Файл: Орлов Н.А. Экономическая часть проекта машиностроительного завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
б) обоснование принятых в проекте технических решений, тех нологии производства, состава и мощности предприятия, планиро
вочных и конструктивных решений; в) определение основных технико-экономических показателей
строительства и эксплуатации проектируемых предприятий и эко номической эффективности капиталовложений.
В соответствии с утвержденной Госстроем СССР 5/V 1956 г. инструкцией по составлению проектов и смет в состав комплекс
ного. проектного задания на строительство или реконструкцию
предприятий должна включаться, как самостоятельная, экономи ческая часть. Инструкция устанавливает общие положения проек тирования, включает указания по составу задания на проектирова ние и стадии проектирования, определяет порядок составления
согласования и утверждения проектов и смет.
В этой цепи организационных мероприятий существенную роль играют разработанные проектными организациями по различным отраслям промышленности эталоны проектно-технической доку ментации для двух- и трехстадийного проектирования, а также для случаев технической реконструкции действующих промыш ленных предприятий.
Разработка образцов оформления (эталонов) проектных зада ний, технических проектов и рабочих чертежей на строительство промышленных предприятий позволяет установить определенное единообразие и типизировать проектно-сметную документацию.
Как правило, проектирование промышленных предприятий вы полняется по двум стадиям: проектное задание и рабочие чертежи. Проектирование по трем стадиям (проектное задание, технический проект и рабочие чертежи) допускается в отдельных случаях
лишь для предприятий с новым неосвоенным производством или сложным технологическим процессом с разрешения инстанции, ут верждающей задание на проектирование.
Экономическая часть проекта промышленного предприятияразрабатывается:
а) при проектировании в две стадии — на стадии проектного задания;
б) при проектировании в три стадии — на стадии проектного задания и технического проекта, в котором уточняются основные данные и технико-экономические показатели проектного задания.
Содержание экономической части проектных заданий на строи тельство и реконструкцию предприятий машиностроительной про мышленности при двух- и трехстадийном проектировании регла
ментировано утвержденным эталоном.
Применительно к утвержденному эталону состав экономиче
ской части проектного задания включает следующие разделы (как для двух-, так и для трехстадийного проектирования):
1.Введение.
2.Производственная программа.
3.Капитальные вложения.
14
4.Основные средства.
5.Потребность в материалах, полуфабрикатах, топливе и энергии.
6.Состав работающих и заработная плата.
7.Смета производства.
8.Определение себестоимости полуфабрикатов и главнейших изделий.
9.Технико-экономические показатели по заводу.
Вслучаях разработки проектного задания на реконструкцию предприятия необходимо предварительно обследовать реконст руируемое предприятие в экономической части. Назначение обсле дования заключается в выявлении основных данных и технико
экономических показателей предприятия до реконструкции в соот ветствии с разделами экономической части (производственная
программа, капиталовложения, основные средства и т. д.). Эти данные и показатели служат базой для сопоставления с ними про ектных показателей и принимаются для расчетов отдельных раз
делов экономической части.
До начала составления экономической части как для рекон струируемого, так и для нового предприятия на действующих предприятиях-аналогах должны быть собраны калькуляции себе стоимости отдельных изделий и полуфабрикатов, а также и дру гие характерные показатели, позволяющие оценить путем сравне ния эффективность разрабатываемого проекта.
Помимо данных действующих предприятий, необходимо ис пользовать имеющиеся сведения о работе зарубежных предприя
тий, выпускающих аналогичную продукцию, а также технико экономические показатели ранее разработанных проектов.
В разделе экономической части «Введение» перечислены все основные документы, являющиеся основанием для разработки проектного задания, а именно: даты и номера постановлений Со вета Министров, приказов совнархоза, утвержденного задания на
проектирование. В разделе «Введение» приводятся также выдерж ки из выполненных ранее обоснований по выбору района и пло щадки строительства, а также обоснований по заданному объему выпуска и номенклатуре изделий.
В составе разделов экономической части проектного задания отсутствует обоснование района строительства. Район строитель ства обычно определяется соответствующим решением Правитель ства до начала разработки проектного задания. Во всех разделах экономической части анализ должен строиться с учетом конкрет ного района строительства. Материалы, обосновывающие выбор площадки, оформляются отдельно, а итоговые данные помещают ся в общей пояснительной записке главного инженера проекта.
Общие положения заданий на проектирование, устанавливающие и обосновывающие район строительства промышленного предприя тия, объем выпуска и номенклатуру выпускаемых изделий, наме чаемую специализацию производства, внешнее кооперирование
15
и другие данные, характеризующие состав и размеры проектируе мого предприятия, устанавливаются директивной организацией.
Придавая важное значение выбору района и площадки строи тельства, имеющего большое значение для эффективного исполь
зования капиталовложений, целесообразно привести основные све дения о методике этих обоснований.
3. Обоснование района строительства и выбора площадки для
промышленного строительства
Географический район строительства промышленного предприя тия должен выбираться с учетом следующие основных факторов:
а) наличия сырьевой и энергетической базы, т. е. реальных ус
ловий обеспечения сырьем, топливом, водой и энергией; б) использования благоприятных транспортных связей с источ
никами сырья и топлива и с районами потребления продукции;
в) |
условий обеспечения рабочей силы; |
|
||
г) прочих |
факторов |
(кооперирование со смежными производ |
||
ствами, |
обеспеченность |
местными строительными |
материалами, |
|
необходимость |
развития |
определенных экономических районов |
||
и др.). |
|
|
что наличие сырьевой и |
энергетической |
Следует подчеркнуть, |
базы им.еет первостепенное значение для таких отраслей промыш ленности, как черная и цветная металлургия, химическая промыш ленность, нефтеперерабатывающая промышленность, некоторые
отрасли легкой промышленности и другие энергоемкие и мате риалоемкие отрасли промышленности.
По характеру производства машиностроительные предприятия
являются относительно более трудоемкими, чем материалремкими и энергоемкими производствами, поэтому близость источников сырья, топлива и энергии для таких предприятий не является ре шающим фактором при решении вопросов географического разме щения.
В качестве примера, характеризующего влияние транспортных издержек для случая станкостроительного завода в зависимости от расстояния источников сырья, можно привести следующие дан
ные.
При наличии в составе станкостроительного завода литейного и кузнечного цехов на 1 т выпускаемой продукции расходуется в
среднем:
1. |
Шихтовых материалов для литейного |
|
|
производства............................... |
1,0—1,5 m |
2. |
Проката............................................... |
0,14 — 0,30 ш |
3. |
Электроэнергии................................ |
100)—1300 кат-час |
4. |
Воды.................................................. |
14—20 .«3 |
5. |
Условного топлива......................... |
1,0—1,2 т |
16
При перевозке металла по железной дороге тариф на 1 т состав
ляет:
на расстояние 100 км............... |
10 руб. |
|
|
1000 |
....................... |
|
32 . |
2С00 |
„................................................... |
|
62 . |
3000 |
,............................................... |
94 , |
Средний станкостроительный завод с выпуском 10 тыс. т пот ребляет 15 000 т. металла. При перевозке металла по железной до
роге транспортные |
расходы в |
зависимости |
от расстояния |
от ме |
||
таллургической базы будут равны: |
|
|
|
|||
на |
1000 км.................... |
32 руб.X15000=: 480 |
тыс. руб. |
|
||
„ |
3000 , |
.... .94 |
Х15' 01 = 1410 |
„ . |
|
|
Себестоимость выпуска завода составляет примерно 60 млн. |
||||||
руб. Следовательно, транспортные расходы |
по перевозке |
металла |
||||
составят: |
|
|
0,8“/0 |
|
|
|
при расстоянии 1000 км.................... |
от себестоимости |
|
||||
|
|
3000 ................... |
2,3»/о |
„ |
|
|
Еще меньший удельный вес составляют транспортные расходы по доставке топлива-
Более существенное значение имеет близость районов потреб ления продукции, так как обычно размер транспортных расходов по доставке продукции составляет по отношению к выпуску завода
в ценностном выражении 3-—10%. Поэтому в ряде случаев разме
щение машиностроительных предприятий более целесообразно в районе преобладающего потребления продукции.
При выборе географического района строительства должны также учитываться и другие факторы, как например: наличие ра бочей силы, жилого фонда, мощной строительной организации, не обходимость развития промышленности в отдаленных районах и т. д. Попутно следует отметить, что район или примерные пункты строительства предприятия указываются в заданиях на проектиро вание и в титульных списках проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет.
Окончательный вариант выбирается по оптимальным показате лям.
Необходимые технико-экономические обоснования обычно включаются в эти задания. В технико-экономических обоснова ниях указывается по каждому предприятию, намечаемому проек тированием: примерная мощность или производственная програм ма с основной номенклатурой изделий, ориентировочная пот ребность в основных видах сырья, топлива и энергии, намечаемое производственное кооперирование и комбинирование, примерные районы потребления готовой продукции, ориентировочная стои мость и очередность строительства.
2—5901 |
17 |
Форма 1
Общая техническая |
|
Ед |
ница |
||||||
|
характеристика |
|
изме |
||||||
строительной |
площадки |
рения |
|||||||
Площадь территории |
|
га |
|||||||
Рельеф территории (мак |
|
|
|||||||
симальное |
и |
минимальное |
м |
||||||
превышение местности) |
|
||||||||
Уровень стояния |
грунто |
|
|
||||||
вых вод (от дневной поверх |
М |
||||||||
ности) |
|
|
|
|
|
|
|||
Характер грунтов (допу |
кг1ся2 |
||||||||
скаемая на<рузка) |
|
|
|||||||
Наличие |
путей сообщения |
|
|
||||||
(ж. д.. |
шоссе и |
др.) |
и |
воз |
км |
||||
можнбсть примыкания к |
ним |
||||||||
Наличие |
и |
возможность |
|
|
|||||
присоединения к |
существую |
км. |
кет |
||||||
щим источникам |
получения: |
||||||||
а) |
электроэнергии |
|
км |
к т |
|||||
б) |
тепла |
|
|
|
|
|
КМ> |
К'1 ■- |
|
в) |
пара |
|
|
|
|
|
км. |
кал |
|
г) |
воды |
|
|
|
|
|
м3, |
км |
|
д) |
канализации |
|
|
км |
|||||
Характер |
производствен- |
|
|
||||||
ного кооперирования |
|
|
|
||||||
Затраты |
на освоение тер |
|
|
||||||
ритории: |
|
|
|
|
|
|
|
||
а) |
снос строений |
|
тыс. руб. |
||||||
б) планировка, гидротех |
|||||||||
-*М |
|
||||||||
|
нические |
|
и |
мелиора |
м3‘ |
||||
|
тивные работы |
|
тыс. руб. |
||||||
в) долевое участие в |
|
|
|||||||
|
строительстве межрай |
тыс |
руб. |
||||||
|
онных коммуникаций |
Наименование вариантов
Приме
площад площад |
площад |
чание |
|||
ка № 1 |
ка № ? |
ка № |
3 |
||
|
11. От энер~
|
|
госисте- |
|
1 |
Мы или |
1i |
1 |
ТЭЦ |
|
||
УсЛ'^ыя по лучения лить». штам~ |
||
повок, ПОКОКОК и |
других заготовок. |
ата <же пол уфаб! ик< шов
иготовых изделий
Выбор площадки для строительства предприятия в заданном географическом районе производится проектной организацией на стадии разработки проектного задания. Порядок выбора и ут
верждения площадок дтя строительства промышленных предприя тий регламентирован положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 271 от 18 января 1952 г.
При обосновании площадки подробно рассматривается харак теристика района строительства с указанием средств транспорта
(ж. д., шоссейные дороги, водные пути сообщения), учитываются близость крупных промышленных центров и наличие общерайонных инженерных коммуникаций и сооружений: электро- и тепло снабжение, водоснабжение, канализация, а также наличие и воз можность получения местных строительных материалов (карье-
18