ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
МО Л О Д О М У
МЕЖЛ Н ИЗЛЖОРУ
М О С К О В С К И Й Р А Б О Ч И Й . 1 9 6 5
Все больше разнообразной техники поступает в сель ское хозяйство. Машина начинает уверенно проникать и в те отрасли сельскохозяйственного производства, где до последнего времени преобладал, а иногда и безраздель но господствовал ручной труд. Естественно, что с ростом технической оснащенности растет и армия сельских ме ханизаторов, пополняясь новыми молодыми кадрами. За штурвалы тракторов и сельскохозяйственных машин са дятся вчерашние школьники, увлеченные техникой, ре шившие посвятить себя не легкому, но весьма почетному механизаторскому труду.
С переходом на самостоятельную работу знания и на выки, полученные молодежью в школах механизации, в учебных мастерских, на учебных участках, требуют те перь практического закрепления на обширных колхозных и совхозных полях.
Первые самостоятельные шаги, однако, самые труд ные и, может быть, самые ответственные. Начало многое значит. И здесь молодым трактористам большую помощь могут оказать опытные, бывалые механизаторы. Каждый совет, подсказка, рекомендация и просто ободряющее слово старшего товарища поможет им укрепиться в пра вильности выбранного пути, поверить в свои силы.
.Весьма важно с самого начала работы в колхозе или Совхозе привить выпускникам школ механизации любовь
3
к машинному труду. Нужна повседневная воспитатель ная работа, которая побуждала бы молодежь творчески относиться к порученному делу, работать с огоньком.
Бережное отношение к машине, полное использование техники, настойчивая, целеустремленная борьба за ее долгую жизнь— вот что отличает передовика-механиза- тора наших дней.
Правильно используя машины, хорошо ухаживая за ними, можно не только добиться успешной работы ма шин в запроектированные сроки, но и намного превзойти эти сроки. Машина должна жить долго и быть всегда работоспособной.
Предлагаемая вниманию молодых механизаторов брошюра поможет им более грамотно и уверенно осуще ствлять это на практике.
Основное место в брошюре отведено правилам техни ческого ухода, действующим с 1 июля 1964 г. В отличие от прежних правил, предусматривающих только два пе риодических технических ухода, в новых правилах их три. Это не механическая прибавка одного техниче ского ухода, а мера, продиктованная самой жизнью, под сказанная многочисленной практикой, направленная исключительно на улучшение работы машинно-трактор ного парка, его сохранности, на увеличение срока служ бы машин.
В брошюре подробно рассказывается, чем конкретно надо заниматься, проводя технические уходы, на каких операциях прежде всего сконцентрировать внимание, по казывается периодичность и трудоемкость операций для тракторов и самоходных шасси. Знание новых правил, безусловное их выполнение позволят молодому механи затору добиться более надежной, долговечной и эконо мичной работы машин.
В комплексе мероприятий по техническому обслужи ванию необходимо особое внимание обратить на хране
4
ние тракторов и сельскохозяйственных машин, заправку машинно-тракторного парка нефтепродуктами, на особен
ности конструкций и регулировки узлов и деталей обще го назначения. Все эти вопросы достаточно полно осве щены в брошюре.
В частности, много внимания уделено хранению тех ники. Почему? Ответить легко. Уж очень мал сезон ее использования. Нерабочий период для некоторых сель скохозяйственных машин составляет иногда более 90% времени в году. Практически подавляющую часть вре мени их приходится в основном хранить. Причем хра нить надежно, иначе, случается, техника даже выходит из строя, так сказать, не приступая к работе, — такими значительными могут быть износы узлов «отдыхающих» машин. I
Материалы брошюры познакомят читателя с видами и способами хранения сельскохозяйственной техники, по советуют, чем и как руководствоваться, подготовляя ма шину к длительному или кратковременному хранению, как хранить отдельные узлы и детали, расскажут о зна чении герметизации и защитных покрытий, как снимать машины с хранения и т. д.
Значительное место в брошюре занимают вопросы, связанные с заправкой машин нефтепродуктами. Напри мер, весьма обстоятельно говорится об основных свой ствах нефтепродуктов, применяемых при эксплуатации тракторов: летнем и зимнем дизельном топливе, авто мобильном бензине, дизельном и автотракторном масле, универсальной среднеплавкой смазке и др.
Чтобы уметь вовремя предупредить потери горючего и смазочных материалов, весьма важно знать, какие бы вают потери и какими причинами вызываются. Такие све дения вы найдете в разделе «Основы правильного обра щения с нефтепродуктами». Рассматриваются также во просы организации заправки машин в бригаде. Безус
5
ловный интерес у молодых механизаторов вызовет та лонная система выдачи топлива на заправку трактора, отлично зарекомендовавшая себя во многих хозяйствах.
Отдельный раздел занимают узлы и детали общего назначения. Здесь же идет разговор о самозатачиваю щихся рабочих органах и новых материалах, применяе мых при производстве современных сельскохозяйствен ных машин.
Заключает издание раздел, посвященный технике безопасности при работе на тракторах и другой сельско хозяйственной технике.
Брошюра написана специалистами Государственного всесоюзного научно-исследовательского технологическо го института ремонта и эксплуатации машинно-трактор ного парка (ГОСНИТИ) В. А. Матвеевым, А. В. Лен ским, А. К. Савостьяновым, А. Э. Северным и Е. М. По повым (Воронежский сельскохозяйственный институт).
Ждем ваших откликов, молодые механизаторы! Направляйте их по адресу: Москва, проезд Владими
рова, 6, издательство «Московский рабочий».
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН
В процессе работы машины под воздействием различных условий изменяются ее основные эксплуатационные свой ства: качество работы, экономичность и надежность. Поэтому все современные тракторы и сельскохозяй ственные машины, находящиеся в эксплуатации, нужда ются в систематическом техническом обслуживании и пе риодическом ремонте со сменой недолговечных деталей.
Выполнение очень многих операций в сельскохозяй ственном производстве связано, как известно, с переме щением машин по полю. Это, естественно, и предопреде ляет условия эксплуатации сельскохозяйственной техни ки. Условия эти не из легких. Редко встретишь абсолют но ровное поле. А раз поверхность поля неровная — зна чит, и агрегат движется неравномерно. Тяговое сопро тивление машин непрерывно изменяется в значительных пределах, и трактор работает с перегрузками или недо грузками. Резкие колебания нагрузок и толчки ослаб ляют крепления узлов и деталей машин и нарушают их регулировку.
Образующаяся при движении агрегата пыль попа дает в зазоры сопрягаемых деталей, перемешивается со смазкой и образует на поверхности трущихся деталей
7
пасту, которая значительно ускоряет их износ. При по вышенном износе увеличивается зазормежду сопряжен ными деталями и нарушается их нормальная смазка. Тогда они еще больше изнашиваются и быстро приходят в негодность.
Так как механизмы и сопряженные детали машин ра ботают обычно с разными нагрузками и скоростями, при различных режимах смазки и охлаждения, то и характер их износа различен. Поэтому меры предупреждения тех нических неисправностей для разных групп механизмов и сопряженных деталей тоже совершенно различны.
Комплексы технических операций, порядок и перио дичность их выполнения для предупреждения нарушения нормальных регулировок, устранения повышенных взно сов и аварий машин составляют планово-предупреди тельную систему технического обслуживания машиннотракторного парка.
Установленная в настоящее время для сельского хо зяйства система технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин включает обкатку в по левых условиях, периодический технический осмотр, пе риодические технические уходы, ремонт и хранение.
Обкатка в полевых условиях производится для при работки трущихся деталей и доведения их до такого тех нического состояния, при котором возможна нормальная эксплуатация тракторов и сельскохозяйственных машин с полной нагрузкой и на оптимальных скоростных режи
мах. |
1 |
Обкатке подвергаются как новые тракторы и сельско хозяйственные машины, так и поступившие из ремонта, перед пуском их в эксплуатацию. Обкатка машин являет ся обязательным процессом перед их нормальной экс плуатацией.
Общеизвестно, что как бы тщательно ни были обра ботаны поверхности новых или отремонтированных дета
8
лей, на них всегда есть шероховатости. И если не сгла дить шероховатости правильной приработкой, то это мо жет привести к серьезному повреждению трущихся по верхностей и их быстрому износу.
Обкатку надо производить постепенно, в течение не которого времени без всякой нагрузки и при малых ско ростях (оборотах), затем, увеличивая скорость, доводить нагрузку до полной.
При обкатке необходимо уделять большое внимание смазке, обеспечивая нужную подачу масла к трущимся поверхностям и их охлаждение.
Прежде чем приступить к обкатке, машину надо пред варительно к этому подготовить, т. е. устранить имею щиеся неисправности, произвести регулировку механиз мов и узлов.
Очередность обкатки следующая: двигатель, трактор на холостом ходу, трактор под нагрузкой.
Двигатель обкатывают сначала на малых оборотах, а затем постепенно повышают их до нормальных. В про цессе обкатки двигатель тщательно ослушивают. При обнаружении каких-либо неисправностей их немедленно устраняют. При обкатке внимательно следят за показа ниями контрольных приборов системы питания, смазки и охлаждения.
Обкатку трактора на холостом ходу проводят после довательно на всех передачах, начиная с низшей. При этом на каждой передаче обороты двигателя постепенно повышают со средних до нормальных. После обкатки на холостом ходу трактор обкатывают под нагрузкой на нормальных оборотах двигателя.
Режим обкатки и продолжительность должны выпол няться в полном соответствии с заводской инструкцией по трактору и сельскохозяйственной машине каждой марки.
После окончания обкатки машину тщательно осмат
9
ривают, проверяют и подтягивают крепления, устраняют обнаруженные неисправности. Затем смазывают, заправ ляют топливом и водой и сдают (по акту) в нормальную эксплуатацию.
Технический уход состоит из комплекса обязательных операций по обслуживанию тракторов и сельскохозяй ственных машин, включая обеспечение их смазкой, очи стку, крепление и регулировку деталей и узлов с тем, чтобы предупредить преждевременный износ или полом ку деталей и не допустить снижения экономичности ра боты машины.
Технический уход является важнейшим условием для работы машины без простоев по неисправности. Своевре менный и качественный технический уход обеспечивает бесперебойную работу тракторов и сельскохозяйственных машин в течение всего периода эксплуатации до очеред ного ремонта.
Молодей механизатор должен твердо помнить, что работа на тракторе и сельскохозяйственной машине, ко торые не прошли очередной технический уход, запре щается.
При техническом уходе совершенно необходима внешняя очистка машин от грязи и пыли. Нельзя допу скать смазку неочищенных узлов, так как вместе со смаз кой к трущимся поверхностям может быть подведена грязь. Проверка неочищенных креплений и регулировка грязных узлов, как правило, ненадежны. Это тоже надо усвоить молодому механизатору. Засохшая грязь выво дит из строя резиновые уплотнения; загрязненные радиа торы двигателей значительно ухудшают работу системы охлаждения и т. д.
Для удаления грязи употребляют металлические |
и |
деревянные скобки, для удаления пыли — веники, |
для |
очистки мест смазки — тряпки, щетки и кисти. |
|
Необходимость в систематической проверке крепле
10
ний вызывается тем, что ослабление их может вызвать поломку или аварию.
Технический уход за тракторами по срокам выполне ния и содержанию операций подразделяется на ежесмен ный технический уход и периодические технические ухо
ды № 1, 2 и 3.
Ежесменный технический уход — строго обязательное мероприятие. Уход проводят тракторист и его сменщик с участием бригадира тракторной бригады либо на пово ротной полосе, либо на бригадном стане, если он нахо дится на близком расстоянии от места работы. Делается это в конце смены, а при односменной работе — в конце рабочего дня. Если трактор работает с прицепными ма шинами, в проведении технического ухода принимают участие и прицепщики обеих смен.
Чем же конкретно занимается механизатор, проводя ежесменный технический уход? На каких основных опе рациях должен сосредоточить внимание?
Основные операции ежесменного технического ухода:
1.Убедиться в отсутствии ненормальных стуков и шу мов в агрегатах силовой передачи и ходовой системы. Проверить степень нагрева муфт поворота, подшипни ков нижних опорных катков, поддерживающих роликов
инатяжных колес гусениц.
2.Проверить работу контрольных приборов, приборов освещения, световой сигнализации и звукового сигнала. Проверить работу механизмов управления трактором.
3.Ослушать двигатель и проверить степень нагрева насоса (на ощупь) и работу гидравлической системы. После остановки двигателя сразу же (на слух) прове рить работу масляной центрифуги.
4.Очистить трактор от грязи и пыли. Проверить
крепление основных узлов трактора и их состояние. Про верить комплектность и исправность инструментов, при лагаемых к трактору.
11