Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
^кивающего и ремонтного персонала от попа дания под напряжение применяют целый ряд приспособлений, устройств и систем, закры вающих доступ в высоковольтные камеры и на крышу электровозов, а также к оборудо ванию высоковольтных шкафов моторвагон ных электропоездов.
Основным условием защиты от попадания людей под напряжение силовых цепей на электровозах является доступ в высоковольт ные камеры и на крышу электроподвижного состава только при опущенных пантографах. С этой целью на отечественных электровозах Для управления пантографами и вспомога тельными машинами используют кнопочные выключатели, которые запираются в отклю ченном положении кнопок с помощью специ ального ключа КУ.
На большинстве электровозов и электропо ездов применяют кнопочные выключатели мгновенного действия (рис. 3). В стальном корпусе 7 с крышкой (на рис. 3 крышка снята) находится целый ряд контактных элементов. Механизм каждого элемента состоит из пласт массового рычажка 1, вращающегося на общем валике 2. Во впадину рычажка упи рается подвижный контакт 4, замыкающийся с неподвижным контактом 5 под действием пружины 6. Неподвижные контакты крепят на деревянной рейке 9. Для запирания кнопок в выключенном положении в корпусе парал лельно валику 2 установлен стержень 3 с упо рами 8, расположенными против рычажков 1. Конец стержня 3 имеет форму квадрата под ключ КУ 10. При выключенных кнопках, по-
29
воротом ключа КУ в положение, при ко тором его можно вынуть из гнезда, стержень 3 устанав ливается шипами 8 против специальных выступов на рычаж ках / и не дает воз можности повернуть рычажки во вклю ченное положение.
Таким образом, при вынутом ключе КУ включить кноп ки нельзя. Для их включения необхо димо ключ КУ вста вить в гнездо и по вернуть в рабочее положение. При этом уже нельзя вынуть ключ из гнезда, но свободно включают ся кнопки, так как упоры 8 блокировоч ного стержня отво дятся от выступов рычажков.
Рис. 3. Кнопочный выключ атель мгновенного действия
На электроподвижном составе ¿ТарЫХ ЙЫпусков (ВЛ19, ВЛ22, ВЛ22Мпервых выпусков) используют кнопочные выключатели несколь ко иной конструкции. Разрез такого выключа теля приведен на рис. 4. Внутри металлическо го корпуса 1 находится изоляционная (дере-
Рис. 4. Разрез кнопочного выключателя старого типа
вянная) рейка 8 с пальцами 2. Под пальцами находится изоляционная колодка 5, соединен ная жестко с кнопкой 4. На колодке укрепле на медная пластина 3. Против каждой колод ки имеются два пальца, которые при выклю ченном положении кнопки касаются изолиро ванной части колодки, а при включенном — медной пластины, замыкающей цепь этих пальцев.
Вдоль щитка пропущен стержень 7. На нем против каждой колодки установлен шип 6. На одном конце стержень 7 имеет квадрат ный конец, на который надевается ключ КУ, показанный на рис. 4 пунктиром. Ключ КУ
31
может быть вставлен или вынут из кнопочного выключателя только при выключенном поло жении кнопок и расположении шипов 6 про тив колодок 5. При этом шипы препятствуют включению кнопок. Чтобы поднять пантограф, машинист должен предварительно вставить ключ КУ в аппарат и повернуть его в положе-
а) |
I |
2 |
Рис. 5. Схема включения электрических блокировок дверей высоковольтной камеры:
а — при закрытых дверях; б —при открытой одной из дверей
ние «Включено». Тогда шипы 6 отводятся в сторону и не мешают перемещению колодок 5
ивключению кнопок 4.
Всоответствии с правилами техники безо пасности и производственной санитарии для локомотивных бригад электроподвижного со
става, тепловозов и дизель-поездов заходить в высоковольтную камеру или подниматься на крышу электровоза разрешается только с ключом КУ. Этим гарантируется выключен ное положение кнопок управления пантогра фами и невозможность их нажатия, когда че
32
ловек находится вблизи высоковольтного оборудования.
На части электровозов ВЛ19, ВЛ22 и ВЛ22Мнаряду с указанными кнопочными вы ключателями применяются электрические бло кировки дверей в высоковольтную камеру. Они включаются в цепь управления клапана ми пантографа (рис. 5).
Для того чтобы поднять пантограф, необ ходимо возбудить катушку 3 вентиля клапана пантографа, в цепь которой включают бло кировки двух дверей в высоковольтную каме ру / и 2. При закрытых дверях цепь катушки вентиля замыкается электрическими блоки ровками (рис. 5, а), а при открытой хотя бы одной из дверей электрическая цепь размы кается блокировкой этой двери (рис. 5, б). Та ким образом, поднять пантограф можно толь
ко при закрытых дверях в высоковольтную камеру.
Если дверь в высоковольтную камеру от крыть при поднятом пантографе, то блокиров ка двери разорвет цепь катушки вентиля кла- *пана пантографа, воздух из цилиндров панто графа выйдет в атмосферу и пантограф опу стится.
Электрическая блокировка двери в высо ковольтную камеру типа Б-22-01, установлен ная на электровозах ВЛ22М (рис. 6), состоит из корпуса 1, внутри которого находится пальцедержатель 2 с пальцами 3 и подвижная изо ляционная колодка 4 с медными пластинами, укрепленная на стержне 5.
При закрытой двери изоляционная колод ка 4 со стержнем 5 под действием пружины 7
3 Зак. 117 |
33 |
находится в крайнем правом положении, пальцы 3 касаются медных сегментов и замы кают электрическую цепь управления панто графами. При открывании двери ролик ры чага 6 перемещается по специальной направ ляющей планке двери, вследствие чего ры чаг 6 вращается против часовой стрелки и нажимает на стержень 5. Колодка 4 при этом
Рис. 6. Электрическая блокировка двери высоковольтной камеры Б -22-01
перемещается влево, пальцы касаются изоли рованной части колодки 4 и размыкают элек трическую цепь управления пантографами.
Для повышения безопасности обслужива ния электровозов ВЛ22М, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10, ВЛ60, ВЛ80, помимо электрического блокиро вания, было введено механическое запирание дверей и высоковольтных камер, лестниц и крышек люков, ведущих на крышу, с помощью
пневматических блокировок. Они служат для
34
того, чтобы машинист или его помощник не могли войти в высоковольтную камеру или подняться на крышу электровоза при наличии сжатого воздуха в цилиндрах пантографа, и препятствуют подъему пантографа при откры
той двери |
высоко |
|
|||
вольтной |
камеры |
|
|||
или крышевого люка |
|
||||
электровоза (или при |
|
||||
разложенной лестни |
|
||||
це на крышу элек |
|
||||
тровоза) . |
|
|
|||
|
Пневматиче с к а я |
|
|||
блокировка |
безопас |
|
|||
ности |
|
ПБ-33-02 |
|
||
(рис. 7) состоит из |
|
||||
чугунного |
цилинд |
|
|||
ра /, внутри которо |
|
||||
го помещен поршень |
|
||||
2, |
укрепленный на |
|
|||
штоке |
6. |
Поршень |
|
||
имеет кожанные уп |
|
||||
лотнения 4. |
Шток 6 |
Рис. 7. Пневматическая бло |
|||
с |
поршнем |
2 отжи |
|||
кировка безопасности типа |
|||||
мается вверх пружи |
ПБ-33-02 |
||||
ной 5. Сверху ци |
|
||||
линдр |
закрыт крышкой 3, в которой преду |
смотрено отверстие для подвода воздуха. В средней части цилиндра имеется отверстие 7, через которое воздух может выходить из бло кировки в присоединенную трубу. Перемеще ние поршня 2 и штока 6 вниз ограничивается дистанционной трубкой 8.
Эти блокировки включают последователь но в пневматическую сеть, по которой подается
3* 35
сжатый воздух к цилиндрам пантографа. |
Их |
||||
устанавливают |
над |
каждой |
дверью |
в ы |
|
с о к о б о л ь н о й |
камеры |
таким |
образом, |
что |
|
опускание поршня со штоком ниже |
бо |
||||
ковых отверстий |
цилиндров возможно толь |
||||
ко при |
закрытой |
двери |
(рис. 8, |
а). |
При открытой двери верхняя ее планка ока зывается под штоком и не дает возможности опуститься штоку с поршнем (рис. 8, б) ниже боковых отверстий. При закрытой двери и по даче сжатого воздуха в цилиндр блокировки шток 6 (см. рис. 7) опускается в прорезь и за пирает дверь. Открыть дверь в высоковольт ную камеру можно только при отсутствии воз духа в цилиндре блокировки, а следователь но, и в цилиндре пантографа, когда шток 6 находится в верхнем положении.
Блокировки раскладных лестниц электро воза ВЛ22Мустановлены в кабинах около ло бового окнасо стороны помощника машини ста и работают аналогично дверным блоки ровкам. Ось раскладной лестницы пропущена через стенку в кабину электровоза и имеет на конце сектор. При сложенной лестнице сек тор находится ниже штока пневматической блокировки и не мешает перемещению порш ня и штока влево до предела, ограниченного внутренней дистанционной трубкой. Когда сжатый воздух заполнит цилиндр блокировки, шток установится в положение, показанное на рис. 9, а, и будет препятствовать повороту сектора, а следовательно, и раскладыванию лестницы.
Если же лестница разложена, то шток при срабатывании блокировки упрется в сектор
36
Рис. 8. Расположение пневматической бло кировки двери высоковольтной камеры:
а—при наличии сжатого воздуха и за крытой Двери; б—при открытой двери
37