Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
- m -
кости и ва автомобилях средней и большой грузоподъемности. На автомобилях З И Л - Ш , ГАЗ-13, "Чайка", ЗИЛ-130, "Урал"-375,МАЗ-525, МАЗ-530, ГАЗ-66 устанавливаются гидравлические усилители.
На автомобиле ЗИЛ-130 установлен гидроусилитель рулевого управ ления в общем картере с рулевым механизмом.
При наличии гидроусилителя рулевого механизма запрещается оста навливать двигатель до полной остановки автомобиля и двигаться на спусках или накатом по горизонтальному участку пути с неработающим двигателем, так как прекращается действие насоса гидроусилителя, что вызывает увеличение усилий на рулевом колесе.
Гидроусилитель руля автомобиля ГАЗ-66 состоит из клапана уп равления, силового цилиндра насоса и маслопроводов. Насос уста новлен на двигателе и приводится ременной передачей (насос унифи цирован с насосом гидроусилителя руля, устанавливаемого на двигате ле ЗИЛ-375). Насос подает масло к клапану управления, расположенно му на продольной рулевой тяге. Силовой цилиндр соединен с попереч ной рулевой тягой и осуществляет поворот колес.
На автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219 - пневматические усилители. Механизм рулевого управления автомобиля с усилителем представляет собой гидромеханическую или пневмомеханическую систему, состоящую из насоса (компрессора), аккумулятора давления (баллона со сжатым воздухом), распределителя жидкости (воздуха), цилиндра-усилителя и привода распределителя.
Тормоза предназначены для быстрой остановки автомобиля, посте пенного замедления его движения и удержания автомобиля на стоянке. На автомобилях устанавливаются ножной и ручной тормозы. Каждый тормоз состоит из фрикционных механизмов (колодочного и ленточно го типов) и механизма привода (гидравлического, пневматического или механического).
Ножной тормоз с гидравлическим приводом и фрикционными механиз мами колодочного типа применяется на легковых автомобилях и авто мобилях малой и средней грузоподъемности (М-21, ГАЗ-53А и др.).
Гидравлический привод обеспечивает плавность передачи тормоз ной силы и равномерность распределения ее по колесам.
На остальных автомобилях ножной тормоз применяется с пневмати ческим приводом и фрикционным механизмом колодочного типа (ЗИЛ-130,
- 115 -
МАЗ—500, пУрал"-375 и др.)• Пневматический привод обеспечивает эффективное торможение автомобиля при приложении небольшого уси лия на тормознув педаль.
Пневматический привод дает возможность автоматически, одно временно с автомобилем приводить в действие колесные тормоза при цепа или полуприцепа, оборудованных однопроводной системой пневма тического привода тормозов. Интенсивность торможения автомобиля находится в прямой зависимости от величины усилия, приложенного к тормозной педали, и регулируется комбинированным тормозным краном. Комбинированный кран состоит из двух секций, объединенных общим приводом. Одна секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а вторая - тормозами прицепа (полуприцепа).
Ручной тормоз почти на всех современных автомобилях имеет меха нический привод и фрикционный механизм колодочного (М-21; ЗИЛ-130 и др.) или ленточного типа (МАЗ-500).
Тормозной барабан ручного тормоза обычно устанавливается на вы водном конце ведомого вала коробки передач, поэтому такой тормоз называется ручным центральным тормозом.
В ножных тормозах с гидравлическим приводом в целях облегчения труда водителя и увеличения интенсивности торможения автомобиля устанавливаются гидровакуумные усилители. Работа усилителя основа на на передаче давления непосредственно на тормозную жидкость в системе с помощью специальной вакуумной камеры, дополнительного гидравлического цилиндра и клапана управления.
Принцип действия усилителя заключается в использовании разре жения во всасывающей трубе двигателя для создания дополнительного давления в системе гидравлических-тормозов.
При выходе из строя гидровакуумного усилителя тормозная система автомобиля будет работать, но при этом возрастает величина усилия, прилагаемого водителем к педали тормоза для торможения автомобиля,
.поэтому увеличивается тормозной путь.
На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66 установлен гидровакуумный усили тель, поэтому до полной остановки автомобиля выключать двигатель нельзя, так как при неработающем двигателе прекращается действие гидровакуумного усилителя тормозов, что значительно снижает эффек тивность торможения.
-116 -
Всистеме гидровакуумного усилителя установлен запорный клапан, который автоматически отсоединяет усилитель от всасывающей трубы двигателя при его остановке. Это дает возможность за счет оставше гося разрежения в системе усилителя произвести до двух эффективных торможений автомобиля.
Схема тормозной системы с гидравлическим приводом состоит из главного тормозного цилиндра, колесных тормозных цилиндров, тор мозной педали, трубопроводов и шлангов.
При нажатии на тормозную педаль поршень в главном тормозном цилиндре вытесняет жидкость, которая поступает к поршням колес ных цилиндров, последние разводят колодки и прижимают их к тормоз ным барабанам.
Схема тормозной системы с пневматическим приводом состоит из воздушного компрессора, баллонов (ресиверов), регулятора давления, комбинированного тормозного крана, предохранительного клапана, тор мозных камер (цилиндров), тормозной педали и трубопроводов. При на жатии на тормозную педаль кран открывает доступ воздуха к тормоз ным камерам, штоки которых прижимают колодки к барабанам. Тормоз ной кран предназначен для регулирования подачи воздуха к тормоз ным камерам в соответствии с силой нажатия на тормозную педаль, а также для подачи воздуха в тормозную магистраль прицепа, так как пневматический привод тормозов прицепа работает на растормаживание
при повышении давления в системе и на затормаживание при падении давления.
Воздух для обеспечения работы пневматического привода тормозов подает воздушный компрессор поршневого типа, непрямоточный, двух цилиндровый, одноступенчатого сжатия, с самодействующими пластин чатыми впускными и нагнетательными клапанами. Блок и головка блока охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.
Автомобиль "Урал"-375 имеет пневмогидравлический привод тормо зов, который состоит из пневматического привода к переднему и зад нему пневматическим усилителям. Каждый пневматический усилитель действует на отдельный главный тормозной цилиндр гидравлического привода. От переднего главного тормозного цилиндра приводятся ко лесные тормозные механизмы переднего и среднего мостов, от заднего - колесные тормозные механизмы заднего моста.
-117 -
Впневматическую систему приводов тормозов включен стеклоочис титель ветрового стекла кабины, который состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределением и механизмом укладки щеток по нижней кромке стекла, двух щеток, тяг и рычагов щеток, а также крана управления стеклоочистителем.
Действие тормозов проверяется по длине тормозного пути автомо
биля, определяемого при скорости 30 км/ч на сухой и ровной дороге. В этом случае тормозной путь должен быть для автомобилей легко вых не более 7 м, грузовых с полным весом до 9 т - не более 11,5 м,
грузовых с полным весом более 9 т - не свыше 13,5 м.
15. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ
Электрическая энергия используется на автомобиле для системы зажигания, электростартерного запуска двигателя и питания приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов.
На автомобилях применяется однопроводная схема монтажа электро оборудования, при которой в качестве второго провода используются металлические части автомобиля. В соответствии с требованием ГОСТ 3940-57 предусмотрена для всех автомобилей отрицательная поляр ность, т.е. присоединение на массу отрицательных полюсов источни ков питания и потребителей электроэнергии.
На автомобилях с карбюраторными двигателями применяется электро оборудование с номинальным напряжением 12 в, с дизельными - электро оборудование с номинальным напряжением 12 в, а в системе пуска двигателя электростартером - 24 в, поэтому производится автомати ческое переключение аккумуляторных батарей с параллельного соеди нения на последовательное при включении стартера.
На современных автомобилях с дизельными двигателями вводится единая система электрооборудования, рассчитанная на номинальное на пряжение 24 в (автомобили типа МАЗ-500).
В качестве источников электрической энергии на автомобиле приме няются аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея служит для питания электроэнергией потребителей, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах, а генератор обеспечивает
- 118 -
зарядку аккумуляторных батарей и других потребителей элек троэнергией при работе двигателя на средних и больших оборо тах.
На автомобилях применяются кислотные аккумуляторные батареи, которые состоят из трех или шести аккумуляторов, соединенных по следовательно, поэтому и напряжение на их выводных клеммах равно б и 12 в соответственно.
Аккумуляторные батареи имеют цифровую и буквенную маркировку, например, 6-СТ-54-ЭМ, где цифра б обозначает число аккумуляторов в батарее, СТ - стартерная, 54- - емкость в ампер-часах, Э - эбо нит (материал бака), М - мипласт (материал сепаратора).
Аккумуляторные батареи в электрическую систему включаются по ложительным полюсом, а на массу отрицательным.
В электрических системах автомобилей применяются генераторы постоянного и переменного тока. Генераторы переменного тока в основном применяются на автобусах средней и большой вместимости. На остальных автомобилях применяются генераторы постоянного то ка, которые работают совместно с реле-регулятором, состоящим из трех приборов: реле обратного тока, ограничителя тока и регуля тора напряжения.
Реле обратного тока автоматически включает или отключаетгене ратор от сети в случаях повышения или понижения напряжения гене ратора над напряжением аккумуляторной батареи.
Ограничитель тока автоматически ограничивает максимальную вели чину тока в системе и этим предохраняет генератор от перегрузки и перегрева.
Регулятор напряжения автоматически поддерживает на средних и больших оборотах двигателя напряжение генератора практически посто янным.
На карбюраторных двигателях применяется классическая система ба тарейного зажигания, которая состоит из катушки, прерывателя-рас пределителя, конденсатора, свечей, замка и проводов. Все это обо рудование образует систему зажигания двигателя, состоящую из цепей низкого и высокого напряжения, устройство которых и принцип их ра боты рассмотрены ранее по курсу.
Ьольшая часть автомобильных двигателей пускается с помощью стар теров, которые представляют собой электрический двигатель постоян
- 119 -
ного тока с последовательным включением обмотки возбуждения. Такие двигатели имеют большую величину крутящего момента в начале враще ния якоря.
К приборам сигнализации автомобиля относятся звуковой сигнал, световые указатели поворотов и стоп-сигнал.
Вкачестве приборов освещения применяются фары, габаритные фо нари, фонарь освещения номерного знака, лампы освещения приборов, кузовов, кабин, переносные лампы и др.
Контрольно-измерительные приборы включают в себя амперметр, указатели температуры воды, давления масла в системе смазки, уров ня топлива в баке и др.
Вкачестве вспомогательных электрических приборов на автомоби лях применяются стеклоочистители, отопители, устройства для обдува ветрового стекла и другие, на которых применяются электродвигатели
16.ПОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Кдополнительному оборудованию автомобиля относятся системы отопления и вентиляции, устройства для обдува стекол, стеклоочис тители, стеклоподъемники, буксирные устройства, лебедки, устрой ства для подъема и закрепления запасных колес.
Системы отопления и вентиляции предназначены для создания ком фортных условий внутри кабины или закрытого кузова автомобиля. В
системе отопления используется или тепло от системы охлаждения двигателя или тепло отопителей, работающих независимо от двигате ля автомобиля. ~
Для предупреждения обмерзания ветрового стекла осуществляется его обдув теплым воздухом от системы отопления кабины автомобиля.
Очистка наружной поверхности ветрового стекла от воды, грязи и снега производится с помощью стеклоочистителей и приспособления
для обмыва стекла. На автомобилях устанавливаются стеклоочистите ли с вакуумным, пневматическим и электрическим приводами.
Для буксирования прицепов на задней поперечине рамы автомобиля устанавливается буксирное устройство, а для буксирования самого ав томобилн на передних концах лонжеронов рамы закрепляются буксирные крюки.
Лебедки устанавливаются в основном на автомобилях повышенной проходимости для вытаскивания застрявших автомобилей и самовытаскивания.
Л и т е р а т у р а
В.И. А н о х и н . Отечественные автомобили. Изд-во "Машино строение", М., 1964.
Г.П. Л ы з о, |
А.П. Л ы з о, |
В.А. О о н о в с к и й . |
||||
Тракторы, автомобили, двигатели. Изд-во "Высшая школа", |
М.,1962. |
|||||
А.М. Г у р е в и ч , |
Е.М. С о р о к и н . Тракторы и автомоби |
|||||
ли. Изд-во "Колос", М., 1964. |
|
|
|
|||
Е.В. М и х а й л о в с к и й , |
К.Б. С е р е б р я к о в . |
|||||
Автомобили. Изд-во "Машиностроение", М., 1967. |
|
|
||||
A. А. М и л у ш к и н |
|
и др. Автомобиль. Изд-во "Транспорт", |
||||
М., 1966. |
|
|
|
|
|
|
B.М. А р х а н г е л ь с к и й |
идр. Автомобили. Изд-во "Ма |
|||||
шиностроение", М., 1964. |
|
|
|
|
||
В . М . К л е н н и к о в |
и Е . В . К л е н н и к о в . |
Теория |
||||
и конструкция автомобиля. Изд-во "Машиностроение", М., 1967. |
||||||
A.Д . В о р о б ь е в |
|
идр. Автомобили "Урал"-375 и |
|
|||
"Урал"-375Д. Центральное бюро технической информации, 1963. |
||||||
B.И. Б о р и с о в |
идр. Автомобиль ГАЗ-66. |
Изд-во |
"Машино |
|||
строение", М., 1966. |
|
|
|
|
|
|
М . М . Т о м у ш е в . |
|
Автомобили и тракторы. Изд-во Львовского |
||||
университета, 1967. |
|
|
|
|
|
|
0.А. Д о л м а т о в с к и й |
идр. Тракторы и автомобили. |
|||||
Изд-во "Колос", М., 1966. |
|
|
|
|
||
"Автомобили МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504".Изд-во "Беларусь", 1965. |
||||||
Г.С. С у т у г и н, А.Г. К о р н и е н к о , |
Ю.И.К у з н е - |
ц о в и др. Справочное пособие по средствам аэродромного обслу живания летательных аппаратов. Воениздат, 1962.