Файл: Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Это величайшая сага о беспримерном по* двиге, более захватывающем и сенсационном, чем любой из придуманных подвигов вымыш* ленных героев научной фантастики.
В то же время история подвига Юрия Га* гарина — это такая история, которая помога* ег нам лучше понять современную советскую действительность, ибо в подвиге Юрия Гага рина, как в зеркале, отражается жизнь мил лионов советских молодых людей, их отноше ния и воспитание в семье, их образование и идеологическая подготовка, их возможности и стремления к самоусовершенствованию. Вме* сте с тем это весьма показательная история о неугомонном ищущем, новом поколении моло дежи, жаждущей смелых свершений на новых рубежах космического века.
Но эта история началась не утром 12 апре ля 1961 года, когда человек в ярко-оранжевом скафандре вошел в кабину космического ко* рабля, и не 9 марта 1934 года, когда родился Юрий Гагарин. Ее начало уходит в далекие тысячелетия. И участники этой истории не только те несколько тысяч советских ученых, инженеров и техников, которые непосредствен* но обеспечили успех необыкновенного полета, но и десятки, сотни тысяч других величайших умов и смелых душ в различных частях света.
Ее участники — это люди многих времён и поколений, кто в мрачные века религиозных инквизиций смело приняли на себя все удары той правды, что именно человек есть хозяин и господин Вселенной.
К Н И Г А П Е Р В А Я
ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ
Стены неба раздвигаются все дальше
идальше, пока не исчезнут совсем.
Александр, гО природе» (500 г. до к. э.)
«Дорога в космос! Большое счастье выпа ло мне оказаться на ее широком просторе, первому совершить полет, о котором давно мечтали люди. Лучшие умы человечества про
кладывали нелегкий тернистый путь к звез дам». '
Ю рий Гагарин (1961 г. н. э.)
ПУТЬ ОРЛА
Когда человек скрутит небосвод, как кусок кожи, тогда наступит ко нец зла и без участия бога.
Упанишады, «Светасватара»
(ок. 700 г. до н. э.)
Орел поднялся из своего гнезда, когда тя желая каменная стрела, пущенная человеком,
пронеслась, едва не убив его, и скрылась в об лаках.
Следя за полетом крылатого существа, че ловек ощутил вдруг прилив какого-то неясно-
22
го желания. Оно не было похоже на приступ голода, жажды или тепла от тела своей жены в холодной темноте пещеры.
Ему захотелось, подобно орлу, отрастить себе крылья и, подражая ему, подняться с земли высоко в небо.
Ночью, лежа в пещере и вглядываясь че рез узкий проем в звездное небо, он старался угадать, какая тайна скрыта в этом бесконеч ном пространстве над ним.
Он боялся думать об этой тайне и все же
страстно |
хотел |
ее разгадать. |
В ту |
ночь у |
человека, возможно, впервые |
родилась мечта о крыльях и о полете к звез дам. И с той поры эта мечта уже никогда его больше не покидала.
С незапамятных времен она нашла свое выражение в греческой и индийской мифоло гии.
Предполагалось, что на небесах живут бо ги, ангелы, феи и духи. Человеческое вообра жение всегда шло впереди развития его физи ческих и нравственных возможностей. Он мечтал о полетах в космос уже тогда, когда, едва придумав колесо, научился передвигать ся в колеснице.
Солнце, Луна и звезды очаровывали, при влекали, интриговали человека и внушали ему благоговение. Они притягивали, манили его к себе. Еще не умея оторваться от земли, мы сленно он уже давно парил в небесах.
Индийская мифология, возможно, наибо лее древняя летопись человеческой фантазии о полетах, полна обращений к таким суще
23
ствам, которые не испытывают на себе земно го притяжения.
Боги летали в космосе и спускались, когда это было необходимо, на Землю. Посланцем неба был и премудрый Нарад Муни, чьи ле тающие сандалии, такие же, как у греческого Меркурия, служили ему космическим кораб лем и носили его в межзвездном простран стве.
В некоторых эпизодах битв, описанных в Пуранах, принимают участие жители других планет. Их легионы прилетают на Землю для помощи своим земным собратьям.
Легенды «Рамаяны» также полны летаю щими существами. Полагают, что Раван, царь демонов, унес Ситу на летающей машине, а Хануман, бог обезьян, прилетел на помощь Раме. Пробираясь через космос, он держал в руке для равновесия огромную гору. После того, как демонический город Ланка был со жжен дотла, Рама привез свою супругу Ситу в летающей колеснице. Согласно греческой мифологии, Прометей украл у Солнца огонь и спустился с ним на Землю. Таким образом, он передал людям секрет солнечной энергии — источник всех сил.
В этих легендах чистая фантазия перепле талась с практическими знаниями. Дедал приделал себе и своему сыну крылья из перь ев, скрепленных воском. Отец и сын стали ле тать. Дедал, зная предел возможностей этих крыльев, немного полетав, благополучно вер нулся на Землю. Однако его сын, смелый и не покорный Икар, решив узнать, что такое Содш
24
це, продолжал лететь все выше и выше, пока жгучие лучи не растопили воск и крылья не распались.
Даже с приходом религии космос продол жал доминировать в мыслях человека. Так, например, согласно иудейскому вероисповеда нию, Иегова жил на небесах. О рождении Хри ста возвестила звезда. А мусульмане верят, что высшее озарение охватило пророка в тот
момент, когда белая летающая |
лошадь при |
несла его в жилище аллаха |
на седьмом |
небе. |
|
С давних пор фантазия и воображение поэ тов и сказителей вдохновлялись предчув ствием предстоящего полета человека в кос мос.
Все волшебники, крылатые лошади, летаю
щие колесницы |
и ковры-самолеты, которые |
у всех народов |
на протяжении многих веков |
увлекают детей, были лишь выражением чая ний человека о полете в небо.
Авторы научно-фантастических книг заим ствовали сюжеты волшебных сказок, создан ных изобретательной фантазией человека.
Первое произведение о межпланетных по летах имело мифологическую основу. Но оно было написано римским поэтом Овидием в то время, когда Рим был уже основательно по тревожен движением научной мысли.
И хотя это произведение написано 2000 лет тому назад, его иносказательный характер очевиден и в наши дни.
Фаэтон, сын смертной матери, был рожден от Феба — бога Солнца. Феб ежедневно про
25
езжал по небу в своей сверкающей колеснице, запряженной четырьмя сильными лошадьми. Фаэтон, мечтавший сесть в небесную колесни
цу своего отца, |
пришел |
однажды к нему во |
|
дворец. |
тебе |
нужно, |
Фаэтон?— спросил |
— Что |
|||
Феб. |
моя. мать сказала мне правду, |
||
— Если |
|||
ты мой отец,— ответил |
Фаэтон.— Так ли |
||
это? |
|
|
|
—Да, ты мой сын, Фаэтон,— ответил бог Солнца.— И в подтверждение этого я обещаю исполнить все, что ты попросишь.
УФаэтона было лишь одно желание, и он тут же сказал:
—Я хочу прокатиться в твоей колеснице хотя бы один раз.
Встревоженный Феб попытался отговорить безрассудного сына:
— Это очень опасно, смертельно опасно для тебя. Ты смертный, с судьбой простого смертного человека.
Но сын был неумолим и сел в колесницу. Чтобы уберечь своего сына-космонавта от
огня, Феб дал ему божественную одежду — удивительный прообраз скафандра, жароупор
ной термической |
оболочки |
и шторки косми |
||
ческого |
корабля, |
которые |
спустя |
2000 лет |
уберегли |
Юрия |
Гагарина |
в его |
полете, |
когда корабль его пылал, подобно огненному шару.
Затем Феб предупредил своего сына, что бы тот не забирался слишком высоко, дабы не поджечь небеса, но и не спускался слишком
26
низко, так как иначе будет зажжен такой огонь, который спалит всю Землю.
— Следуй посередине,— сказал он сы ну,— там, где увидишь след от колесницы.
Но Фаэтон — плод фантазии, а не науки,— естественно, не смог справиться с лошадьми, рвавшимися во все стороны. Он зажег огонь как на небесах, так и на Земле. Тогда Зевс, чтобы спасти небо и Землю, метнув молнию, разбил колесницу и убил Фаэтона.
На его надгробии, как говорится в легенде, написали: «Здесь лежит тело Фаэтона, кото рый был настолько безрассуден, что сел в ко лесницу своего отца. Он позволил себе слиш ком многое и поплатился за это».
Та же тема варьируется и в легенде о Де дале и Икаре, смысл которой сводится к тому, чтобы не проявлять поспешности в стремлени ях человека обуздать силы природы.
Но нового человека не устрашили волшеб ные сказки. Овидий создавал легенду о паде нии Фаэтона, поэт Лукрецкий Кар писал о греческом философе Эпикуре, осмелившемся высказаться против устаревших предрассуд ков и традиций:
«Ни рассуждения о богах, ни голос с неба, угрожающий все спалить, не испугали его, а наоборот, еще больше закалили его смелый дух для борьбы с крепчайшими преградами, за которыми были скрыты секреты природы...
Когда усмирил он ужасы, бушевавшие в его душе, стены мира упали, и он увидел суть вещей и бесконечное пространство Вселен ной».
27
Это был новый бесстрашный дух исследо вания и познания земли и неба, дух смелых открытий и великих изобретений, дух длитель ного и болезненного, но триумфального про цесса развития науки, который через двадцать веков привел к полету «Востока».
Но пока не настал этот день, Сократ в по исках правды и ради торжества н-ауки должен был принять яд, Джордано Бруно окончить жизнь на костре, Галилей перенести ужасы инквизиции и заточения.
Все это было ради того, чтобы однажды наконец светловолосый голубоглазый Фаэтон направил свою колесницу в небо, не испугав шись молний и громов Зевса.
ВЕЛИКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Много есть в природе мощных сил, но ничего нет более сильного, чем че ловек.
Софокл, «Антигона»:
Утром 12 апреля 1961 года перед тем, как войти в лифт и подняться в свой космический корабль, Юрий Гагарин еще раз с благодар ностью оглядел собравшихся на Байконурском космодроме людей, сделавших возможным предстоящий полет «Востока».
Он увидел Главного Конструктора — чело века, сконструировавшего и построившего этот замечательный корабль, который должен был поднять его в космос и пронести вокруг Земли.
Он увидел Теоретика Космонавтики — че
2«
ловека, подготовившего все основные расчеты
ипланы эпохального полета.
Сособым волнением смотрел он на докто ра, натренировавшего и подготовившего его тело, его нервы и сознание для космического скачка, еще неизведанного ни одним челове ком. Он смотрел на друзей космонавтов, тре
нировавшихся вместе с ним и деливших с ним свои мечты, свои надежды и сомнения. Он ви дел армию инженеров, техников и рабочих, тех, кто построил и испытал ракеты, моторы — этот корабль и бесчисленное множество этих механических и электронных устройств, кото рые должны были обеспечить успех его поле та, самого рискованного предприятия, когдалибо совершавшегося человеком.
Но за всеми этими живыми современника ми незримо присутствовала фаланга великих предков-мечтателей, чьи мечты ему предстоя ло теперь претворить в жизнь, мечтателей, предсказавших полет в космос много веков тому назад и заложивших для него научный фундамент. Их осмеивали, их отлучали от церкви, их подвергали инквизиторским пыт кам, сажали в тюрьмы и сжигали на кострах за эти слова правды, за предсказание триум фа человека над природой.
Сегодня наконец настал день, когда их сле довало оправдать.
Небесное пространство, в котором пред стояло совершить полет кораблю Гагарина, впервые было исследовано и научно описано Архимедом в III веке до н. э. Он первым пред принял попытку представить астрономические
29
расстояния в математических величинах. Именно Архимед сделал астрономический гло бус, чтобы продемонстрировать движение звезд на небе.
При вращении глобуса можно было ви деть, как вместо Луны утром на небе появля ется Солнце, как Луна входит в тень Земли во время затмения, как перемещаются в про странстве планеты по своим орбитам.
Это он, Архимед, воскликнул «эврика!» («нашел!»), когда открыл закон удельного ве са, сидя в своей ванне. Но Архимед не был абстрактным теоретиком науки. Он отдавал свои знания тому, чтобы облегчить жизнь че ловека. Он изобрел «водяную улитку» (Архи медов винт), которая помогала орошать поля и осушать рудники. Он открыл принцип рыча га — основу науки о механике, без которой «Восток» не смог бы подняться в небо. И тем, кто выразил удивление, узнав, что Юрий Га
гарин |
посвятил |
полет своему |
народу, партии |
и правительству, |
следовало бы вспомнить об |
||
этом |
замечательном человеке, |
жившем два |
дцать три века тому назад.
Архимед был образцом человека, посвятив шего себя служению народу. Когда на его ро дину Сиракузы (Сицилия) вторглись римля не, великий ученый не укрылся в «башню из слоновой кости», он стал строить катапульты для стрельбы огромными камнями и стрелами. Римляне, встретившись с таким оружием, ду мали, что они встретились с самим чертом. Они не знали, что против них была примене на наука.
30