Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица И

 

 

Коэффициент

Производитель­

Породы

 

крепости по

 

шкале проф.

ность,

 

 

М. М Прото-

пог, м]смену

 

 

дьяконова, /

 

Аргиллиты с прослойками

песчаника...............

4-5

56-32

Известняки:

 

4

46-47

некрепкие........................................................

 

средней крепости . ......................................

5—6

24—26

крепкие ............................................................

■ . . . .

6—8

13,0

очепь крепкие . ...............................

8-10

9,0

Бурение скважин увеличенного диаметра'

Опыт эксплуатации станков БС-110/25м показал, что его

механизмы и редукторы допускают значительную перегрузку. На некоторых разрезах работают станки, у которых двигатель вращателя заменен двигателем мощностью 14 квт. Это позво­ ляет’ бурить скважины глубиной 40 м и более. Иногда станок БС-110/25м используется для бурения скважин по породе на глубину до 20 м.

Станком БС-110/25м можно также бурить по углю скважи­ ны диаметром 150 мм и глубиной 40 м. Бурение таких скважин освоено на участке № 3-бис первого разреза треста Вахрушев-

уголь. Комплект бурового инструмента состоит из 20 штанг и коронки диаметром 144—150 мм. Увеличение наружного диа­ метра штанги достигается путем приварки дополнительной спи­ рали к штанге обычной конструкции. Полный вес такой штанги составляет 31 кг. Лопасти коронки наплавлены рэлитом Т-33. Вес коронки 2,3 кг.

■Опыт работы на Северном вскрышном разрезе треста Вахрушевуголь показывает, что бурение скважин увеличенного диаметра возможно и по породе. Бурение - скважин диаметром до 200 мм можно производить как станком СВБ-2, так и при­ способлением ПВБ-150. Штанга увеличенного диаметра и в этом случае имеет спиральбольшей ширины.

Увеличение диаметра скважины дает возможность не только повысить вес заряда взрывчатых веществ, но и увеличить рас­ стояние между скважинами и тем самым сократить объем ра­ бот по бурению.

Основным недостатком 'штанг увеличенного диаметра яв­ ляется их большой вес, что затрудняет обслуживание станка.

Приспособления для бурения наклонных скважин

По условиям разработки угольных месторождений открытым

способом для осуществления заоткоски уступов, лучшего

рых­

ления пород при большой высоте уступов и других целей

тре-

7*

99


буется бурение наклонных скважин. На предприятиях комби­ ната Дальвоступоль бурение наклонных скважин нашло

широкое, применение для рыхления мерзлого грунта кровли и бортов вскрышных уступов. На разрезах треста Вахрушев'уголь, где пласт угля значительной мощности отрабатывается одним

Рис. 59. Буровой станок БС-110/25, приспособленный для наклон­ ного бурения

уступом, для создания безопасности работы экскаватора в за­ бое, угол наклона борта составляет не более 65°. Это дости­ гается взрыванием зарядов в заюткосных наклонных скважинах.

Для бурения таких скважин по предложению главного ме­

ханика Ново-Райчихинского разреза комбината Дальвостуголь Н. Д...Чангли переоборудован буровой станок БС-110/25.

Приспособление к станку БС-110/25 для наклонного бурения показано на рис. 59. К горизонтальной части рамы 1 шарнирно крепятся' направляющие стойки 2, удерживаемые под опреде-

100

ленным углом к горизонту при помощи винта 3 с рукояткой, вращением которой винт с гайкой создают наклон направляю­

щих стоек от 60 до 90°. Винт соединен с трубчатой надстройкой

4 горизонтальной части рамы и направляющими стойками при помощи сварных связей 5 и 6. Направляющие стойки состоят нз

двух цельнотянутых

тонкостенных

труб, .перекладины блока

подвески и

связи

5.

Связь состоит

из двух стальных пластин

толщиной 8

мм,

между которыми

расположено гнездо; сталь­

ные пластинки и полуоси скреплены с параллельными пласти­

нами сваркой. Гнездо крепится с пластинами .при помощи выступов, входящих в специальные отверстия в пластинах.

Полуоси служат для соединения связи с направляющими стой­

ками.

При бурении скважин на разрезах комбината Дальвостуголь по мерзлому грунту станок передвигается по неровной поверх­ ности, что приводит к частым поломкам и преждевременному износу деталей механизма передвижения: коленчатого вала шагания, цепи передачи, труб горизонтальной части рамы станка. Для устранения этих недостатков были произведены следующие изменения: 1) усилен коленчатый вал; 2) цепь ша­

гания и звездочка заменены более прочными с шагом 39,05 мм

вместо 25,4 мм\ 3) горизонтальные трубы заменены рельсами

Р-24, у которых для облегчения удалены головки.

С изменением конструкции повысились, эксплуатационные качества бурового стайка, что позволило расширить область его применения.

Испытания переоборудованных станков дали положительные результаты—сменная производительность их составляла в 1956 г. 85 пог. м скважин.

Для обуривания мерзлоты при разработке верхнего вскрыш­ ного уступа на Храмцовских разрезах в Черемховском бассей­ не был сконструирован буровой агрегат, состоящий из четырех станков БС-110/25. Станки были смонтированы на платформе и ходовой тележке станка БУ-2. Такой агрегат позволяет бу­ рить одной буровой бригаде сразу четыре скважины, что повы­ шает производительность труда рабочих, занятых на бурении, в два-три раза.


VI. УХОД ЗА БУРОВЫМИ СТАНКАМИ

ИИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ

1.ОСМОТР И РЕМОНТ БУРОВОГО ИНСТРУМЕНТА

После пробуривания скважины буровой инструмент должен осматриваться. При осмотре штанг надлежит обратить внима­ ние на их прямолинейность, состояние спирали и хвостовиков.

На трубе не должно быть трещин, витки спирали не должны быть деформированы. Бурение штангами с поврежденной спи­

ралью или имеющими трещины и надрывы на трубе запре­ щается. Особое внимание следует обратить на места крепления хвостовикбв к трубе: при наличии трещин, надрывов и изгибов ■в этом месте штанга бракуется. Все штанги должны легко

соединяться одна с другой. При этом выступ одной штанги

должен входить в паз другой, а замыкающий валик «от руки»

(без применения молотка) проходить сквозь отверстия обеих

штанг. Изогнутые или имеющие вмятины от воздействия хво­ стовиков валики бракуются.

Износ штанг по наружному диаметру допускается в преде­ лах 10—15 мм и не должен быть больше, чем ширина армирую­

щей наплавки (для штанг СВБ-2). Изношенные штанги долж­ ны направляться для восстановления.

Коронки также подвергаются осмотру после пробуривания каждой скважины. При осмотре устанавливаются степень изно­ са режущих кромок и состояние армировки. После каждых пробуренных 120—050 пог. м скважин коронки станка

БС-110/25м должны затачиваться. При заточке необходимо вы­ держивать углы заострения, указываемые, обычно, на чертеже коронки. Для контроля этих углов необходимо иметь специаль­ ные шаблоны.

Целесообразно коронки затачивать партиями в 8—10 штук,

для чего необходимо иметь на станке достаточное количество коронок. Выпавшие из тела коронки отдельные пластинки должны заменяться новыми. Следует также обращать внима-

102

ние на состояние хвостовиков коронок ц соединительных от­ верстий в них.

Особенно необходимо следить за износом коронок по наруж­ ному диаметру. Бурить коронкой, диаметр которой меньше на­ ружного диаметра штанг по опирали, запрещается.

При бурении штангами, имеющими значительный износ по

диаметру, целесообразно применять коронку меньшего диамет­ ра с тем, чтобы разница диаметров коронки и штанг не превы­

шала 5—6 мм.

2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ОСМОТР И РЕМОНТ СТАНКОВ

Безаварийная работа и длительный срок

службы буровых

станков вращательного бурения достигаются

систематическим

профилактическим осмотром, регулировкой и

ремонтом их уз­

лов и деталей, наиболее подверженных износу.

Ремонт станков вращательного бурения производится в со­ ответствии с графиком планово-предупредительного ремонта

оборудования разреза.

Регулировка и ремонт фрикционов и тормозов

Включение барабанов лебедок станков вращательного буре­

ния, а также включение гусеничного хода бурового станка СВБ-2 осуществляется фрикционными муфтами.

В процессе работы обкладки ленты (БС-110/25 м) или диски (СВБ-2), наклепанные на поверхности трения, изнашиваются, поэтому муфты необходимо систематически регулировать. Ре­

гулировка фрикциона

БС-140/25М производится посредством

навинчивания гайки,

крепящей неподвижный конец ленты

к кронштейну диска

(см. рис. 18). Одновременно проверяется

регулировка тормоза, так как управление ими сблокировано.

Регулировку дисковых фрикционов станка СВБ-2 произво­

дить так:

1)оттянуть на себя палец фиксатора;

2)не отпуская пальца, повернуть гайку с кулачками по

часовой стрелке на 1—2 оборота;

3)зафиксировать новое положение гайки фиксатором, кото­ рый своим концом должен войти в одно из ближайших отвер­ стий в прижимном диске;

4)отрегулировать длину тяг системы управления.

Необходимо, чтобы при работе на диски или ленту фрик­ циона, армированные феродо, не попадали масло и грязь. За­ грязненные или замасленные поверхности феродо промываются керосином. При регулировке фрикционов станка СВБ-2 регу­ лируются и тормоза, так как управление ими также сблоки­ ровано.

Кроме тормоза барабана, на станке БС-110/25м имеется тормоз механизма шагания, а на станке СВБ-2 — тормоза фрик­

103


ционов гусеничного хода и электромагнитный колодочный тор­ моз. При затяжке тормоза лента должна плотно охватывать

тормозной шкив; местные зазоры не должны превышать 5—6 мм

по всей ширине ленты; лента может не прилегать к шкиву на участках длиной не более 50 мм. Нужно внимательно следить за медными заклепками, крепящими феродо к ленте.

Особое внимание следует обращать на исправность тормоза

барабана. При износе феродо регулировка этого тормоза произ­ водится увеличением сжатия пружины, затягивающей ленту тормоза. При этом длина тяг, связывающих подвижный конец ленты с рукояткой управления тормозом, также регулируется.

Одновременно проверяется и регулировка фрикциона.

Тормоз механизма шагания станка БС-110/25м регулируется

подтягиванием пружины, связанной с подвижным концом ленты тормоза. Пружина подтягивается по мере износа феродо. Тор­

моз механизма шагания должен .обеспечивать плавное опуска­

ние станка на грунт в конце шага.

В ходовом механизме станка СВБ-2 включение фрикцион­ ных муфт также сблокировано с управлением тормозами, по­ этому при регулировании фрикциона необходимо проверить ра боту тормоза. Для регулировки затяжки тормоза в этом случае

укорачивают или удлиняют тягу управления. Регулировка коло­ дочного электромагнитного тормоза производится при помощи тяг 4, 6 и болта 12 (см. рис. 36). Сила зажатия колодок регу­ лируется передвижением груза. При включении двигателя сер­ дечник электромагнита должен втягиваться катушкой, а тор­ мозной момент, развиваемый грузом, должен быть достаточен для удерживания вращателя с присоединенным к нему буро­ вым инструментом.

Регулировка втулочно-роликовых цепей и гусеничных лент

Втулочно-роликовые цепи, соединяющие ходовой механизм станка с приводом, должны периодически натягиваться с по­ мощью натяжных устройств. Провисание и недостаточное на­ тяжение цепей влечет за собой удары при включении и ревер­ сировании ходового механизма, вследствие чего происходят об­

рывы цепей.

Перед передвижкой станка обязательно необходимо прове­ рить, нормально ли натянуты цепи и очистить их от грязи.

Натяжку цепей станка СВБ-2 необходимо начинать со вто­ ричной цепи, передающей вращение с двойной звездочки на приводную звездочку гусеничной ленты. Натяжение цепей обеих гусениц должно быть одинаковым. Своевременная очистка и смазка цепей значительно увеличивают срок их службы.

Срок службы деталей ходового механизма станка СВБ-2 во многом зависит от правильного ■натяжения гусеничных лент. Проверка натяжения лент осуществляется следующим образом:

станок устанавливается на ровное место, п.ри этом стрела про-

104