ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
нержавеющей стали применяют специальные флюсы и проволоку.
При шлаковой сварке различных конструкционных сталей применяют одни и те же флюсы, а присадочный материал соответственно свариваемой стали. Газовую сварку конструкционной стали, как правило, ведут без флюса, а для алюминиевых сплавов и сплавов с повы шенным содержанием хрома и кремния применяют спе циальные флюсы. Вспомогательные материалы, исполь зуемые при сварке конструкционной и высоколегирован ной стали, чугуна и цветных сплавов, приведены в табл. 32 и 33.
При пайке тонких деталей для получения герметич ных соединений или надежного электрического контакта применяют мягкие припои с температурой плавления до 400° С, а для силовых соединений — твердые припои с температурой плавления выше 400° С. Перед пайкой на место соединения наносят флюс. Припои и флюсы для пайки разных металлов можно выбирать по табл. 34.
Г л а в а V
Примеры выбора материала
1, |
Сферический |
сосуд и труба для жидкости |
под |
давлением |
до 1000am |
Нагрузку от внутреннего давления в сферическом со-
f
суде на стенки толщиной б < - у можно приближенно
определить, мысленно разрезав его по диаметральной
плоскости.
Сила, действующая на стенки сферического сосуда, равна:
Р = к г2-р,
где г — радиус полости сосуда, р — давление. Отношение этой силы к поперечному сечению стенки в месте разре за дает расчетное напряжение
__ |
пг^-р |
Р |
Г |
|
0 |
2w-B |
2 |
В |
’ |
где 6 — толщина стенки сосуда. |
|
на стенки трубы, |
||
Аналогично, сила, действующая |
||||
|
Р —р-2г-1, |
|
||
где/- — радиус трубы, |
/ — ее |
|
длина и р — давление. |
189
Поперечное сечение стенок трубы f —26-l. В этом случае расчетное напряжение
2 r - 1 - p
2 5 - /
г
=Р-Т>
Чтобы сосуд или труба выдержали внутреннее давле ние, предел прочности должен быть больше расчетного напряжения, помноженного «а коэффициент запаса:
для сферического сосуда
ь ^ 2й к '
для трубы
а,, >
В подобных конструкциях коэффициент запаса при нимают 2. По условию г/б >- 5.
Отсюда получим:
для сферического сосуда
с» ^ |
10° ^ '2 =5000 кг/см2= 50 кг)мм2\ |
для трубы
> p- f ■k= 1000 • 5 • 2= 10 000Уг/см2= 100 кг/мм2.
В табл. 1 указано, что для подобных случаев при годны и конструкционная сталь, и никелевые или ти тановые сплавы. Но сталь дешевле и поэтому предпочи таем ее.
Марку стали выбираем на основании следующих со ображений. Сферический сосуд проще всего изготовить,
190
сварив штампованные полушария, для чего нужна проч ная и пластичная свариваемая сталь. По табл. 4 подби раем сталь марки 25ХГСА, а по табл. 32 — электроды для ее сварки УОНИ-13/85.
Для трубы подходит улучшаемая сталь повышенной прочности марок 35ХГСА, 40ХНВА и др. после закалки и отпуска при 240—270° (см. табл. 3). Эти марки стали применимы при обычных температурах при отсутствии опасности коррозии.
2. Пружина
Для материала пружин важными характеристиками являются максимальная упругая энергия, предел вы носливости и стойкость в данных условиях рабочих де формаций. Достаточной выносливостью обладают ме таллические пружинные материалы: сталь, никелевые и медные сплавы.
Если принять запас упругой энергии стальной пру жины за единицу, то для никелевой пружины тех же раз меров он составит 0,85—1,25, для медной — 1,2—1,4, для титановой— 1—1,7 и для дюралюминиевой — 0,23. Но на единицу веса упругая энергия никелевого сплава отно сительно стали будет 0,73—1,1, медного 1,03—1,5, тита нового 1,7—2,9 и дюралюминия — 0,64.
В большинстве случаев для пружин применяют пру жинную сталь после закалки и среднего отпуска (см. табл. 3) или нержавеющую хромистую сталь — для не ржавеющих пружин. Особо ответственные пружины из готовляют из медных или никелевых пружинных сплавов (см. табл. 11 и 12). Весьма перспективны пружины из титановых сплавов, но при обеспечении достаточного предела выносливости.
19!
3. Нож для резки неметаллических материалов
а) В сухом воздухе или в безводных растворителях. В этом случае важен высокий предел прочности на изгиб при высокой твердости. Таким требованиям отве чает инструментальная сталь (табл. 1) после закалки и
отпуска при 220—250° С (табл. 2 и 3). б) Во влажной среде.
Кроме сказанного выше важна стойкость против кор розии. Этому требованию соответствует нержавеющая хромистая сталь марок 4X13 и 9X18 после такой же тер мообработки.
4. Ударяющиеся друг о друга стальные детали
При ударе происходит переход кинетической энергии удара в упругую энергию деформации. Чем выше удель ная максимальная упругая энергия материала, тем ра ботоспособнее деталь, работающая на удар, но при этом важна и ее твердость. Из двух ударяющихся друг о дру га деталей более сложная и дорогая должна быть более твердой. В остальном справедливо все сказанное о пру жинах.
5. Коленчатый вал
Через коленчатый вал передается вся мощность ма шины, на него действуют большие переменные нагруз ки от давления шатунов и от центробежных сил. Вал имеет сложную форму и должен изготовляться очень точ но. Для изготовления валов применимы конструкционная сталь и нехрупкий чугун. Для упрочнения валы целиком
192
подвергают закалке и высокому отпуску, а поверхности шеек, кроме того, еще и поверхностной закалке с низ ким отпуском или цементации и закалке с низким отпус ком. Крупные валы мощных высокооборотных машин во избежание коробления при закалке выполняют из воз душно закаливаемой стали марок 18ХНВА, 16Х2ГН2ВА и др. (табл. 4), менее крупные валы машин меньшей мощности — из углеродистой стали марок 40 и 45 (табл. 2) или из нехрупкого ковкого (высокопрочного) чугуна.
6. Зубчатые колеса
Зубчатые колеса при работе испытывают циклические нагрузки. Поверхности зубьев подвергаются контактно му давлению и истиранию. Изготовляться они должны с большой точностью. Венцы зубчатых колес выполняют из улучшаемой (табл. 4) или цементируемой стали и подвергают закалке и отпуску при 250—270° С до твер дости HRC 45—55. Во избежание коробления при закал ке применяют легированную сталь, закаливаемую в масле.
7. Нагруженные болты
Болты воспринимают одностороннюю нагрузку и вы полняются из улучшаемой стали.
Они подвергаются закалке и отпуску при 220—270° G для получения твердости HRC 45—50, соответствующей пределу прочности 150—200 кг/мм2 и условному пределу текучести 120—180 кг/мм2 (табл. 2, 3 и 4).
13 Г. Г. Ростовцев |
193 |
8. Гайки
Гайки работают в более благоприятных условиях, чем болты, и могут быть изготовлены из менее прочных ма териалов. Чаще всего для гаек не очень ответственных соединений применяют автоматную сталь (см. стр. 49).
9.Червяки и ходовые винты
По характеру работы червяки и ходовые винты мало отличаются от зубчатых колес и могут изготовляться из таких же материалов, с такой же термической (хи мико-термической) обработкой.
10. Червячные колеса
Червячное колесо работает в сложных условиях тре ния скольжения и высокого контактного давления о чер вяк. Материал колеса должен быть мягче материала червяка, но достаточно твердым, и не задираться о сталь при трении. Для изготовления червячных колес пригод ны (в порядке убывания нагрузочной способности): ме таллокерамические композиции порошков твердых ме таллов с добавками мягких, бронзы, древесные пласт», ки, текстолит, чугун (табл. 6, 11 и 23).
11. Подшипники скольжения
Материал подшипника скольжения должен обеспе чивать приработку трущихся поверхностей друг к другу, образование устойчивой пленки жидкой смазки с высо
194
кой несущей способностью и безопасное для сопряжен ной стальной детали разрушение при отсутствии смаз ки. Он должен включать в себя компоненты разной твер дости, чтобы в момент пуска при отсутствии жидкой смазки мягкий компонент смог сыграть роль твердой смазки. При p - v > 200 кг/см2 м/сек применяют наплавоч ные антифрикционные сплавы — баббиты, свинцовистую бронзу и плотные металлокерамические композиции. При меньших значениях р • v могут быть использованы пори стые металлокерамические и неметаллические материа лы, пропитанные маслом, и антифрикционный чугун (табл. 6). При включении в состав композиции фторо пласта-4 при ограниченной мощности трения подшипни ки могут работать без смазки. Чистый фторопласт для подшипников непригоден из-за низкой теплопроводно сти и резкого возрастания коэффициента трения при перегреве.
12. Фрикционные диски, тормозные колодки
Материал тормозной колодки должен обеспечивать торможение, т. е. превращение энергии движения в ра боту трения при условии малого износа, и высокую усталостную прочность. Для фрикционного материала существенно высокое значение коэффициента трения, обусловленное микрошероховатостью поверхности, одна ко макрошероховатость — неполное прилегание трущихся поверхностей — недопустима ввиду концентрации нагрева в местах трения.
Фрикционный материал должен быть неоднородным и состоять из мягкой основы и твердых дисперсных час тиц, более тугоплавких, чем сталь, но и не имеющих острых кромок. Стойкость его к перегреву обеспечивается
13* |
195 |