Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

веса верхней ленты не должна быть меньше 20

мм и больше

60 мм. Провисание обеих гусениц должно быть

одинаковым

Натяжение лент производится смещением натяжных звездочек (ленивцев) при помощи болтов.

Уход за канатами

Срок службы подъемного каната зависит от правильного

обращения с ним как в процессе хранения, так и в процессе

эксплуатации станка.

На станках вращательного бурения канаты работают в тя­ желых условиях (значительные нагрузки, большое число пере­ гибов, неравномерная навивка на барабан), поэтому уход за канатом и его своевременная смазка имеют чрезвычайно важ­ ное значение. Перед смазкой канат должен быть очищен от грязи и старой смазки. Очистка производится стальными щет­

ками, тряпками или концами.

Уход за электрооборудованием

Необходимо следить за чистотой электродвигателей. Они не должны загрязняться, в них не должны попадать вода и масло.

Не реже одного раза в месяц электродвигатели надо тща­ тельно осматривать и продувать сухим сжатым воздухом при

помощи шланга.

Смена смазки в подшипниках электродвигателя произво­

дится примерно через шесть месяцев.

Не реже одного раза в неделю следует проверять крепление подводящих кабелей в штуцерах и подтягивать последние при ослаблении крепления.

Контакторы пускателей необходимо периодически осматри­ вать и очищать. Очистку рабочей поверхности контактов от появляющихся на них окислов, шариков расплавленного ме­ талла и грязи необходимо производить напильником. После обработки напильником контакты нужно протереть.

Уход за подшипниками

Подшипники скольжения буровых станков сильно изнаши­ ваются в том случае, когда на трущиеся поверхности попадают пыль и грязь. На износ подшипников влияет также чрезмерный нагрев из-за недостаточной смазки. Поэтому необходимо уде­ лять серьезное внимание точному выполнению указаний по

смазке и предохранять подшипники от загрязнения. При сборке подшипников следует выдерживать правильные зазоры .между вкладышами и валом, регулируя их прокладками.

Серьезное внимание следует уделять правильной эксплуа­ тации подшипников качения. Войлочные и фетровые уплотнения

рекомендуется .раз

в месяц

тщательно промывать керосином,

а через 3 месяца

заменять.

Раз в 3 месяца подшипники и их

105


корпуса (гнезда) должны промываться керосином. Конические

роликоподшипники должны систематически (через 60—70 смен) тщательно регулироваться с простановкой прокладок. Подшип­ ники, имеющие радиальный люфт до 1,5 мм, должны быть не­ медленно заменены.

3. СМАЗКА БУРОВЫХ СТАНКОВ

Своевременная и качественная смазка деталей буровых

станков значительно уменьшает трение, предохраняя их от преждевременного износа, снижает расход энергии, потребляе­ мой из сети, уменьшает нагрузку двигателя и увеличивает про­ должительность работы станка без ремонта.

Смазочные материалы должны быть чистыми. Для смазки станков применяются следующие смазочные материалы: масло индустриальное 45 (ГОСТ 1707—51), смазка универсальная УС-2 (ГОСТ 1033—51), смазка универсальная тугоплавкая УТВ

(1-13) (ГОСТ 1631—52), смазка графитная АУГ-3 и смазка канатная ИК (ГОСТ 5570—50). В зимнее время в корпуса ре­ дукторов рекомендуется заливать масло индустриальное 12 (ГОСТ 1707—51).

В корпуса редукторов заливается масло индустриальное 45

через отверстия и люки в верхней крышке до уровня верхней контрольной пробки (редукторы хода и подъема) или на 0,5— 0,6 высоты корпуса (редукторы вращателя). Проверка уровня масла производится каждую смену, при помощи проволоки через

отверстие в крышке (БС-110/25м) или по маслоуказателю

(СВБ-2).

Смазка шестерен и подшипников редукторов осуществляется разбрызгиванием масла из масляных ванн. Редуктор враща­ теля СВБ-2, кроме того, еще имеет циркуляционную принуди­ тельную смазку верхних опор валов и зацепления первой пере­ дачи. Исправность циркуляционной системы смазки проверяется отвинчиванием контрольной пробки на наружном маслопроводе редуктора.

Не реже одного раза в месяц производится полная замена масла в редукторе. Спуск отработанного масла осуществляется

через отверстия в нижней стенке (или боковой стенке), за­ крываемые пробками.

Открытые зубчатые передачи привода бурового станка

СВБ-2 смазываются вручную густой графитной смазкой АУГ-3, наносимой на поверхности зубьев ровным слоем.

Поверхность вертикальных стоек—-направляющих мачты (рамы) —смазывается вручную универсальной смазкой УС-2

(солидолом). Смазка наносится на поверхность направляющей

ровным слоем.

Подъемный канат смазывается раз в неделю канатной мазью ИК. Смазка осуществляется вручную.

106


Оси блоков вращателя ,и мачты (рамы) смазываются смаз­ кой УТВ через масленки. Смазка нагнетается шприцем до тех пор, пока она не покажется у торцовых поверхностей втулок.

Смазка подшипников барабана и звездочки, насаженных на

концы вала редуктора хода и подъема, а также всех трех подшипников коленчатого вала механизма шагания станка БС-110/25м осуществляется колпачковыми масленками, завин

чиваемыми в торцы 'вала. Масленки заполняются смазкой УС-2.

Крышка масленки поворачивается

на пол-оборота в

смену.

Наполнение

масленки

производится

раз

в 20 смен.

Смазка

подшипников

качения

барабана и всех

валов привода

станка

СВБ-2 осуществляется через шариковые масленки. Нагнетание смазки производится шприцем. Для смазки используется уни­ версальная тугоплавкая смазка УТВ (1-13).

В зимний период для смазки подшипников скольжения мо­

жет быть использована универсальная среднеплавкая морозо­ стойкая смазка УСМ. Подшипники скольжения смазываются

зимой индустриальным маслом 12.

Смазка втулочно-роликовых цепей производится каждую смену жидким маслом из масленки с рожком. Подобным же

образом ежесменно смазываются крейцкопф, пята стойки меха­

низма шагания (БС-110/25м), а также все шарниры тормозов и фрикционов, кулачки и сухари фрикционов, шарниры тяг и рычагов систем управления.

в

Смазка подшипников электродвигателей осуществляется раз

три месяца. При этом подшипник промывается керосином,

а

затем наполняется чистой смазкой на 2/3 свободного про­

странства. Полная и тугая набивка приводят к нагреву под­

шипников. Вал электродвигателя после набивки подшипников смазкой должен легко проворачиваться от руки.

4. ВОЗМОЖНЫЕ НЕПОЛАДКИ БУРОВЫХ СТАНКОВ И СПОСОБЫ

ИХ УСТРАНЕНИЯ

Характер неисправности

 

Возможные причины

Рекомендуемые способы

 

 

неполадок

 

 

устранения

 

 

Электрическая часть

 

 

 

 

 

Двигатель не вращает­

1.

Неправильное

вклю­

1.

Выключить

двига­

ся при пуске

чение

(обрыв

одной из

тель и найти место об­

 

фаз)

Чрезмерно

большой

рыва

 

нагруз­

 

2.

2.

Уменьшить

 

момент на валу двига­

ку,

включив

меньшую

 

теля

 

 

 

 

скорость

вращения

ста­

 

 

 

 

 

 

ва

или

приподняв

став

 

 

 

 

 

 

над

забоем

 

 

 

3.

Пониженное

сверх

3.

Устранить

причину

 

нормы

напряжение сети

падения

напряжения

 

4.

Перегорание

предо­

4.

Заменить предохра­

 

хранителя

 

 

нитель

 

 

 

107


Продолжение

Характер неисправности

Возможные причины

 

Рекомендуемые способы

 

неполадок

 

 

 

 

устранения

Чрезмерное нагревание

1.

Пониженное или по-

I.

Устранить

причины

корпуса

двигателя

вышенное

 

напряжение

в

падения

(повышения)

 

 

 

 

сети

Перегрузка

 

двига­

напряжения

 

причйны

 

 

 

 

2.

 

2.

Устранить

 

 

 

 

теля

 

 

 

 

 

 

 

перегрузки

двигатель в

 

 

 

 

3. Замыкание в обмот­

3.

Сдать

 

 

 

 

ке статора

 

 

 

 

ремонт. Перемотать об­

 

 

 

 

4.

Неправильное

сое­

мотку

 

 

 

 

 

 

4.

Произвести правиль­

 

 

 

 

динение обмоток (тре­

ное

соединение

 

Чрезмерный

нагрев

угольник

вместо

звезды)

1, 2 и 3. Промыть под-

1.

Недостаточное коли-

подшипников

двигателя

чество смазки

 

 

 

шипники, заменить смаз­

 

 

 

 

2. Тугая набивка смаз­

ку

 

 

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наличие грязи и по­

 

 

 

 

 

 

 

 

сторонних

 

предметов

в

 

 

 

 

 

 

 

 

смазке

 

 

 

вала

 

4.

Выправить

вал

 

 

 

 

4.

Перекос

 

 

 

 

 

5.

Поломка

 

подшип­

5.

Заменить

подшип­

Вибрация

электродви-

ника

 

 

 

 

цент-

ник

Произвести

регули-

1.

Несовпадение

1.

гателя

 

 

 

ров

двигателя

и

редук­

ровку прокладками

 

 

 

 

тора

 

 

центровка

2. Отцентрировать (от-,

 

 

 

 

2.

Плохая

 

 

 

 

полумуфт

 

 

 

 

 

 

балансировать)

полу­

 

 

 

 

3.

Неудовлетворитель­

муфты

 

 

 

 

 

 

3. Сдать в ремонт элек­

 

 

 

 

ная балансировка ротора

тродвигатель (на ба­

Остановка

 

двигателя

двигателя

 

 

 

предо-

лансировку

ротора)

 

1.

Перегорание

1.

Устранить

причину

во время работы при хранителя

 

 

 

 

 

перегрузки.

Заменить

сильном шуме

(гудении)

2.

Ослабление

контак­

предохранитель

гайку

 

 

 

 

2.

Подтянуть

 

 

 

 

та

или

обрыв

провода

контакта. Заменить про­

Контакторы

пускателя

1.

Сгорела

 

катушка

вод

Проверить

лампой

 

1.

не включаются при наили оборвана ее обмот-

катушку и

заменить

личии напряжения в ка-

ка

Ослабли

 

контакты

2.

Подтянуть

гайки

тушке

 

 

 

2.

 

При

включении элект-

на

выводах

катушки

 

контактов

 

 

Короткое замыкание в

Выключить двигатель,

родвигателя срабатывает

двигателе

или

кабелях

выяснить причину, вы­

защита

(реле

тока) в

 

 

 

 

 

 

 

 

звать электрослесаря

пускателе

 

 

1.

Контакт

 

корпуса

1, 2 и 3. Выключить

Рама станка (или его

 

механизмы)

 

находятся

двигателя

с

оголенным

двигатели, вызвать элек-

под напряжением

проводом

 

 

 

 

 

 

трослесаря

для

устране­

Рама станка (или его

2.

Изоляция

обмотки

ния

неполадок

 

1, 2 и 3. Выключить

механизмы)

 

находятся

двигателя

 

пропиталась

двигатели, вызвать элек-

под напряжением

влагой

 

 

 

 

изо­

*трослесаря

для

устране­

 

 

 

 

3.

Повреждение

ния

неполадок

 

ляции кабеля

108