Файл: Райков Л.Г. Нагрев летательных аппаратов в полете.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляемым к материалам конструкции, отвечает титан. Меха­ нические свойства титана и его сплавов изучены пока не­ достаточно, но на основании полученных данных уже можно предположить, что указанные температурные пре­ делы применения титана будут расширены. Вполне воз­ можно, что в конструкциях летательных аппаратов титан заменит не только алюминиевые сплавы, но и нержавею­ щие стали.

Основные преимущества титана как конструкционного материала заключаются в следующем:

до температуры приблизительно 315° С титан имеет наибольшее по сравнению с другими металлами отноше­ ние прочности к весу;

практически титан не поддается коррозии и эрозии

всреде морского воздуха;

для обработки титана могут быть применены обыч­ ные технологические процессы, общепринятые методы и стандартное оборудование.

К недостаткам титана относятся:

— высокая стоимость сырья; ■— трудность быстрой обработки;

трудность получения сварных швов достаточной пластичности;

непостоянство физических свойств.

Остановимся коротко на свойствах титана. Температу­ ра плавления лежит в диапазоне 1400—1720° С в зависи­ мости от легирующих добавок. По этим же причинам удельный вес титана колеблется от 4400 до 4700 кг/м3, а твердость по Бринелю равна 190—270 кг/мм2. Упрочнение поверхности титана до твердости, примерно соответствую­ щей твердости азотированной стали, легко достигается не­

обходимой обработкой. Модуль упругости титана

равен

1,1 • 106 кг!мм2, т. е. приблизительно половине

модуля

упругости стали. Холодная обработка титана изменяет ве­ личину его модуля упругости от 5 до 15% в зависимости от температуры. Титан очень хорошо сопротивляется дейст­ вию ударных нагрузок до температур 315—420° С и не очень чувствителен к надрезу. С понижением температуры титан обнаруживает плавное изменение свойств при пере­ ходе от пластичности к хрупкости.

Как технически чистый титан, так и его сплавы хорошо поддаются холодной обработке. Однако нагартовка титана приводит к падению пластичности.

43


Ковка титана, а также его сплавов может выполняться обычными способами, хотя для этого и требуются более мощные и тяжелые штамповочные прессы. Титановые ли­ сты подвергаются гибке, выдавливанию, волочению, реза­ нию, вытяжке, штамповке и другим видам обработки. Луч­ шие результаты получаются, если обработка ведется при температуре 260—650° С.

Титан может свариваться, но так как в этих условиях он активно взаимодействует с кислородом, азотом и водо­ родом, то дуговую сварку титана необходимо вести только в атмосфере защитных газов. Листы титана легко соеди­ няются самыми разными методами: посредством точечной сварки, сварки целым сварным швом, применяется также сварка плавлением в стык. Вполне возможна пайка титана

спомощью мягкого или твердого припоя.

Впоследнее время используют отливку мелких титано­ вых деталей в постоянные формы.

Для клепки деталей из титана обычно применяют за­ клепки из нержавеющей стали. Заклепок из титана все еще не удалось разработать.

В настоящее время имеется много видов стали, пер-' спективных для использования при повышенных темпера­ турах. Температурный предел их работы составляет при­ близительно 650° С. К таким сталям относятся мартенсит­ ные нержавеющие стали, низколегированные стали, аусте­ нитно-мартенситные стали, холоднокатаные аустенитные нержавеющие стали.

Весьма перспективным для использования в диапазоне

температур 425—650° С

является бериллий.

Удельный вес

бериллия (1850 кг/м3)

почти такой

же,

как

у магния

(1770 кг/м3). Температура плавления

бериллия

(1280°С)

вдвое выше, чем алюминия, а модуль упругости пре­ восходит модуль упругости нержавеющей стали. Коэф­

фициент удельной

теплоемкости бериллия составляет

0,46 ккал/кг-° С,

коэффициент теплопроводности — при­

мерно 130 ккал/м ■час • ° С.

Перечисленные характеристики бериллия в сочетании с его высокой температурой плавления делают этот металл хорошим теплопоглотителем, что может быть использова­ но для решения задачи возвращения гиперзвуковых лета­ тельных аппаратов в плотные слои атмосфер'ы.

Существенным недостатком бериллия является его чув­ ствительность к концентрации напряжений и хрупкость, увеличивающаяся под влиянием различных примесей.

44


Кроме того, бериллий токсичен и-может вызвать острые легочные и кожные заболевания.

При более высоких температурах > 800° С) широкое применение найдут кобальтовые и никелевые сплавы. Их

рабочий диапазон

температур лежит

в

пределах

20—

1000° С. В эти сплавы в качестве лигатур

добавляют

бор,

хром. Кобальтовые сплавы с содержанием

1%

бора

могут

длительно работать

до температур 850° С, а

никелевые

сплавы с добавлением бора, хрома — до

1000°С.

 

Для использования при температурах выше 900°С, а

при малых нагрузках и при температурах

свыше 1650°С

весьма перспективен молибден. Молибден, обладающий большой жаропрочностью, может применяться либо в чи­ стом виде, либо в сплавах, в которых он является основ­ ным компонентом. Плавить и отливать молибден обычными методами нельзя. Используя электродуговую плавку, хими­ чески чистый молибденовый порошок можно спечь в бол­ ванки, удобные для обработки и получения нужных форм.

Молибден плавится при температуре 2620° С. Его удель­

ный вес

10 200 кг/м3, удельная теплоемкость приблизитель­

но равна

половине удельной теплоемкости стали. Коэффи­

циент линейного

расширения молибдена

составляет при

температуре 20° С около

Уз значения коэффициента линей­

ного расширения

стали.

Коэффициент

теплопроводности

молибдена равен

80 ккал/м ■час С, т. е.

в два с лишним

раза больше, чем у стали. Эти положительные свойства молибдена позволяют ему сравнительно легко переносить тепловой удар.

Молибден имеет высокий модуль упругости, что делает его пригодным для использования в тех случаях, когда ос­ новным требованием является жесткость.

При комнатной температуре молибден обладает сравни­ тельно хорошей пластичностью, увеличивающейся с ростом температуры. Прочность молибдена при ползучести выше прочности других чистых металлов, применяемых в жаро­ прочных соединениях. Основной недостаток молибдена — быстрое окисление. Для устранения этого явления приме­ няют защитные покрытия в виде плакирования и различ­ ных керамик.

Механическую обработку молибдена производят в ос­ новном обычными способами. Однако такие процессы, как резание, изгибание, отбортовка, волочение и высадка, вы­ полняются при повышенной температуре (примерно 200°С) всего материала во избежание появления трещин. Листы

45


малой толщиньи прокатывают при температуре примерно 150° С, большой толщины — при температуре около 500° С.

Детали, изготовленные из молибдена, можно соединять молибденовыми заклепками или при помощи пайки мед­ ными и серебряными припоями. Для пайки деталей из молибдена, предназначенных для работы в условиях высо­ ких температур, в качестве припоя применяется танталовая фольга, причем ВО' избежание окисления тантала -пайку вы­ полняют под водой. Для пайки деталей из молибдена, пред­ назначенных для работы до температур 1100° С, исполь­ зуют сплав никеля с хромом и с 2—3% бора. Молибден легко сваривается. Однако в местах сварки металл обычно получается хрупким, поэтому при штамповке эти места усиливают.

При еще более высоких температурах конструкции воз­ можно использование тантала, вольфрама.

Термостойкие неметаллические материалы

В настоящее время наряду с созданием термостойких материалов из металлов и сплавов, выдерживающих боль­ шие температурные нагрузки и сохраняющих при этом не­ обходимые механические свойства, проводятся широкие работы по получению новых термостойких органических материалов.

Поскольку за последнее время широкое распростране­ ние получают клееные конструкции, то большое внимание уделяется разработке нитрилфеноловых клеев. Эти клеи, как и силиконовые склеивающие вещества, могут работать до температур 260° С. Разрабатываемые керамические клеи способны выдерживать температуры до 400° С.

Для уплотнения соединений конструкций летательных аппаратов широко используются различные сорта полиуре­ тановой резины, стойкие до температур около 200° С.

Большие работы ведутся в области получения термо­ стойких стекол. В условиях высоких температур приходит­ ся отказываться от органических стекол и переходить к си­ ликатным, способным выдерживать высокую тепловую на­ грузку. Так, стеклокерамические изделия как прозрачный материал можно использовать до температуры примерно

1000° С.

Хорошим материалом для некоторых частей конструк­ ции являются также пластики, используемые обычно в форме слоистых заполнителей. Здесь слои материалов

46

стекловолокна спрессовываются с жаропрочной смолой. Такие пластики • образуют заготовки, обладающие требуе­ мыми механическими свойствами.

В настоящее время слоистые пластики выпускаются нескольких видов. Они состоят из стеклянного волокна и фенольной смолы с достаточно высоким отношением проч­ ности к весу и с температурным диапазоном до 250° С. Ли­ сты из таких пластиков поддаются формовке и соединению в сложные конструктивные узлы.

Одним из основных ограничений применения деталей, изготовленных из пластиков и подвергаемых воздействию воздушного потока, является склонность их к расслаива­ нию в результате эрозии в динамическом потоке воздуха. По жесткости при равных весах волокнистые фенольные пластики сравнимы' с титаном и нержавеющей сталью.

Материалы из пластиков удобны в эксплуатации и име­ ют высокую сопротивляемость действию масел, применяе­ мых в гидравлических системах, электролитов аккумуля­ торных батарей, соленой воды и вообще влаги.

В условиях высоких температур находят широкое при­ менение фтороорганические соединения (например, теф­ лон), обладающие большой стойкостью против действия сильных кислот и щелочей, а также влаги, различных ат­ мосферных осадков, бактерий и света.

Тефлон хорошо выдерживает нагрузки примерно до температуры 325° С. С повышением температуры структу­ ра тёфлона начинает изменяться, и при температуре около 400° С он начинает разлагаться. Тефлон сохраняет гиб­

кость до температуры ниже минус 60° С.

Предел прочности

на растяжение тефлона приблизительно

равен 1,26 кг/мм2,

а модуль упругости — 7 кг/мм2. Средний

коэффициент ли­

нейного расширения

тефлона

в диапазоне температур

20—60° С составляет

9,9 • 10-5

см/° С.

 

Тефлон можно использовать для изготовления гермети­ ческих уплотнений или газонепроницаемых изоляторов, таккак он является уплотнителем и идеальным изолятором электропроводов в широком диапазоне рабочих температур и сохраняет эти свойства при резких толчках и вибрациях.

Кроме перечисленных материалов, в настоящее время находят широкое использование силиконовые слоистые пластмассы, а также пластмассы, армированные стеклово­ локном. Пластмассы, усиленные металлическими волокна­ ми, способны хорошо выдерживать температуру до 1500° С.

47


Для работьи при температурах выше 1000° С из неметал­ лических материалов применяют техническую керамику, В частности, керамика и керметьи (керамические металлы) идут на изготовление теплостойких покрытий, способных выдерживать температуры от 800 до 3300° С. Нитрид крем­ ния идет на изготовление антенн. Покрытия, нанесенные распылением в пламени окиси алюминия, двуокиси цирко­ ния, окиси титана, способны защитить конструкцию от окисления и коррозии до температуры! 3300° С.

Термостойкие жидкости

Работы по изысканию высокотемпературных жидкостей в настоящее время ведутся в основном по линии примене­ ния синтетических продуктов, главным образом кремнийсрганических.

В результате длительных исследований создано новое углеродное топливо для турбореактивных двигателей са­ молетов, рассчитанных на полет со сверхзвуковой скоро­ стью, соответствующей числу М = 3—5.

Это топливо обладает хорошей термической устойчиво1 стыо до температуры 200—260° С.

В качестве термостойких гидросмесей используют так­ же силиконовые жидкости, позволяющие использовать обычные гидросистемы до температур приблизительно

300° С.

Силиконовые вещества являются кремнийорганическими соединениями. Молекулы кремнийорганических соеди­ нений наряду с другими элементами содержат обязатель­ но углерод и кремний.

Кремнийорганические смолы применяются для изготов­ ления теплостойких (до 300°С) пластических масс и моро­ зостойких консистентных смазок с температурой замерза­ ния до минус 80° С, а также используются в качестве теп­ лостойких смазок, допускающих работу агрегатов при тем­

пературах

до 250° С.

Предполагается, что силиконовые

жидкости

в сочетании

с органо-металлическими смесями,

с другими различными полимерами и полярными органи­ ческими композициями смогут обеспечить удовлетвори­ тельную смазку примерно до температур 400° С.

Г л а в а 3

ОСОБЕННОСТИ ПРОЧНОСТИ к о н с т ру к ц и й ПРИ ПОВЫШЕННЫХ тем п ера ту ра х

Общие замечания

При расчетах конструкций сверхзвуковых летательных аппаратов «а прочность прежде всего учитывают сниже­ ние механических свойств материалов под влиянием высо­ ких температур и те особенности, которые присущи кон­ струкциям, работающим в этих условиях. Эти особенности связаны с появлением температурных перепадов (гради­ ентов) в элементах конструкции, вызывающих температур­ ные напряжения.

Перепад температур в конструкции планера летатель­ ного аппарата возникает, например, при полете с ускоре­ нием, когда в результате более быстрого нагрева наруж­ ных частей, находящихся в непосредственном контакте с источником тепла, в них возникают сжимающие напряже­ ния. Это объясняется тем, что внутренние, менее нагретые части препятствуют свободному расширению внешних ча­ стей. По этой же причине возникают температурные на­ пряжения в местах контакта обшивки с подкрепляющими ребрами, лонжеронами и т. п.

Если соединяются детали из разных материалов, име­ ющих различный коэффициент линейного расширения, температурные напряжения появляются даже при нагреве до одинаковой температуры.

Совместные действия внешних нагрузок, температур­ ных напряжений и изменения механических свойств метал­ лов при высоких температурах приводят к изменению кон­ струкции в прочностном отношении. Кроме того, длитель­ ное действие повышенных температур в элементах кон­

49