ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
слова А является понятие, а не образ пред ставления, то нужно раскрыть содержание понятия, т. е. перечислить существенные признаки предмета, обозначаемого словом А. При этом могут использоваться слова Б, В и Г. Если в свою очередь смысл этих слов реализуется понятиями, а не представлени ями, для указания существенных признаков
потребуются |
новые слова — Д , Е, Ж, 3, |
И, К и т. д. |
Процесс разъяснения одних слов |
с помощью других слов, а этих слов — с по мощью каких-то дальнейших слов продол жался бы до бесконечности, если бы он не прерывался в определенных пунктах. А прерывается он там, где мы доходим до слов, смысл которых воплощается в образах пред ставления, отражающих предметы внешнего
мира. |
Схематически: |
|
|
|||
|
,Б |
В |
Г |
|
|
Вторая |
|
|
|
> сигнальная |
|||
/ 1 |
Л |
^ |
|
|
||
Д |
Е Ж 3 |
И К |
л |
|
система |
|
I |
111 I I |
I |
|
(по Павлову) |
||
Чувственные |
образы |
\ |
Первая сигналь- |
|||
|
|
предметов |
|
/ |
ная система |
Разумеется, наша схема (как и всякая схема вообще) несколько упрощенно отра жает действительное положение дел. Мы взяли лишь одно из множества слов, исполь зуемых человеком. Кроме того, в реальной практике процесс разъяснения смысла слов
135
с помощью других слов не всегда прерыва ется на одном уровне: чаще бывает так, что в одном пункте он прерывается раньше, в другом позже. Например, может случиться, что уже слово Б связывается непосредствен но с представлением и нет необходимости прибегать к словам Д и Е. С другой стороны, может быть так, что, например, слово К еще не связано непосредственно с чувствен ным образом и его смысл раскрывается с помощью слов М и Я и т. д.
Однако, несмотря на это, схема раскры вает главное, а именно: она показывает, что в конечном счете содержание любого слова генетически связано с чувственными обра зами. Одни слова (Д, £ , Ж и т . д.) непосредст венно связаны с образами, другие (Б, В, Г) связаны с ними при посредстве этих слов, третьи (А) находятся в еще более сложной связи с чувственной основой познания. Чув ственные образы составляют фундамент всего нашего знания, или, как говорил И. П. Пав лов, вторая сигнальная система имеет зна чение через первую сигнальную систему. Разумеется, сложившись на основе первой сигнальной системы, вторая сигнальная сис тема приобретает относительную самостоя тельность. После того как содержание слова усвоено, использование слова может и не сопровождаться чувственными образами. Тогда мы имеем дело с так называемым аб страктным мышлением.
Итак, смысловым значением слов, обра зующих язык человека, могут быть и пред ставления и понятия. Смысловое значение
136
слова вместе с его предметным значением составляет познавательную компоненту зна чения слова. Другой основной компонентой этого значения является экспрессивное зна чение.
§ 2. Экспрессивное значение
языковых единиц. Выражение и обозначение
Сравним следующие высказывания: 1) «Мать обещала зайти сегодня», 2) «Мама обещала зайти сегодня», 3) «Мамуля обещала зайти сегодня», 4) «Мамочка обещала зайти сегодня», 5) «Мамуленька обещала зайти сегодня» и 6) «Мамка обещала зайти сегод ня». Слова «мать», «мама» и т. д., использу емые в них, отсылают слушателя к одному и тому же лицу при посредстве одного и того же смыслового значения. В этом отношении между ними нет никакого различия. Разли чие касается эмоциональной, экспрессивной стороны значения.
Дело в том, что языковые единицы исполь зуются в качестве средств общения живыми людьми, наделенными определенными чув ствами (эмоциями), которые они испытывают к обсуждаемым вопросам, к предметам, зат рагиваемым в разговоре, к своим собесед никам. Все эти чувства не могут не найти отражения в речи говорящего, причем для выражения чувств применяются самые раз нообразные средства: здесь и так называемые
137
эмоциональные суффиксы (см. приведенные выше высказывания), и междометия, и гром кость звуков, и интонация, и характер про изнесения слов (например, дрожание голоса при испуге), и высота тона и т. д.
В практике повседневного общения людей чувства часто выражаются непроизвольно и даже вопреки нашему желанию скрыть их. Испугавшегося человека выдает дрожащий голос, хотя этот человек может предприни мать отчаянные усилия, чтобы скрыть свой страх. Сильный гнев находит выражение в бурном потоке речи, даже если бы говорящий и не хотел этого. Во всех подобных случаях выразительные средства не поднимаются выше уровня неинтенциональных языковых знаков. Сознательное, интенциональное упот ребление многочисленных языковых средств для выражения своих чувств в практике обычной речи встречается относительно ред ко. Наоборот, в области искусства (прежде всего сценического) такое употребление яв ляется правилом: каждая интонация, каж дое повышение или понижение голоса и т. д. представляют собою результат со знательного отбора наиболее выразительных средств.
Диапазон выразительности речи человека необычайно широк, причем на одном полюсе находится звуковая повседневная речь, пе редающая, в зависимости от обстоятельств, самые разнообразные оттенки чувств, а на другом — письменная речь ученого, лишен ная какого бы то ни было эмоционального значения.
т
Какова связь между выражением и обоз начением? Являются ли они двумя видами отношения, существующего между языковой единицей и предметом, или же выражение есть не что иное, как особый род обозначе ния?
В предложении «Мамочка обещала зайти сегодня» слово «мамочка» обозначает опре деленную женщину и выражает (посредством суффикса -очк) чувство, испытываемое гово рящим по отношению к ней. Можно ли ска зать, что эмоциональный суффикс -очк обоз начает чувство говорящего? Безусловно, можно. Для человека, знающего язык, этот суффикс является знаком того, что говоря щий испытывает к матери чувство нежности, любви. С этой точки зрения нет никакой раз ницы между суффиксом -очк и любым дру гим словом, входящим в анализируемое пред ложение: как суффикс, так и любое другое слово отсылают слушателя к определенному предмету. То же верно и относительно инто нации, тона и т. п. Говорящий может, нап ример, сказать: «Мать обещала зайти сегод ня», но сопроводить слово «мать» и все пред ложение в целом такой интонацией, которая выразит его чувство любви к матери. В этом случае знаком чувства, испытываемого гово рящим, является интонация. Она обозначает это чувство, отсылает к нему слушателя.
Но хотя суффикс -очк и интонация, с одной стороны, и слова «мам-» (корень сло ва), «обещала», «зайти», «сегодня», с другой, одинаково обозначают некоторые предметы, роль этих знаков в процессе познания и
Ш
общения различна. В предложении «Мамочка обещала зайти сегодня» речь идет об опреде ленном факте действительности — о лице, обещавшем совершить некоторое действие. Для описания этого факта требуются языковые единицы, которые отослали бы слушателей к описываемому факту. Если бы говорящий не располагал такими единицами (например, в силу незнания языка), он не смог бы ничего сообщить слушателю. Без слов «мам-», «обещала» и т. д. не было бы и сообщения об упомянутом факте. Эти слова необходимы для того, чтобы слушатель знал, какую информацию желает передать ему говорящий.
Суффикс же -очк, интонация и аналогич ные им элементы необязательны при описании факта, о котором говорится в предложении «Мамочка обещала зайти сегодня». Если говорящий опустит суффикс -очк или изме нит интонацию, он сообщит слушателю об объективном факте ровно столько же, сколь ко сообщал и раньше,— ни на йоту больше или меньше. Рассматриваемое предложение высказывает нечто о действительности. Со держащаяся в нем дополнительная информа ция о чувствах говорящего для данного пред ложения случайна, факультативна. Наличие ее обусловлено тем, что о действительности судят не истуканы, а люди с живыми серд цами, и вольно или невольно они привносят в акт суждения свои чувства, как бы накла дывая на информацию о внешнем событии дополнительную информацию о самих себе.
Элементы, обозначающие чувства гово-
140
рящего и необязательные для сообщения чего-либо о познаваемом предмете, как раз и называются выразительными средствами,
аих отношение к чувствам — отношением выражения. Выражение есть обозначение, но такое обозначение, которое сообщает не основную информацию об объекте познания,
адополнительную информацию о чувствах говорящего, которая в принципе может и отсутствовать.
Познаваемым объектом, о котором не что сообщается, могут быть сами чувства говорящего. Но и в этом случае элементы, несущие основную информацию, не совпа дают с*элементами, несущими дополнитель ную информацию о говорящем. Допустим, что кто-то высказывает предложение: «Вчера
яочень испугался». Объектом высказывания является чувство испуга, испытанное гово рящим. Для описания этого факта необхо димы языковые единицы определенного рода,
в том числе слово, обозначающее испуг. Это слово вместе с другими словами сообщает основную информацию — информацию о поз наваемом предмете. И хотя основная инфор мация касается чувств говорящего, все же остается место и для дополнительной инфор мации о его чувствах. Дело в том, что о своих чувствах человек может говорить по-раз ному. Вспоминая о своем вчерашнем испуге, он может быть взволнован, а может ос таваться абсолютно спокойным или даже испытывать прямо противоположные чувст ва, например веселье, что найдет отраже ние в выразительной стороне его выска
141
зывания. Следовательно, когда в качестве предмета, о котором идет речь, выступают чувства говорящего, такие выразительные средства, как интонация, громкость голоса и т. п., сообщающие дополнительную инфор мацию о говорящем, используются так же, как они использовались при описании фак тов внешнего мира.
И описание чувства («Мне сейчас страшно», «Я очень удивлен» и т. п.), и выражение чув ства («Ой!», «Вот те раз!» ит. п.) одинаково обозначают чувство, испытываемое говоря щим, отсылают к нему слушателя. Тем не ме нее мы интуитивно ощущаем различие между тем и другим. В чем же оно заключается?
Возгласы, подобные «Ой!», «Вот те раз!», «Подумать только!» и т. д., носят в нашей повседневной жизни непроизвольный харак тер. Они указывают на наличие чувства у говорящего в момент их произнесения (ино гда даже выдают говорящего). Высказывания же «Мне сейчас страшно», «Я очень удивлен», «Я поражен» и т. д. представляют собою результат сознательно принятого решения сообщить нечто слушателю о себе. Другими словами, эти высказывания интенциональны. И как таковые они могут не соответствовать действительности. Разве нам не известны случаи, когда чувства, действительно испы тываемые говорящим, совсем не те, о которых он заявляет. Описание не предполагает обя зательно наличия чувства у человека, уве ряющего в нем. Вот почему мы испытываем большее доверие к непроизвольным воскли цаниям. При некоторых обстоятельствах они
142