ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
представляют собой вязкую пластичную мас су черного или серого цвета. Мастика может быть разжижена этилацетоном до нужной концентрации. Следует иметь в виду, что ма стика (быстро вулканизируется, вследствие чего ее вязкость резко увеличивается, а спо собность прилипать к бетонным поверхностям снижается. Поэтому мастику должны заготов лять в таких количествах, которые могли бы быть использованы в течение 1,5—2 ч.
Процесс герметизации мастиками состоит из следующих операций: подготовки гермети ки, очистки шва щетками, промывка шва аце тоном, нанесения или вдавливания герметики, заглаживания и придания шву профиля. При заполнении шва пасту вводят при помощи шприца (рис. 29,6), при промазке шва герме тик наносят сильным нажатием шпателя, при этом необходимо сводить на нет края полос герметика. Толщина слоя герметика должна быть 1,5—2 мм, а ширина полос на панелях — не менее 2 см с каждой стороны шва. До за
твердения поверхность герметика |
должна |
быть разглажена с приданием ей |
заданного |
профиля. Потеки мастики на поверхности па нелей должны быть смыты ацетоном.
Герметизацию швов мастичными гермети ками следует выполнять в сухую погоду при температуре не ниже —10°С. Оборудование и инструменты необходимо периодически про мывать ацетоном. Работы по герметизации поручают лицам, прошедшим специальное обучение приемам работы с герметиками и
правилам эксплуатации применяемого обору дования.
Соединение, сварка и сболчивание за кладных деталей. Для придания жесткости
4* За к. 278 |
99 |
|
конструкциям из сборных элементов отдель ные элементы соединяют между собой при помощи закладных стальных деталей, заде лываемых в элементы при их изготовлении. Эти детали соединяют с арматурой элемента.
План
Рис. 30. Закладные детали для соединения элементов
а — закладные пластины с прорезями; б — в эле
ментах -стен |
и перекрытий; в — в |
стыках |
колонн; |
|
/ — панели наружных стен; |
2 —стальные |
заклад |
||
ные детали; |
3 — монтажные |
планки; 4 — панели |
||
перекрытия; |
5 — центрирующая |
прокладка; 6 — |
бетонная .смесь; 7 —колонна
Закладные детали элементов соединяют меж ду собой различными способами: путем зах вата пластин с прорезями, выступающих из
100
тела одного элемента, аналогичными пласти нами, выступающими из тела другого элемен та (рис. 30,6), сваркой закладных детален, втопленных в тело элемента заподлицо с гранью элемента (рис. 30,а и в ) , а также сболчиванием-закладных деталей, выходящих из тела.элемента в виде штырей и пластин.
Захват одних деталей другими осуществ ляется при посадке элемента на место; вы ступы пластин одних элементов заходят в прорези пластин другого элемента и прочно скрепляют элементы между собой.
Электросварку на стройках производят с помощью тока от электросети (рис. 31). Ток
6) |
г) |
Рис. 31. Сварка закладных деталей
а — сварочный аппарат типа СТЭ; 6 — схема включения аппа ратов; в — электрододержатель; г — дуговая электросварка; I — > регулятор тока; 2 — трансформатор; 3 — клеммы; 4 — электрод;
5 — электрододержатель
'/2 4 Зак. 278 |
101 |
сетевого напряжения 220 или 127 в подводят к клеммам (зажимам) прибора, понижающе го (напряжение тока (трансформатора) до бе зопасного напряжения 18; 36 и 65 в, и от низ ковольтных клемм трансформатора через ре гулятор силы тока подводят к свариваемым деталям. Один провод от трансформатора
присоединяют непосредственно |
к свариваемой |
детали, другой — к электроду, |
зажатому в |
держателе.
Электрод представляет собой стержень из мягкой стали диаметром 3—8 мм, длиной около 50 см, покрытый специальным соста
вом — обмазкой. |
При приближении электро |
да к свариваемой |
детали на расстояние 2—■ |
5 мм между деталью и электродом появляется дуга с температурой свыше 5000°С. Благода ря такой температуре на поверхности свари ваемой детали и на конце электрода образу ется расплавленный металл, который, осты вая, образует сварной шов, крепко соединяю щий между собой свариваемые детали. Чтобы обеспечить требуемую прочность и плотность сварки соединений, необходимо твердо соблю дать выработанные практикой правила. До сварки следует проверять величину зазоров, для того чтобы убедиться в совпадении кро мок стыкуемых поверхностей и в плотном прилегании поверхностей свариваемых эле ментов. При сварке ответственных конструк ций нужно делать прихватку качественными электродами. Металл в местах сварки следу ет тщательно очищать от ржавчины, масла, шлака и загрязнений. Не допускать непрова ров, пережогов и трещин в сварочных швах. При многослойной сварке необходимо тща тельно очищать шов от шлака перед наложе
102
нием следующего слоя. Не следует иройзво* дить сварку электродами не зная их марки.
По внешнему виду сварные швы должны иметь гладкую или мелкочешуйчатую поверх ность и плавный переход к свариваемому металлу. Наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва, не иметь трещин и поверхностных пор. Плотность шва можно проверить, обильно смочив его керосином с одной стороны, а е другой стороны суспензи ей мела или каолина. Если в течение 4 ч в летнее время и 8 ч в зимнее время на смазан ной суспензией стороне не появятся темные пятна, то шов можно считать доброкачествен ным. Наиболее надежными средствами про верки качества шва является просвечивание рентгеновскими или гамма-лучами или про верка ультразвуковым дефектоскопом. Следу ет иметь в виду, что качество шва значитель но ухудшается, если сварка производится при отрицательной температуре. Поэтому в этом случае требуется предварительный подогрев свариваемых деталей до 100—150°С.
Соединения на болтах являются более простыми, чем сварка, и значительно ускоря ют процесс соединения элементов. Кроме того, они не требуют квалифицированных рабочих и сложного оборудования. Плотность соеди нения элементов достигается за счет натяже ния болтов, проходящих сквозь отверстия в закладных деталях. Натягивание болтов про изводят монтажными ключами до определен ного предела. В случае недостаточного натя жения болтов при эксплуатации здания между элементами появляются трещины, которые мо гут вызвать смятие материала соединяемых
103
•элементов, остаточные деформации металла и ослабление болтового соединения. Чрезмерная натяжка болтов приводит к пластическим де формациям головок болта или гайки, а также к появлению текучести металла и может вы звать разрушение соединения.
Для распределения усилия от болтов на большую площадь соединяемых элементов под готовки болта и под гайки помещают шайбы. Для 'Предотвращения самопроизволь ного их раскручивания кроме гаек ставят контргайки, пружинные шайбы. Способ за крепления гаек указывается в рабочих черте жах. Учитывая, что болтовые соединения при простоте их выполнения обладают достаточ ной прочностью и жесткостью, они находят все больше и больше применения в качестве стыковых соединений в различных типах зда ний.
Антикоррозионная защита закладных де талей. Практикой установлено, что стальные закладные детали и соединяющие их сварные швы или болтовые соединения под влиянием влаги, проникающей через трещины в стыках между элементами, подвергаются коррозии (ржавлению). Это 'вызывает ослабление со пряжения и может привести к разрушению сборной конструкции. Опытными данными выявлено, что сталь, находящаяся во влажной среде, корродирует в течение года на глубину 1 мм. Поэтому, учитывая, что закладные де тали, сварные швы и соединяющие их наклад ки имеют сравнительно небольшую толщину, следует принимать меры к недопущению кор розии. В этих целях одновременно с -приняти ем мер, не допускающих проникания влаги к
104
стальным закладным деталям (замоноличивания конструкций и др.), следует применять материалы, не поддающиеся коррозии.
Наиболее эффективным мероприятием по борьбе с коррозией закладных деталей яв ляется применение оцинкованного металла и вторичное покрытие деталей сварного шва после соединения элементов слоем цинка. Покрытие цинком (оцинкование) металличе ских изделий производят металлизацией, го рячим цинкованием и гальванизацией. Про цесс металлизации заключается в нанесении антикоррозионного покрытия на обработанную пескоструйным аппаратом поверхность сталь ных деталей любых форм и размеров путем распыления расплавленного цинка струей сжатого воздуха. Распыляют расплавленный цинк электрическими или газовыми металлизаторами. Цинковое покрытие должно ло житься равномерно по всей покрываемой по верхности без наплывов и иметь мелкозерни стое строение. Необходимая толщина покры тия достигается несколькими проходами ап парата во взаимно перпендикулярных на правлениях. В построечных условиях цинковое покрытие сварных швов осуществляется пор тативными электрометаллизаторами ЭМ-ЗА или ЭМ-9 либо газопламенными металлизаторами МГ-1-57.
При мокрой погоде поверхность, подлежа щая покрытию, помимо очистки должна быть просушена, а при отрицательной температуре подогрета. В целях удлинения срока сохране ния цинкового покрытия на изделиях реко мендуется поверх антикоррозионного слоя цинка наносить один слой битумного лака или жидкого стекла. Вместо повторной обработки
105
закладных деталей после сварки металлизаторами их можно обработать цинковым протек торным грунтом, который представляет собой смесь наполнителя — цинковой пыли и раст ворителя на лаковой основе (лак ХСЛ). Про текторный грунт наносят кистью за один при ем по сухой поверхности. Толщина защитной пленки грунта должна быть 0,15—0,2 мм, ее контролируют при помощи магнитного толщи номера типа ИТП-1. Покрытие протекторным грунтом должно быть ровным, не иметь види мых пузырьков и трещин.
После нанесения протекторного грунта закладная деталь со сварным швом покрыва ется цементно-песчаным раствором 1 : 1 или 1 : 1,5 при водоцементном отношении 0,35: 0,40 и подвижности, соответствующей погружению стандартного конуса на 4—6 см. При положи тельной температуре покрывать цементным раствором должны по высохшему протектор ному грунту не ранее чем через 3—4 ч, а при отрицательной температуре — через 48 ч пос ле нанесения грунта. Стальные закладные детали панелей внутренних стен, перекрытий и элементов каркаса, находящихся в помеще ниях с сухим воздухом и не примыкающих к наружным стенам или совмещенным кровлям, защищать в сопряжениях антикоррозионными покрытиями не требуется.
Для предохранения от появления ржавчи ны при транспортировании и хранении на складе лицевые поверхности закладных дета лей элементов должны быть покрыты анти коррозионной обмазкой толщиной 0,5 мм. Для этой цели применяют обмазки цементнополистирольные (с полистирольным клеем) и цементно-перхлорвиниловые (с перхлорвинй-
106
ловым лаком ХСЛ). При отсутствии особых указаний по устройству антикоррозионной за щиты для обмазки закладных деталей и свар ных швов можно применять следующий со став (в частях и по весу): цемент — 100, ка зеин — 5, нитрит натрия — 10, вода — 40. Этот состав следует наносить два раза.
Замоноличивание стыков. После соедине ния закладных деталей зазоры между эле ментами заполняют бетонной смесью или це ментным раствором заподлицо со стыкуемы ми элементами. Конструкции придается вид монолитного сооружения. При замоноличивании элементов марку раствора или бетона следует принимать по проекту. В качестве вя жущего принимают портландцемент высоких марок и быстротвердеющий портландцемент. Целесообразно применение также расширя ющегося цемента, не дающего усадки (умень шения объема). Готовить раствор или бетон ную смесь следует на бетонно-растворных ус тановках, при этом целесообразно применять
•сухие смеси. Для заполнения пазов и стыков бетонной смесью целесообразно использовать вибробункер, который подают краном к сты ку. Для быстрой подачи смеси в его горлови ну вставляют вибронаконечник И-116, ис пользуемый затем для уплотнения бетонной смеси при заполнении пазов.
Для достижения жесткости стыков и проч ности сопряжений, в особенности в монолит ных (безарматурных) стыках, и обеспечения надлежащего оцепления укладываемой в стык бетонной смеси с бетоном замоноличиваемых элементов необходимо, чтобы поверхность элементов в местах стыковки была шерохо ватой. В крупнопанельных домах, где сварные
107