Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- m -

кости и ва автомобилях средней и большой грузоподъемности. На автомобилях З И Л - Ш , ГАЗ-13, "Чайка", ЗИЛ-130, "Урал"-375,МАЗ-525, МАЗ-530, ГАЗ-66 устанавливаются гидравлические усилители.

На автомобиле ЗИЛ-130 установлен гидроусилитель рулевого управ­ ления в общем картере с рулевым механизмом.

При наличии гидроусилителя рулевого механизма запрещается оста­ навливать двигатель до полной остановки автомобиля и двигаться на спусках или накатом по горизонтальному участку пути с неработающим двигателем, так как прекращается действие насоса гидроусилителя, что вызывает увеличение усилий на рулевом колесе.

Гидроусилитель руля автомобиля ГАЗ-66 состоит из клапана уп­ равления, силового цилиндра насоса и маслопроводов. Насос уста­ новлен на двигателе и приводится ременной передачей (насос унифи­ цирован с насосом гидроусилителя руля, устанавливаемого на двигате­ ле ЗИЛ-375). Насос подает масло к клапану управления, расположенно­ му на продольной рулевой тяге. Силовой цилиндр соединен с попереч­ ной рулевой тягой и осуществляет поворот колес.

На автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219 - пневматические усилители. Механизм рулевого управления автомобиля с усилителем представляет собой гидромеханическую или пневмомеханическую систему, состоящую из насоса (компрессора), аккумулятора давления (баллона со сжатым воздухом), распределителя жидкости (воздуха), цилиндра-усилителя и привода распределителя.

Тормоза предназначены для быстрой остановки автомобиля, посте­ пенного замедления его движения и удержания автомобиля на стоянке. На автомобилях устанавливаются ножной и ручной тормозы. Каждый тормоз состоит из фрикционных механизмов (колодочного и ленточно­ го типов) и механизма привода (гидравлического, пневматического или механического).

Ножной тормоз с гидравлическим приводом и фрикционными механиз­ мами колодочного типа применяется на легковых автомобилях и авто­ мобилях малой и средней грузоподъемности (М-21, ГАЗ-53А и др.).

Гидравлический привод обеспечивает плавность передачи тормоз­ ной силы и равномерность распределения ее по колесам.

На остальных автомобилях ножной тормоз применяется с пневмати­ ческим приводом и фрикционным механизмом колодочного типа (ЗИЛ-130,

- 115 -

МАЗ—500, пУрал"-375 и др.)• Пневматический привод обеспечивает эффективное торможение автомобиля при приложении небольшого уси­ лия на тормознув педаль.

Пневматический привод дает возможность автоматически, одно­ временно с автомобилем приводить в действие колесные тормоза при­ цепа или полуприцепа, оборудованных однопроводной системой пневма­ тического привода тормозов. Интенсивность торможения автомобиля находится в прямой зависимости от величины усилия, приложенного к тормозной педали, и регулируется комбинированным тормозным краном. Комбинированный кран состоит из двух секций, объединенных общим приводом. Одна секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а вторая - тормозами прицепа (полуприцепа).

Ручной тормоз почти на всех современных автомобилях имеет меха­ нический привод и фрикционный механизм колодочного (М-21; ЗИЛ-130 и др.) или ленточного типа (МАЗ-500).

Тормозной барабан ручного тормоза обычно устанавливается на вы­ водном конце ведомого вала коробки передач, поэтому такой тормоз называется ручным центральным тормозом.

В ножных тормозах с гидравлическим приводом в целях облегчения труда водителя и увеличения интенсивности торможения автомобиля устанавливаются гидровакуумные усилители. Работа усилителя основа­ на на передаче давления непосредственно на тормозную жидкость в системе с помощью специальной вакуумной камеры, дополнительного гидравлического цилиндра и клапана управления.

Принцип действия усилителя заключается в использовании разре­ жения во всасывающей трубе двигателя для создания дополнительного давления в системе гидравлических-тормозов.

При выходе из строя гидровакуумного усилителя тормозная система автомобиля будет работать, но при этом возрастает величина усилия, прилагаемого водителем к педали тормоза для торможения автомобиля,

.поэтому увеличивается тормозной путь.

На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66 установлен гидровакуумный усили­ тель, поэтому до полной остановки автомобиля выключать двигатель нельзя, так как при неработающем двигателе прекращается действие гидровакуумного усилителя тормозов, что значительно снижает эффек­ тивность торможения.


-116 -

Всистеме гидровакуумного усилителя установлен запорный клапан, который автоматически отсоединяет усилитель от всасывающей трубы двигателя при его остановке. Это дает возможность за счет оставше­ гося разрежения в системе усилителя произвести до двух эффективных торможений автомобиля.

Схема тормозной системы с гидравлическим приводом состоит из главного тормозного цилиндра, колесных тормозных цилиндров, тор­ мозной педали, трубопроводов и шлангов.

При нажатии на тормозную педаль поршень в главном тормозном цилиндре вытесняет жидкость, которая поступает к поршням колес­ ных цилиндров, последние разводят колодки и прижимают их к тормоз­ ным барабанам.

Схема тормозной системы с пневматическим приводом состоит из воздушного компрессора, баллонов (ресиверов), регулятора давления, комбинированного тормозного крана, предохранительного клапана, тор­ мозных камер (цилиндров), тормозной педали и трубопроводов. При на­ жатии на тормозную педаль кран открывает доступ воздуха к тормоз­ ным камерам, штоки которых прижимают колодки к барабанам. Тормоз­ ной кран предназначен для регулирования подачи воздуха к тормоз­ ным камерам в соответствии с силой нажатия на тормозную педаль, а также для подачи воздуха в тормозную магистраль прицепа, так как пневматический привод тормозов прицепа работает на растормаживание

при повышении давления в системе и на затормаживание при падении давления.

Воздух для обеспечения работы пневматического привода тормозов подает воздушный компрессор поршневого типа, непрямоточный, двух­ цилиндровый, одноступенчатого сжатия, с самодействующими пластин­ чатыми впускными и нагнетательными клапанами. Блок и головка блока охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.

Автомобиль "Урал"-375 имеет пневмогидравлический привод тормо­ зов, который состоит из пневматического привода к переднему и зад­ нему пневматическим усилителям. Каждый пневматический усилитель действует на отдельный главный тормозной цилиндр гидравлического привода. От переднего главного тормозного цилиндра приводятся ко­ лесные тормозные механизмы переднего и среднего мостов, от заднего - колесные тормозные механизмы заднего моста.

-117 -

Впневматическую систему приводов тормозов включен стеклоочис­ титель ветрового стекла кабины, который состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределением и механизмом укладки щеток по нижней кромке стекла, двух щеток, тяг и рычагов щеток, а также крана управления стеклоочистителем.

Действие тормозов проверяется по длине тормозного пути автомо­

биля, определяемого при скорости 30 км/ч на сухой и ровной дороге. В этом случае тормозной путь должен быть для автомобилей легко­ вых не более 7 м, грузовых с полным весом до 9 т - не более 11,5 м,

грузовых с полным весом более 9 т - не свыше 13,5 м.

15. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

Электрическая энергия используется на автомобиле для системы зажигания, электростартерного запуска двигателя и питания приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов.

На автомобилях применяется однопроводная схема монтажа электро­ оборудования, при которой в качестве второго провода используются металлические части автомобиля. В соответствии с требованием ГОСТ 3940-57 предусмотрена для всех автомобилей отрицательная поляр­ ность, т.е. присоединение на массу отрицательных полюсов источни­ ков питания и потребителей электроэнергии.

На автомобилях с карбюраторными двигателями применяется электро­ оборудование с номинальным напряжением 12 в, с дизельными - электро­ оборудование с номинальным напряжением 12 в, а в системе пуска двигателя электростартером - 24 в, поэтому производится автомати­ ческое переключение аккумуляторных батарей с параллельного соеди­ нения на последовательное при включении стартера.

На современных автомобилях с дизельными двигателями вводится единая система электрооборудования, рассчитанная на номинальное на­ пряжение 24 в (автомобили типа МАЗ-500).

В качестве источников электрической энергии на автомобиле приме­ няются аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея служит для питания электроэнергией потребителей, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах, а генератор обеспечивает


- 118 -

зарядку аккумуляторных батарей и других потребителей элек­ троэнергией при работе двигателя на средних и больших оборо­ тах.

На автомобилях применяются кислотные аккумуляторные батареи, которые состоят из трех или шести аккумуляторов, соединенных по­ следовательно, поэтому и напряжение на их выводных клеммах равно б и 12 в соответственно.

Аккумуляторные батареи имеют цифровую и буквенную маркировку, например, 6-СТ-54-ЭМ, где цифра б обозначает число аккумуляторов в батарее, СТ - стартерная, 54- - емкость в ампер-часах, Э - эбо­ нит (материал бака), М - мипласт (материал сепаратора).

Аккумуляторные батареи в электрическую систему включаются по­ ложительным полюсом, а на массу отрицательным.

В электрических системах автомобилей применяются генераторы постоянного и переменного тока. Генераторы переменного тока в основном применяются на автобусах средней и большой вместимости. На остальных автомобилях применяются генераторы постоянного то­ ка, которые работают совместно с реле-регулятором, состоящим из трех приборов: реле обратного тока, ограничителя тока и регуля­ тора напряжения.

Реле обратного тока автоматически включает или отключаетгене­ ратор от сети в случаях повышения или понижения напряжения гене­ ратора над напряжением аккумуляторной батареи.

Ограничитель тока автоматически ограничивает максимальную вели­ чину тока в системе и этим предохраняет генератор от перегрузки и перегрева.

Регулятор напряжения автоматически поддерживает на средних и больших оборотах двигателя напряжение генератора практически посто­ янным.

На карбюраторных двигателях применяется классическая система ба­ тарейного зажигания, которая состоит из катушки, прерывателя-рас­ пределителя, конденсатора, свечей, замка и проводов. Все это обо­ рудование образует систему зажигания двигателя, состоящую из цепей низкого и высокого напряжения, устройство которых и принцип их ра­ боты рассмотрены ранее по курсу.

Ьольшая часть автомобильных двигателей пускается с помощью стар­ теров, которые представляют собой электрический двигатель постоян­

- 119 -

ного тока с последовательным включением обмотки возбуждения. Такие двигатели имеют большую величину крутящего момента в начале враще­ ния якоря.

К приборам сигнализации автомобиля относятся звуковой сигнал, световые указатели поворотов и стоп-сигнал.

Вкачестве приборов освещения применяются фары, габаритные фо­ нари, фонарь освещения номерного знака, лампы освещения приборов, кузовов, кабин, переносные лампы и др.

Контрольно-измерительные приборы включают в себя амперметр, указатели температуры воды, давления масла в системе смазки, уров­ ня топлива в баке и др.

Вкачестве вспомогательных электрических приборов на автомоби­ лях применяются стеклоочистители, отопители, устройства для обдува ветрового стекла и другие, на которых применяются электродвигатели

16.ПОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Кдополнительному оборудованию автомобиля относятся системы отопления и вентиляции, устройства для обдува стекол, стеклоочис­ тители, стеклоподъемники, буксирные устройства, лебедки, устрой­ ства для подъема и закрепления запасных колес.

Системы отопления и вентиляции предназначены для создания ком­ фортных условий внутри кабины или закрытого кузова автомобиля. В

системе отопления используется или тепло от системы охлаждения двигателя или тепло отопителей, работающих независимо от двигате­ ля автомобиля. ~

Для предупреждения обмерзания ветрового стекла осуществляется его обдув теплым воздухом от системы отопления кабины автомобиля.

Очистка наружной поверхности ветрового стекла от воды, грязи и снега производится с помощью стеклоочистителей и приспособления

для обмыва стекла. На автомобилях устанавливаются стеклоочистите­ ли с вакуумным, пневматическим и электрическим приводами.

Для буксирования прицепов на задней поперечине рамы автомобиля устанавливается буксирное устройство, а для буксирования самого ав томобилн на передних концах лонжеронов рамы закрепляются буксирные крюки.

Лебедки устанавливаются в основном на автомобилях повышенной проходимости для вытаскивания застрявших автомобилей и самовытаскивания.



Л и т е р а т у р а

В.И. А н о х и н . Отечественные автомобили. Изд-во "Машино­ строение", М., 1964.

Г.П. Л ы з о,

А.П. Л ы з о,

В.А. О о н о в с к и й .

Тракторы, автомобили, двигатели. Изд-во "Высшая школа",

М.,1962.

А.М. Г у р е в и ч ,

Е.М. С о р о к и н . Тракторы и автомоби­

ли. Изд-во "Колос", М., 1964.

 

 

 

Е.В. М и х а й л о в с к и й ,

К.Б. С е р е б р я к о в .

Автомобили. Изд-во "Машиностроение", М., 1967.

 

 

A. А. М и л у ш к и н

 

и др. Автомобиль. Изд-во "Транспорт",

М., 1966.

 

 

 

 

 

 

B.М. А р х а н г е л ь с к и й

идр. Автомобили. Изд-во "Ма­

шиностроение", М., 1964.

 

 

 

 

В . М . К л е н н и к о в

и Е . В . К л е н н и к о в .

Теория

и конструкция автомобиля. Изд-во "Машиностроение", М., 1967.

A.Д . В о р о б ь е в

 

идр. Автомобили "Урал"-375 и

 

"Урал"-375Д. Центральное бюро технической информации, 1963.

B.И. Б о р и с о в

идр. Автомобиль ГАЗ-66.

Изд-во

"Машино­

строение", М., 1966.

 

 

 

 

 

М . М . Т о м у ш е в .

 

Автомобили и тракторы. Изд-во Львовского

университета, 1967.

 

 

 

 

 

 

0.А. Д о л м а т о в с к и й

идр. Тракторы и автомобили.

Изд-во "Колос", М., 1966.

 

 

 

 

"Автомобили МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504".Изд-во "Беларусь", 1965.

Г.С. С у т у г и н, А.Г. К о р н и е н к о ,

Ю.И.К у з н е -

ц о в и др. Справочное пособие по средствам аэродромного обслу­ живания летательных аппаратов. Воениздат, 1962.