ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
струкции под нагрузкой может привести к возникновению ползучести.
При расчетах конструкций сверхзвуковых летательных аппаратов на прочность обычно рассматривают следующие два случая:
—нагрузка прилагается в условиях высоких темпера тур, но кратковременно, так что ползучесть не прояв ляется;
—нагрузка прилагается в условиях ползучести.
При |
кратковременном нагружении |
и действии равно |
|
мерных |
температур допускаемые напряжения |
зависят от |
|
кривой |
«деформация — напряжение». В |
этих |
случаях для |
расчета кратковременно допускаемых напряжений при по вышенных температурах применяют те же методы, что и при комнатной температуре.
В условиях высоких температур, когда нагрузка дейст вует длительно, элементы конструкции могут получить большие деформации. Чтобы эти деформации не превосхо дили в эксплуатации допускаемых величин, уменьшают на пряжения от внешней нагрузки, т. е. заранее при констру ировании задают такие напряжения, которые за опреде ленный промежуток времени вызовут только определен ную, наперед заданную деформацию.
Вопрос определения предельных деформаций конструк ций в условиях'проявления ползучести составляет другую особенность обеспечения прочности конструкций сверхзву ковых летательных аппаратов.
Температурные напряжения
Как уже указывалось, появление температурных напря жений в конструкции объясняется действием градиента температуры и наличием в соединении элементов конструк ции, выполненных из материалов с различными коэффици ентами линейного расширения.
Коэффициент линейного расширения а равен изменению единицы длины стержня при изменении температуры на 1°С. При увеличении температуры! на АТ приращение длины стержня
Д/ = а/Д7\
Изменение длины-стержня I вызывает в различных се чениях стержня нормальные напряжения о, равные
50
м
Отношение ~j~ называют относительным удлинением.
Если относительное удлинение, вызванное изменением тем пературы! АТ, устраняется действием напряжений, то по следние могут быть определены! из равенства
Д/ |
д у , |
(Тх |
I ~ а ' |
_ |
Е |
Откуда температурное напряжение
• |
от = аЕкТ. |
Учитывая, что при повышении температуры возникают сжимающие напряжения и что АТ — Тэ— ТШЧг получим
от= — а.Е{Та — Тпа,ч).
Величина коэффициента а, как указывалось, зависит от температуры и с увеличением температуры медленно растет.
В общем случае найти распределение температурный: напряжений в конструкции трудно. Особенно сложен рас
чет температурных напряже- |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ний |
при |
нестационарном |
|
|
/ |
|
|
|
||||||
поле температур в конструк |
|
|
|
|
|
|||||||||
ции малых удлинений. В этом |
|
г |
|
|
|
|||||||||
случае |
неравномерный |
на |
15 |
7 |
|
1 |
|
|
||||||
грев |
отдельных |
|
участков |
V |
|
' J |
|
|||||||
конструкции |
приводит |
к |
|
|
||||||||||
-2 |
|
|
|
|
||||||||||
возникновению сложного на |
|
\ |
|
|
1 |
| |
||||||||
пряженного |
состояния. |
|
|
|
|
|||||||||
В |
качестве |
примера |
по |
5 4 |
|
|
|
|
|
|||||
явления |
температурных |
на |
I |
|
|
|
. |
|
||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
пряжений |
может |
|
служить |
|
У |
|
|
|||||||
полет |
с |
мгновенным уско |
г * |
|
|
|||||||||
рением, когда максималь |
|
V |
ч |
|
|
|||||||||
ные |
температурные |
напря |
|
|
|
|
|
|||||||
жения в конструкции возни |
О 20 |
W во шо во по ПО сея |
||||||||||||
кают вскоре после достиже |
||||||||||||||
Рис. 12. Изменение температурных |
||||||||||||||
ния |
постоянного |
числа |
М |
|||||||||||
полета. |
Изменение |
темпера |
напряжений в обшивке (нижняя |
|||||||||||
турных |
напряжений |
обшив |
кривая) |
и стенке (верхняя кри |
||||||||||
вая) |
тонкостенной |
конструкции |
||||||||||||
ки и стенки |
крыла |
по вре |
|
|
|
|
|
|
мени для этого случая показано на рис. 12. Наибольшие сжимающие температурные напряжения возникают у пе редней и задней кромок, поскольку они наиболее сильно нагреваются.
4 Л. Г. Райков |
51 |
Максимальные напряжения в носке и хвостике крыла возникают в тот момент, когда общие средние температур ные напряжения в сечении крыла сравнительномалы. И, наоборот, когда средние температурные напряжения станут значительными, максимальные температурные напряжения уменьшатся.
Ввиду тогочто температурные напряжения являются сам-оуравновешенными, равнодействующая их для недеформированной конструкции равна нулю. .
В условиях действия эксплуатационных нагрузок всегда необходимо проверять, чтобьи сумма напряжений от внеш них сил и от температуры не превосходила предела про порциональности, а деформации -при этом не превышали допустимых величин. Последнее обусловлено тем, что в случае, когда крыло деформируется внешней нагрузкой, появившиеся температурные напряжения могут вызвать дополнительные изгибные или крутильные деформации.
Напряжения от внешней нагрузки и температурные на пряжения можно просто алгебраически складывать, если каждое из них в отдельности, а также их сумма находятся в упругой области. В этом случае (наиболее характерном для конструкции летательного аппарата) вначале рассчи тывают напряжение от внешней нагрузки, а затем находят напряжения от температуры. Если какое-либо из назван ных напряжений или их сумма попадают в область пла стической деформации, то сложение напряжений произво дят исходя из кривой деформации. В этих случаях важны, не напряжения, а суммарные деформации.
С появлением текучести материала распределение внешней нагрузки между элементами конструкции стано вится иным, происходит перераспределение нагрузки. Для оценки дальнейшей работоспособности конструкции опре деляют это перераспределение. Например, при появлении текучести в элементах конструкции напряжения от внеш ней нагрузки в тех элементах, которые соединены вместе (обшивка и стрингер), будут выравниваться. Здесь более нагруженные элементы конструкции будут разгружаться, а менее нагруженные — догружаться.
При конструировании обычно стремятся к тому, чтобы суммарные напряжения от внешней нагрузки и темпера туры не превышали предела текучести. В этих условиях температурные напряжения оказывают непосредственное влияние на время достижения предела текучести. Учитьивая, что разрушение конструкции наступает при деформа
52
циях, гораздо больших, чем деформации, отмечаемые до г.редела текучести, можно ожидать, что за пределами теку чести температурные эффекты! будут исчезать. Последнее означает, что при расчете конструкции на разрушающую нагрузку температурные напряжения не оказывают влия ния на разрушение конструкции. В то же время длитель ное выдерживание конструкции под нагрузкой в условиях высоких температур при напряжениях, меньших разруша ющих, приводит к значительной деформации от ползучести. Чрезмерные деформации выводят конструкцию из строя.
Таким образом, при оценке прочности конструкции в условиях нагрева считают, что при кратковременном на гружении разрушение определяется лишь максимальной внешней нагрузкой. Время появления текучести определя ется суммарной нагрузкой, состоящей из внешней предель ной (по деформации) и температурной. В большинстве слу чаев температурные напряжения будут незначительными.
Влияние температурных напряжений на жесткость конструкции
Влияние температурных напряжений на жесткость кон струкции приобретает особое значение при наличии дефор мации от внешней нагрузки. Податливость конструкции нагрузкам тесно связана с ее жесткостью. Поскольку при постоянной внешней нагрузке температурные напряжения создают дополнительные изгибные или крутильные дефор мации, то в этом случае жесткость конструкции изме няется.
При повышенных температурах определяют эквивалент ную жесткость или жесткость конструкции с учетом темпе ратурных напряжений. Под эквивалентной жесткостью конструкции понимают отношение момента (изгибающего или крутящего) от внешней (а!эродинамической и инерци онной) нагрузки к величине деформации изгиба (кручения).
В результате аэродинамического нагрева крутильная жесткость конструкции уменьшается. При резком умень шении крутильной жесткости крыла на скоростях, мень ших критических, могут возникнуть его самоколебания (флаттер).
Уменьшение крутильной жесткости несущих поверхно стей от аэродинамического нагрева происходит по двум причинам. Во-первых, с ростом температуры уменьшается модуль упругости материала конструкции. Во-вторых, под влиянием возникающих температурных напряжений в про
4 * |
53 |
цессе неустановившегося нагревания появляются дополни тельные угловые деформации, действие которых эквива лентно дополнительному уменьшению крутильной жест кости.
Последнее объясняется тем, что в процессе разогрева конструкции некоторые элементы ее, например наружная обшивка, нагреваются сильнее других. Так, для крыла наи
более |
нагретыми местами |
конструкции |
будут |
передняя |
||||||||
(носовая) |
и задняя (хвостовая) части. Расширению эле |
|||||||||||
|
|
|
ментов, нагретых сильнее, будут |
|||||||||
|
|
|
препятствовать менее нагретые эле |
|||||||||
|
|
|
менты. |
Поэтому в |
более |
нагретых |
||||||
|
|
|
элементах появятся сжимающие на |
|||||||||
|
|
|
пряжения, а в менее нагретых — ра |
|||||||||
|
|
|
стягивающие. Таким образом, носо |
|||||||||
|
|
|
вая и |
|
хвостовая части крыла |
ока |
||||||
|
|
|
жутся |
|
нагруженными |
дополнитель |
||||||
|
|
|
ными сжимающими напряжениями, |
|||||||||
|
|
|
а средняя часть крыла — растягива |
|||||||||
|
|
|
ющими напряжениями. Как же из |
|||||||||
|
|
|
меняется в этих условиях крутиль |
|||||||||
|
|
|
ная жесткость? |
|
|
|
заменим |
|||||
|
|
|
Для |
ее рассмотрения |
||||||||
|
|
|
сложную |
модель |
крыла |
схемой |
||||||
|
|
|
(рис. |
13), |
на |
которой носовая и |
||||||
|
|
|
хвостовая |
части |
заменены |
двумя |
||||||
|
|
|
стержнями, |
а |
середина |
крыла — |
||||||
схема появления допол- |
трубой. |
С каждой стороны стержни |
||||||||||
нительного |
крутящего |
и труба связаны |
жесткостями |
по |
||||||||
момента |
от |
температур |
средством |
шарниров. |
Стержни |
на |
||||||
ных |
напряжений |
|||||||||||
|
|
|
гревают значительно |
сильнее, |
чем |
трубу. Вследствие этого в стержнях образуются сжимаю
щие усилия, а в |
трубе — растягивающие, |
равные |
сумме |
|||
сжимающих усилий, действующих в ' |
обоих |
стержнях. |
||||
При приложении |
к системе |
крутящего |
момента |
стерж |
||
ни начнут поворачиваться |
и отклоняться |
от |
исходно |
го положения, а компоненты сжимающих сил, действую щих в этих стержнях, создадут на трубе пару сил, так что на трубу будут действовать внешний крутящий момент и дополнительный момент, вызванный составляющими сжи мающих усилий в стержнях. Под действием этих моментов, система закрутится на угол, больший, чем в случае отсут ствия температурных напряжений. Такое явление эквива лентно уменьшению крутильной жесткости.
54