Файл: Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
любым случайностям. Его нервная система д'олжна быть натренирована и проверена, прежде чем ему будет разрешено отправиться в космос.
Оставаясь наедине с самим собой, человек обычно думает о своем прошлом. Но не таким был Юрий Гагарин. Он думал о том времени, когда он окажется в таком «одиночном за ключении» не в испытательной камере на’ Земле, а там в космосе. И он пытался пред ставить себе, что придется ему пережить во время первого полета в космос. Наделенный воображением, он давал теперь волю своим мечтам:
«Я закрывал глаза и в полной темноте ви дел, как подо мной проносятся материки и океаны, как сменяется день и ночь и где-то далеко, внизу, светится золотая россыпь огней ночных городов. И хотя я никогда не был за границей, в своем воображении я пролетал над Пекином и Лондоном, Римом и Парижем, над родным Гжатском... Все это помогало пе реносить тяготы одиночества».
Среди многих тысяч людей и в Советском Союзе, и в СШ А, изъявивших желание поле теть в космос, мало кто сознавал, каким дол жен стать космонавт после серьезного обуче ния и целого ряда труднейших проверок. Большинство считало — единственное, что по требуется от него, так это смелость и готов ность умереть, если понадобится, в первом пробном космическом полете.
Но ученые, инженеры, врачи, отвечавшие за проведение космического полета, не соби
131
рались рисковать человеческой жизнью и по сылать человека в космос до тех пор, пока не будут обеспечены меры предосторожности для
его благополучного возвращения. |
Советском |
||
Даже животные — собаки |
в |
||
Союзе и обезьяны |
в СШ А, летавшие в кос |
||
мос,— в течение |
многих месяцев |
проходили |
|
тренировку, чтобы свыкнуться |
с |
условиями |
космического путешествия, а именно, с огра ниченным пространством кабины, разря женной атмосферой, напряжением взрыва и вибрацией ракеты, мчащейся с фантастиче ской скоростью. Для космонавтов же, кото рым предстояло не только выдержать вторже ние в космос, но и управлять своими чувства ми и нервами, передавая сведения на Землю и, в случае необходимости, осуществляя кон троль за космическим кораблем, этот курс тренировок был всесторонним, суровым, и, ка залось, бесконечным.
Вот, например, центрифуга. С ней Юрий познакомился еще во время медицинской про верки. Но теперь центрифуга, на которой ему следовало проходить тренировку, была боль ше, совершеннее и вращалась быстрее. Уско рения, никогда не испытываемые человеком, сейчас действовали на его тело. Сколько мил лионов миль должен был он проделать на ней?
Тренируясь на центрифуге, космонавты привыкали к максимальным перегрузкам и все увеличивающимся ускорениям. К. центри фуге была подключена специальная электрон ная аппаратура для регистрации физического
132
состояния и функциональных изменений ор ганизма. Мало было для будущего космонав та выдержать многократные перегрузки и не потерять сознания, вращаясь на центрифуге со все возрастающей скоростью. На такой огромной скорости он обязан был владеть ор ганами своего тела, производить, заданные движения и быть в состоянии прочитать и за помнить знаки и буквы, вдруг появляющиеся на световом табло.
В дополнение ко всему цифры на табло, возрастая в арифметической прогрессии, уменьшались в размере. Была там также и тер мокамера. В ней они должны были привыкать к неестественно высоким и низким температу рам: во время полета температура в кабине космического корабля будет колебаться меж ду 15 и 22° Цельсия. Организм космонавта дол жен суметь приспособиться к любым измене ниям температуры, так как при вхождении космического корабля в более плотные слои земной атмосферы внешняя его оболочка рас калится до нескольких тысяч градусов. Есте ственно, что космонавт будет защищен от этого пламени теплоизоляционным слоем ка бины, но тем не менее он должен быть при вычен к температурам, которые переносят,
например, литейщики, работая у доменных печей.
Еще одной машиной, которую с успехом можно использовать в камерах пыток, был вибростенд. Этот аппарат имитирует вибра цию космического корабля при работающих реактивных двигателях.
133
Ощущение невесомости было совершенно новым и волнующим аспектом тренировки. Будущие космонавты достигали нулевой гра витации, поднимаясь в небо на сверхзвуковых реактивных самолетах, что давало ощущение невесомости при уравновешивании центробеж ной и центростремительной сил. И хотя это состояние продолжалось около минуты, этого было достаточно, чтобы они вновь уверились, что невесомость не повлияет на их способность управлять приборами, есть, пить и вести радио связь. Тем не менее их инструктор говорил, что такой оптимистический взгляд может быть подтвержден только первым полетом человека в космос. Курсанты, здоровые, сильные моло дые люди, по-разному реагировали на пребы вание в «одиночке», в термокамере, на центри фуге и вибростенде. Время от времени тот или иной вынужден был возвращаться домой. Бы ло ясно, что только лучший из них сможет стать пилотом первого• в мире космического корабля. Постепенно в процессе отбора число кандидатов на первый полет все уменьшалось и уменьшалось, пока не стало ясно, кто же бу дет этим счастливчиком. Каждый раз, когда Юрий Гагарин выходил из «одиночки» термо камеры или центрифуги, экзаменаторы чувст вовали приятное удивление, видя его непоко лебимое спокойствие и хладнокровие.
В то же время, наряду с практическими за нятиями и проверками, они совершенствова лись в теории космических полетов. Влади мир Иванович, бывалый военный врач, еже дневно занимался с ними, готовил их к беспре
цедентным испытаниям. Он подробно расска зывал обо всем, с чем встретится живой ор ганизм в космическом полете, разделяя труд ности на три группы. В первую он включал факторы, зависящие от физических условий самого космоса, а именно: предельно низкое давление там, где по существу пустота, раз нообразные газовые соединения в окружаю щей среде, превышающие норму, различные виды ионизирующей радиации, иногда являю щиеся опасными и даже смертельными, а так же поток метеоров, способный пробить, выве сти из строя космический корабль.
Во вторую группу он объединял все, что связано с баллистической функцией самой ра кеты, — шумы, вибрации, колоссальные пере грузки и невесомость.
В третью группу включались факторы, воз никающие от искусственного климата в косми ческом корабле, ограниченного пространства кабины, крайне малой площади для движения космонавта, от эмоционального и нервного на пряжения, а также от неудобства выполнения полета в связи с тяжелым, громоздким, но спасительным скафандром.
Таким образом, даже самые элементарные мотивы самосохранения требовали, чтобы они изучили все многочисленные теоретические вопросы, от которых будет зависеть их безо пасность и успех: законы физики, астрофизи ки и астрономии, основы баллистики, законы земного притяжения и многих других притя жений солнечной системы, ионизирующие ра диации, ядерные взрывы в стратосфере.
135
Из них готовили не сверхклассных шофе ров для воздушных такси: каждый из них дол жен был-стать всесторонне подготовленным ученым, отвечающим за сложнейшую летаю щую лабораторию.
Идеологическая цель или моральный фак тор были той двигательной силой, которая стимулировала чувство научной любознатель ности, жажду приключений и личные мотивы молодых людей, готовящихся стать космонав тами.
— Я никогда не жаждал приключений и опасностей ради них самих,— сказал мне Га гарин,— две другие причины, о которых вы упомянули, а именно мечта первооткрывателя побывать там, где никто до тебя еще не был, а также научный интерес к потенциальным возможностям космических полетов, несомнен но, оказали некоторое влияние.
Но самым решающим фактором, побудив шим его стать космонавтом, сказал он, было ощущение того, что это как раз та область, где он смог бы принести наибольшую пользу сво ему отечеству.
В мирном соревновании двух систем дости жение приоритета в космическом полете стало предметом национальной гордости и идеологи ческого престижа для миллионов советских людей и особенно для таких впечатлитель ных, наделенных пылким воображением, как Юрий Гагарин.
Не нужно быть коммунистом, чтобы по нять, что личные мечты Юрия Гагарина, не сомненно, составляли единое целое с его идео
136
логическими убеждениями. Только в этом слу чае можно понять, почему к концу своего обу чения он написал:
«Прошу партийную организацию принять меня в члены КП СС... Хочу быть активным членом КП СС, активно участвовать в жизни страны...»
Не секрет, хотя он и не писал об этом в своем заявлении, что он хотел по лететь в космос членом Коммунистической партии.
«Стало традицией советских людей,— ска зал он позднее,— накануне решающих собы тий в своей жизни приходить к ленинской
партии, вступать в ее ряды». |
пригласи |
||
Спустя несколько |
недель его |
||
ли в партком и |
после |
короткой, |
но волную |
щей церемонии |
вручили партийный билег |
08909627.
Юрий Гагарин, член КПСС, работал те перь, готовясь стать первым в мире космонав том с еще большим энтузиазмом, чем Юрий Гагарин — кандидат в члены партии.
Программа подготовки подходила к реша ющему этапу. Слабовольных, нервных, отста вавших в учении и тех, кто не сумел овладеть сложной техникой, отсеяли. Небольшая груп па оставшихся знакомилась с космическим
кораблем, |
в котором |
одному |
из |
них |
вскоре |
предстояло |
совершить |
первый |
полет |
в кос |
|
мосК. аГлавныйк зачарованныКонструкторе смотрелпознакомили они |
наих сом аш и |
||||
своимну, которсозданиемой ник,тосвоимеш едетищемдо сих. |
пор |
не видел, |
137
которая, по крайней мере для одного из них, представляла собой его судьбу.
— Посмотрите,— сказал Главный Кон структор,— внешняя поверхность корабля и кабины покрыты надежной тепловой защитой. Она-то и предохранит их от сгорания во вре мя спуска.
Теперь они узнали, что космический ко рабль монтируется на мощную многоступен чатую ракету-носитель и после выхода на ор биту отделится от ее последней ступени; здесь им впервые сказали, что при первом полете человека космический корабль сделает толь ко один виток вокруг Земли. Естественно, они
сволнением осмотрели внутреннее устройст во корабля, потому что там скоро должен был очутиться один из них. Конечно, они уже тре нировались на модели, сходной в основном с тем кораблем, на котором им предстояло со вершить космический полет. Но в данном слу чае перед ними был настоящий корабль, ко рабль, который полетит в космос, корабль, к управлению которым они так упорно готови лись. Один за другим входили они в кабину пилота. Когда туда вошел Юрий Гагарин, он увидел, что она просторнее кабины самолета
ине похожа на совершенно слепую «одиночжу». В ней имелось несколько иллюминаторов
сжаропрочными стеклами для наблюдений во время полета. Сидя в кресле, космонавт мог вести наблюдение, осуществлять радио связь с Землей, контролировать полет и, если
потребуется, |
сам остоятельн о управл ят ь кос* |
мическим кораблем . |
136
Слева помещался контрольный щит с пере ключателями и кнопками для управления радиотелефонной системой, регулирования тем пературой в кабине, а также рукоятка ручного управления и тормозное устройство. Справа размещался радиоприемник, контейнеры для пищи и контрольный механизм для ориен тации корабля. Прямо перед ним — еще один щит с несколькими стрелочными указателя ми и сигнальным табло, а также электриче ские часы и глобус, вращающийся соответст венно орбитральному полету корабля. Ниже находилась телевизионная камера для наблю дения за космонавтом с Земли, а еще ниже— иллюминатор с оптическим ориентиром. Каж дый из тренировавшихся провел по нескольку минут в кресле космонавта. Оно было уста новлено под таким углом, чтобы на участках выведения корабля на орбиту и спуска с нее перегрузки действовали на грудь и спину кос монавта, то есть в наиболее благоприятном для него направлении. Кресло представляло собой небольшое, но сложное сооружение. В него были вмонтированы привязная и пара шютная системы, катапультные и пиротехни ческие устройства и все необходимое для вы нужденного приземления, аварийный запас пищи, воды и снаряжения, радиустройства для связи и пеленгации. На кресле находилась так же система вентиляции скафандра и парашют но-кислородная маска. Кресло отделялось ав томатически.
— Космонавт приземляется, находясь в кабине корабля,— сказал Главный Конструк
139
тор,— но мы одновременно предусмотрели ва риант, когда при необходимости он может по кинуть корабль.
Они молча выходили из кабины, взволно ванные тем, что увидели и что предназнача лось для одного из них.
Юрий и другие советские космонавты еже дневно следили по газетам за сообщениями о подготовке к космическим полетам в СШ А. Ракеты и спутники Земли запускались там один за другим вслед за советскими. Но Со ветский Союз все еще удерживал первенство. Будет ли в состоянии СССР и дальше удер жать это первенство? С большим интересом следили советские космонавты за подробно стями подготовки семи американских космо навтов, во многом сходной с их собственной. Когда из этих семи космонавтов были отобра ны трое, мы узнали не только их имена, но и подробные биографии. Они были опубликова ны в американской прессе. Юрию Гагарину, который сам был хорошим спортсменом, было интересно узнать, что Алан Шепард увлекается коньками и водными лыжами, любимым вре мяпрепровождением Джона Гленна является катание на лодке, а Вирджил Гриссом увлека ется рыбной ловлей.
«Нас, конечно, не могли не интересовать смелые американские парни,— писал Юрий.— Мы были уверены, что рано или поздно комуто из нас придется встретиться с кем-то из них и поговорить обо всем виденном и пережитом. Мы знали: космический полет может сблизить наши страны».
140