Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
где по условиям движения резко снижается скорость или возможны частые задержки.
Лучше всего устанавливать участковый изолятор
перед остановками и на спусках, где поезд нормально идет по инерции.
Особенно важно соблюдение указанных условий при переходе электровоза на секцию независимого пита
ния, поскольку в этом случае секции обычно находятся
под разным напряжением, так как они питаются
от отдельных источников и поэтому возникновение электрической дуги в этом случае является не избежным.
Согласно действующим Правилам безопасности при проходе через вентиляционные и противопожарные
двери контактный провод должен прерываться. Для
предохранения токоприемника от ударов рекомендуется подвешивать отрезок контактного провода, изолирован ный от контактной сети. Изолированная вставка кон тактного провода в зависимости от конструкции дверей может иметь длину 2—3 м. Проход такого участка для электровоза с выключенными двигателями при больших подъемах и неудовлетворительном состоянии рельсовых путей является затруднительным, что необ ходимо учитывать при определении места расположе ния дверей и эксплуатации путевого хозяйства.
Искрение между контактным проводом и токоприем
ником может быть значительно уменьшено, если элек
тровозы будут оборудованы токоприемниками с двумя дугами. Уменьшение искрения в этом случае обуслов лено тем, что в случае нарушения контакта между одной дугой и контактным проводом (отрыв дуги) электрическая цепь не прерывается, так как вторая дуга в это время соприкасается с проводом. Одновре
менное нарушение контактов между контактным про водом и двумя дугами является маловероятным. Наряду с этим при двух дугах увеличивается общая контакт ная поверхность, а следовательно, при той же мощ ности электродвигателей уменьшается плотность тока, нагрев и износ токоприемника. Последнее обстоятель ство имеет существенное значение для электровозов
большой мощности.
Необходимо отметить, |
что исправная контактная |
сеть и токоприемники, а |
также правильная эксплуа- |
48 |
|
тация электровозов могут исключить полностью или значительно уменьшить искрение.
В заключение остановимся на опасностях, связан ных с обрывом контактного провода.
Обрыв контактного провода может произойти вслед ствие износа или механического повреждения (обрыв
токоприемником, завал горных выработок и т. д.). Кон тактный провод при обрыве может соприкасаться с рель сами, крепью горных выработок, углем или породой.
В местах соприкосновения всегда возникают электри ческая дуга или искры, опасные в отношении пожара и взрыва. В этом случае, если контактный провод при обрыве упадет на рельсы, возникнет металлическое ко роткое замыкание и при наличии правильно настроенной максимальной защиты произойдет отключение контакт ной сети. Если контактный провод не соприкасается не посредственно с рельсами, тогда из-за большого пере
ходного |
сопротивления |
между |
проводом |
и рельсами |
|
(через почву, крепь и т. п.) |
ток |
короткого |
замыкания |
||
может |
оказаться менее |
уставки максимальной защиты |
|||
и последняя не сработает. |
Оборванный |
контактный |
|||
провод |
будет находиться под |
напряжением. |
При обрыве контактного провода последний дол жен восстанавливаться немедленно. При этом прибыв
шая к месту аварии ремонтная бригада в первую очередь должна выключить контактный провод с тя
говой подстанции или с распределительного пункта,
оборудованного автоматическими выключателями. При касаться к контактному проводу, до того как он будет
выключен, запрещается. Пользоваться секционными разъединителями для отключения контактного провода
в’этом случае не разрешается, так как они не пред назначаются для отключения и включения сетей, на
ходящихся под нагрузкой, а служат только для отсо
единения отдельных секций контактного провода после
снятия нагрузки.
После отключения контактного провода автоматиче ским выключателем необходимо выключить ближай ший к месту аварии секционный выключатель со сто роны питания и на рукоятку выключателя вывесить табличку «Не включать! На линии люди!»
Все работы по ликвидации аварий с контактным проводом или по замене отдельных элементов контакт-
4 И. Ф. Сумин |
49 |
ной сети (изоляторов, зажимов и др.) можно произво дить только при выключенном на этом участке на
пряжении и при заземленном (соединенном с рельсами)
контактном проводе.
Для обеспечения бесперебойной и безопасной экс плуатации откатки контактными электровозами необ ходимо систематически производить осмотры и ремонты контактной сети.
При осмотре надо обращать особое внимание на износ провода, наличие на нем надломов, изгибов и под-
гаров, а также на состояние подвесной арматуры. Степень износа контактного провода определяется
непосредственным измерением его высоты в местах наибольшего износа, замеченного при осмотре. Замеры
можно выполнять |
микрометром |
или штангенциркулем |
с точностью до 0,1 |
мм. Износ |
не должен превышать |
30% для провода сечением 100 мм2 и 20% для проводов сечением 85 и 65 мм2.
Впределах нормального износа контактного провода
сточностью, достаточной для практических расчетов,
можно принимать, что высота провода уменьшается
пропорционально его износу. Тогда’высота контактных
проводов, находящихся |
в эксплуатации, |
должна быть |
||
не менее: |
|
|
|
|
8,3 мм для провода сечением................... |
100 мм2 |
|||
8,6 . » |
.................................................... |
. |
85 * |
|
7,4 . . |
. |
.... 65 . |
||
Номинальная высота контактных проводов (новых) |
||||
соответственно равна 11,8, 10,8 и 9,3 мм. |
производится |
|||
Замена контактного |
провода |
новым |
в том случае, если на длине анкерного пролета средний износ провода составляет 75% допустимого, а в двух-
трех местах обнаружен предельный износ.
Если износ контактного провода носит местный ха рактер, то изношенный участок его вырезается и заме няется вставкой из нового провода.
4.Предупреждение опасности пожара
Впожарном отношении опасными являются искры,
возникающие при отрыве токоприемника от контактного провода, расположенного близко к верхнякам крепи, и при соприкосновении токоприемника с металлической
50
крепью. Искры в этих случаях могут поджечь пыль,
осевшую на крепи, и деревянные затяжки. Очевидно,
в данном случае необходимо производить уборку осев-
щей пыли и осланцевание горных выработок, не допу скать уменьшение расстояния между контактным про
водом и верхняками крепи. Это расстояние согласно Правилам безопасности (§ 276) должно быть не ме нее 0,2 м.
Электрическая дуга имеет высокую температуру и может прожечь металлическую оболочку и поджечь даже трудновоспламеняющиеся материалы, находящиеся вблизи электрооборудования, что в пожарном отноше нии представляет опасность. Электрическая дуга может возникнуть при коротком замыкании и при разрыве электрической цепи под нагрузкой.
Из всего электрооборудования откатки контактными электровозами наибольшую опасность в пожарном от ношении представляют бронированные кабели с бумаж ной изоляцией. Однако при этом следует иметь в виду, что большую опасность представляют только кабели с поврежденной изоляцией. Наличие на кабелях про стых скруток, изолированных изоляционной лентой, де лает кабели еще более опасными в пожарном отно шении, так как воспламенение сухой ленты возможно даже токами утечки.
Причиной воспламенения • бумажной изоляции и на ружной джутовой оплетки кабелей может явиться от сутствие или плохая заделка концевых и соединитель ных муфт, а также недоброкачественная заливка
кабельных муфт массой.
При применении бронированных кабелей особую
опасность представляет наружная джутовая оболочка, которая легко воспламеняется и способствует распро странению пламени на значительное расстояние.
В связи с этим Правила безопасности (§ 420) преду сматривают удаление наружной джутовой оплетки с бро нированных кабелей, прокладываемых в электромашинных камерах и покрытие брони этих кабелей антикор розийным лаком.
Опасный нагрев частей электрооборудования возмо жен вследствие чрезмерного увеличения тока, протекаю
щего по проводнику, сечение которого не рассчитано на такой ток, и чрезмерного увеличения переходного
4* |
51 |
сопротивления в элементах цепи. Чрезмерное увеличение
тока |
может произойти при значительной перегрузке |
или |
при коротком замыкании в установке. |
При перегрузке нагрев проводника протекает мед ленно, тем не менее в результате продолжительного перегрева изоляция обугливается и теряет свои изоля ционные свойства и механическую прочность, что неиз
бежно приводит к коротким замыканиям со всеми
описанными выше последствиями.
Наиболее эффективным средством борьбы с то ками перегрузки и коротких замыканий в электрических установках является применение максимальной защиты. Наличие защиты в виде правильно подобранных калиб рованных предохранителей (вставок) или правильно отрегулированных максимальных и тепловых реле яв
ляется достаточной гарантией против возникновения
пожаров при недопустимом увеличении тока.
Пожар может произойти из-за высокого сопротивле ния в местах контактных соединений проводников. Так как нагрев в этом случае не сопровождается увеличе нием тока, то даже правильно выбранная и отрегу лированная защита не может обеспечить защиту от возможности возникновения пожара.
В настоящее время неизвестны способы обнару жения недопустимого перегрева мест контактных со единений. Поэтому предупреждение опасного перегрева
может быть достигнуто только тщательным и высоко
качественным выполнением контактных соединений и надзором за ними.
Несмотря на значительную опасность в отношении
пожара, которую представляет применение электриче ской энергии в шахтах, эта опасность может быть све дена до минимума при соблюдении мер предосторож
ности, предусмотренных Правилами безопасности.