Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где по условиям движения резко снижается скорость или возможны частые задержки.

Лучше всего устанавливать участковый изолятор

перед остановками и на спусках, где поезд нормально идет по инерции.

Особенно важно соблюдение указанных условий при переходе электровоза на секцию независимого пита­

ния, поскольку в этом случае секции обычно находятся

под разным напряжением, так как они питаются

от отдельных источников и поэтому возникновение электрической дуги в этом случае является не­ избежным.

Согласно действующим Правилам безопасности при проходе через вентиляционные и противопожарные

двери контактный провод должен прерываться. Для

предохранения токоприемника от ударов рекомендуется подвешивать отрезок контактного провода, изолирован­ ный от контактной сети. Изолированная вставка кон­ тактного провода в зависимости от конструкции дверей может иметь длину 2—3 м. Проход такого участка для электровоза с выключенными двигателями при больших подъемах и неудовлетворительном состоянии рельсовых путей является затруднительным, что необ­ ходимо учитывать при определении места расположе­ ния дверей и эксплуатации путевого хозяйства.

Искрение между контактным проводом и токоприем­

ником может быть значительно уменьшено, если элек­

тровозы будут оборудованы токоприемниками с двумя дугами. Уменьшение искрения в этом случае обуслов­ лено тем, что в случае нарушения контакта между одной дугой и контактным проводом (отрыв дуги) электрическая цепь не прерывается, так как вторая дуга в это время соприкасается с проводом. Одновре­

менное нарушение контактов между контактным про­ водом и двумя дугами является маловероятным. Наряду с этим при двух дугах увеличивается общая контакт­ ная поверхность, а следовательно, при той же мощ­ ности электродвигателей уменьшается плотность тока, нагрев и износ токоприемника. Последнее обстоятель­ ство имеет существенное значение для электровозов

большой мощности.

Необходимо отметить,

что исправная контактная

сеть и токоприемники, а

также правильная эксплуа-

48

 


тация электровозов могут исключить полностью или значительно уменьшить искрение.

В заключение остановимся на опасностях, связан­ ных с обрывом контактного провода.

Обрыв контактного провода может произойти вслед­ ствие износа или механического повреждения (обрыв

токоприемником, завал горных выработок и т. д.). Кон­ тактный провод при обрыве может соприкасаться с рель­ сами, крепью горных выработок, углем или породой.

В местах соприкосновения всегда возникают электри­ ческая дуга или искры, опасные в отношении пожара и взрыва. В этом случае, если контактный провод при обрыве упадет на рельсы, возникнет металлическое ко­ роткое замыкание и при наличии правильно настроенной максимальной защиты произойдет отключение контакт­ ной сети. Если контактный провод не соприкасается не­ посредственно с рельсами, тогда из-за большого пере­

ходного

сопротивления

между

проводом

и рельсами

(через почву, крепь и т. п.)

ток

короткого

замыкания

может

оказаться менее

уставки максимальной защиты

и последняя не сработает.

Оборванный

контактный

провод

будет находиться под

напряжением.

При обрыве контактного провода последний дол­ жен восстанавливаться немедленно. При этом прибыв­

шая к месту аварии ремонтная бригада в первую очередь должна выключить контактный провод с тя­

говой подстанции или с распределительного пункта,

оборудованного автоматическими выключателями. При­ касаться к контактному проводу, до того как он будет

выключен, запрещается. Пользоваться секционными разъединителями для отключения контактного провода

в’этом случае не разрешается, так как они не пред­ назначаются для отключения и включения сетей, на­

ходящихся под нагрузкой, а служат только для отсо­

единения отдельных секций контактного провода после

снятия нагрузки.

После отключения контактного провода автоматиче­ ским выключателем необходимо выключить ближай­ ший к месту аварии секционный выключатель со сто­ роны питания и на рукоятку выключателя вывесить табличку «Не включать! На линии люди!»

Все работы по ликвидации аварий с контактным проводом или по замене отдельных элементов контакт-

4 И. Ф. Сумин

49



ной сети (изоляторов, зажимов и др.) можно произво­ дить только при выключенном на этом участке на­

пряжении и при заземленном (соединенном с рельсами)

контактном проводе.

Для обеспечения бесперебойной и безопасной экс­ плуатации откатки контактными электровозами необ­ ходимо систематически производить осмотры и ремонты контактной сети.

При осмотре надо обращать особое внимание на износ провода, наличие на нем надломов, изгибов и под-

гаров, а также на состояние подвесной арматуры. Степень износа контактного провода определяется

непосредственным измерением его высоты в местах наибольшего износа, замеченного при осмотре. Замеры

можно выполнять

микрометром

или штангенциркулем

с точностью до 0,1

мм. Износ

не должен превышать

30% для провода сечением 100 мм2 и 20% для проводов сечением 85 и 65 мм2.

Впределах нормального износа контактного провода

сточностью, достаточной для практических расчетов,

можно принимать, что высота провода уменьшается

пропорционально его износу. Тогда’высота контактных

проводов, находящихся

в эксплуатации,

должна быть

не менее:

 

 

 

 

8,3 мм для провода сечением...................

100 мм2

8,6 . »

....................................................

.

85 *

7,4 . .

.

.... 65 .

Номинальная высота контактных проводов (новых)

соответственно равна 11,8, 10,8 и 9,3 мм.

производится

Замена контактного

провода

новым

в том случае, если на длине анкерного пролета средний износ провода составляет 75% допустимого, а в двух-

трех местах обнаружен предельный износ.

Если износ контактного провода носит местный ха­ рактер, то изношенный участок его вырезается и заме­ няется вставкой из нового провода.

4.Предупреждение опасности пожара

Впожарном отношении опасными являются искры,

возникающие при отрыве токоприемника от контактного провода, расположенного близко к верхнякам крепи, и при соприкосновении токоприемника с металлической

50


крепью. Искры в этих случаях могут поджечь пыль,

осевшую на крепи, и деревянные затяжки. Очевидно,

в данном случае необходимо производить уборку осев-

щей пыли и осланцевание горных выработок, не допу­ скать уменьшение расстояния между контактным про­

водом и верхняками крепи. Это расстояние согласно Правилам безопасности (§ 276) должно быть не ме­ нее 0,2 м.

Электрическая дуга имеет высокую температуру и может прожечь металлическую оболочку и поджечь даже трудновоспламеняющиеся материалы, находящиеся вблизи электрооборудования, что в пожарном отноше­ нии представляет опасность. Электрическая дуга может возникнуть при коротком замыкании и при разрыве электрической цепи под нагрузкой.

Из всего электрооборудования откатки контактными электровозами наибольшую опасность в пожарном от­ ношении представляют бронированные кабели с бумаж­ ной изоляцией. Однако при этом следует иметь в виду, что большую опасность представляют только кабели с поврежденной изоляцией. Наличие на кабелях про­ стых скруток, изолированных изоляционной лентой, де­ лает кабели еще более опасными в пожарном отно­ шении, так как воспламенение сухой ленты возможно даже токами утечки.

Причиной воспламенения • бумажной изоляции и на­ ружной джутовой оплетки кабелей может явиться от­ сутствие или плохая заделка концевых и соединитель­ ных муфт, а также недоброкачественная заливка

кабельных муфт массой.

При применении бронированных кабелей особую

опасность представляет наружная джутовая оболочка, которая легко воспламеняется и способствует распро­ странению пламени на значительное расстояние.

В связи с этим Правила безопасности (§ 420) преду­ сматривают удаление наружной джутовой оплетки с бро­ нированных кабелей, прокладываемых в электромашинных камерах и покрытие брони этих кабелей антикор­ розийным лаком.

Опасный нагрев частей электрооборудования возмо­ жен вследствие чрезмерного увеличения тока, протекаю­

щего по проводнику, сечение которого не рассчитано на такой ток, и чрезмерного увеличения переходного

4*

51

сопротивления в элементах цепи. Чрезмерное увеличение

тока

может произойти при значительной перегрузке

или

при коротком замыкании в установке.

При перегрузке нагрев проводника протекает мед­ ленно, тем не менее в результате продолжительного перегрева изоляция обугливается и теряет свои изоля­ ционные свойства и механическую прочность, что неиз­

бежно приводит к коротким замыканиям со всеми

описанными выше последствиями.

Наиболее эффективным средством борьбы с то­ ками перегрузки и коротких замыканий в электрических установках является применение максимальной защиты. Наличие защиты в виде правильно подобранных калиб­ рованных предохранителей (вставок) или правильно отрегулированных максимальных и тепловых реле яв­

ляется достаточной гарантией против возникновения

пожаров при недопустимом увеличении тока.

Пожар может произойти из-за высокого сопротивле­ ния в местах контактных соединений проводников. Так как нагрев в этом случае не сопровождается увеличе­ нием тока, то даже правильно выбранная и отрегу­ лированная защита не может обеспечить защиту от возможности возникновения пожара.

В настоящее время неизвестны способы обнару­ жения недопустимого перегрева мест контактных со­ единений. Поэтому предупреждение опасного перегрева

может быть достигнуто только тщательным и высоко­

качественным выполнением контактных соединений и надзором за ними.

Несмотря на значительную опасность в отношении

пожара, которую представляет применение электриче­ ской энергии в шахтах, эта опасность может быть све­ дена до минимума при соблюдении мер предосторож­

ности, предусмотренных Правилами безопасности.