Файл: Добровольский Е.Н. Почерк Капицы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сия, которой надлежало найти недостатки. Недостатки были найдены. Турбодетандерный метод отменили. Поршневые холо­ дильные машины признавались более выгод­ ными, чем турбины. Стиль работы Капицы признавался порочным. Петру Леонидовичу

пришлось оставить свой институт.

■Он работал у себя на даче на Николиной горе под Москвой. Постепенно его уволили со всех занимаемых должностей. У него бы­ ли очень ограниченные средства и возмож­ ности, но он начал создавать лабораторию на Николиной горе.

Капица сам был фрезеровщиком и столя­ ром, работал на токарном станке, делал при­ боры.

Лидия Михайловна Владимирова, сосед­ ка Капицы по Николиной горе, пошла к нему работать лаборанткой.

— Вообще-то я женщин в лаборатории не выношу, — сказал Петр Леонидович, — но мне очень нужны лаборанты. Так что давай­ те попробуем.

«Никакой работы он не гнушался, — вспоминает Лидия Михайловна. — Нужно пилить дрова — он пилил, нужно работать на станке — работал. Человек он аккурат­

164

нейший. Если он работает на станке, то вы можете быть уверены, что все инстру­ менты будут на месте и вся стружка соб­ рана».

Он жил и работал в четком ритме. Гово­ рил: «Машина всегда должна быть в рабо­ чем состоянии, чтобы в любую минуту под­ хватить нагрузку».

Он просыпался рано утром. Раньше шес­ ти. Работал, потом шагал километров по десять в любую погоду. Возвращался и сно­ ва работал уже до позднего вечера. Сначала в лаборатории, потом в кабинете. Что может сделать физик-экспериментатор без прибо­ ров?

Капица изучал природу шаровой молнии, исследовал волновые процессы в движущих­ ся тонких слоях жидкости. Эти его исследо­ вания привели к созданию количественной теории взаимодействия морских волн с вет­ ром. И все-таки самой главной его привязан­ ностью была электроника больших мощно­ стей.

О том, как шли эти работы в дачной ла­ боратории, рассказал неизменный помощник Петра Леонидовича — Сергей Иванович Фи­ лимонов.

165

ХАТА-ЛАБОРАТОРИЯ

Дачная сторожка была превращена в хату-лабораторию. Ее еще называли ИФП— изба физических проблем. Состояла «изба» из двух комнат, кухни и гаража.

В механической мастерской были токар­ ный, фрезерный, сверлильный и заточный станки. Недалеко от лаборатории стоял са­ райчик, превращенный в столярную мастер­ скую. Отопление было печное, и только в последнее время водяное.

В такой лаборатории изучался принцип работы магнетрона, сделанного самим Пет­ ром Леонидовичем.

Места не хватало, поэтому к лаборатории была сделана пристройка, которую назвали трюмом.

Так как Николина гора расположена в 40 километрах от Москвы и в 12 километрах от железной дороги, ездить туда приходилось на автомашине; лимит бензина расходовал­ ся очень быстро, и потому решено было ос­ таваться на горе с ночевкой. Для этого от­ водилась одна, а иногда и две комнаты.

Со временем появились шкафы с научны­ ми журналами и книгами. Пришлось занять

166


еще одну комнату. Лаборатория наступала на жилой дом.

Однажды понадобилось серебро для из­ готовления прибора. Фондов на драгметал­ лы хата-лаборатория не имела. Пришлось использовать для этой цели серебряную столовую ложку.

Ровно без десяти два Анна Алексеевна звала на обед. А без десяти восемь — на ужин. После ужина смотрели телевизор или кино. Был свой кинопроектор.

В 1954 году лабораторию внесли в ака­ демический справочник и назвали Физиче­ ской лабораторией. В 1955 году Физической лаборатории стало тесно на Николиной горе и ее перевели в настоящий ИФП, где она развивается и здравствует поныне.

Одной из интереснейших и важнейших задач электроники больших мощностей Ка­ пица считает передачу электроэнергии по волноводам.

В отличие от передачи по проводам в вол­ новоде поток энергии проходит не по про­ воду, а внутри трубы.

Современная линия электропередачи при

167


высоких напряжениях подвержена грозовым разрядам. Нужно строить сложные металли­ ческие или железобетонные опоры, дорогие и громоздкие. Много недостатков вытекает из того факта, что линию электропередачи нужно защищать от самых неожиданных ме­ ханических повреждений.

При передаче энергии по волноводам ни­ чего этого нет. Весь процесс происходит в трубе, которая может быть проложена под землей. Преимущество волновода заключает­ ся еще и в том, что, несмотря на высокое напряжение в нем, полностью отпадает воп­ рос изоляции.

В начале волновода стоит магнетрон, ма­ шина, трансформирующая постоянный ток в колебания высокой частоты. Колебания передаются по волноводу, а затем происхо­ дит обратный процесс: магнетрон, находя­ щийся в конце волновода, преобразовывает высокую частоту в постоянный ток. Меняет­ ся сам характер передачи энергии. Магнет­ рон закачивает энергию в трубу, совсем как насос воду, и энергия льется по трубе. Если будет осуществлена мощная линия переда­ чи по волноводам, то можно «ответвлять» от нее энергию, направлять ее по меньшим

168

волноводам. А там ничего не стоит эту вы­ сокочастотную энергию использовать непо­ средственно на нагревание, например. Мож­ но направить волновод в доменную печь, и энергия будет поглощаться непосредственно в печи, при этом нагревание сможет идти до очень высоких температур без применения каких-либо особых горелок или электродов.

Энергия высокой частоты может быть направлена по трубам в буровые скважины для разогревания грунта на больших глуби­ нах. Но электроника больших мощностей открывает возможность передачи энергии и без волноводов — направленным лучом в свободном пространстве. Таким образом мож­ но будет обеспечивать энергоснабжение спут­ ников и постоянно действующих космиче­ ских станций.

Если до сих пор электронные процессы не используются для развития мощной вы­ сокочастотной электротехники, то этому есть вполне веские причины: еще не полностью осознаны все возможности, скрытые в элект­ ронике больших мощностей; еще нет науч­ ного обоснования многих проблем, и физи­ ческая сущность явлений в электронных приборах исследована и осмыслена недо­

168

статочно полно; нет исчерпывающих методов расчета явлений и приборов. Исследования продолжаются.

В 1955 году Капица вернулся в Инсти­ тут физических проблем. С тех пор большую часть своего рабочего дня он проводит в ла­ боратории. В директорском кабинете его можно застать только во второй половине дня. Все так же он считает, что чужими ру­ ками хорошей работы не сделаешь, сам ра­ ботает в лаборатории, возится со своими при­ борами и «смотрит свысока на бумажночер­ нильную физику своих друзей-теоретиков».

Как директор он не терпит в институте лишних людей. Эта его нетерпимость поро­ дила огромное количество всяких устных рассказов, где подчас невозможно отделить вымысел от действительности. Будто бы в первый день по возвращении в институт он возмутился, что у подъезда грязь. Валяются скомканные бумажки, окурки.

Сколько у нас дворников? — спросил Капица.

Ему сказали:

Три.

170


А сколько платят дворнику?

Шестьсот рублей.

Двоих уволить. Одному платить тыся­

чу восемьсот.

Сразу стало необыкновенно чисто.

Затем, поднявшись на второй этаж, Капи­ ца будто бы обнаружил полный состав отдела кадров и бухгалтерию. Он заинтересовался:

Что делают эти люди?

Подбирают вам кадры, Петр Леонидо­ вич. Финансируют ваши работы...

Понятно. Устроить всем экзамен по экспериментальной физике, принимать буду я. А по теоретической физике примет Лев Давыдович Ландау.

Мероприятие было оформлено как техучеба. Слабоподготовившиеся могли подать заявление по собственному желанию, и это справедливо, потому что от людей, ведаю­ щих финансами или кадрами, пора требовать понимания, для чего они это делают.

Так ли было все на самом деле или, как

влегендах, многократное повторение сдела­

ло действительность малоузнаваемой, мне не известно.

Знающие люди пожимают плечами, улы­ баются. Далеко не все, что говорит Капица,

171

записывается — это верно, как верно и то, что в «Физпроблемах» административный персонал сведен до минимума.

Казалось бы, Капица должен был рато­ вать за создание мощных, разветвленных ин­ ститутов, с обширной тематикой и большим штатом исследователей — это современно. Но Капица враг огромных институтов. Он считает, что польза, приносимая научным учреждением, совсем не пропорциональна количеству сотрудников. Об этом часто повто­ ряется на капшпниках, на заседаниях Уче­ ного совета. Об этом же вспоминалось и на чествовании Петра Леонидовича в день его семидесятилетия.

В газетах был опубликован Указ о на­ граждении Капицы орденом Ленина. Его поздравляли, но не с развернутым шелком знамен и не под начищенную зубным порош­ ком оркестровую медь.

Над сценой пламенел плакат:

«Только очень глупые люди не понимают шуток.

П. Л. Капица» Гости насторожились. Что еще придумали

капицынские мальчики? Но вот они появи­ лись в зале Ученого совета с пионерским

172


горном, под гром барабана, все свежевыбри­ тые, все в красных галстуках, в коротких штанишках:

Взвейтесь ракетой, Синие птицы! Многие лета Делу Капицы...

Со скоростью звука, Звука второго, Все мы науку Двигать готовы.

Это было весело. Потом уже весь зал — солидные академики, членкоры, профессо­ ра — начал подпевать:

Шествуй по свету

поступью твердой,

Взяв эстафету

у Резерфорда! Ширится пламя,

пламя костра. Прочно, как камень,

дело Петра!

Но это было только начало. «Пионеры» вы­ строились на сцене под кварцевыми часами с точностью хода секунда в столетие. Нача­ ли приветствовать юбиляра по всем пионер­ ским правилам. Члены Ученого совета в пер­ вых рядах подались вперед.

Все было, как в обычном пионерском при-

173

ветствин, до тех пор пока не началась кон­ статация научных заслуг юбиляра.

Дяди Петины работы Знают даже обормоты. И заслуженные лавры Украшают лоб...

Здесь наступило мгновенное замеша­ тельство, и пионервожатый, погрозив пионе­ рам пальцем, сказал:

...Петра Леонидовича.

Будем мы теперь стремиться Стать такими, как Капица, Мы в морях заменим воду Сверхтекучею водой, И она в водопроводы Потечет сама собой.

Захотим — и всюду станут Преогромные магниты:

Как включим — так враз притянут С неба к нам метеориты. Подожжем лучом планеты — Будет свет со всех сторон. Создадим для цели этой Ультрамощный магнетрон.

За все э.то мы получим Кандидатов, докторов. А пока стихи мы учим, Дядя Петя, будь здоров!

Песня и приветствия были исполнены на самом высоком уровне.

174

«Нам хотелось, чтобы стихи были весе­ лые и не слишком злые, — говорил предста­ витель коллектива авторов и исполнителей ученый секретарь «Физпроблем» член-кор­ респондент Алексей Алексеевич Абрикосов, про которого, к слову, на том же юбилее в пионерской песне было пропето, что «рядом с Абрикосом просто телята-кампрачукосы».

Судя по всему, Абрикосову не было осно­ ваний сердиться. В тот вечер особым успехом пользовалась написанная им «Песня про двух ученых». Из-за сложности некоторых физических терминов и отраженных собы­ тий эту песню про Капицу и Семенова труд­ но воспроизвести. Поется она на залихват­ ский мотив с присвистом и притопыванием.

Многие считают юбилей формальным ме­ роприятием. Но есть почерк Капицы — вра­ га формализма. Он доверяет людям, с кото­ рыми делает одно дело. Ему нечего бояться, что кто-то скажет «не то». Он сделал много хороших дел, прожил много счастливых лет. Однажды он сказал, что чем крупнее чело­ век, тем больше противоречий в человеке и в тех задачах, которые ставит перед ним жизнь; диапазон таких противоречий — мера человеческой ценности.

175