Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Таблица И
|
|
Коэффициент |
Производитель |
Породы |
|
крепости по |
|
|
шкале проф. |
ность, |
|
|
|
М. М Прото- |
пог, м]смену |
|
|
дьяконова, / |
|
Аргиллиты с прослойками |
песчаника............... |
4-5 |
56-32 |
Известняки: |
|
4 |
46-47 |
некрепкие........................................................ |
|
||
средней крепости . ...................................... |
5—6 |
24—26 |
|
крепкие ............................................................ |
■ . . . . |
6—8 |
13,0 |
очепь крепкие . ............................... |
8-10 |
9,0 |
Бурение скважин увеличенного диаметра'
Опыт эксплуатации станков БС-110/25м показал, что его
механизмы и редукторы допускают значительную перегрузку. На некоторых разрезах работают станки, у которых двигатель вращателя заменен двигателем мощностью 14 квт. Это позво ляет’ бурить скважины глубиной 40 м и более. Иногда станок БС-110/25м используется для бурения скважин по породе на глубину до 20 м.
Станком БС-110/25м можно также бурить по углю скважи ны диаметром 150 мм и глубиной 40 м. Бурение таких скважин освоено на участке № 3-бис первого разреза треста Вахрушев-
уголь. Комплект бурового инструмента состоит из 20 штанг и коронки диаметром 144—150 мм. Увеличение наружного диа метра штанги достигается путем приварки дополнительной спи рали к штанге обычной конструкции. Полный вес такой штанги составляет 31 кг. Лопасти коронки наплавлены рэлитом Т-33. Вес коронки 2,3 кг.
■Опыт работы на Северном вскрышном разрезе треста Вахрушевуголь показывает, что бурение скважин увеличенного диаметра возможно и по породе. Бурение - скважин диаметром до 200 мм можно производить как станком СВБ-2, так и при способлением ПВБ-150. Штанга увеличенного диаметра и в этом случае имеет спиральбольшей ширины.
Увеличение диаметра скважины дает возможность не только повысить вес заряда взрывчатых веществ, но и увеличить рас стояние между скважинами и тем самым сократить объем ра бот по бурению.
Основным недостатком 'штанг увеличенного диаметра яв ляется их большой вес, что затрудняет обслуживание станка.
Приспособления для бурения наклонных скважин
По условиям разработки угольных месторождений открытым
способом для осуществления заоткоски уступов, лучшего |
рых |
ления пород при большой высоте уступов и других целей |
тре- |
7* |
99 |
буется бурение наклонных скважин. На предприятиях комби ната Дальвоступоль бурение наклонных скважин нашло
широкое, применение для рыхления мерзлого грунта кровли и бортов вскрышных уступов. На разрезах треста Вахрушев'уголь, где пласт угля значительной мощности отрабатывается одним
Рис. 59. Буровой станок БС-110/25, приспособленный для наклон ного бурения
уступом, для создания безопасности работы экскаватора в за бое, угол наклона борта составляет не более 65°. Это дости гается взрыванием зарядов в заюткосных наклонных скважинах.
Для бурения таких скважин по предложению главного ме
ханика Ново-Райчихинского разреза комбината Дальвостуголь Н. Д...Чангли переоборудован буровой станок БС-110/25.
Приспособление к станку БС-110/25 для наклонного бурения показано на рис. 59. К горизонтальной части рамы 1 шарнирно крепятся' направляющие стойки 2, удерживаемые под опреде-
100
ленным углом к горизонту при помощи винта 3 с рукояткой, вращением которой винт с гайкой создают наклон направляю
щих стоек от 60 до 90°. Винт соединен с трубчатой надстройкой
4 горизонтальной части рамы и направляющими стойками при помощи сварных связей 5 и 6. Направляющие стойки состоят нз
двух цельнотянутых |
тонкостенных |
труб, .перекладины блока |
||
подвески и |
связи |
5. |
Связь состоит |
из двух стальных пластин |
толщиной 8 |
мм, |
между которыми |
расположено гнездо; сталь |
ные пластинки и полуоси скреплены с параллельными пласти
нами сваркой. Гнездо крепится с пластинами .при помощи выступов, входящих в специальные отверстия в пластинах.
Полуоси служат для соединения связи с направляющими стой
ками.
При бурении скважин на разрезах комбината Дальвостуголь по мерзлому грунту станок передвигается по неровной поверх ности, что приводит к частым поломкам и преждевременному износу деталей механизма передвижения: коленчатого вала шагания, цепи передачи, труб горизонтальной части рамы станка. Для устранения этих недостатков были произведены следующие изменения: 1) усилен коленчатый вал; 2) цепь ша
гания и звездочка заменены более прочными с шагом 39,05 мм
вместо 25,4 мм\ 3) горизонтальные трубы заменены рельсами
Р-24, у которых для облегчения удалены головки.
С изменением конструкции повысились, эксплуатационные качества бурового стайка, что позволило расширить область его применения.
Испытания переоборудованных станков дали положительные результаты—сменная производительность их составляла в 1956 г. 85 пог. м скважин.
Для обуривания мерзлоты при разработке верхнего вскрыш ного уступа на Храмцовских разрезах в Черемховском бассей не был сконструирован буровой агрегат, состоящий из четырех станков БС-110/25. Станки были смонтированы на платформе и ходовой тележке станка БУ-2. Такой агрегат позволяет бу рить одной буровой бригаде сразу четыре скважины, что повы шает производительность труда рабочих, занятых на бурении, в два-три раза.
VI. УХОД ЗА БУРОВЫМИ СТАНКАМИ
ИИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ
1.ОСМОТР И РЕМОНТ БУРОВОГО ИНСТРУМЕНТА
После пробуривания скважины буровой инструмент должен осматриваться. При осмотре штанг надлежит обратить внима ние на их прямолинейность, состояние спирали и хвостовиков.
На трубе не должно быть трещин, витки спирали не должны быть деформированы. Бурение штангами с поврежденной спи
ралью или имеющими трещины и надрывы на трубе запре щается. Особое внимание следует обратить на места крепления хвостовикбв к трубе: при наличии трещин, надрывов и изгибов ■в этом месте штанга бракуется. Все штанги должны легко
соединяться одна с другой. При этом выступ одной штанги
должен входить в паз другой, а замыкающий валик «от руки»
(без применения молотка) проходить сквозь отверстия обеих
штанг. Изогнутые или имеющие вмятины от воздействия хво стовиков валики бракуются.
Износ штанг по наружному диаметру допускается в преде лах 10—15 мм и не должен быть больше, чем ширина армирую
щей наплавки (для штанг СВБ-2). Изношенные штанги долж ны направляться для восстановления.
Коронки также подвергаются осмотру после пробуривания каждой скважины. При осмотре устанавливаются степень изно са режущих кромок и состояние армировки. После каждых пробуренных 120—050 пог. м скважин коронки станка
БС-110/25м должны затачиваться. При заточке необходимо вы держивать углы заострения, указываемые, обычно, на чертеже коронки. Для контроля этих углов необходимо иметь специаль ные шаблоны.
Целесообразно коронки затачивать партиями в 8—10 штук,
для чего необходимо иметь на станке достаточное количество коронок. Выпавшие из тела коронки отдельные пластинки должны заменяться новыми. Следует также обращать внима-
102
ние на состояние хвостовиков коронок ц соединительных от верстий в них.
Особенно необходимо следить за износом коронок по наруж ному диаметру. Бурить коронкой, диаметр которой меньше на ружного диаметра штанг по опирали, запрещается.
При бурении штангами, имеющими значительный износ по
диаметру, целесообразно применять коронку меньшего диамет ра с тем, чтобы разница диаметров коронки и штанг не превы
шала 5—6 мм.
2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ОСМОТР И РЕМОНТ СТАНКОВ
Безаварийная работа и длительный срок |
службы буровых |
станков вращательного бурения достигаются |
систематическим |
профилактическим осмотром, регулировкой и |
ремонтом их уз |
лов и деталей, наиболее подверженных износу.
Ремонт станков вращательного бурения производится в со ответствии с графиком планово-предупредительного ремонта
оборудования разреза.
Регулировка и ремонт фрикционов и тормозов
Включение барабанов лебедок станков вращательного буре
ния, а также включение гусеничного хода бурового станка СВБ-2 осуществляется фрикционными муфтами.
В процессе работы обкладки ленты (БС-110/25 м) или диски (СВБ-2), наклепанные на поверхности трения, изнашиваются, поэтому муфты необходимо систематически регулировать. Ре
гулировка фрикциона |
БС-140/25М производится посредством |
навинчивания гайки, |
крепящей неподвижный конец ленты |
к кронштейну диска |
(см. рис. 18). Одновременно проверяется |
регулировка тормоза, так как управление ими сблокировано.
Регулировку дисковых фрикционов станка СВБ-2 произво
дить так:
1)оттянуть на себя палец фиксатора;
2)не отпуская пальца, повернуть гайку с кулачками по
часовой стрелке на 1—2 оборота;
3)зафиксировать новое положение гайки фиксатором, кото рый своим концом должен войти в одно из ближайших отвер стий в прижимном диске;
4)отрегулировать длину тяг системы управления.
Необходимо, чтобы при работе на диски или ленту фрик циона, армированные феродо, не попадали масло и грязь. За грязненные или замасленные поверхности феродо промываются керосином. При регулировке фрикционов станка СВБ-2 регу лируются и тормоза, так как управление ими также сблоки ровано.
Кроме тормоза барабана, на станке БС-110/25м имеется тормоз механизма шагания, а на станке СВБ-2 — тормоза фрик
103
ционов гусеничного хода и электромагнитный колодочный тор моз. При затяжке тормоза лента должна плотно охватывать
тормозной шкив; местные зазоры не должны превышать 5—6 мм
по всей ширине ленты; лента может не прилегать к шкиву на участках длиной не более 50 мм. Нужно внимательно следить за медными заклепками, крепящими феродо к ленте.
Особое внимание следует обращать на исправность тормоза
барабана. При износе феродо регулировка этого тормоза произ водится увеличением сжатия пружины, затягивающей ленту тормоза. При этом длина тяг, связывающих подвижный конец ленты с рукояткой управления тормозом, также регулируется.
Одновременно проверяется и регулировка фрикциона.
Тормоз механизма шагания станка БС-110/25м регулируется
подтягиванием пружины, связанной с подвижным концом ленты тормоза. Пружина подтягивается по мере износа феродо. Тор
моз механизма шагания должен .обеспечивать плавное опуска
ние станка на грунт в конце шага.
В ходовом механизме станка СВБ-2 включение фрикцион ных муфт также сблокировано с управлением тормозами, по этому при регулировании фрикциона необходимо проверить ра боту тормоза. Для регулировки затяжки тормоза в этом случае
укорачивают или удлиняют тягу управления. Регулировка коло дочного электромагнитного тормоза производится при помощи тяг 4, 6 и болта 12 (см. рис. 36). Сила зажатия колодок регу лируется передвижением груза. При включении двигателя сер дечник электромагнита должен втягиваться катушкой, а тор мозной момент, развиваемый грузом, должен быть достаточен для удерживания вращателя с присоединенным к нему буро вым инструментом.
Регулировка втулочно-роликовых цепей и гусеничных лент
Втулочно-роликовые цепи, соединяющие ходовой механизм станка с приводом, должны периодически натягиваться с по мощью натяжных устройств. Провисание и недостаточное на тяжение цепей влечет за собой удары при включении и ревер сировании ходового механизма, вследствие чего происходят об
рывы цепей.
Перед передвижкой станка обязательно необходимо прове рить, нормально ли натянуты цепи и очистить их от грязи.
Натяжку цепей станка СВБ-2 необходимо начинать со вто ричной цепи, передающей вращение с двойной звездочки на приводную звездочку гусеничной ленты. Натяжение цепей обеих гусениц должно быть одинаковым. Своевременная очистка и смазка цепей значительно увеличивают срок их службы.
Срок службы деталей ходового механизма станка СВБ-2 во многом зависит от правильного ■натяжения гусеничных лент. Проверка натяжения лент осуществляется следующим образом:
станок устанавливается на ровное место, п.ри этом стрела про-
104