Файл: Кузнецов В.И. Машиностроительные материалы и технология их обработки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Ст е к л о б е з о п а с н о е — это обычное промышлен ное листовое стекло, подвергнутое специальной тер
мической |
обработке. |
Это стекло |
имеет |
ряд |
ценных |
|||
свойств — высокую |
механическую |
прочность |
при |
из |
||||
гибе и ударе, |
хорошую |
упругость, |
повышенную |
тер |
||||
мическую |
стойкость, |
а также безопасность при эксплу |
||||||
атации. |
|
стекло производят в |
виде плоских |
или |
||||
Безопасное |
||||||||
гнутых листав |
различной |
конфигурации |
и размеров. |
Предел прочности при изгибе у него значительно выше (в 5—6 раз), чем у обычного отожженного листового стекла того же состава п одинаковой толщины. Проч ность безопасного стекла на удар также во много раз превышает прочность обыкновенного стекла. Если лист обыкновенного стекла разрушается от удара стального шара несом 0,8 кГ при падении его с высоты 0,4 м, то лист безопасного стекла может выдержать удар этого шара при падении его с высоты до 2 м. Упругость бе зопасного стекла значительно превосходит упругость обыкновенного стекла. Лист этого стекла размером 1200X350 мм и толщиной 6 мм, положенный на две опо ры, под действием сосредоточенной нагрузки прогиба ется на 100 мм.
Безопасное стекло сохраняет свои механические свойства при повышенных температурах (до 120— 130°С). Светопрозрачность этого стекла не отличается от светопрозрачности обыкновенного стекла.
Стекло безопасное служит для остекления автомо билей и других транспортных средств, а также широко используется для производства различных типов за щитных смотровых стекол, панорам в машиностроении и приборостроении.
Б е з ос к о л о ч н о е с т е к л о —это |
комбинированное |
стекло, состоящее из двух или более |
листов обычного |
134
промышленного стекла, склеенных прозрачным эластич ным и упругим слоем органического вещества.
Широко распространено трехслойное безосколочное стекло (триплекс), получаемое склеиванием двух листов стекла с промежуточной целлулоидной или поливини ловой прокладкой
Трехслойное безосколочное стекло по своей удель ной прочности, упругости, термостойкости и ряду дру гих свойств значительно уступает безопасному стеклу, хотя и применяется для тех же целей.
В электротехнике в последние годы все шире начи нают применять с п е ц и а л ь н ы е виды с т е к о л с з а д а н н ы м и э л е к т р о ф и з и ч е с к и м и с в о й с т в а - м и. Весьма перспективно использование в электронике ультратонкого пленочного стекла толщиной до 10 мик рон.
Стекла, покрытые тонкой прозрачной электропрово дящей пленкой окислов металлов, применяются для из готовления нагревательных экранов и панелей, работа ющих при высоких температурах, защитных тепловых экранов, инфракрасных излучателей, электронагрева тельных бытовых приборов и т. п.
Для иллюминаторов космических ракет применяются пакеты из полированных высокотемпературных стекол, способные выдержать такую же нагрузку, как и метал лические стены ракеты.
За последние годы были получены совершенно но вые стеклокристаллические материалы, так называемые с италлы, Они отличаются от обычных стекол более высокой ударной прочностью, твердостью, сопротивле нием сжатию и изгибу, а также жаропрочностью. Си таллы обладают многими другими ценными свойствами, которые можно менять по желанию в зависимости от химического состава и условий кристаллизации.
135
Разработан также метод получения ш л а к о с и т а- лл<01в, что открывает перспективу полного использова
ния металлургических отходов.
По мере развития науки и производства область при менения стекла непрерывно расширяется.
Древесина— широко распространенный материал, обладающий многими ценными свойствами, сравнитель но легко поддающийся механической обработке и от делке. Она широко используется для изготовления раз личных изделий и конструкций во всех областях народ ного хозяйства.
Многие детали машин, особенно сельскохозяйствен ных, изготовляют из дуба, ясеня, бука, березы, клена, ■граба,вяза, ильма, береста и др.
Из древесины в сельскохозяйственном машинострое нии изготовляют шатуны, ручки, вкладыши подшип ников, ролики элеваторов и транспортеров, поручни,
перила, |
настилы, брусья спиц, укосины сцепок, ящики |
и т. п. |
Из древесины изготовляют и детали грузовых |
автомобилей и прицепов: борта, основания, инструмен тальные ящики и др.
В авиастроении и машиностроении применяются различные сорта фанеры и плит: армированные метал лом, металлизированные порошковидным и расплав ленным металлом, фанеры и плиты, клеенные и изготов ленные методом горячего прессования.
Древесные пластики из цельной древесины (лигнистон) изготовляются из березы, бука и осины путем прессования с предварительным распариванием или прогревом древесины в виде брусков квадратного или прямоугольного сечения. Такие пластики применяются для изготовления ткацких челноков, вкладышей под шипников горячепрокатных станов, тормозных колодок, ползунов лесопильных рам п trip.
136
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 17 |
||
Сравнительные характеристики основных |
машиностроительных |
материалов |
||||||||||
|
У д е л ь н ы й |
П р е д е л п р о ч |
М о д у л ь у п р у |
К о э ф ф и ц и е н т |
К о э ф ф и ц и е н т |
|||||||
^ Н а и м е н о в а н и е м а т е р и а л а |
н о с т и п р и |
р а с |
го сти |
п р и р а с |
л и н е й н о г о р а с |
т е п л о п р о в о д |
||||||
в е с , П см 3 |
т я ж е н и и , |
т я ж е н и и , |
ш и р е н и я н а |
н о с т и , |
||||||||
|
|
|
|
КГ/ММ* |
Ю 4 к Г1мм2 |
Х°С-10—6 |
ккал!м*ч-град |
|||||
Чугуны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Серый ................. |
|
|
|
25 - |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
Ковкий................. |
6,5 |
— 7,5 |
40 — 70 |
1 — 1,5 |
11 |
|
3 0 - 5 0 |
|||||
высокопрочный . |
|
|
|
60 — 80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Углеродистые . |
|
7,85 |
32 — 75 |
2 — 2,2 |
11 — 12 |
40 |
— 60 |
|||||
Легированные . |
|
|
|
70— 110 |
|
|
|
|
30 |
— 40 |
||
Сплавы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алюминиевые |
2,6 |
— 2,9 |
24 - |
47 |
0,71 — 0,72 |
20 — 25 |
110— 150 |
|||||
Медные . . . . |
7.5 |
- |
8,6 |
25 — |
50 |
0,40 |
— 0,45 |
15 — |
23 |
36 - |
212 |
|
Магниевые . . . |
1,8 |
|
|
21 — 27 |
0,40 |
— 0,45 |
27 |
|
6 0 - 1 0 0 |
|||
Титановые . . . |
4.5 |
|
|
100 — 250 |
1,1 |
|
8,5 |
|
7 — 14 |
|||
Жаропрочные |
8,0 — 8,2 |
7 0 - 7 5 |
2,0 |
— 2,2 |
12— 17 |
10 |
— |
20 |
||||
Пластические массы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Термопластичные |
0,9 |
— |
2,3 |
1 — |
10 |
0,0015 — 0,13 |
68 — |
52 |
0,04 |
- |
0,17 |
|
Термореактивные |
1,3— 1,4 |
2 — 6 |
0,07 |
— 0,25 |
25 — 53 |
0,2 |
— |
0,5 |
||||
Слоистые . • . . |
1,3 |
— |
1,4 |
8 - 1 0 |
0,02 |
— 0,58 |
1.5 — |
14 |
0,2 |
— |
0,5 |
|
Стекловолокнис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тые ................ |
1,8 |
— 2,9 |
5 0 - |
95 |
0,35 |
— 0,58 |
1.5 — 14 |
0,2 |
— |
0,5 |
Из березовой двухслойной фанеры могут быть изго товлены трубы, предназначенные для транспортировки слабоагрессивных производственных растворов и хими катов, пульпы, непитьевой воды и т. д.
В заключение главы II в таблице 17 приводим для сравнения характеристики основных машиностроитель ных материалов (стр. 137).
Г Л А В А III
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ
ЕВ ближайшие годы предстоят существенные сдвиги в технологии машиностроения. Характерным направ лением ее развития является уменьшение потерь метал ла в виде стружки, обрезков, угара и иных отходов, доля которых в настоящее время еще велика. Будут непре рывно расширяться методы получения деталей с мини мальными припусками. Центр тяжести формообразо вания деталей должен переместиться из механических цехов в заготовительные с резким повышением качества заготовок и соответствующим сокращением последую
щей механической обработки.
Одновременно должна измениться и структура материалопотребления. Прежде всего из года в год увели чивается доля потребляемых машиностроением неме таллических конструкционных материалов. По мере со вершенствования прочностных, технологических и дру гих эксплуатационных характеристик пластических масс, металлокерамики, железобетона и других матери
алов |
будут непрерывно |
расширяться области рацио |
нальной замены ими |
металлов в конструкциях ма |
|
шин. |
|
|
139
§ 1. Т Е Х Н О Л О ГИ Я О Б Р А Б О Т К И ЧЕРН Ы Х И Ц В Е Т Н Ы Х М Е Т А Л Л О В
Важнейшими способами обработки черных метал лов являются литье, обработка давлением и взрывное формообразование, сварка и пайка, механическая и электрическая обработка.
Литейное производство
Наиболее распространенным способом получения фасонных заготовок в современном машиностроении является литье, позволяющее изготовлять весьма слож ные по очертаниям отливки весом от нескольких грам мов до неокольких сотен тонн длиной от 1 см до 30 м с толщиной стенок 0,5—500 мм.
Удельный вес литых деталей в общем весе совре менных машин составляет от 25 (сельскохозяйственные машины) до 90% (металлорежущие станки, компрессо ры, насосы и т. д .).
Среди отливок преобладают чугунные. Чугунные ли тые детали составляют 50—75% от веса различных ма шин. Чем тяжелее сами машины, тем выше это соотно шение. Особенно большое место занимают чугунные от ливки в конструкциях металлургического оборудования,
станков, |
кузнечно-прессовых машин. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Таблица 18 |
|
|
|
Рост |
выпуска литья (млн. Т) |
|
|
||
1913 г. |
1923 г . |
| 1932 г. |
1937 г. |
1950 г. |
1955 г. |
I9 6 0 г. |
1965 г . |
0,55 |
0,82 |
2,48 |
4,78 |
6 ,0 0 |
10,50 |
18,00 |
2 2 , 0 0 |
140
В таблице 18 приводятся данные, характеризующие рост выпуска литья в СССР.
Главный потребитель фасонных отливок всех ви дов — машиностроение. Основная тенденция современ ного машиностроения — непрерывное повышение требо ваний к литью. От литых деталей требуется все более высокая прочность и эксплуатационная стойкость, а от литых заготовок — все большее приближение к конеч ным размерам деталей.
Эта тенденция современного машиностроения опре деляет собой и главные направления в литейной техно логии. К ним относятся разработка и применение ли тейных сплавов повышенной и высокой прочности, повы шение точности размеров и чистоты поверхности отли вок, специальные приемы обработки отлитых изделий.
Литейная промышленность и обслуживающие ее от расли создают технологические процессы, материалы и установки, которые обеспечивают постоянство высокого качества отливок, наименьшую трудоемкость литья, на ибольшее использование цеховых площадей, нормаль ные условия труда в литейных цехах.
Последние годы характеризуются все большим внед рением в практику специальных видов литья, к кото рым относятся литье в металлические формы, литье в оболочковые формы, литье по выплавляемым моделям, центробежное литье и литье под давлением.
Специальные виды литья позволяют повышать точ ность и чистоту поверхности отливок, а также их меха нические свойства. Последнее обеспечивается большой теплопроводностью металлических и оболочковых форм по сравнению с обычными песчаными, что способству ет получению мелкозернистой структуры отливок.
Настоящее время характеризуется внедрением авто матизации во все стадии и процессы литейного пропз-
141