ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ный характер. И это понятно: чтобы смысло вое значение могло отсылать к любому пред мету, оно должно иметь неограниченный диа пазон значимостей.
Природа предметного значения иная. Как и в случае со смысловым значением, некото рая совокупность звуков или обладает пред метным значением, или не обладает им. Если разные совокупности звуков не имеют пред метного значения, то в этом отношении они совершенно одинаковы. Здесь повторяется покамест та же картина, какая знакома нам в связи с анализом смыслового значения. Но дальше начинается существенное различие: совокупности звуков, обладающие предмет ным значением, тоже не отличаются ничем друг от друга в отношении предметного значения.
Чтобы наша мысль была ясной, возьмем конкретные примеры. Слова «Принеси ста кан воды!», обращенные к какому-нибудь лицу, отсылают его к определенному пред мету, указывая на необходимость совершить определенное действие, т. е. имеют для него предметное значение. Слова «Убери книгу со стола!»' или даже «Сегодня на улице очень холодно», произнесенные в аналогичных об стоятельствах, также обладают предметным значением: они отсылают кого-то к чему-то. Отличается ли предметное значение одних слов от предметного значения других? Если бы вопрос был поставлен таким образом от носительно смыслового значения, то ответом было бы безусловное «да», ибо смысловое значение слов «Принеси стакан воды!» пе
и
то же самое, что смысловое значение слов «Убери книгу со стола!» или «Сегодня на улице очень холодно». Но что касается пред метного значения этих предложений, то от вет будет иным, а именно: предметное значе ние всех их одинаково. Оно равно единице (если наличие предметного значения обозна чать условно единицей, а его отсутствие — цифрой нуль).
Это обусловлено характером предметного значения. Предметное значение есть не обоз начаемый знаком предмет, а особенность самого знака. Знак, поскольку он является знаком, отсылает к предмету. И с этой сторо ны все знаки именно как знаки абсолютно одинаковы. В ответ на это могут сказать, что между знаками есть все же различие: один знак отсылает к одному предмету, дру гой — к другому предмету и т. д. Да, это так! Но то, к какому конкретному предмету отсылает знак, определяется не предметным, а смысловым значением. Обладать предмет ным значением есть не что иное, как отсылать к предмету. Характеризуя предметное зна чение, мы отвлекаемся от того, к какому именно предмету отсылает знак. Нас интере сует лишь его способность указывать на предмет. Такая абстракция весьма полезна, как мы уже говорили, при определении по нятия знака. Нужно только не забывать, что область предметного значения ограничи вается простой отсылкой к предмету. К ка кому предмету отсылает знак, это зависит уже от смыслового значения. С этой точки зрения не только предложения «Принеси
32
стакан воды!», «Сегодня на улице холодно» и т. д. имеют одинаковое предметное значе ние,— предметное значение звонка является для собаки тем же самым, что и предметное значение слов «Принеси стакан воды!» для человека, а также предметное значение свист ка для черепашки. Во всех случаях оно равно единице.
Таким образом, на вопрос о том, каково предметное значение, например, какой-ни будь совокупности звуков, можно дать лишь два ответа: 1) положительный: оно равно единице (это значит, данная совокупность звуков обладает предметным значением, отсылает к предмету, т. е. является знаком) и 2) отрицательный: оно равно нулю (это значит, данная совокупность звуков не име ет предметного значения, т. е. не функцио нирует в качестве знака). На вопрос же о том, каково смысловое значение некоторой сово купности знаков, возможен не только поло жительный и отрицательный ответ; если ответ положителен, иными словами, если некото рой совокупности звуков присуще смысловое значение, то опять законен вопрос: «А како во оно?» И ответов на него будет столько, сколько существует звучаний, наделенных различным смыслом. Обозначим условно эти ответы цифрами 1, 2, 3, 4...П, а отрицатель ный ответ — нулем. Тогда на вопрос о смыс ловом значении любого выражения мы обя заны ответить так: или 0, или 1, или 2, или 3... или п, в то время как предметное значе ние может быть или 0, или 1.
з А. А. Ветров |
33 |
§ 3. Критический разбор некоторых определений знака
После того как было дано определение знака и раскрыто его предметное и смысловое значение, полезно остановиться на некоторых других определениях знака. Их анализ поз волит познакомиться с типичными ошибками, которые возможны в данном случае. Кроме того, сопоставление с другими определени ями лучше выявит специфику нашего соб ственного определения знака.
Очень часто отличительную черту знака усматривают в том, что он заменяет обозна чаемый им предмет. Нам кажется, что по добного рода формулировки неверны. Когда один предмет действительно заменяет другой (например, маргарин масло или сахарин сахар), то на заменитель переносятся те дей ствия, какие совершались бы над самим заменяемым предметом. Объектом действий становится заменитель (маргарин вместо мас ла, сахарин вместо сахара и т. п.). Иначе обстоит дело при наличии знаковой ситуации. Животное, человек или кибернетическая машина не совершают над знаком тех же дей ствий, какие они совершают над предметом. Знак пробуждает действие, объектом кото рого является не сам знак, а обозначаемый предмет. Следовательно, знак не заменяет обозначаемого предмета. Он выполняет иную функцию: отсылает к обозначаемому пред мету, указывает на этот предмет, направляет на него мысли или действия организованной системы." Это вполне соответствует природе
34
знака, который не является целью сам по себе, а есть лишь средство достижения цели. Его назначение — отослать к предмету, под готовить организованную систему к встрече
спредметом или помочь ей избежать этой встречи, если она нежелательна.
Далее, наше определение знака было сфор мулировано таким образом, чтобы охватить всю совокупность знаковых ситуаций у че ловека, животных и кибернетических уст ройств. Основной недостаток большинства определений знака как раз и состоит в том, что они слишком узки, т. е. не распростра няются на все знаковые ситуации. Проанали зируем два типичных примера.
Всвоей книге «Семантика», изданной в Париже в 1955 г., П. Гиро, определяя знак, пишет: «Знак есть раздражитель, связанный
сдругим раздражителем, умственный об раз которого он пробуждает». Это определе
ние |
неудовлетворительно по крайней мере |
по |
трем причинам. |
|
В первую очередь автор определяет знак |
через понятие смыслового значения — через понятие умственного образа, пробуждаемого некоторым раздражителем. А мы уже видели, что одного смыслового значения недостаточ но для создания знаковой ситуации: слово может пробуждать смысловое значение, не становясь от этого знаком (см. выше пример с учеником, заучивающим глаголы).
Но даже если предположить, что в ука занном определении отсылка к предмету подразумевается, это определение все равно оказывается неправильным. Во-первых, как
3* |
35 |
и всякое определение вообще, определение знака должно упоминать лишь о признаках, каждый из которых необходим, а все вместе взятые достаточны для отличения данного явления от других явлений. Мы уже знаем, что для выделения знака достаточно двух признаков (если не производить их дальней шего расчленения): «быть чувственно-воспри- нимаемым предметом» и «отсылать органи зованную систему к другому предмету», так что указание на смысловое значение в рамках определения знака излишне. Когда П. Гиро вводит понятие смыслового значения (умственного образа), то он, по существу, переходит от определения знака к его ха рактеристике — более развернутой форме нашего знания о предмете, поскольку в характеристике можно указывать любые необходимые признаки предмета, а не только те, которые достаточны для его отличения от других предметов. Во-вторых, если бы ис следователь, характеризуя знак, захотел упо мянуть о смысловом значении, то это нужно было бы сделать не так, как это делает Г1. Гиро. Мы обязаны были бы сказать при мерно так: знак есть раздражитель, отсылаю щий к другому раздражителю при помощи смыслового значения. А у П. Гиро говорится иначе: знак есть раздражитель, отсылающий
кдругому раздражителю при посредстве умственного образа. Подобное истолкование знака слишком узко. Дело в том, что отсылка
кпредмету путем пробуждения соответству ющего умственного образа характерна в основном для знаковых ситуаций человека.
36
Такой отсылки нет в кибернетических уст ройствах и, надо полагать, у большинства животных. Исключением могут быть лишь высшие позвоночные, обладающие, как го ворит об этом психология, представлениями. Следовательно, определение II. Гиро, по существу, ограничивается лишь знаковыми ситуациями у человека. Такой подход слиш ком односторонен в свете данных современной науки.
Другое типичное сужение определения знака получается при бихевиористском ис толковании проблемы знака, характерном и для основоположника семиотики Ч. Морриса, который считал науку о знаках частью науки
оповедении.
Ч. Моррис связывает понятие знака с
понятием предрасположения к действию. По его мнению, знак отличается от простого раздражителя, не выполняющего знаковой функции, тем, что вызывает предрасположе ние к действию в организме (животном или человеке), который его воспринимает. Ч. Мор
рис |
понимает, |
что |
знак вызывает |
действие |
не |
на самого |
себя, |
а на другой |
предмет. |
И хотя сам Ч. Моррис не употребляет понятия отсылки, его характеристика знака по смыс лу может быть выражена в следующей форме, более удобной для анализа: знак есть пред мет, отсылающий к другому предмету при помощи предрасположения к действию. Само предрасположение к действию выступает в качестве смыслового значения знака.
Характеристика, даваемая Ч. Моррисом знаку, должна была бы относиться ко всем
¿7
знаковым ситуациям. На самом же деле она не предусматривает знаковых ситуаций у кибернетических устройств и даже не охва
тывает всех |
знаковых ситуаций |
человека |
и животных. |
|
|
Остановимся вначале на |
отношении |
|
моррисовской |
характеристики к |
знаковым |
ситуациям у человека. Разъясняя свое пони мание знака, Ч. Моррис приводит пример с человеком, который едет на машине в город. Его останавливает прохожий и предупреж дает, что на дороге обвал. У водителя маши ны возникает предрасположение к совер шению ряда действий, необходимых для преодоления препятствия (он доезжает до поворота, сворачивает на другую дорогу и т. д.). Звуки, произнесенные прохожим, являются для водителя знаком препятствия на дороге, к которому они отсылают его, порождая предрасположение к соответству ющему действию.
По поводу этих разъяснений заметим следующее. Состояние водителя, услышавше го об обвале на дороге, можно в принципе охарактеризовать как предрасположение к действию. В этом нет ничего ошибочного. Но чтобы понятие предрасположения к дей ствию принесло реальную пользу, нужно четко определить его содержание. А как раз этого у Ч. Морриса и нет. Ч. Моррис, по существу, определяет предрасположение к действию чисто отрицательно. Мы узнаем, что предрасположение к действию не явля ется ни физиологической реакцией, ни умст венным образом, ни эмоцией. Но если из того
38