Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
и. косинский
РАДУГА НА ПЛЕНКЕ
К Н И Г А О Ц В Е Т Н О Й Ф О Т О Г Р А Ф И И
Л Е Н И З Д А Т 1965
ГОС*. П УБЛ И Ч Н А Я «ЧУМ НО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
б и б л и о т е к а с с с р _
Ы . Sloif
Книга «Радуга на пленке» — общедоступное прак тическое пособие по фотографированию в есте ственных цветах. Рассчитана она на широкие круги фотолюбителей, уже освоивших технику черно-бе лой фотографии.
В области цветной фотографии существует очень много названий и понятий (отчасти относя
щихся к цветоведению), с |
которыми совершенно |
не приходится встречаться |
фотолюбителям, зани |
мающимся черно-белой фотографией. Значительная часть этих понятий разъясняется в книге.
Сейчас распространены в основном два спо
соба |
получения |
изображений в естественных цве |
тах: |
съемка на |
многослойную негативную пленку |
с последующей печатью и съемка на обратимую пленку, дающую сразу цветной диапозитив. Книга подробно знакомит читателя с этими методами.
Особое внимание автор уделяет вопросам ком позиции цветного снимка и эстетической стороне занятий цветной фотографией.
И л л ю с т р а ц и и а в т о р а
В М Е С Т О П Р Е Д И С Л О В И Я
В один прекрасный солнечный день, помнится, в середине мая, отправляясь на съемку, я впервые зарядил фотоаппарат цветной пленкой.
До этого уже несколько лет я занимался «обыч ной», черно-белой фотографией, научился разбирать ся во всех тонкостях съемки и обработки фотомате риалов, и мне казалось, что освоение процессов цвет ной фотографии теперь пойдет быстро и гладко. А освоить их очень хотелось, потому что чем дольше я занимался черно-белой фотографией, тем больше видел вокруг себя сюжетов, которые она вообще не способна запечатлеть или запечатлевает в искажен ном виде. Черно-белый снимок не дает представления ни о ликующих красках первомайской демонстрации, ни о прелести осенней березовой рощи, ни о красоте закатного неба. А такие изумительные явления при роды, как, например, радуга! На черно-белом снимке
3
в лучшем случае получается едва заметная размытая полоска на небе...
Но это чисто эстетическая сторона занятий фото графией. Меня привлекал и другой род съемок: область живой природы. Сережки ивы, веточки зем ляники с тяжелыми темно-красными ягодами, птичьи гнезда с разноцветными яйцами, яркие бабочки, изрытый ходами муравейник, фасетчатый глаз стре козы под микроскопом. Какой интересный мир от крывается на таких снимках! И каким обедненным пе редает его черно-белая фотография!
...Просмотренные мной руководства по цветному фото укрепляли надежду на успех. В них говорилось, что наиболее сложен процесс получения цветных от печатков. Обработка цветной пленки — дело не такое уж хитрое, а что касается съемки, так она вообще «принципиально не отличается от съемки на черно белый материал».
Читая такие наставления, я был доволен, что в этой новой области мне пригодятся уже накопленные зна
ния и навыки, что при |
переходе |
от черно-белой |
к цветной фотографии не |
придется |
«переучиваться» |
и отказываться от прочно усвоенных общих правил и приемов.
Итак, в тот майский день я бодро направлял каме ру то на один, объект, то на другой, выбирая наи более красочные и контрастирующие по цвету с окру жающей средой. При этом, глядя в видоискатель, я прямо-таки наслаждался тем, что, нацелившись на многоцветный сюжет, можно не затруднять себя со ображениями насчет того, каким он выйдет и «что потеряет» на готовом снимке: это вам не черно-белая
4
пленка, все получится точно таким, как в действитель ности! Красные цветы теперь должны выделяться на фоне зеленых листьев независимо от освещения про сто потому, что на снимке они так и останутся крас ными, а листья— зелеными! И флаг теперь уж, ко нечно, не пропадет на фоне голубого неба!
Красочный плакат на стене и дорожная машина травянисто-зеленого цвета, выползшая из-за угла, продавщица разноцветных воздушных шаров, и крас ные сережки тополя на сером асфальте, и ярко-крас ный мотоцикл «Ява», пронесшийся мимо, — все это восхищало меня в тот день, словно увиденное впер вые, и попало на мою первую цветную пленку.
Но с этой пленки не удалось получить ни одного хоть сколько-нибудь сносного цветного отпечатка...
Теперь, когда все трудности и огорчения этого первого периода остались позади, когда их причины совершенно ясны и кажутся очень простыми, можно вполне объективно ответить на вопрос, который ча сто приходится слышать по поводу цветной фото графии:
Д о с т и г л а ли в о о б щ е ц в е т н а я ф о т о г р а ф и я д о с т а т о ч н о г о с о в е р ш е н с т в а ?
От этого вопроса не удастся отделаться, ответив просто «да» или «нет». Обстоятельный и честный ответ неизбежно будет довольно длинным. В техни ческом отношении современный метод цветной фото графии еще не вполне совершенен — настолько серь езные ограничения надо соблюдать в отношении съемки, настолько сложен процесс проявления (шесть операций!), настолько трудоемким делом является печать.
5
Но в то же время при достаточном умении и на выке этот технически несовершенный метод позво ляет получать великолепные цветные снимки.
И это, как мне кажется, вполне оправдывает и труд, и время, затрачиваемые на освоение цветной фотографии, а в дальнейшем — на изготовление каж дого цветного отпечатка.
Автор желает читателям побольше настойчивости и терпения. Эти качества — залог успешного овладе ния увлекательным и сложным делом цветной фото графии.
Г л а в а п е р в а я
СВЕТ И ЦВЕТА
Цвет в окружающем мире. Планета Земля, если смотреть на нее из космоса, кажется голубовато-зе леной. Но на земной поверхности наряду с этими пре обладающими цветами — зеленым и голубым — мы встретим сотни других цветов и оттенков.
Интересно, что по мере своего развития человече ство различало все больше и больше цветов. Наукой накоплено немало доказательств того, что не только в доисторические времена, но даже и в историческую эпоху способность различать цвета была развита да леко не так хорошо, как сейчас.
Например, древние египтяне не отличали синего цвета от серого. Им казалось, что голубое небо их родины одного цвета с железом. Поэтому египтяне считали небесный свод сделанным из железа. Это представление отразилось в древнейших легендах Египта, дошедших до нас. А на раскрашенных изобра жениях, которые относятся к той же эпохе, мы на ходим детали синего цвета; по внешнему виду ученые догадались об их назначении (это главным образом предметы вооружения) и пришли к выводу, что они должны быть сделаны из железа.
7
Ученые-языковеды, исследуя дошедшие из глу бины веков еврейские и китайские письмена, уста новили, что древние евреи- и китайцы тоже особо не выделяли синего цвета (по-видимому, они не отличали его от зеленого): слово «синий» ни разу не встре чается в их текстах. Да и в туркменском языке еще сравнительно недавно зеленый и синий цвета обозна чались одним словом.
Известный советский ученый академик Ферсман считал, что первым цветом, который «осознало» чело вечество, был желтый, вторым — красный. Затем шел зеленый и уже в последнюю очередь — синий. 1
Надо полагать, что академик Ферсман не допустил здесь ошибки: его мнение подкрепляется научными исследованиями. И все-таки кажется странным, что первым цветом, забрезжившим для первобытного человека среди однообразного серого мира, был не
1 Некоторые исследователи утверждают, будто даже в не очень отдаленные времена, в эпоху Гомера', жившего 3 тысячи
лет назад, синий цвет все с-ще продолжал |
отсутствовать в язы |
||
ке такого развитого и культурного |
народа, |
как |
греки. В под |
тверждение этого они приводят, |
например, |
такие слова из |
«Одиссеи»: «Остров есть Крит посреди виноцветного моря». Выходит, что греки считали Средиземное море золотисто-жел тым, а не голубым или синим. Однако это обстоятельство не обязательно связано с тем, что они будто бы не отличали си него цвета от желтого. Ведь Крит лежит на юго-восток от бере гов Греции. Приближаясь к нему в первой половине дня, гре ческие мореплаватели видели берег среди нестерпимо блестя
щей под солнцем |
морской глади. |
Естественно, |
что море |
||
представлялось |
им |
скорее |
золотистого, |
чем синего |
цвета. Так |
прозаически |
объясняется |
звучный |
эпитет, употребленный |
||
Гомером. |
|
|
|
|
|
8
красный. Ведь именно красный цвет занимает в нашем сознании совершенно особое место. Не только по тому, что он особенно дорог нам как цвет флага нашей Родины.
Если вы наблюдательны, вы замечали, что это — первый цвет, который усваивает каждый маленький ребенок. Он еще путает зеленый и синий, белый и желтый, разница между черным и коричневым для него пока вообще непостижима, но предметы крас ного цвета он уже уверенно различает среди всех прочих.
Красный цвет виден дальше любого другого как днем, так и ночью, в дождь и туман. Вот почему он выбран в качестве сигнала опасности. Перекрывая путь, загораются на улице красные огни светофоров. Идущая полным ходом машина внезапно тормозит — и на ее крыльях тоже зажигаются красные сигнальные огоньки, предупреждая водителей, которые следуют сзади.
Наконец, красный цвет— это наиболее «человече ский» из всех цветов. В природе он встречается го раздо реже других. Там преобладают голубой, зеле ный, желтый, белый. Не случайно в ярко-красный (или оранжевый) цвет принято окрашивать, например,
самолеты |
и вертолеты, действующие |
в Арктике: |
|
в |
случае |
их вынужденной' посадки красная точка |
|
на |
фоне |
бескрайних белых просторов |
будет вид |
на людям, спешащим на помощь, за сотни кило метров..
Случаи «цветовой слепоты», когда человек не раз личает цвета, встречаются и среди наших современ ников.
9
Правда, они очень редки. Неспособность различать цвета считается ненормальным, из ряда вон выходя щим явлением, но вместе с тем даже в истории искус ства можно встретить имена художников, страдавших этим недостатком зрения. Конечно, для них это было настоящей трагедией.
Неспособность различать цвета была присуща, на пример, знаменитому немецкому художнику Виль гельму Каульбаху, жившему в XIX веке. Всеобщее признание получили его рисунки и гравюры. Но кар тины Каульбаха малоизвестны нам: на них царил такой цветовой хаос, что, по существу, художник писал их только для себя.
Итальянский физиолог Ангелуччи с научной целью собрал целую коллекцию произведений таких худож ников. Странные вещи можно увидеть там! Например, крыши домов с освещенной стороны художник, стра дающий «цветовой слепотой», изображает красными, а с теневой стороны — зелеными.
«Цветнослепому» невозможно доверить управле ние автомашиной, поездом, самолетом: ведь на транспорте вся сигнализация построена на использо вании разных цветов. В перечне железнодорожных катастроф, унесших немало человеческих жизней, на всегда останется случай, когда машинист, страдающий «цветовой слепотой», принял красный огонь семафора за зеленый. Это было почти сто лет назад, но с тех пор без проверки «цветного зрения» вас не допустят к штурвалу управления ни на суше, ни на море, ни в воздухе.
Кроме того, человек, страдающий «цветовой сле потой», не может быть также астрономом и ботани-
10
разных цветов сольются в один: диск волчка пока жется белым. 1
Основные цвета. Мы насчитали шесть цветов спектра. Но каждый из них настолько плавно пере ходит в другой, что между соседними цветами невоз можно уловить какую бы то ни было четкую границу. Например, зеленый не сменяется сразу желтым,— он переходит сначала в салатный, затем в лимонный...
В промежутке можно различить еще ряд оттенков, для которых в языке даже нет названий, а уже после этого идет цвет, который без всяких оговорок можно признать желтым. 12 И вот возникает вопрос: равно правны ли все эти цвета и оттенки? Почему, пере числяя цвета спектра, мы обязательно упомянем, на пример, оранжевый цвет, а такие, как сиреневый, палевый или лимонный, наверняка пропустим?
Может быть, тут дело просто в языке? Ведь если сказать «оранжевый», любой человек легко вызовет в своем воображении этот цвет. А «палевый»? Каж дый ли в состоянии представить себе, какой цвет имеется в виду?
Пожалуй, такое бессознательное деление цветов как бы на «главные» и «второстепенные» действи тельно находит себе некоторое оправдание с языко вой точки зрения. Но подобный подход к делу нельзя
1 К сожалению, |
этот |
белый цвет всегда будет несколько |
«грязноватым», т. е. |
с |
розовато-серым, желтовато-серым или |
голубовато-серым оттенком. Дело в том, что даже самые луч шие цветные карандаши или акварельные краски не дают воз
можности окрасить |
секторы диска в такие чистые' и нежные |
тона, какие мы видим на полоске спектра. |
|
2 Цвет лепестков |
подсолнечника. |
12