Файл: Орлов Н.А. Экономическая часть проекта машиностроительного завода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) обоснование принятых в проекте технических решений, тех­ нологии производства, состава и мощности предприятия, планиро­

вочных и конструктивных решений; в) определение основных технико-экономических показателей

строительства и эксплуатации проектируемых предприятий и эко­ номической эффективности капиталовложений.

В соответствии с утвержденной Госстроем СССР 5/V 1956 г. инструкцией по составлению проектов и смет в состав комплекс­

ного. проектного задания на строительство или реконструкцию

предприятий должна включаться, как самостоятельная, экономи­ ческая часть. Инструкция устанавливает общие положения проек­ тирования, включает указания по составу задания на проектирова­ ние и стадии проектирования, определяет порядок составления

согласования и утверждения проектов и смет.

В этой цепи организационных мероприятий существенную роль играют разработанные проектными организациями по различным отраслям промышленности эталоны проектно-технической доку­ ментации для двух- и трехстадийного проектирования, а также для случаев технической реконструкции действующих промыш­ ленных предприятий.

Разработка образцов оформления (эталонов) проектных зада­ ний, технических проектов и рабочих чертежей на строительство промышленных предприятий позволяет установить определенное единообразие и типизировать проектно-сметную документацию.

Как правило, проектирование промышленных предприятий вы­ полняется по двум стадиям: проектное задание и рабочие чертежи. Проектирование по трем стадиям (проектное задание, технический проект и рабочие чертежи) допускается в отдельных случаях

лишь для предприятий с новым неосвоенным производством или сложным технологическим процессом с разрешения инстанции, ут­ верждающей задание на проектирование.

Экономическая часть проекта промышленного предприятияразрабатывается:

а) при проектировании в две стадии — на стадии проектного задания;

б) при проектировании в три стадии — на стадии проектного задания и технического проекта, в котором уточняются основные данные и технико-экономические показатели проектного задания.

Содержание экономической части проектных заданий на строи­ тельство и реконструкцию предприятий машиностроительной про­ мышленности при двух- и трехстадийном проектировании регла­

ментировано утвержденным эталоном.

Применительно к утвержденному эталону состав экономиче­

ской части проектного задания включает следующие разделы (как для двух-, так и для трехстадийного проектирования):

1.Введение.

2.Производственная программа.

3.Капитальные вложения.

14


4.Основные средства.

5.Потребность в материалах, полуфабрикатах, топливе и энергии.

6.Состав работающих и заработная плата.

7.Смета производства.

8.Определение себестоимости полуфабрикатов и главнейших изделий.

9.Технико-экономические показатели по заводу.

Вслучаях разработки проектного задания на реконструкцию предприятия необходимо предварительно обследовать реконст­ руируемое предприятие в экономической части. Назначение обсле­ дования заключается в выявлении основных данных и технико­

экономических показателей предприятия до реконструкции в соот­ ветствии с разделами экономической части (производственная

программа, капиталовложения, основные средства и т. д.). Эти данные и показатели служат базой для сопоставления с ними про­ ектных показателей и принимаются для расчетов отдельных раз­

делов экономической части.

До начала составления экономической части как для рекон­ струируемого, так и для нового предприятия на действующих предприятиях-аналогах должны быть собраны калькуляции себе­ стоимости отдельных изделий и полуфабрикатов, а также и дру­ гие характерные показатели, позволяющие оценить путем сравне­ ния эффективность разрабатываемого проекта.

Помимо данных действующих предприятий, необходимо ис­ пользовать имеющиеся сведения о работе зарубежных предприя­

тий, выпускающих аналогичную продукцию, а также технико­ экономические показатели ранее разработанных проектов.

В разделе экономической части «Введение» перечислены все основные документы, являющиеся основанием для разработки проектного задания, а именно: даты и номера постановлений Со­ вета Министров, приказов совнархоза, утвержденного задания на

проектирование. В разделе «Введение» приводятся также выдерж­ ки из выполненных ранее обоснований по выбору района и пло­ щадки строительства, а также обоснований по заданному объему выпуска и номенклатуре изделий.

В составе разделов экономической части проектного задания отсутствует обоснование района строительства. Район строитель­ ства обычно определяется соответствующим решением Правитель­ ства до начала разработки проектного задания. Во всех разделах экономической части анализ должен строиться с учетом конкрет­ ного района строительства. Материалы, обосновывающие выбор площадки, оформляются отдельно, а итоговые данные помещают­ ся в общей пояснительной записке главного инженера проекта.

Общие положения заданий на проектирование, устанавливающие и обосновывающие район строительства промышленного предприя­ тия, объем выпуска и номенклатуру выпускаемых изделий, наме­ чаемую специализацию производства, внешнее кооперирование

15


и другие данные, характеризующие состав и размеры проектируе­ мого предприятия, устанавливаются директивной организацией.

Придавая важное значение выбору района и площадки строи­ тельства, имеющего большое значение для эффективного исполь­

зования капиталовложений, целесообразно привести основные све­ дения о методике этих обоснований.

3. Обоснование района строительства и выбора площадки для

промышленного строительства

Географический район строительства промышленного предприя­ тия должен выбираться с учетом следующие основных факторов:

а) наличия сырьевой и энергетической базы, т. е. реальных ус­

ловий обеспечения сырьем, топливом, водой и энергией; б) использования благоприятных транспортных связей с источ­

никами сырья и топлива и с районами потребления продукции;

в)

условий обеспечения рабочей силы;

 

г) прочих

факторов

(кооперирование со смежными производ­

ствами,

обеспеченность

местными строительными

материалами,

необходимость

развития

определенных экономических районов

и др.).

 

 

что наличие сырьевой и

энергетической

Следует подчеркнуть,

базы им.еет первостепенное значение для таких отраслей промыш­ ленности, как черная и цветная металлургия, химическая промыш­ ленность, нефтеперерабатывающая промышленность, некоторые

отрасли легкой промышленности и другие энергоемкие и мате­ риалоемкие отрасли промышленности.

По характеру производства машиностроительные предприятия

являются относительно более трудоемкими, чем материалремкими и энергоемкими производствами, поэтому близость источников сырья, топлива и энергии для таких предприятий не является ре­ шающим фактором при решении вопросов географического разме­ щения.

В качестве примера, характеризующего влияние транспортных издержек для случая станкостроительного завода в зависимости от расстояния источников сырья, можно привести следующие дан­

ные.

При наличии в составе станкостроительного завода литейного и кузнечного цехов на 1 т выпускаемой продукции расходуется в

среднем:

1.

Шихтовых материалов для литейного

 

производства...............................

1,0—1,5 m

2.

Проката...............................................

0,14 — 0,30 ш

3.

Электроэнергии................................

100)—1300 кат-час

4.

Воды..................................................

14—20 .«3

5.

Условного топлива.........................

1,0—1,2 т

16


При перевозке металла по железной дороге тариф на 1 т состав­

ляет:

на расстояние 100 км...............

10 руб.

 

1000

.......................

 

32 .

2С00

„...................................................

 

62 .

3000

,...............................................

94 ,

Средний станкостроительный завод с выпуском 10 тыс. т пот­ ребляет 15 000 т. металла. При перевозке металла по железной до­

роге транспортные

расходы в

зависимости

от расстояния

от ме­

таллургической базы будут равны:

 

 

 

на

1000 км....................

32 руб.X15000=: 480

тыс. руб.

 

3000 ,

.... .94

Х15' 01 = 1410

„ .

 

Себестоимость выпуска завода составляет примерно 60 млн.

руб. Следовательно, транспортные расходы

по перевозке

металла

составят:

 

 

0,8“/0

 

 

 

при расстоянии 1000 км....................

от себестоимости

 

 

 

3000 ...................

2,3»/о

 

 

Еще меньший удельный вес составляют транспортные расходы по доставке топлива-

Более существенное значение имеет близость районов потреб­ ления продукции, так как обычно размер транспортных расходов по доставке продукции составляет по отношению к выпуску завода

в ценностном выражении 3-—10%. Поэтому в ряде случаев разме­

щение машиностроительных предприятий более целесообразно в районе преобладающего потребления продукции.

При выборе географического района строительства должны также учитываться и другие факторы, как например: наличие ра­ бочей силы, жилого фонда, мощной строительной организации, не­ обходимость развития промышленности в отдаленных районах и т. д. Попутно следует отметить, что район или примерные пункты строительства предприятия указываются в заданиях на проектиро­ вание и в титульных списках проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет.

Окончательный вариант выбирается по оптимальным показате­ лям.

Необходимые технико-экономические обоснования обычно включаются в эти задания. В технико-экономических обоснова­ ниях указывается по каждому предприятию, намечаемому проек­ тированием: примерная мощность или производственная програм­ ма с основной номенклатурой изделий, ориентировочная пот­ ребность в основных видах сырья, топлива и энергии, намечаемое производственное кооперирование и комбинирование, примерные районы потребления готовой продукции, ориентировочная стои­ мость и очередность строительства.

2—5901

17


Форма 1

Общая техническая

 

Ед

ница

 

характеристика

 

изме­

строительной

площадки

рения

Площадь территории

 

га

Рельеф территории (мак­

 

 

симальное

и

минимальное

м

превышение местности)

 

Уровень стояния

грунто­

 

 

вых вод (от дневной поверх­

М

ности)

 

 

 

 

 

 

Характер грунтов (допу­

кг1ся2

скаемая на<рузка)

 

 

Наличие

путей сообщения

 

 

(ж. д..

шоссе и

др.)

и

воз

км

можнбсть примыкания к

ним

Наличие

и

возможность

 

 

присоединения к

существую­

км.

кет

щим источникам

получения:

а)

электроэнергии

 

км

к т

б)

тепла

 

 

 

 

 

КМ>

К'1 ■-

в)

пара

 

 

 

 

 

км.

кал

г)

воды

 

 

 

 

 

м3,

км

д)

канализации

 

 

км

Характер

производствен-

 

 

ного кооперирования

 

 

 

Затраты

на освоение тер­

 

 

ритории:

 

 

 

 

 

 

 

а)

снос строений

 

тыс. руб.

б) планировка, гидротех­

-*М

 

 

нические

 

и

мелиора­

м3‘

 

тивные работы

 

тыс. руб.

в) долевое участие в

 

 

 

строительстве межрай­

тыс

руб.

 

онных коммуникаций

Наименование вариантов

Приме­

площад­ площад­

площад­

чание

ка № 1

ка № ?

ка №

3

 

11. От энер~

 

 

госисте-

 

1

Мы или

1i

1

ТЭЦ

 

УсЛ'^ыя по лучения лить». штам~

повок, ПОКОКОК и

других заготовок.

ата <же пол уфаб! ик< шов

иготовых изделий

Выбор площадки для строительства предприятия в заданном географическом районе производится проектной организацией на стадии разработки проектного задания. Порядок выбора и ут­

верждения площадок дтя строительства промышленных предприя­ тий регламентирован положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 271 от 18 января 1952 г.

При обосновании площадки подробно рассматривается харак­ теристика района строительства с указанием средств транспорта

(ж. д., шоссейные дороги, водные пути сообщения), учитываются близость крупных промышленных центров и наличие общерайонных инженерных коммуникаций и сооружений: электро- и тепло­ снабжение, водоснабжение, канализация, а также наличие и воз­ можность получения местных строительных материалов (карье-

18