Файл: Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он родился в 1857 году. С самого детства, имея необыкновенную тягу к чтению, Циол­ ковский читал все, что только попадало под руку. Времени для детских игр не хватало. Но долго, как зачарованный, смотрел он на ма­ ленький водородный аэростат, сделанный его матерью из коллодиума. Когда мальчик вы­ пустил его из рук, аэростат сразу же взлетел вверх и исчез в небе, оставив в сердце маль­ чика неизгладимый след. С годами мечта о полете в космос полностью завладела им. Он мечтал, например, о том, чтобы весь мир, до­ ма, люди, животные вдруг уменьшились до размеров игрушек и кукол, а он был бы меж­ ду ними как Геркулес.

Потом он вдруг начинал мечтать о том, чтобы прыгнуть выше дома. Иногда ему каза­ лось, что он карабкается по шесту, подобно кошке, или что он ходит по туго натянутой ве­ ревке, как акробат, виденный им однажды в цирке.

Но чаще всего ему хотелось, чтобы вдруг пропало земное притяжение и он бы оказался высоко-высоко в небе среди звезд.

В девять лет он заболел скарлатиной. Бо­ лезнь дала осложнение — мальчик почти со­ вершенно оглох. Он не мог больше ходить в школу.

«Моя глухота сделала мою жизнь неинте­ ресной,— писал он позже, вспоминая дет­ ство,— так как она лишила меня товарищей, возможности слышать окружающих меня лю­ дей и подражать им. Моя биография бедна человеческими контактами и конфликтами».

39

Лишенный возможности ходить в школу и играть с другими детьми, мальчик замкнулся в себе, компенсируя потерю слуха полетами своей фантазии. Он начал изучать самого се­ бя, еще больше времени проводить за чтени­ ем книг из отцовской библиотеки, отдавая предпочтение книгам по науке и математике.

У него развилась страсть к изобретатель­ ству. Он делал шары из папиросной бумаги и наполнял их газом, чтобы они могли летать. Он смастерил небольшой токарный станок и модель тележки с ветровым двигателем. Вели­ кий ученый и изобретатель так вспоминает свои первые шаги в научной теории: -

«Меня увлекает астролябия, измере­ ние расстояний до недоступных предме­ тов. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я опре­ деляю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу 400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается — верно. Так я поверил теоретическому знанию».

В шестнадцатилетнем возрасте начитан­ ный, но не имеющий планомерного школьного образования Константин Циолковский приез­ жает в Москву с большими надеждами полу­ чить высшее образование. Но в те дни, когда все пути к знаниям находились в руках ари­ стократии, кто мог поддержать неимущего глухого паренька в потрепанной одежде?

Он решает продолжать самообразование. Получая от отца десять-пятнадцать рублей в месяц, Циолковский тратил их на чернила,

40



бумагу и химикалии для своих эксперимен­ тов. Живя впроголодь, он устроил свою соб­ ственную маленькую лабораторию. Продол­ жал без учителей изучать математику, физику, химию и мечтать о покорении космоса.

С весьма ограниченными знаниями, в во­ семнадцать лет он уже думает о том, что для этих целей может быть использована центро­ бежная сила.

Аппарат, который он изобрел, состоял из закрытого ящика, внутри которого были вмон­ тированы два вибрирующих маятника, а на их верхних вибрирующих концах прикрепле­ ны шары. Шары производили круговые дви­ жения, и Циолковский считал, что их центро­ бежная сила должна нейтрализовать силу земного тяготения и поднять ящик в воздух.

Молодой ученый так волновался за успех своего изобретения, что не мог спать и всю ночь пробродил по московским улицам. С при­ ходом утра пришло и разочарование. Ящик стоял на прежнем месте. Его предположения оказались ошибочными. И он решил еще глуб­ же изучить смежные науки — высшую мате­ матику, физику, химию, механику и аэродина­ мику с тем, чтобы найти реальную основу для сообщения с мировым пространством.

Всесторонне изучая вопрос путем анализа и опытов и тщательно регистрируя все полу­ ченные результаты, он рассуждал:

«Нельзя ли практически воспользо­ ваться энергией движения Земли? Тогда же нашел ответ: нельзя.

Нельзя ли устроить поезд вокруг эк­ ватора, в котором не было бы тяжести от центробежной силы? Ответил сам се­ бе отрицательно: нельзя. Этому помеша­ ет сопротивление воздуха и многое дру­ гое.

Нельзя ли строить металлические аэростаты, не пропускающие газа и веч­ но носящиеся в воздухе? Ответил: можно.

Нельзя ли эксплуатировать в паро­ вых машинах высокого давления мятый пар? Ответил также, что можно».

Молодой ученый составил собственный план занятий и экспериментальных работ. Книги, которые нельзя было купить, он изучал в биб­ лиотеках. В минуты отдыха читал классиков русской литературы, из которых больше всего любил Тургенева, особенно его роман «Отцы и дети».

После трех лет такой самоучебы Циолков­ ский вернулся из Москвы домой и стал давать частные уроки. А в 1878 году в возрасте 21 го­ да сдал экзамены на звание учителя. Получив диплом, он стал преподавать арифметику и геометрию в Боровске, недалеко от Калуги. Однако все свое свободное время он по-преж­ нему посвящал научным опытам, конечной целью которых было одно — открытие законов

космического

полета.

«

Циолковский превратил свою квартиру в

Боровске в небольшую лабораторию, где

 

сверкали

 

 

электрические молнии, гремели гро­

мы, звонили

колокольчики, плясали

 

 

бумаж-

42


йые куколки, пробивались молнией дыры, за­ горались огни, вертелись колеса, блистала ил­ люминация, светились вензеля».

Помимо постановки научных опытов Ци­ олковский любил придумывать различные электрические забавы, которые смущали и да­ же пугали его друзей.

«Я предлагал желающим,— писал он,— по­ пробовать ложкой невидимого варенья; соб­ лазнившийся угощением получал электри­ ческий удар. Дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими но­ гами за нос или за пальцы. Волосы станови­ лись дыбом, и выскакивали искры из всякой части тела».

Показательно, что, живя в маленьком глу­ хом городишке, работая в импровизированной лаборатории, созданной на свои скудные лич­ ные средства, не имея возможности пользо­ ваться настоящей библиотекой и не получая новейших научных журналов, Циолковский оказался в состоянии проводить важные на­ учные изыскания. А когда он доложил о ре­ зультатах своих работ в Русском физико-хи­ мическом обществе в Санкт-Петербурге, он был единогласно избран в члены этого обще­ ства.

В 1883 году он написал в форме дневника важную работу «Свободное пространство», в которой дал живое описание того, что про­ изойдет в пространстве, свободном от влияния внешних сил, подобных земному притяжению. Некоторые из этих описаний очень сходны с теми ощущениями, которые испытал Юрий

43

Гагарин

во время невесомости

семьдесят во­

семь лет

спустя.

 

 

 

«В свободном пространстве предмет,

который мы наблюдаем,

не испытывает

никакого давления на себе и не влияет

на

другие предметы.

 

руках

На земле я не уде-ржал бы в

4-х пудов. Но в свободном пространстве

тысячи пудов не будут тяжелы

ни для

моих рук, ни даже для мизинца.

В свободном пространстве нет разни­ цы между потолком и полом. Маятник здесь не будет качаться, а часы не пой­ дут».

Движение в свободном пространстве, как он считал, может иметь место только посред­ ством изменения положений между предмета­ ми. Если человек бросит в этом положении камень, то сам он передвинется в противопо­ ложном направлении. Таким образом, он при­ шел к выводу, который сделал возможным по­ лет «Востока». Для движения в свободном пространстве самым приемлемым способом является выбрасывание частиц вещества, то есть принцип реактивного двигателя, и это неизбежно должно было привести его к выво­ ду о возможности использования ракеты с ре­ активным двигателем для полета человека в космос.

Однако создание такой ракеты было пока лишь далекой мечтой, и Циолковский работал над более насущным вопросом авиации. Он сделал чертеж цельнометаллического дири­ жабля, намного опередив в этом Германа Цеп-

44


Пелина. Но безразличие царской власти к на­ учным исследованиям ие дало возможности русскому изобретателю стать первым в этой области.

В то время как русский изобретатель Мо­ жайский строил первый аэроплан, Циолков­ ский разрабатывал чертежи «Моноплана со свободно несущим нескрепленным. крылом», по типу летящей птицы. В своей статье «Аэро­ план, или птицеподобная летательная машина», Циолковский впервые в истории мировой авиа­ ции указывал на необходимость создания об­ текаемых форм фюзеляжа аэроплана для достижения высоких скоростей. Он также пер­ вым сконструировал аэродинамическую трубу для испытаний сопротивляемости тел в искус­ ственно созданном воздушном потоке. Но сно­ ва отсутствие поддержки со стороны царского правительства . помешало Циолковскому раз­ вить до логического заключения его блестя­ щую идею.

А. Родних, историк авиации, замечает по этому поводу, что Циолковскому не оставалось ничего другого, как с философским хладнокро­ вием отмечать в своих записных книжках даты рождения своих идей и работ, а затем стано­ виться свидетелем их второго рождения за границей при более счастливых обстоятель­ ствах.

Несмотря на то, что открытия Циолковского не получали никакого официального призна­ ния, он продолжал развивать научные исследо­ вания, конечной целью которых являлась все та же мечта о завоевании космоса.

45

В 1883 году он установил принципы движе­ ния посредством извержения частиц. Но к ма­ тематическому обоснованию ракет как сред­ ству космических полетов он пришел только в конце XIX века.

Из его работ видно, что русские ученые й ин­ женеры были уже знакомы с ракетным делом.

Показательно, что еще при Петре Первом ракеты использовались в виде фейерверков во время массовых пиротехнических представле­ ний.

В первой половине XIX века два армейских инженера создали ракеты, наполняемые поро­ хом. Эти ракеты обладали большой разруши­ тельной силой и явились шагом в развитии ар­ тиллерии.

Однако честь создания схемы реактивного летательного аппарата выпала на долю друго­ го молодого революционера и блестящего уче­ ного.

ВПетропавловской крепости в Ленинграде

исейчас можно увидеть камеру смертников, где провел последние годы жизни Николай Кибальчич, вплоть до того дня, когда был каз­ нен царской охранкой за участие в народни ческой революционной организации, совершив­ шей убийство императора Александра II. Двадцативосьмилетний Кибальчич хорошо знал свойства различных взрывчатых веществ, изготовил бомбу, которой и был убит русский царь в 1881 году.

Втюрьме, в ожидании приговора, Николай Кибальчич продолжал свои научные изыска­ ния и часть записей, в том числе схему реак­

46