Файл: Бекерман Р.Е. Монтажник строительных конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В аккордном наряде, который выдают ком­ плексной бригаде, содержится краткое описа­ ние условий и способов производства работ, указывается объем работ в единицах измере­ ния конечной продукции, а также нормативное время и сумма заработной платы. Выдаче ак­ кордного наряда предшествует установление норм времени и расценок на конечный измери­ тель комплекса работ на основе производствен­ ной калькуляции. Заранее разрабатываемые калькуляции состоят из описания и объемов по всем видам работ с начала и до конца строительства. В них указывают затраты тру­ да и заработную плату, необходимые для строительства здания, сооружения или ча­ сти их.

Прямая сдельная оплата труда характерна тем, что заработную плату рабочему начисля­ ют за каждую единицу произведенной про­ дукции по сдельной расценке, независимо от количества выработанной продукции и уровня выполнения норм выработки.

Заработок рабочего, оплачиваемого по пря­ мой сдельщине, находится в прямой зависи­ мости от его выработки. Чем больше рабочий производит продукции установленного каче­ ства в единицу рабочего времени, тем больше его заработная плата.

При коллективной сдельной системе оплаты труда заработок каждого рабочего зависит от количества продукции или объема работ, вы­ полненных всем коллективом звена или бригады.

Для строительства, где качество последую­ щих работ в значительной степени зависит от качества предыдущих, особенно важно, чтобы все производственные звенья были материаль­

у*

99

но заинтересованы в конечных результатах работы. Если индивидуальная сдельная оплата заинтересовывает рабочих только в результа­ тах своей непосредственной работы, то коллек­ тивная сдельная оплата способствует повыше­ нию ответственности всего звена или бригады за выполненную работу в целом.

В строительстве в настоящее время дейст­ вует несколько видов премирования рабочих. Наиболее распространенным является -преми­ рование на основе применения сдельно-преми­ альной и повременно-премиальной системы оплаты труда. Кроме того, рабочих-строителей премируют за ввод в действие в срок и досроч­ но объектов и производственных мощностей, за экономию основных строительных материа­ лов, за сохранность и бережное отношение к сборным конструкциям и деталям, за создание

ивнедрение новой техники, за сбор, хранение

иотгрузку лома и отходов черных и цветных металлов, а также выдают премии по итогам

конкурсов и смотров. Премии выплачивают из фонда строительно-монтажной организации, фонда мастера, фонда премирования по ито­ гам социалистического соревнования.

Выплату премий рабочим по сдельно-пре­ миальной и повременно-премиальной системам оплаты труда, а также за экономию строитель­ ных материалов и бережное отношение к сбор­ ным деталям и конструкциям производят за счет фонда заработной платы. Премии за ввод в действие в срок и досрочно важнейших объ­ ектов строительства оплачивают сверх фонда заработной платы.

При сдельно-премиальной системе оплаты труда заработная плата за выполнение ак­ кордного задания к установленному календар­

100



ному сроку или досрочно дополняется премией. Она выплачивается рабочим-строителям в раз­ мере от 0,5 до 1% сдельного заработка по ак­ кордному наряду за каждый процент сокра­ щения нормативного времени. Поэтому сдель­ но-премиальную систему в строительстве часто называют аккордно-премиальной системой оп­ латы труда. Правильное применение этой системы обеспечивает большую экономиче­ скую эффективность, чем при прямой сдель­ щине.

В аккордном задании-наряде, оплачивае­ мом по сдельно-премиальной системе, помимо объема, срока выполнения работ и суммы за­ работной платы указывают также и размеры премии. Строители заранее знают, что чем быстрее будет закончена работа, тем больше будет их заработная плата и премия за сокра­ щение срока выполнения задания. Но оконча­ ние работ, предусмотренных нарядом, в срок или досрочно возможно только при перевыпол­ нении установленных норм выработки, т. е. при повышении производительности труда. По­ этому при переводе на сдельно-премиальную систему строители работают более производи­ тельно, чем при прямой сдельной или аккорд­ ной оплате труда.

Премию по аккордному наряду выплачива­ ют только после окончания всех предусмот­ ренных заданием работ, т. е. при окончатель­ ном расчете по данному наряду. В тех слу­ чаях когда продолжительность работы по аккордному наряду составляет более одного месяца, промежуточные расчеты производят за фактически выполненный объем в данном платежном периоде по установленным сдель­ ным расценкам.

101

Повышение материальной заинтересован­ ности рабочих-строителей в экономном расхо­ довании и сбережении строительных материа­ лов, конструкций, деталей и электроэнергии может обеспечить резкое сокращение потерь.

Для определения результатов работы хоз­ расчетных бригад в отношении экономии ос* новных строительных материалов фактический расход материалов сравнивается с данными, исчисленными по действующим производствен­ ным нормам.

Результаты работы бригады определяют: объемом выполненных работ по данным заме­ ра на объекте; расходом основных строитель­ ных материалов по лимитно-заборной карте; сохранностью сборных конструкций и деталей по отдельной ведомости; количеством факти­ чески отработанного времени по табелю выхо­ дов рабочих бригады.

По мере завершения работ, порученных бригаде на объекте строительства, произво­ дитель работ или мастер принимает работы и о результатах приемки делает соответствую­ щие отметки в наряде-задании. При этом опре­ деляют не только объем выполненных работ, но и их качество.

На основании данных наряд-задания, ли­ митно-заборной карты и других документов определяют результаты деятельности хозрас­ четной бригады (выполнение заданий по объе­ мам и качеству работ, производительность труда, экономия основных материалов, береж­ ное отношение к конструкциям и деталям и другие показатели).

Хозрасчетные бригады при надлежащем учете расходования строительных материалов премируют за экономию этих материалов, до­

102


стигнутую в сравнении с производственными нормами, и за бережное отношение к сборным конструкциям и деталям.

Общая сумма премии за экономию строи­ тельных материалов не должна превышать 40% суммы полученной экономии. За береж­ ное отношение к сборным строительным кон­ струкциям и деталям, в результате которого при приемке, складировании, хранении и мон­ таже была достигнута полная сохранность всех деталей и конструкций, бригаде выплачи­ вают премию в размере не свыше 0,2% их стоимости по сметным ценам. Размеры премий устанавливает начальник строительно-монтаж­ ного управления (отдельного участка) по со­ гласованию с местным комитетом профсоюза и указывает заранее в приказе о переводе бригады рабочих на хозрасчет. Премию вы­ плачивают после завершения всего комплекса работ, порученных бригаде на объекте строи­ тельства, и распределяют пропорционально времени, отработанному рабочими бригады.

4.Производственное обучение

иповышение квалификации рабочих

Внашей стране трудится многомиллионная армия строителей. Для повышения их профес­ сионального мастерства действует система профессионально-технического и общеобразо­ вательного обучения рабочих. Ремесленные, строительные и профессионально-технические училища, бригадное и индивидуальное обуче­ ние, различные курсы — источники пополнения квалифицированных кадров строителей. Толь­

ко путем индивидуального, бригадного и кур­ сового обучения на стройках ежегодно подго­

103

тавливается более 700 тыс. рабочих-строи- телей.

Повышение знаний, опыта и навыков ра­ бочих прямо влияет на рост производитель­ ности их труда. Чем выше образование и под­ готовка рабочего, тем лучше и скорее он осваи­ вает профессию, тем эффективнее его труд. Образованный строитель легче осваивает со­ временную технику, лучше понимает производ­ ственную задачу, которую он должен выпол­ нить.

Подготовка и повышение квалификации кадров является одним из важнейших условий роста производительности труда в строитель­ стве.

Для систематического повышения произ­ водственной квалификации рабочих и получе­ ния ими знаний, включающих элементы инже­ нерно-технической подготовки, непосредствен­ но на предприятиях и в организациях создают производственно-технические курсы и школы по изучению передовых методов труда.

Производственно-технические курсы долж­ ны обеспечить:

рост квалификации рабочих, получение ими новых профессиональных навыков, общеобра­ зовательных, технических и специальных зна­ ний, необходимых для овладения передовой техникой и высокопроизводительными способа­ ми труда;

изучение рабочими нового оборудования, изделий, материалов и технологического про­ цесса, внедряемых в производство, средств ме­ ханизации и автоматизации производственных процессов и контроля;

обучение рабочих вторым и совмещаемым профессиям, расширение производственного

104


профиля рабочих в целях улучшения органи­ зации труда, совмещения профессий в соответ­ ствии с требованиями современного произ­ водства.

Учебные занятия на производственно-тех­ нических курсах включают изучение теорети­ ческих предметов, производственное обучение или инструктаж на рабочем месте.

Производственное обучение на курсах, где это предусмотрено учебной программой, про­ водят в индивидуальном, бригадном или груп­ повом порядке на специально выделенных ра­ бочих местах под руководством инструктора.

Лица, успешно окончившие обучение на производственно-технических курсах в группе повышения производственной квалификации, пользуются преимуществом при повышении производственного разряда и продвижении по работе. Обучение на таких курсах, как прави­ ло, без отрыва от производства.

В целях массового распространения и внед­ рения прогрессивных приемов и методов рабо­ ты новаторов производства, добившихся наи­ более высоких показателей производитель­ ности труда, улучшения качества и снижения себестоимости продукции, экономии материа­ лов создают школы по изучению передовых ме­ тодов труда. Указанные школы являются од­ ним из элементов развития социалистического соревнования и движения за коммунистиче­ ский труд.

5.Участие рабочих

всоциалистическом соревновании

иуправлении производством

Важнейшей движущей силой в нашем об­ ществе является социалистическое соревнова­

105

ние трудящихся.

Сочетая

в себе моральные

и материальные

стимулы,

социалистическое

соревнование играет огромную роль в нашем постоянном движении вперед, в повышении производительности общественного труда.

Благодаря социалистическому соревнова­ нию достижения передовых коллективов и от­ дельных тружеников получают широкое рас­ пространение и способствуют повышению про­ изводительности труда, улучшению качества строительно-монтажных работ и снижению их стоимости.

В строительстве наиболее массовой формой является индивидуальное и бригадное сорев­ нование. Отдельные рабочие, звенья и бригады соревнуются за достижение высокой выработ­ ки, сокращение сроков строительства, повы­ шение качества работ. Широко применяется в строительстве соревнование по профессиям. Победителям присваивают звание лучшего ра­ бочего данной профессии. Отличившихся строителей заносят на Доску почета и награж­ дают грамотами. Рабочих, удерживающих зва­ ние лучшего рабочего по профессии в течение длительного времени, заносят в Книгу почета строительной организации.

Замечательным явлением нашего времени стало массовое движение за коммунистический труд. Отличительной чертой его является соче­ тание борьбы за высокую производительность труда с воспитанием чувства общественного долга и утверждением принципов коммунисти­ ческой морали. В соревновании за коммуни­ стический труд участвует более 2 млн. строи­ телей и работников предприятий строительной индустрии.

106