Файл: Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Он родился в 1857 году. С самого детства, имея необыкновенную тягу к чтению, Циол ковский читал все, что только попадало под руку. Времени для детских игр не хватало. Но долго, как зачарованный, смотрел он на ма ленький водородный аэростат, сделанный его матерью из коллодиума. Когда мальчик вы пустил его из рук, аэростат сразу же взлетел вверх и исчез в небе, оставив в сердце маль чика неизгладимый след. С годами мечта о полете в космос полностью завладела им. Он мечтал, например, о том, чтобы весь мир, до ма, люди, животные вдруг уменьшились до размеров игрушек и кукол, а он был бы меж ду ними как Геркулес.
Потом он вдруг начинал мечтать о том, чтобы прыгнуть выше дома. Иногда ему каза лось, что он карабкается по шесту, подобно кошке, или что он ходит по туго натянутой ве ревке, как акробат, виденный им однажды в цирке.
Но чаще всего ему хотелось, чтобы вдруг пропало земное притяжение и он бы оказался высоко-высоко в небе среди звезд.
В девять лет он заболел скарлатиной. Бо лезнь дала осложнение — мальчик почти со вершенно оглох. Он не мог больше ходить в школу.
«Моя глухота сделала мою жизнь неинте ресной,— писал он позже, вспоминая дет ство,— так как она лишила меня товарищей, возможности слышать окружающих меня лю дей и подражать им. Моя биография бедна человеческими контактами и конфликтами».
39
Лишенный возможности ходить в школу и играть с другими детьми, мальчик замкнулся в себе, компенсируя потерю слуха полетами своей фантазии. Он начал изучать самого се бя, еще больше времени проводить за чтени ем книг из отцовской библиотеки, отдавая предпочтение книгам по науке и математике.
У него развилась страсть к изобретатель ству. Он делал шары из папиросной бумаги и наполнял их газом, чтобы они могли летать. Он смастерил небольшой токарный станок и модель тележки с ветровым двигателем. Вели кий ученый и изобретатель так вспоминает свои первые шаги в научной теории: -
«Меня увлекает астролябия, измере ние расстояний до недоступных предме тов. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я опре деляю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу 400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается — верно. Так я поверил теоретическому знанию».
В шестнадцатилетнем возрасте начитан ный, но не имеющий планомерного школьного образования Константин Циолковский приез жает в Москву с большими надеждами полу чить высшее образование. Но в те дни, когда все пути к знаниям находились в руках ари стократии, кто мог поддержать неимущего глухого паренька в потрепанной одежде?
Он решает продолжать самообразование. Получая от отца десять-пятнадцать рублей в месяц, Циолковский тратил их на чернила,
40
бумагу и химикалии для своих эксперимен тов. Живя впроголодь, он устроил свою соб ственную маленькую лабораторию. Продол жал без учителей изучать математику, физику, химию и мечтать о покорении космоса.
С весьма ограниченными знаниями, в во семнадцать лет он уже думает о том, что для этих целей может быть использована центро бежная сила.
Аппарат, который он изобрел, состоял из закрытого ящика, внутри которого были вмон тированы два вибрирующих маятника, а на их верхних вибрирующих концах прикрепле ны шары. Шары производили круговые дви жения, и Циолковский считал, что их центро бежная сила должна нейтрализовать силу земного тяготения и поднять ящик в воздух.
Молодой ученый так волновался за успех своего изобретения, что не мог спать и всю ночь пробродил по московским улицам. С при ходом утра пришло и разочарование. Ящик стоял на прежнем месте. Его предположения оказались ошибочными. И он решил еще глуб же изучить смежные науки — высшую мате матику, физику, химию, механику и аэродина мику с тем, чтобы найти реальную основу для сообщения с мировым пространством.
Всесторонне изучая вопрос путем анализа и опытов и тщательно регистрируя все полу ченные результаты, он рассуждал:
«Нельзя ли практически воспользо ваться энергией движения Земли? Тогда же нашел ответ: нельзя.
Нельзя ли устроить поезд вокруг эк ватора, в котором не было бы тяжести от центробежной силы? Ответил сам се бе отрицательно: нельзя. Этому помеша ет сопротивление воздуха и многое дру гое.
Нельзя ли строить металлические аэростаты, не пропускающие газа и веч но носящиеся в воздухе? Ответил: можно.
Нельзя ли эксплуатировать в паро вых машинах высокого давления мятый пар? Ответил также, что можно».
Молодой ученый составил собственный план занятий и экспериментальных работ. Книги, которые нельзя было купить, он изучал в биб лиотеках. В минуты отдыха читал классиков русской литературы, из которых больше всего любил Тургенева, особенно его роман «Отцы и дети».
После трех лет такой самоучебы Циолков ский вернулся из Москвы домой и стал давать частные уроки. А в 1878 году в возрасте 21 го да сдал экзамены на звание учителя. Получив диплом, он стал преподавать арифметику и геометрию в Боровске, недалеко от Калуги. Однако все свое свободное время он по-преж нему посвящал научным опытам, конечной целью которых было одно — открытие законов
космического |
полета. |
|
« |
Циолковский превратил свою квартиру в |
|
Боровске в небольшую лабораторию, где |
||
|
сверкали |
|
|
электрические молнии, гремели гро |
|
мы, звонили |
колокольчики, плясали |
|
|
|
бумаж- |
42
йые куколки, пробивались молнией дыры, за горались огни, вертелись колеса, блистала ил люминация, светились вензеля».
Помимо постановки научных опытов Ци олковский любил придумывать различные электрические забавы, которые смущали и да же пугали его друзей.
«Я предлагал желающим,— писал он,— по пробовать ложкой невидимого варенья; соб лазнившийся угощением получал электри ческий удар. Дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими но гами за нос или за пальцы. Волосы станови лись дыбом, и выскакивали искры из всякой части тела».
Показательно, что, живя в маленьком глу хом городишке, работая в импровизированной лаборатории, созданной на свои скудные лич ные средства, не имея возможности пользо ваться настоящей библиотекой и не получая новейших научных журналов, Циолковский оказался в состоянии проводить важные на учные изыскания. А когда он доложил о ре зультатах своих работ в Русском физико-хи мическом обществе в Санкт-Петербурге, он был единогласно избран в члены этого обще ства.
В 1883 году он написал в форме дневника важную работу «Свободное пространство», в которой дал живое описание того, что про изойдет в пространстве, свободном от влияния внешних сил, подобных земному притяжению. Некоторые из этих описаний очень сходны с теми ощущениями, которые испытал Юрий
43
Гагарин |
во время невесомости |
семьдесят во |
|
семь лет |
спустя. |
|
|
|
«В свободном пространстве предмет, |
||
который мы наблюдаем, |
не испытывает |
||
никакого давления на себе и не влияет |
|||
на |
другие предметы. |
|
руках |
На земле я не уде-ржал бы в |
|||
4-х пудов. Но в свободном пространстве |
|||
тысячи пудов не будут тяжелы |
ни для |
моих рук, ни даже для мизинца.
В свободном пространстве нет разни цы между потолком и полом. Маятник здесь не будет качаться, а часы не пой дут».
Движение в свободном пространстве, как он считал, может иметь место только посред ством изменения положений между предмета ми. Если человек бросит в этом положении камень, то сам он передвинется в противопо ложном направлении. Таким образом, он при шел к выводу, который сделал возможным по лет «Востока». Для движения в свободном пространстве самым приемлемым способом является выбрасывание частиц вещества, то есть принцип реактивного двигателя, и это неизбежно должно было привести его к выво ду о возможности использования ракеты с ре активным двигателем для полета человека в космос.
Однако создание такой ракеты было пока лишь далекой мечтой, и Циолковский работал над более насущным вопросом авиации. Он сделал чертеж цельнометаллического дири жабля, намного опередив в этом Германа Цеп-
44
Пелина. Но безразличие царской власти к на учным исследованиям ие дало возможности русскому изобретателю стать первым в этой области.
В то время как русский изобретатель Мо жайский строил первый аэроплан, Циолков ский разрабатывал чертежи «Моноплана со свободно несущим нескрепленным. крылом», по типу летящей птицы. В своей статье «Аэро план, или птицеподобная летательная машина», Циолковский впервые в истории мировой авиа ции указывал на необходимость создания об текаемых форм фюзеляжа аэроплана для достижения высоких скоростей. Он также пер вым сконструировал аэродинамическую трубу для испытаний сопротивляемости тел в искус ственно созданном воздушном потоке. Но сно ва отсутствие поддержки со стороны царского правительства . помешало Циолковскому раз вить до логического заключения его блестя щую идею.
А. Родних, историк авиации, замечает по этому поводу, что Циолковскому не оставалось ничего другого, как с философским хладнокро вием отмечать в своих записных книжках даты рождения своих идей и работ, а затем стано виться свидетелем их второго рождения за границей при более счастливых обстоятель ствах.
Несмотря на то, что открытия Циолковского не получали никакого официального призна ния, он продолжал развивать научные исследо вания, конечной целью которых являлась все та же мечта о завоевании космоса.
45
В 1883 году он установил принципы движе ния посредством извержения частиц. Но к ма тематическому обоснованию ракет как сред ству космических полетов он пришел только в конце XIX века.
Из его работ видно, что русские ученые й ин женеры были уже знакомы с ракетным делом.
Показательно, что еще при Петре Первом ракеты использовались в виде фейерверков во время массовых пиротехнических представле ний.
В первой половине XIX века два армейских инженера создали ракеты, наполняемые поро хом. Эти ракеты обладали большой разруши тельной силой и явились шагом в развитии ар тиллерии.
Однако честь создания схемы реактивного летательного аппарата выпала на долю друго го молодого революционера и блестящего уче ного.
ВПетропавловской крепости в Ленинграде
исейчас можно увидеть камеру смертников, где провел последние годы жизни Николай Кибальчич, вплоть до того дня, когда был каз нен царской охранкой за участие в народни ческой революционной организации, совершив шей убийство императора Александра II. Двадцативосьмилетний Кибальчич хорошо знал свойства различных взрывчатых веществ, изготовил бомбу, которой и был убит русский царь в 1881 году.
Втюрьме, в ожидании приговора, Николай Кибальчич продолжал свои научные изыска ния и часть записей, в том числе схему реак
46