Файл: Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

слова А является понятие, а не образ пред­ ставления, то нужно раскрыть содержание понятия, т. е. перечислить существенные признаки предмета, обозначаемого словом А. При этом могут использоваться слова Б, В и Г. Если в свою очередь смысл этих слов реализуется понятиями, а не представлени­ ями, для указания существенных признаков

потребуются

новые слова — Д , Е, Ж, 3,

И, К и т. д.

Процесс разъяснения одних слов

с помощью других слов, а этих слов — с по­ мощью каких-то дальнейших слов продол­ жался бы до бесконечности, если бы он не прерывался в определенных пунктах. А прерывается он там, где мы доходим до слов, смысл которых воплощается в образах пред­ ставления, отражающих предметы внешнего

мира.

Схематически:

 

 

 

В

Г

 

 

Вторая

 

 

 

> сигнальная

/ 1

Л

^

 

 

Д

Е Ж 3

И К

л

 

система

I

111 I I

I

 

(по Павлову)

Чувственные

образы

\

Первая сигналь-

 

 

предметов

 

/

ная система

Разумеется, наша схема (как и всякая схема вообще) несколько упрощенно отра­ жает действительное положение дел. Мы взяли лишь одно из множества слов, исполь­ зуемых человеком. Кроме того, в реальной практике процесс разъяснения смысла слов

135


с помощью других слов не всегда прерыва­ ется на одном уровне: чаще бывает так, что в одном пункте он прерывается раньше, в другом позже. Например, может случиться, что уже слово Б связывается непосредствен­ но с представлением и нет необходимости прибегать к словам Д и Е. С другой стороны, может быть так, что, например, слово К еще не связано непосредственно с чувствен­ ным образом и его смысл раскрывается с помощью слов М и Я и т. д.

Однако, несмотря на это, схема раскры­ вает главное, а именно: она показывает, что в конечном счете содержание любого слова генетически связано с чувственными обра­ зами. Одни слова (Д, £ , Ж и т . д.) непосредст­ венно связаны с образами, другие (Б, В, Г) связаны с ними при посредстве этих слов, третьи (А) находятся в еще более сложной связи с чувственной основой познания. Чув­ ственные образы составляют фундамент всего нашего знания, или, как говорил И. П. Пав­ лов, вторая сигнальная система имеет зна­ чение через первую сигнальную систему. Разумеется, сложившись на основе первой сигнальной системы, вторая сигнальная сис­ тема приобретает относительную самостоя­ тельность. После того как содержание слова усвоено, использование слова может и не сопровождаться чувственными образами. Тогда мы имеем дело с так называемым аб­ страктным мышлением.

Итак, смысловым значением слов, обра­ зующих язык человека, могут быть и пред­ ставления и понятия. Смысловое значение

136

слова вместе с его предметным значением составляет познавательную компоненту зна­ чения слова. Другой основной компонентой этого значения является экспрессивное зна­ чение.

§ 2. Экспрессивное значение

языковых единиц. Выражение и обозначение

Сравним следующие высказывания: 1) «Мать обещала зайти сегодня», 2) «Мама обещала зайти сегодня», 3) «Мамуля обещала зайти сегодня», 4) «Мамочка обещала зайти сегодня», 5) «Мамуленька обещала зайти сегодня» и 6) «Мамка обещала зайти сегод­ ня». Слова «мать», «мама» и т. д., использу­ емые в них, отсылают слушателя к одному и тому же лицу при посредстве одного и того же смыслового значения. В этом отношении между ними нет никакого различия. Разли­ чие касается эмоциональной, экспрессивной стороны значения.

Дело в том, что языковые единицы исполь­ зуются в качестве средств общения живыми людьми, наделенными определенными чув­ ствами (эмоциями), которые они испытывают к обсуждаемым вопросам, к предметам, зат­ рагиваемым в разговоре, к своим собесед­ никам. Все эти чувства не могут не найти отражения в речи говорящего, причем для выражения чувств применяются самые раз­ нообразные средства: здесь и так называемые

137


эмоциональные суффиксы (см. приведенные выше высказывания), и междометия, и гром­ кость звуков, и интонация, и характер про­ изнесения слов (например, дрожание голоса при испуге), и высота тона и т. д.

В практике повседневного общения людей чувства часто выражаются непроизвольно и даже вопреки нашему желанию скрыть их. Испугавшегося человека выдает дрожащий голос, хотя этот человек может предприни­ мать отчаянные усилия, чтобы скрыть свой страх. Сильный гнев находит выражение в бурном потоке речи, даже если бы говорящий и не хотел этого. Во всех подобных случаях выразительные средства не поднимаются выше уровня неинтенциональных языковых знаков. Сознательное, интенциональное упот­ ребление многочисленных языковых средств для выражения своих чувств в практике обычной речи встречается относительно ред­ ко. Наоборот, в области искусства (прежде всего сценического) такое употребление яв­ ляется правилом: каждая интонация, каж­ дое повышение или понижение голоса и т. д. представляют собою результат со­ знательного отбора наиболее выразительных средств.

Диапазон выразительности речи человека необычайно широк, причем на одном полюсе находится звуковая повседневная речь, пе­ редающая, в зависимости от обстоятельств, самые разнообразные оттенки чувств, а на другом — письменная речь ученого, лишен­ ная какого бы то ни было эмоционального значения.

т

Какова связь между выражением и обоз­ начением? Являются ли они двумя видами отношения, существующего между языковой единицей и предметом, или же выражение есть не что иное, как особый род обозначе­ ния?

В предложении «Мамочка обещала зайти сегодня» слово «мамочка» обозначает опре­ деленную женщину и выражает (посредством суффикса -очк) чувство, испытываемое гово­ рящим по отношению к ней. Можно ли ска­ зать, что эмоциональный суффикс -очк обоз­ начает чувство говорящего? Безусловно, можно. Для человека, знающего язык, этот суффикс является знаком того, что говоря­ щий испытывает к матери чувство нежности, любви. С этой точки зрения нет никакой раз­ ницы между суффиксом -очк и любым дру­ гим словом, входящим в анализируемое пред­ ложение: как суффикс, так и любое другое слово отсылают слушателя к определенному предмету. То же верно и относительно инто­ нации, тона и т. п. Говорящий может, нап­ ример, сказать: «Мать обещала зайти сегод­ ня», но сопроводить слово «мать» и все пред­ ложение в целом такой интонацией, которая выразит его чувство любви к матери. В этом случае знаком чувства, испытываемого гово­ рящим, является интонация. Она обозначает это чувство, отсылает к нему слушателя.

Но хотя суффикс -очк и интонация, с одной стороны, и слова «мам-» (корень сло­ ва), «обещала», «зайти», «сегодня», с другой, одинаково обозначают некоторые предметы, роль этих знаков в процессе познания и

Ш


общения различна. В предложении «Мамочка обещала зайти сегодня» речь идет об опреде­ ленном факте действительности — о лице, обещавшем совершить некоторое действие. Для описания этого факта требуются языковые единицы, которые отослали бы слушателей к описываемому факту. Если бы говорящий не располагал такими единицами (например, в силу незнания языка), он не смог бы ничего сообщить слушателю. Без слов «мам-», «обещала» и т. д. не было бы и сообщения об упомянутом факте. Эти слова необходимы для того, чтобы слушатель знал, какую информацию желает передать ему говорящий.

Суффикс же -очк, интонация и аналогич­ ные им элементы необязательны при описании факта, о котором говорится в предложении «Мамочка обещала зайти сегодня». Если говорящий опустит суффикс -очк или изме­ нит интонацию, он сообщит слушателю об объективном факте ровно столько же, сколь­ ко сообщал и раньше,— ни на йоту больше или меньше. Рассматриваемое предложение высказывает нечто о действительности. Со­ держащаяся в нем дополнительная информа­ ция о чувствах говорящего для данного пред­ ложения случайна, факультативна. Наличие ее обусловлено тем, что о действительности судят не истуканы, а люди с живыми серд­ цами, и вольно или невольно они привносят в акт суждения свои чувства, как бы накла­ дывая на информацию о внешнем событии дополнительную информацию о самих себе.

Элементы, обозначающие чувства гово-

140

рящего и необязательные для сообщения чего-либо о познаваемом предмете, как раз и называются выразительными средствами,

аих отношение к чувствам — отношением выражения. Выражение есть обозначение, но такое обозначение, которое сообщает не основную информацию об объекте познания,

адополнительную информацию о чувствах говорящего, которая в принципе может и отсутствовать.

Познаваемым объектом, о котором не­ что сообщается, могут быть сами чувства говорящего. Но и в этом случае элементы, несущие основную информацию, не совпа­ дают с*элементами, несущими дополнитель­ ную информацию о говорящем. Допустим, что кто-то высказывает предложение: «Вчера

яочень испугался». Объектом высказывания является чувство испуга, испытанное гово­ рящим. Для описания этого факта необхо­ димы языковые единицы определенного рода,

в том числе слово, обозначающее испуг. Это слово вместе с другими словами сообщает основную информацию — информацию о поз­ наваемом предмете. И хотя основная инфор­ мация касается чувств говорящего, все же остается место и для дополнительной инфор­ мации о его чувствах. Дело в том, что о своих чувствах человек может говорить по-раз­ ному. Вспоминая о своем вчерашнем испуге, он может быть взволнован, а может ос­ таваться абсолютно спокойным или даже испытывать прямо противоположные чувст­ ва, например веселье, что найдет отраже­ ние в выразительной стороне его выска­

141


зывания. Следовательно, когда в качестве предмета, о котором идет речь, выступают чувства говорящего, такие выразительные средства, как интонация, громкость голоса и т. п., сообщающие дополнительную инфор­ мацию о говорящем, используются так же, как они использовались при описании фак­ тов внешнего мира.

И описание чувства («Мне сейчас страшно», «Я очень удивлен» и т. п.), и выражение чув­ ства («Ой!», «Вот те раз!» ит. п.) одинаково обозначают чувство, испытываемое говоря­ щим, отсылают к нему слушателя. Тем не ме­ нее мы интуитивно ощущаем различие между тем и другим. В чем же оно заключается?

Возгласы, подобные «Ой!», «Вот те раз!», «Подумать только!» и т. д., носят в нашей повседневной жизни непроизвольный харак­ тер. Они указывают на наличие чувства у говорящего в момент их произнесения (ино­ гда даже выдают говорящего). Высказывания же «Мне сейчас страшно», «Я очень удивлен», «Я поражен» и т. д. представляют собою результат сознательно принятого решения сообщить нечто слушателю о себе. Другими словами, эти высказывания интенциональны. И как таковые они могут не соответствовать действительности. Разве нам не известны случаи, когда чувства, действительно испы­ тываемые говорящим, совсем не те, о которых он заявляет. Описание не предполагает обя­ зательно наличия чувства у человека, уве­ ряющего в нем. Вот почему мы испытываем большее доверие к непроизвольным воскли­ цаниям. При некоторых обстоятельствах они

142