

стремление создать неразрезные системы, не чувствительные к осадкам опор. Так, например, известно, что в 1883 г. в Питсбурге

15


был построен мост с

трехпролетными

неразрезными фермами

(61,0 + 91,4 + 61,0), а в

1890 г. также в

Америке — с четырехпро­

летными1 (61,0 + 91,4 + 91,4 + 61,0).

 

Для исключения влияния возможной осадки опор из-за плохих геологических условий были устроены специальные приспособления

(рис. 5) для регулирования величин опорных моментов. Нижний

|ояс фермы над промежуточной опорой заменили шарнирной систе-

Рис. 5. Регулирование для освобождения опорного сечения неразрезной фермы от изгибающего момента

мой abc. При помощи поперечной рычажной системы от груза Q на шарнирную систему abc передается сила А, которая вызывает в нижних поясах ферм предварительное сжимающее усилие //. Вели­ чина этого усилия зависит от силы Q, соотношения плеч попереч­ ной рычажной системы и от отношения f : I шарнирной системы abc. Соответствующим подбором параметров, влияющих на усилие Н, можно добиться нужной величины изгибающего момента от по­

стоянной нагрузки в середине пролета.

При осадке опор изменение начального напряженного состояния устраняется соответствующим изменением веса груза Q.

Поскольку за работой этой системы необходимо повседневно наблюдать, она не нашла широкого применения. При проектирова­

нии моста были разработаны другие способы регулирования уси­ лий в неразрезных балках.

На рис. 6, а представлена принципиальная схема одного из ме­ тодов регулирования, сводящегося к созданию предварительных

растягивающих усилий в верхних поясах от подвешенного к ним груза Q. Теоретически можно получить момент, разгружающий

фермы и заставляющий их работать совместно как элементы нераз­

1 Der Bauingenieur. 1933, NS 19/20.

резной балки. Однако подвешенный к верхнему поясу ферм груз придает мосту некрасивый вид, поэтому отказались от применения

этого метода регулирования напряжений.

На рис. 6,6 приведена неразрезная балка с опиранием ее на промежуточные опоры при помощи стержней, расположенных под

углом и шарнирно соединенных между собой. Такая система, пред­ ложенная Е. М. Вихертом (США), дает возможность создать пред­

варительные сжимающие усилия в нижнем поясе, величина кото­ рых будет зависеть от величины постоянной нагрузки и от угла а. Этот метод регулирования усилий в неразрезных балочных систе­ мах, основанный на новом принципе использования собственного веса для создания предварительных напряжений, также не нашел практического применения, поскольку оказалось невозможным воз­ вратиться к первоначальному напряженному состоянию после осад­ ки опор. Именно поэтому авторы проекта моста, построенного в Питсбурге, остановились на третьем методе (рис. 6, в) — с рычаж­ ной системой между концами нижних поясов :и с грузом под проез­ жей частью. Этот метод регулирования был применен, несмотря на

то, что потребовалось построить более широкие опоры для разме­ щения двух опорных частей.

Приложение предварительных усилий к элементам ферм через

рычажную систему от подвешиваемых грузов явилось одним из на­

правлений создания методов регулирования в последнюю четверть прошлого столетия. Вторым направлением является создание пред­ варительных усилий при помощи гидравлических домкратов.

Примером регулирования усилий с целью достижения соответ­

ствия действительных усилий расчетным являются работы, прове­ денные в процессе постройки моста им. Вильгельма у Мюнгестена

2 К. X. Толмачев

17


в 1897 г. ' Главный пролет этого моста, равный 170 м, перекрыт

решетчатой аркой, очерченной по параболе. Береговые пролеты пе­ рекрыты тремя балочными фермами, опирающимися на решетчатые металлические быки. Общая длина моста 465 м.

Арку собирали без подмостей — навесным

методом.

Верхние

пояса ab (рис. 7) были наглухо соединены с

быком 2,

узлы кото-

Рис. 7. Схема навесной сборки моста им. Вильгельма у Мюнгестена

рого удерживались четырьмя анкерными стальными тросами диа­

метром 90 мм каждый. Здесь же было устроено приспособление для подтягивания этих тросов гидравлическими домкратами.

Когда были собраны первые пять панелей арки и поставлены стойки de, узел d верхнего пояса арки был подвешен к узлу b при помощи тяжа f. Далее была произведена навесная сборка обеих по-

Рис. 8. Расположение домкратов при регулировании напряжений в арках моста им. Вильгельма у Мюнгестена

луарок, после чего при помощи 300-тонных гидравлических домкра­

тов разгрузили опорные узлы Е и Е' (рис. 8). Домкраты были уста­ новлены у узла а (см. рис. 7) и между узлами D и D' и В и В'.

Вставкой специальных заранее заготовленных элементов между узлами В и В' арка была превращена в трехшарнирную АВА'

(см. рис. 8).

После удаления вспомогательных элементов и стальных тросов

1 Известия Собрания инженеров путей сообщения. 1899, № 7.

18


действием домкратов, установленных между узлами EuF, Е' и F', было достигнуто расчетное напряженное состояние арки. В таком положении арка была замкнута постановкой элементов в верхнем поясе замкового сечения.

Весьма интересным является усиление арочного Нижнего Ниа­ гарского моста через р. Ниагару, произведенное в 1897 г.

Двухшарнирная арочная ферма этого моста пролетом 168 м с верхним прямолинейным и нижним криволинейным поясами подле­ жала усилению с целью пропуска временной нагрузки, вес которой превышал расчетный в два раза. С помощью гидравлических дом­ кратов, установленных в замковом сечении нижнего криволинейно­ го пояса, было достигнуто перераспределение усилий между пояса­ ми и разгружены элементы решетки. Это позволило использовать существующее пролетное строение моста через р. Ниагару для

пропуска более тяжелой временной нагрузки. Таким образом, ре­ гулирование усилий при помощи гидравлических домкратов нахо­ дило большое распространение в практике .мостостроения в кон­ це прошлого столетия.

Заслуживают внимания методы регулирования напряжений, широко применявшиеся при усилении балочных ферм. Вопрос уси­ ления ранее построенных балочных мостовых ферм возник в 90-х

годах прошлого столетия в связи с сильно возросшим весом желез­ нодорожного подвижного состава.

Широкое распространение в то время находил метод усиления ферм добавлением третьего пояса в виде шпренгельной системы. Применявшиеся при этом приемы регулирования усилий можно показать на примерах усиления мостов на Готтардской железной дороге1.

Один из мостов на этой железной дороге с пролетным строением

ввиде ферм с параллельными поясами пролетом 35 м был усилен

вмарте 1898 г. при помощи устройства над верхним поясом треть­ его полигонального пояса с расположением узлов по параболе.

Третий пояс соединен с усиляемыми фермами при помощи вер­ тикальных подвесок. Устойчивость этого пояса достигнута поста­ новкой поперечных и ветровых связей. Для включения третьего пояса в работу на постоянную нагрузку был принят следующий порядок сборки усиливающей конструкции. Вначале устанавливали подвески, к которым тщательно прикрепляли третий пояс. Предва­

рительно были проведены мероприятия, обеспечивающие включе­ ние его в работу на постоянную нагрузку. Последнее достигалось тем, что с помощью гидравлических домкратов, установленных на подмостях, во время перерыва движения фермы были выгнуты вверх. Величина прогиба, вызванного домкратами, соответствовала прогибу от собственного веса пролетного строения, включая и вес

дополнительного пояса.

Таким образом, было достигнуто то, что после прикрепления

дополнительного пояса в опорных точках и освобождения

фермы

1 Известия Инженеров путей сообщения. 1902.

19

2*