Файл: Маковецкий П.В. Радиотехнические методы измерения скорости учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
В соответствии с принципом эквивалентности Эйнштейна силы тяготения эквивалентны силам инерции, искусственное ускорение (искусственная тяжесть) дает те же эффекты, что и гравитацион ное, поэтому в равноускоренно движущейся системе, содержащей, взаимно неподвижные приемник и передатчик, должен происходить сдвиг частоты, пропорциональный составляющей ускорения, ориен тированной вдоль базы L.
Нетрудно видеть, что рассмотренный эффект в акустике принци пиально отличен от эффекта Эйнштейна, а аналогия между фор мулами (ПО) и (115) значит не больше, чем аналогия между за конами Кулона и Ньютона или законами Гука и Ома.
Во-первых, гравитация не имеет никакого отношения к рассмот ренному явлению акустики (неподвижный акустический приемо передатчик в гравитационном поле не обнаружит никакого смеще ния частоты). Во-вторых, для проявления акустического эффекта, необходимо наличие акустической среды, с которой можно связать систему отсчета, что не в духе теории относительности. Далее, аку стический эффект имеет смысл и при и>с, что нельзя сказать об' эффекте Эйнштейна. Наконец, очень важным различием является то, что с помощью акустического эффекта можно измерить скоростьравномерного движения — по величине сдвига фазы Дер между аку стическим и электрическим каналами, т. е. здесь возможно построе ние полностью когерентной системы. В радиотехнике это невоз можно: радиоканал и проводной канал дали бы одинаковые сме щения и разностная частота не была бы обнаружена. Там обнару жение смещения частоты возможно только путем сравнения принятой частоты с частотой независимого эталонного генератора, находящегося в точке наблюдения (некогерентная система). Это исключает возможность измерения фазовых сдвигов и скорости. По Эйнштейну равномерное движение соответствует отсутствию поля тяжести (естественная или искусственная невесомость), по воз действию на физические явления его нельзя отличить от покоя, и поэтому понятие скорости объекта относительно среды, в которой. распространяются радиоволны, бессмысленно.
ЛИТЕРАТУРА
1. М е т е л ь с к и н |
В. И, О возможности использования систем АСД |
для; |
измерения скорости движения объектов. Труды ЛИАП, вып. 18, 1958. |
|
|
2. К о т е л ь н и к о в |
В. А., Д у б р о в и н В. М., М о р о з о в В. А., |
|
Р ж и г а О. Н., Ш а х о в с к о й А. М. Использование эффекта Допплера |
для |
определения параметров орбиты искусственных спутников Земли. «Радиотех
ника и электроника», т. 3, № 7, |
1958. |
Р. Р. |
Система TRANSIT. «Зарубежная |
||||||||||||
3. К е р ш н е р |
Р. Б., |
Н ь ю т о н |
|||||||||||||
радиоэлектроника», 1962, № 11, «Сов. Радио». |
|
|
|
приему |
со |
стороны |
|||||||||
4. М а к о в е ц к и й |
П. В. |
О помехах телевизионному |
|||||||||||||
самолетов. Труды ЛИАП, вып. 18, 1958. |
|
|
|
|
|
|
|
|
излу |
||||||
5. В и н и ц к и й |
А. С. |
Очерк |
основ радиолокации при непрерывном |
||||||||||||
чении радиоволн. 1961, «Сов. Радио». |
|
война. 1963, Воениздат. |
|
|
|||||||||||
6. Ш л е з и н г е р Р. Радиоэлектронная |
|
|
|||||||||||||
7. С и в е р е |
А. |
П., |
С у с л о в |
Н. А., |
М е т е |
л ьс к и й |
В. И. |
Основы |
|||||||
радиолокации. Судпромгиз, 1959. |
|
|
И с м а и л . |
Радиолокационный |
высо |
||||||||||
8. Мухаммед |
Абд |
А л ь - В а х а б |
|||||||||||||
томер с двойной частотной модуляцией. ИЛ, |
1957. |
FM/CW |
Radars, |
IRE |
Trans,., |
||||||||||
9. N a i d i с h |
Н. |
Н. |
A |
New |
Display |
for |
|||||||||
MIL-5, April, 1961, N 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
10. P а м п X. О., У и н г р о в |
E. |
P. Принципы |
сжатия |
импульсов, |
«За |
||||||||||
рубежная радиоэлектроника», 1962, № 9, «Сов. Радио». |
|
|
|
|
|
||||||||||
11. Б е р г е р |
Ф. |
Особенности |
измерения скорости с |
использованием эф |
|||||||||||
фекта Допплера. «Вопросы радиолокационной техники», ИЛ, '№ 2, |
1958. |
|
|||||||||||||
12. Б е р г е р |
Ф. |
Проектирование |
самолетных систем |
измерения скорости. |
|||||||||||
«Вопросы радиолокационной техники», 1958, № 4, ИЛ. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
13. С ы т и н а |
Н. В. |
Автономные допплеровские радионавигационные при |
|||||||||||||
боры. (Обзор). «Сов. Радио», 1957. |
Импульсные |
и цифровые |
устройства. |
Гос- |
|||||||||||
14. М и л л м а н |
Я., |
Т а у б |
Г., |
||||||||||||
энергоиздат, 1960. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. М а к - М а х о н |
Ф. |
Допплеровская |
навигационная |
система |
|
типа |
|||||||||
AN—APN—81. «Вопросы |
радиолокационной техники», |
№ 5, |
ИЛ, 1958. |
|
|
16.Ф р и д В. Анализ принципов и характеристик допплеровских навигаци онных систем. «Радиотехника и электроника за рубежом», № 1, ИЛ, 1959.
17.Навигационные системы Радан N—APN—-102 и PC—221А. General Preci sion Lab., 1957.
18. |
M i l l e r |
R., |
Air |
and |
Space |
Navigation System |
Uses Crosscorrelation |
|||||
Detection Techniques, Electronics, 1961. Dec. 15. |
|
Proc. Nat. |
Telemet. |
|||||||||
19. |
Z i l c z e r |
P., |
Space |
Navigation |
by |
Correlation, |
||||||
Conf., |
V 1959. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
D i c k e у |
F. R., Velocity Sensing for Soft Lunar |
Landing |
by |
Correla |
|||||||
tion between Spaced Microwave Receivers, |
IRE Internat. Conv. Record., 1961, p. 5P |
|||||||||||
March. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21. |
Ш и р м ан |
Я. Д., |
Г о л и к о в |
В. Н. |
Основы |
теории обнаружения ра |
||||||
диолокационных сигналов и измерения |
их параметров. |
«Сов. Радио», |
1963. |