Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опасность прикосновения в этом случае может быть

сведена к минимуму применением достаточно низкого

напряжения. Правила безопасности, как известно, для неосновных выработок предусматривают применение на­ пряжения 50 в, при этом случае ток, проходящий через человека,

/ = — = 0,050а.

1000

Такой ток не представляет большой опасности для человека. Известны случаи [4], когда прохождение через

человека постоянного тока 0,061—0,083 а не оказывало

каких-либо серьезных воздействий на сердце и дыхание.

Однако из этого нельзя делать вывод, что напряжение 50 в является совершенно безопасным, и пренебрегать средствами защиты. Сопротивление тела человека не является постоянным и поэтому при напряжении 50 в

ток, проходящий через человека, может достигнуть опас­

ной величины.

Дальнейшее развитие откатки контактными электро­ возами ведет к увеличению протяженности контактного провода. Применение электровозов большой мощности

приводит к необходимости повышения напряжения в тя­ говых сетях. Последнее обстоятельство вызывает необ­ ходимость совершенствования системы защиты средств.

В 1958 г. из общего количества несчастных случаев, имевших место в подземных выработках угольных шахт от поражения электрическим током, 55% произошло в результате случайных прикосновений людей к контакт­

ному проводу [9].

Удельное значение причин поражения при эксплуа­ тации контактных проводов приведено в табл. 3.

Опасность поражения в подземных выработках угольных шахт при наличии контактного провода может

быть сведена к минимуму предотвращением

возможно­

сти прикосновения к контактному проводу,

находяще­

муся под напряжением, и осуществлением

Защитного

отключения в случае прикосновения' человека к контакт^

ному проводу, находящемуся под напряжением.

Защита от прикосновения к контактному проводу.

Действующие Правила безопасности в угольных и слан­ цевых шахтах для исключения возможности прикосно-

3* 35


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процентах к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общему числу

 

Причина поражения

 

 

 

 

не частных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

случаев

Низкая подвеска контактного провода.......................

 

 

16

Прикосновение к контактным проводам

при пере­

 

ходе через составы вагонеток................................

 

 

 

 

42

Перекрепление выработки без снятия

напряжения

 

с контактного провода

......................................

 

 

 

 

20

Отсутствие . ограждения контактного провода у

 

погрузочных пунктов

..................................................

 

 

 

 

14

Прочие

.............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

8

вения

к контактному

проводу предписывают осущест­

вление следующих мероприятий;

 

 

 

 

а)

подвеску

контактного

провода

 

на

достаточно

большой высоте;

 

 

 

 

 

 

 

б)

отключение (не автоматическое)

контактного про­

вода при прекращении работы откатки или при массо­

вом движении людей под проводом;

 

 

 

в)

ограждение контактного провода;

 

г)

устройство предупредительной

сигнализации.

В выработках,

предназначенных для

передвижения

людей,

высота

подвески контактного

провода должна

быть не менее 2 м.

При этом проход для людей должен

устраиваться только с одной стороны выработки, про­

тивоположной той, к которой ближе подвешен контакт­

ный провод.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поражение может произойти не только в результате

непосредственного

прикосновения человека

к контакт­

ному

проводу,

но

и

через

переносимый

инструмент

(буры,

лопаты и т.

п.)

и перевозимое оборудование (ме­

таллическая крепь, балки, рельсы, трубы, канаты и т. п.). Поэтому все рабочие должны быть проинструктированы о порядке переноски инструмента и доставки оборудо­ вания по выработкам, где имеется контактный провод.

Кроме того, в околоствольном дворе и по выработкам должны быть вывешены соответствующие предупреди­ тельные плакаты.

Строгое выполнение требований Правил безопасно­ сти в части высоты подвески контактного провода, как

36 ;


следует из табл. 3, могло бы значительно уменьшить число несчастных случаев (на 16%). Однако наиболь­ шее число несчастных случаев (42%) произошло при высоте подвески, удовлетворяющей требованиям Правил безопасности. Эти случаи произошли при случайном прикосновении человека к контактному проводу при переходе через состав вагонеток.

Следует отметить, что такие случаи, как правило, происходят в нерабочие смены или между сменами, в

местах наибольшего скопления вагонеток (приемные

площадки, погрузочные пункты и т. п.). В это время отсутствие движущихся электровозов и вагонеток соз­ дает видимую безопасность, и рабочие забывают о кон­ тактном проводе, находящемся под напряжением.

В этом случае опасность прикосновения может быть предупреждена путем отключения или ограждения кон­

тактного провода.

Правила безопасности предусматривают отключение контактного провода в двух случаях:

а) провод должен отключаться над посадочным

пунктом во время посадки или выхода людей из поезда

(§ 240);

б) в местах погрузки или выхода из лавы, если нет ограждения, провод должен находиться в отключенном состоянии. Включать провод разрешается только на время, когда электровоз будет находиться непосредст­ венно у погрузочного пункта (§ 279).

Отключение провода должно производиться дежур­ ным электрослесарем или другим лицом, проинструкти­ рованным и уполномоченным для этого надзором. Для отключения провода должны предусматриваться спе­ циальные выключатели.

Ограждение контактного провода показано на рис. 11.

Провод ограждается деревянными щитами 2, укреплен­

ными на скобах /. Длина щитов и расстояние между скобами определяется в каждом конкретном случае ис­

ходя из удобств монтажа и эксплуатации устройства ограждения. Скобы крепятся непосредственно к крепи выработки и могут легко сниматься при переноске щи­ тов. При применении штанговых токоприемников рас­ стояние между щитами и ширина щитов могут быть

соответственно уменьшены.

Относительно большое количество (20%) несчастных

37

■J OOt I-

занд» зц

■случаев произошло при ремонте горных вырабо­ ток без снятия напряже­ ния с контактного про­ вода.

Причинами таких не­ счастных случаев обычно являются: бессистемная или неправильная орга­ низация работ по ремонту горных выработок и путе­ вого хозяйства, а также недостаточная обучен­

ия ность обслуживающего о персонала.

ЯНесчастные случаи -при

с ремонтных работах мо- *5 гут быть предупреждены “ установлением определен-

«ного порядка производст-

§ва работ, допуска к месту

* работы и соответствую-

§щего инструктажа ремонт-

йных рабочих.

Перекрепление горных

q

выработок без снятия на-

-

пряжения с

контактного

провода должно быть за-

g

крещено. Что же касается

°-

работ по ремонту путево­

 

го хозяйства, трубопрово­

 

дов, кабелей, то эти ра­

 

боты могут

проводиться

 

без

снятия напряжения с

 

контактного провода толь­

 

ко по нарядам.

 

 

Лицо, выдающее на­

 

ряд, отвечает за доста­

 

точность предусмотренных

 

мер безопасности, а так­

 

же

за квалификацию и

 

инструктаж рабочих, -при

 

этом должна быть прояв­


лена особая осторожность, если работа выполняется не электротехническим персоналом (путевые рабочие, кре­ пильщики и т. д.).

Для повышения безопасности откатки контактными

электровозами, кроме подвески провода на достаточно большой высоте, а также ограждения и отключения кон­ тактного провода, должна быть предусмотрена сигна­ лизация безопасности, предупреждающая людей о дви­ жущихся электровозах и о контактном проводе, нахо­ дящемся под напряжением. Такая сигнализация выполняется в виде светящихся надписей: «Берегись электровоза!», «Берегись провода!» и др. Сигнал «Бере­ гись электровоза!» устанавливается на всех пересече­ ниях и ответвлениях горных выработок, на разминовках, а также в местах наибольшего скопления людей.

Сигнал «Берегись провода!» устанавливается в тех же местах, где и сигнал «Берегись электровоза!», и, кроме того, через каждые 200 м на прямых участках пути, на всех закруглениях и в местах, где подвеска контактного провода не удовлетворяет требованиям Правил безопас­

ности. Кроме этих сигналов, при необходимости долж­ ны быть сигналы или плакаты, запрещающие переносить

металлические инструменты (буры, лопаты, ломы и т. д.)

в вертикальном

положении, переход через вагонетки

и т. д.

 

Сигнал «Берегись провода!» должен быть постоянно

включенным, а

сигнал «Берегись электровоза!» может

быть постоянно включенным или включаться периодиче­ ски, при подходе электровозов к определенным местам.

В зависимости от принятой схемы питания контакт­ ного провода лампы сигналов могут питаться непосред­

ственно от контактного провода или от сигнального.

Напряжение на сигнальный провод подается с контакт­ ного провода через токоприемник электровоза. Таким

образом, напряжение на сигнальном проводе будет только тогда, когда на участке этого провода будет про­ ходить электровоз. При применении штанговых токо­ приемников для этой цели могут использоваться магнит­ ные и педальные датчики.

Светящаяся надпись представляет собой пылевлаго­

непроницаемую оболочку размером 600X300X150 мм,

изготовленную из листового железа толщиной 2—3 мм.

На большой стороне оболочки вырезаны слова, напри-

39