Файл: Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

странным, он производил более выгодное впе­ чатление, чем другие из его товарищей».

Его любили не потому, что он делал что-то особенное и достиг необыкновенного, его от­ личительная черта, пожалуй, заключалась в общительном дружеском характере и привле­ кательной улыбке. Друзья всегда хорошо про­ водили время, если с ними был Юрий. Он знал множество забавных историй, анекдотов

ипоговорок и умел остроумно их рассказы­ вать. Он любил песни, у него был хороший голос, и он пел в хоре.

Новые младшие офицеры в скором време­ ни включились в общественную жизнь полка

иначали усваивать традиции своих прослав­ ленных предшественников. Юрий любил про­

водить время в «комнате военной славы» офи­ церского клуба, где висели портреты летчи­ ков, прославивших себя в этом районе. Среди них был храбрый Сергей Негуляев, протара­ нивший нацистский самолет и выручивший товарища из беды ценой своей жизни.

Однажды полковник, на груди которого сияла Золотая Звезда Героя Советского Сою­ за, вошел в комнату воинской славы.

Как вам нравится на новом месте?— спросил он лейтенанта Гагарина.

Хорошо. Мы уже привыкли, товарищ полковник.

А вы знаете, что здесь служили многие прославленные летчики?— спросил полковник, указывая на портреты, висевшие на стенах, и стал рассказывать волнующие истории воз­ душных боев над этим районом Арктики.

115

Глаза молодого лейтенанта загорелись, ' когда старый ветеран поведал им о подвигах летчиков, чьи имена вошли в легенды.

Когда бывало во время войны сам пол­ ковник поднимался в воздух, нацистское ра­ дио по всему фронту предупреждало своих пилотов.

— А сколько вы сбили самолетов?— по­ интересовался Гагарин.

„ — Десять,— ответил полковник.

' — Вот это да!— воскликнул Байбеков, друг Юрия,— и все еще летаете?

— Конечно,— улыбнулся седовласый пол­ ковник.— Я еще слишком молод для того, что­ бы уходить в отставку.

Вскоре после приезда в часть Юрий и его друзья из Оренбурга, прогуливаясь по лесу, натолкнулись на обломки полусожженного «мессершмитта». В кабине они нашли кин­ жал с выгравированной свастикой и что-то

вроде амулета,

который

все-таки не смог

спасти пилота от смерти.

наших,— заметил

— Наверное,

работа

полковник.— Кое-кто из нас летал в этом райо­ не. И затем добавил:

— Наше небо изучено теперь хорошо и всесторонне. Вы, так сказать, пойдете по на­ шему следу, а может быть, кое-кто из вас пой­ дет и дальше.

Прославленный ветеран не мог, конечно, знать тогда, что молодой лейтенант, с которым он разговаривал, со временем действительно пойдет дальше, за пределы земной атмо­ сферы.

116


Наконец длинная полярная ночь холодных зимних месяцев окончилась и наступила пре­ красная солнечная весна. Снег все еще свер­ кал на вершинах гор, но уже потоки воды стремительно неслись в бурные реки, ручьи устремлялись вниз, образовывая непроходи­ мые лужи. Теперь, когда наступила подходя­ щая летная погода, стали проводиться еже­ дневно полеты: учебные воздушные бои, тре­ нировки в ведении заградительного огня, стрельбы по воздушным целям.

. И затем, когда заканчивались дневные по­ леты и наступали свободные часы или пол­ ные солнечного света праздники, Юрий бы­ вало уходил на горную речку ловить форель. Это было приятное и успокаивающее занятие после напряженной летной работы. Иногда по воскресеньям он шел, захватив с собой баян, вместе с товарищами на сопку, покры­ тую северными цветами, напевая свои люби­ мые песни. Юрий Гагарин научился трудному искусству отдыхать в условиях жизни военно­ го летчика, а затем и космонавта. Характерно, что через несколько часов после полета в кос­ мос он уже спокойно играл в бильярд и вы­ играл.

Вскоре Валя закончила училище и полу­ чила диплом фельдшера-лаборанта. В августе она приехала к мужу, хотя пока и не было жилья для супружеской пары. Школы были закрыты на каникулы, и знакомая учитель­ ница, уезжая в отпуск на несколько месяцев, предложила им свою комнату. Казалось, что наконец Юрий имел все необходимое для

117

счастья — желанную работу, любимую жену, но неожиданно пришла печаль, хорошо, что в этот момент с ним рядом оказалась Валя, взявшая на себя заботу успокоить и подбод­ рить его. Вот как сам Юрий описывает тра­ гедию, потрясшую его:

«Все было хорошо у нас в гарнизоне. И вдруг произошло несчастье. Погиб Юрий Дер­ гунов. Глупо погиб. Не в воздухе, а на земле. Мотоцикл с коляской, на котором он с Але­ шей Ильиным ехал по крутой дороге между сопок, врезался на повороте во встречный гру­ зовик. Юра был убит наповал, а Алеша от­ делался ушибами — его. выбросило в мох. Так мы узнали, что есть на свете не только пар­ ки и сады, но и кладбища, поросшие дерев­ цами и кустами, и люди могут не только ра­ доваться, но и плакать. Я лишился одного из своих ближайших друзей и долго горевал. Валя успокаивала меня как могла, предла-, гала валерьянку и снотворное, но я никогда не болел и ни разу не принимал ле­ карств»-

В эти печальные дни Юрий и Валя близко сошлись и подружились с Борисом Вдови­ ным, заместителем командира эскадрильи, и его женой Марией. Они часто ходили к Вдо­ виным домой. Юрий играл с их четырехлетней дочкой Ирочкой, а Мария, беседуя с Валей, незаметно, с большим тактом объясняла ей,- что значит быть женой военного летчика, как нужно переносить трудности и уметь ждать, когда муж уходит на ответственное задание. Борис Вдовин оказал очень благотворное

118


влияние на воспитание характера Юрия в этот период. О своем заместителе командира эс­ кадрильи он говорит так:

«Небольшого роста, подвижной, синегла­ зый, с выразительным худощавым лицом, он нравился мне своей влюбленностью в жизнь, простотой в обращении с подчиненными. На аэродроме во время полетов он становился по-командирски строг и немногословен, а до­ ма сразу менялся — был весел, общителен и остроумен. Мы видели в нем командира и наставника и доброго друга. Он был запева­ лой во всем, а без запевалы и песня не поет­ ся».

Заместитель командира эскадрильи был неплохим поэтом и часто читал свои стихи на концертах самодеятельности в полку. На его стихи хор исполнял песни. Именно от него узнал Юрий о красоте русского языка. Была у него небольшая библиотечка советских поэ­ тов и классиков русской литературы. Благо­ даря ей Юрий еще ближе познакомился с поэзией Пушкина, Лермонтова, Блока и Мая­ ковского. Когда с приходом зимы наступили бесконечные полярные ночи, Валя и Юрий проводили вечера дома за чтением своих лю­ бимых произведений. В это время Юрий прочел много книг о пилотах. Особенно ему нравилась «Земля людей» Антуана де Сент-

Экзюпери,

французского летчика

и

писа­

теля.

которая всколыхнула

его

дав­

Книгой,

нишние мечты о полете в космос, была «Ту­ манность Андромеды»— научная фантастика

119

о будущей космической эре, когда Земля будет находиться в постоянном контакте с дру­ гими планетами. В этой замечательной книге в конце была нарисована картина отправки космического корабля «Лебедь» в полет. На этом корабле, мчавшемся со скоростью 800 миллионов километров в час, можно было всего лишь за 80 часов достичь новой недав­ но открытой дальней планеты. Накануне от­ правки космического корабля в дальний путь командир сказал:

— В последнее время я научился по-но­ вому любить землю, сильно, прочно и безого­ ворочно.

И тем не менее вы отправляетесь в по­ лет?— спросил кто-то. Он ответил:

Я должен. Если я откажусь, я потеряю

иЗемлю и космос. Чем сильнее любовь, тем значительнее поступки.

И после того как космический корабль от­ правился в свое путешествие в межзвездное пространство, главный персонаж книги, афри­ канец, говорил:

Нет, это не только печаль, это большая гордость. Таковы мои чувства сейчас. Я горд потому, что мы высоко поднялись над нашей планетой и овладели космосом, а печален по­ тому, что наша мать Земля становится такой

маленькой.

Можно себе представить, как содержание этой книги, фантастической, но основанной на научной реальности, повлияла на Юрия, с дет­ ства одержимого мыслью о космическом пу­ тешествии. Мечта не оставляла его, но теперь

120



она все настойчивее звучала в нем как внут­ ренняя команда.

Особенно настойчивой она была во время бесконечно длинных арктических ночей.

И когда Валя становилась у окна, на­ слаждаясь мерцанием северного сияния,— фантастическими явлениями, освещавшими половину неба в непроглядной ночи, Юрий жаждал узнать неведомое, он мечтал про­ биться среди звезд и снять с лица космоса покрывало вечной таинственности. Он мечтал по ночам. Днем же он должен был исполнять свою будничную работу, находясь в кругово­ роте реальной жизни.

2 января 1959 года, проснувшись после поздней новогодней вечеринки, Юрий услы­ шал сообщение об успешном запуске в Совет­ ском Союзе ракеты в сторону Луны. В этот день Юрий пришел к важному решению: он должен вступить в Коммунистическую пар­ тию, в тот же день он подал заявление. Вско­ ре он был принят в кандидаты партии с обязательством изучить философские и поли­ тические основы марксизма-ленинизма. Но человек не может жить одной идеей. Жизнь вносит свои поправки и уточнения.

Через 3 месяца, в середине апреля, он от­ вез Валю в родильный дом и несколько сле­ дующих дней провел как все молодые, ожи­ дающие первенца отцы, ежечасно нервно названивания по телефону. Наконец на один из звонков ответили вопросом:

— Ждете мальчика?

*=< Нет, девочку,— быстро ответил он.

181

Й это была правда. Валя хотела мальчика, похожего на него, а он девочку, подобную Вале.

— .Ну, так поздравляем с исполнением желания: родилась девочка,— послышался ласковый голос с другого донца провода. Че­ рез неделю Валя выписалась из больницы и Юрий приехал за ней и ребенком на воен­ ном «газике». Он вспоминает этот счастливый день с характерными для него поэтическими деталями.

«Всю дорогу обратно я бережно держал ребенка на руках, боясь что-нибудь повредить в хрупком и таком дорогом для меня суще­ стве. Прямую дорогу заливало солнце, и над ней кружили белые морские птицы. Свежий апрельский ветер летел нам навстречу. На душе было радостно, хотелось петь. Хорошо, если бы вся жизнь нашей дочери шла такой же светлой, весенней дорогой».

Ребенка назвали Еленой. Гордый молодой отец получил огромное удовольствие от до­ полнительных домашних забот. С бесконечной нежностью он сам купал девочку, пеленал ее, носил на руках и нашептывал ей тут же при­ думанные колыбельные песни. Он был пол­ ностью согласен с поэтом, который сказал:

Я люблю, когда в доме есть дети

Икогда по ночам они плачут.

Вэто время, как дочь училась ползать и лепетать, ее отец продолжал бороздить небо. Ему предстояло овладеть более сложной тех­

122