Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНА КУТУЗОВА АКАДЕМИЯ имени Ю.А.ГАГАРИНА
Инженер-подполковник А.Г.КОРНИЕНКО
КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ИХ АГРЕГАТОВ И МЕХАНИЗМОВ
Лекция
МОНИНО - 1968 г
ч.. |
■' |
' Ч А Я |
|
! |
• |
'•ЯРЧ - |
- г - |
?.•'/> СССГ |
Л
6,f ЖSS5S6
В лекции рассматриваются основы конструкции автотракторной техники и принципы устройства и работы ее основных агрегатов и механизмов, а танке приведены общие сведения по конструкции и работе новых отечественных автомобилей, преимущественно предназ наченных для авиационно-технических частей в качестве транспорт ных средств и базы для монтака специального оборудования средств технического обеспечения авиации.
Основные тактико-технические данные автотракторной техники, используемой в настоящее время в народном хозяйстве и Вооружеиных Силах СССР, приведены в учебном пособии "Средства техническо го обеспечения авиации".
Лекция предназначена для слушателей командно-тыловой авиацион ной специальности всех факультетов академии, слушателей курсов усовершенствования офицерского состава по профилю авиационного ты ла и слушателей других специальностей, связанных с эксплуатацией автотракторной техники, а также может быть использована в училищах
ишколах, занимающихся подготовкой специалистов авиационного тыла,
идля самостоятельной подготовки в частях и учреждениях офицеров авиационного тыла.
-3 -
ВВ Е Д Е Н И Е
Одной из важнейших задач технического обеспечения авиации явля ется обеспечение ее автотранспортоы, роль которого в современной войне как наиболее массового и маневренного вида транспорта непре рывно возрастает.
Перспективы развития автотранспорта в нашей стране создают хо рошие возможности для качественного улучшения его в Вооруженных Силах СССР.
Доля большегрузных автомобилей грузоподъемностью 5 т и более в общем выпуске автомобилей увеличивается в текущем пятилетии до 45% от общего выпуска, а также увеличивается выпуск автопоездов,
способных перевозить до 22 т груза, автомобильных прицепов грузо подъемностью до 10 т.
Оснащение авиации большегрузными автомобилями в сочетании с увеличением числа прицепов повысит грузоподъемность транспортных средств, что значительно улучшит маневренность и боевую готовность тыловых частей авиации.
Для подвижности тыловых частей авиации большое значение имеет проходимость транспортных средств. Выпуск новых автомобилей вы сокой проходимости типа "Урали-375, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б создает реальные перспективы оснащения ими авиационно-технических частей для успешного решения боевых задач авиации.
Отличительной особенностью в развитии автотранспорта в настоя щее время является полное обновление и значительное расширение типажа автомобилей, автобусов, прицепов, а также очень высокие темпы роста их производства.
Например, планируемый выпуск грузовых автомобилей всех марок в 1970 г. увеличится в 1,6-1,7 раза по сравнению с их выпуском в
1965 г.
Изменения в выпуске автомобилей по грузоподъемности характери зуются следующими данными, приведенными в твбл.1.
|
|
|
Выпуск автомобилей по годам, |
|||
Грузоподъемность |
|
в % к итогу |
|
|||
автомобилей, |
т |
1959 |
1965 |
1967 |
1970 |
|
|
|
|
||||
0,4 |
- 2,0 |
|
1.0 |
3,5 |
10,4 |
12,2 |
2,0 |
- 4,0 |
|
82,6 |
64,6 |
46,7 |
32,8 |
4,0 |
- 8,0 |
|
|
26,2 |
35,3 |
42,8 |
8,0 |
- 25,0 |
|
2,0 |
5,4 |
7,2 |
Н , 7 |
Свыше 25,0 |
|
0,1 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Из таблицы видно, что доля выпуска автомобилей грузоподъемно стью 0,4-2,0 т; 4,0-8,0 т и выше увеличивается, а средней грузо подъемности 2,0-4,0 т - уменьшается.
-5 -
I.КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ И ЭДЕКТР0ГА30В0Й
ТЕХНИКИ
Кавтотракторной технике относятся автомобили,гусеничные и колесные тягачи, транспортеры, тракторы и автотракторные прице пы, принятые на снабвение Вооруженных Сил СССР.
Кэлектрогазовой технике относятся специальные автомобили, автотракторные прицепы и агрегаты, предназначенные для добычи, транспортирования, хранения сжатых и сжиженных газов и зарядки ими летательных аппаратов, обеспечения этих аппаратов электриче ской и гидравлической энергией, кондиционирования воздуха в ка бинах летательных аппаратов и в местах нахождения летного соста ва, подготовленного к полетам, проверки герметичности кабин.
Кроме автомобилей и автотракторных прицепов электрогазовая техника может быть смонтирована стационарно в помещениях,на аэ родромах, а также в железнодорожных вагонах и на платформах.
Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомо билей, прицепов и полуприцепов. Автомобиль, работающий с прице пом или полуприцепом, представляет собой автопоезд.
Автомобили подразделяются на грузовые, пассажирские, тягачи и специальные, а. по применяемому для двигателей топливу - на автомобили с карбюраторными, дизельными, газобаллонными и газо генераторными двигателями.
В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателей автомо
били |
классифицируются на микролитражные (с рабочим объемом до |
||||
0,75 |
л), малолитражные (от 0,75 до |
2,0 л), |
среднелитражные |
(от |
|
2,0 |
до 4,0 л) и многолитражные (с |
рабочим |
объемом 4,0 л |
и |
более). |
По величине максимальной полезной нагрузки автомобили |
делятся |
на особо малой грузоподъемности (до 1,0 т), малой (от 1,0 до 2,5 т), средней (от 2,5 до 5,0 т), большой (от 5,0 до 10,0 т) и особо большой (свыше 10,0 т).
По количеству ведущих колес автомобили подразделяются на авто мобили обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости.
- 6 -
Проходимость автомобиля зависит от количества ведущих колес. Число ведущих колес условно обозначается колесной формулой авто мобиля, которая пишется: 4 x 2 , 4 x 4 , 6x<t, б х б , 8 х 8 и т.д., где первое число показывает количество колес у автомобиля, а вто рое - количество ведущих колес, т.е. колес, к которым подводится крутящий момент от двигателя и создается тяговая сила, обеспечи вающая движение автомобиля.
Пассажирские автомобили в зависимости от вместимости и кон струкции делятся на легковые автомобили и автобусы.
Легковые автомобили имеют следующие типы кузовов: седан, фаэ тон или кабриолет, лимузин и универсал.
Автобусы по назначению делятся на городские, пригородные, мест ного сообщения, междугородные, туристские, экскурсионные, штабные, санитарные и специальные.
В зависимости от габаритной длины, определяющей вместимость, автобусы делятся на особо малые (4,5 - 5,0 м), малые (7,0 - 7,5 м), средние (7,5 - 9,5 м), большие (10,0 - 11,0 м), особо большие (свыше 12,0 м) и сочлененные (свыше 16,5 м).
По конструкции кузова, который определяет транспортное назна чение, автомобили подразделяются на автомобили общего назначения, тягачи, самосвалы и специализированные.
Тягачи по способу буксировки прицепных систем делятся на седель ные, предназначенные для работы с полуприцепами, автомобили-тягачи - для постоянной работы с прицепом и балластные - для буксировки тя желовесных прицепов.
Транспортные автомобили, приспособленные для перевозки опреде ленного вида грузов, называются специализированными и имеют кузова специальной конструкции и предназначения, т.е. рефрижераторы, хле бовозы, цементовозы, самопогрузчики и др.
Специальные автомобили имеют на шасси производственное оборудо вание для выполнения определенного вида работ, поэтому они не мо гут выполнять транспортных перевозок. К специальным автомобилям относятся топливозаправщики, автокраны, электрогидроагрегаты и ус тановки, газодобывающие и зарядные станции, различного типа и на значения мастерские и т.п.
|
По |
т и п у |
Э8иjoв т еля |
|
|
|
|
|
Т р а н |
Но лесные |
2усеничные |
|||
По т и п е/ |
х о З о ёо е / |
чеготел |
|
|
Явмные |
Полура**- |
безрам- |
|
|
|
|
мб/е |
ные |
|
|
|
|
По |
т я г о 8 о л/у |
П о |
и or з н а ч е n u t -о |
т о р ы |
|
О^ецего |
УниВср- |
епеиием»: |
сальмко |
фго |
|
|
П о т и п е / дб и е о е т е л я |
|
Дизельные |
kfatpStopaтор- |
|
|
|
*ше |
Зле *етр и v е е в и в
е/о ей л £/ло
(^ ) (^ ) ($*) (**) (<*) (**) (j*) (^*) (^ ) @ |
(^ ) |
I
I
Рис. /. ^ р о с с и ф и р о ц и я т р а П т ороб
- 8 -
Автомобильный прицепной состав подразделяется на полуприцепы (общего назначения и специализированные), одноосные, двухосные и тяжеловесные прицепы, прицепы роспуски.
Максиыальные размеры и вес подвижного состава автомобильного транспорта ограничиваются ГОСТ 9314-59 "Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты", введенным в действие в I960 г.
Тракторы подразделяются на тракторы общего назначения, универ сальные и специальные; по типажу - на сельскохозяйственные, про мышленные и мелиоративные, по конструкции ходовой части - на ко лесные и гусеничные, по типу - на рамные, полурамные и безрамные
(рис.1).
Все типы тракторов разделены по тяговым усилиям на классы со следующими номинальными тяговыми усилиями: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2,0; 3,0; 5,0; 10,0; 15,0; 25,0 и 50 т.
Тяговые показатели перспективных типов установлены, исходя из рабочих скоростей в 6-9 км/ч для колесных тракторов и 5-8 км/ч для гусеничных, т.е. в зоне оптимального тягового к.п.д. трактора. В основу деления на классы положено номинальное тяговое усилие, т.е. наибольшее тяговое усилие, развиваемое трактором на стерне сред ней влажности на низшей рабочей скорости.
Тракторы специального назначения в большинстве случаев представ ляют собой видоизмененные базовые модели тракторов, предназначенные для выполнения специальных работ и имеющие специальное оборудова ние.
2. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ
Автомобилем называется самодвижущееся транспортное средство с энергетической установкой, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам.
Автомобиль появился в конце прошлого века и в наше время стал самым распространенным видом транспорта.
За это время в своем развитии он прошел путь от "самобегловой коляски", приводимой в движение человеком вручную, до современной сложной и маневренной машины, движущейся с большой скоростью и обладающей грузоподъемностью от единиц до десятков тонн.
-9 -
Внастоящее время осуществляется новое техническое перевоору жение автомобильной промышленности. Создаются экономичные и надеж ные в работе легковые, грузовые и специальные автомобили.
Началом автомобильного производства в СССР считается выпуск в 1924 г. грузовых полуторатонных автомобилей АМО.Серийный выпуск автомобилей начался в 1931 г. после реконструкции Московского за вода АМО (завода им.Лихачева - ЗИЛ) и постройки Горьковского авто мобильного завода (ГАЗ).
Кроме этих двух крупнейших заводов в настоящее время имеются: Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), Минский (МАЗ), Ульяновский (УАЗ), Белорусский (БелАЗ) в г.Жодино, Могилевский (МоАЗ), Брянский (БАЗ), Кутаисский (КАЗ), Кременчугский (КрАЗ), Запорожский (ЗАЗ), Уральский (Урал) в г.Миасс, Ереванский (ЕрАЗ) автомобильные заводы. Имеются также заводы, специализированные по выпуску автобусов, автомобильных прицепов, кранов, погрузчиков, двигателей и другой автотракторной техники. К ним относятся: Яро славский (ЯМЗ), Заволжский (ЗМЗ) в поселке Заволжье Горьковской области, Мелитопольский (МеМЗ) моторные заводы, Львовский (ЛАЗ), Рижский (РАФ), Ликинский (ЛиАЗ), Павловский (ПАЗ), Курганский автобусные заводы, Челябинский (ЧМЗАП), Одесский (ОДАЗ), Мыти щинский (ММ3) и др.
С1964 г. заводы автомобильной промышленности СССР перешли к выпуску новых, наиболее совершенных моделей автомобилей и их дви гателей .
Современная промышленность выпускает более 25 основных моделей автомобилей и несколько сотен их разновидностей. Особое внимание уделяется производству автобусов, специализированных автомобилей, полуприцепов и прицепов.
Многообразна номенклатура грузовых автомобилей. Они выпускают ся с бортовой платформой, с опрокидывающим кузовом (самосвалы), баз кузова с седельным устройством для буксировки полуприцепов и с ку зовами - фургонами для перевозки специальных грузов.
В последнее время стали быстро развиваться специализированные транспортные средства для перевозки продовольствия, вода, доыента и других грузов, т.е. автомобили-хлебовозы, рефрижераторы, кузо ва-контейнеры, водоцистерны и др.