Файл: Маковецкий П.В. Радиотехнические методы измерения скорости учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подставляя формулу (95) в (94), получаем

 

Wr = i f h r c{n* - n ')-

(96)

Точность измерения ускорения, как и измерения

скорости,

определяется тем, что счетчик считает целое число импульсов. Поэтому абсолютная точность не зависит от величины ускорения, а относительная точность тем выше, чем больше ускорение. Сле­ дует заметить, что точность измерения ускорения хуже точности

измерения скорости: погрешность в один импульс — малая

доля

от числа п — обычно составляет значительный процент от

разно­

сти п2щ.

Максимальную погрешность ускорения можно определить ис­ ходя из того, что числа п2 и П\ измерены с максимальными по­

грешностями противоположных знаков

 

 

 

 

 

Д«! =

1

и Дга2= 1

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

w T +

Дw r =

4 /о тэГс («2 -

я, + 2),

 

 

откуда относительная

погрешность

 

 

 

 

 

Awr

 

2

 

 

 

(97)

 

wt

п„ Пу

 

 

 

 

 

 

 

 

Уменьшить погрешность

можно, сравнивая не п2 и пи

разне­

сенные на интервал

Тс, а

пп+1

и пи

разнесенные

на интервал

тТс. Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

ДwT

 

2 ^

2

 

 

 

(98)

 

 

«1

 

т( п2— щ)

 

 

 

 

 

 

При этом ускорение усредняется по

большему интервалу

тТс и выдается в конце этого интервала,

т. е. данные об уско­

рении запаздывают на

 

Ритм

выдачи

данных

может

быть

сохранен равным Тс, если сравнивать попарно

 

 

 

n m + 1

И П 1,

 

 

 

 

 

n m ^1

и. «2.

 

 

 

 

 

n m + 3

И «3

 

 

 

 

Если допплеровское колебание

управляет длительностью из­

мерительного интервала

 

 

 

 

 

 

 

7'и=р7’о =

 

 

рс

 

 

(99)

 

2/ 0vr

 

 

 

 

 

 

 

92


а счету подвергаются импульсы генератора эталонной частоты / э (рис. 44), то

 

 

п —fjv i — / эРС

 

( 100)

 

 

 

2

/ 0 vr

 

 

или

 

 

ср/э

 

 

 

 

 

V,

'

 

 

 

 

У ф

 

 

 

 

 

 

 

Ускорение

 

 

J/

 

 

 

т2

1 _

с р / э

М

л,и2

( 101)

= ----ту—

=

2/оГ, \

/г3

я , /

 

где

л _ СД/э

2 /07 у

Максимальная погрешность определяется из выражения

геу -f- Диу =

Л ( я , +

1 ) —

( я а — 1 )л пх— ло - г 2

( 102)

 

(И, -Ь 1)(«2-- 1)

 

ПОСКОЛЬКУ И, + 1 ~ « Ь

«2 —

1 ~ « 2 -

 

 

Относительная погрешность

 

 

 

Аиуг _

2

(103)

 

 

л ,

п->

 

 

 

определяется таким же выражением, как и ранее [см. формулу (97)], но поскольку сейчас число подсчитываемых импульсов зна­ чительно выше, то и погрешность меньше.

Если допплеровская частота измеряется одним из методов ав­ томатического слежения за частотой, то ускорение можно найти путем дифференцирования напряжения Uv или, что то же самое, путем измерения сигнала ошибки на входе интегратора. Однако поскольку в силу самого принципа слежения система устроена так, чтобы сигнал ошибки свести к нулю, то точность измерения будет в этом случае невысока. Ускорение можно измерить намного точ­ нее, если в системе слежения за частотой применить два интегра­ тора. Тогда ошибка слежения будет пропорциональна производ­ ной от ускорения, а с выхода первого интегратора можно снять напряжение ускорения Uw и с выхода второго — напряжение ско­ рости Uv.

§ 16. Измерение путевой скорости корреляционным методом

Недавно предложен метод измерения путевой скорости, осно­ ванный на измерении взаимной корреляции между огибающими отраженных от земли сигналов, принятых двумя антеннами, раз­ несенными вдоль продольной оси движущегося объекта [18].

Пусть передатчик и два приемника расположены на прямой, совпадающей с направлением вектора путевой скорости vn

93


Рис. 50

(рис. 50). Приемники расположены симметрично относительно пе­ редатчика на расстоянии I. Передатчик излучает в сторону зем­ ной поверхности непрерывные «смодулированные колебания «а волне, дающей диффузный характер отражения от местности. Все три антенны имеют одинаковые и достаточно широкие диаграммы направленности. В передний приемник поступают сигналы, отра­ женные от всех точек земли, находящихся в пределах совмест­ ного действия антенн А0и А\.

Длина путей А0ВАи А0САХи т. д. различна и из-за неровностей рельефа случайна, поэтому сигналы в приемнике от всех точек складываются со случайны­

ми фазами.

Если объект неподвижен, то все пути постоянны, фазо­ вые отношения постоянны, суммарный сигнал в прием­ нике имеет случайную, но постоянную величину. Отме­ тим, что эта величина будет точно такой же, если пере­ датчик и приемник поменять местами, так как длина всех путей останется той же.

Если объект несколько сместится, то все пути изме­ нятся, фазовые соотношения станут иными (причем, чем короче волна, тем сильнее изменяются фазовые соот­ ношения при данном смеще­ нии). В результате получаем новое соотношение фаз, тем меньше связанное с преды­ дущим, чем больше сме­ стился объект.

При непрерывном движении объекта амплитуда результирую­ щего сигнала будет непрерывно принимать все новые значения. Огибающая Ui (после детектора) будет некоторой случайной функцией, определяемой рельефом местности. Не нужно думать, однако,- что отдельные выбросы огибающей изображают собой от­ дельные детали местности: диаграмма направленности весьма ши­ рокая и отдельные детали не могут быть разрешены. Каждый вы­ брос есть результат случайного совпадения фаз сигналов от многих отражателей, находящихся в пределах диаграммы направленно­ сти, каждый провал — результат случайного вычитания многих противофазных сигналов.

Точно такая же огибающая была бы и в случае, если бы пере­ датчик и приемник поменялись местами. Именно это и произойдет

94

через отрезок времени тз, за который объект сместится вперед на путь I: тогда передатчик займет место ЛРМи а ПРМ2— место пе ­ редатчика. В этот момент на выходе ПРМ2 будет сигнал U2, мгно­ венное значение которого равно мгновенному значению сигнала Uu имевшему место т3 секунд назад на выходе ПРМХ. Это верно для любого момента, и таким образом форма сигнала U2 с запозда­ нием т3 в точности повторяет форму сигнала Их. Остается изме­ рить это запоздание и вычислить путевую скорость по формуле

 

v n= -!r-

004)

 

Очевидно, что если ввести в

 

первый канал задержку т3, то

 

огибающие обоих каналов

будут

 

в точности совпадать, т. е. взаим­

 

ная корреляция между ними

 

 

 

т

 

 

Ж - з И т f Ul ^ ~ Тз) U'-W dt <105)

 

будет

максимальной. Вычисли-

Вис.

тельное устройство, осуществляю­

(105), называется кор­

щее

математические операции выражения

релометром. Оно состоит из задерживающего элемента, умножаю­ щего и интегрирующего устройств (рис. 51).

Наблюдая за £?(т3) и поддерживая ее максимальной путем воздействия на величину т3, мы этим самым определяли бы т3.

.а следовательно, и &„• Однако метод максимума корреляции, как и любой метод мак­

симума, обладает одним существенным недостатком: при откло­ нении наблюдаемой величины от максимальной нам не известен

знак отклонения.

Очевидно, для автоматизации измерения т3 следует вместо ме­ тода максимума применить аналог равносигнального метода — метод «равнокорреляционный». На рис. 52 показана функциональ­ ная схема, способная автоматизировать измерение путевой скоро­ сти по этому методу. На вращающемся магнитном барабане МБ записывающая головка Го записывает сигнал Ux (t) с выхода пер­ вого приемника. С выхода читающих головок Л и Г2 сигнал сни­ мается с задержками t3i —Ат и т31+ Дт, определяемыми скоро­ стью вращения барабана и окружными расстояниями Г0Г1 и Г2Г2. Эти две схемы задержки входят в состав двух различных коррело­ метров. Верхний из них вычисляет функцию

 

т

R\ —

Ux\t (т3, Дт)] U2(t) dt,

 

о

95


нижний — функцию

т

^ 2 = 4 ^ j и \ \ t — ( Т31 + Дт)] u 2{t)dt.

о

Обе вычисленные величины поступают на схему вычитания, выделяющую сигнал ошибки. Если R i = R2, то сигнал ошибки ра­ вен нулю, на выходе интегратора И напряжение имеет постоян­ ную величину, и мотор М вращает барабан с постоянной скоро­ стью, соответствующей пра­ вильной средней задержке Тз1 между записью и чте­

нием, т. е. Тз1=тз. Следовательно, скорость

вращения барабана пропор­ циональна путевой скорости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_L= A .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t/ц

V,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где 1\ — расстояние от запи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сывающей

головки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до средины

между

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читающими;

 

 

 

 

 

 

 

 

Vi — линейная скорость записи..

 

 

 

 

и

 

 

 

Таким образом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_■

Л

Д

 

v„

к-

 

( 106)

 

у Г

I

1

.1

 

 

 

 

У

*

д Т Ж

1 1

\

г

 

 

 

 

^

J-

 

е т 1 ~ |

\

и мы можем тахогенератор

ТГ, свя­

 

I—1—*-------- —--- fr.

 

 

-ьгс

х 31

+АГ

 

занный с мотором и барабаном,гра­

 

 

 

Рис.

52

 

 

дуировать в единицах путевой ско­

Если

скорость объекта

 

рости.

 

 

 

возрастет, то т3 уменьшится ( t 3 < t 3 i ) .

Тогда R'2<R^v

и на

вых°Де схемы вычитания появляется

сигнал

ошибки

А

определенного

знака, который заставит

мотор вра­

щаться быстрее, пока вновь не будет достигнуто равенство задер­ жек и сигнал ошибки не обратится в нуль. Если скорость объекта уменьшится, то сигнал ошибки будет иметь противоположный знак. Г3— стирающая головка, подготовляющая барабан к за­ писи продолжения кривой U\{t).

При выборе величины Ат следует помнить, что наибольшую чувствительность к рассогласованию имеет участок корреляцион­

ной кривой, где крутизна максимальна.

Но надо также иметь

ввиду, что спектр огибающих

U2(t)

и, следовательно, острота

корреляционной кривой определяется не только скоростью объекта» но и шириной диаграммы направленности, высотой полета, дли-

96


ной волны, а также зависит от характера местности, над которой пролетает объект.

Полная система измерения путевой скорости и угла сноса при корреляционном методе предполагает наличие четырех приемных антенн, расположенных на общей платформе. Две следящих си­ стемы обеспечивают регулировку задержки времени (измерение скорости) и ориентацию антенной платформы в азимутальной пло­ скости (измерение угла сноса).

Корреляционный метод обладает некоторыми преимуществами перед допплеровским.

1. Некритичность ширины диаграмм направленности позволяет уменьшить габариты антенн.

2. Метод не чувствителен к продольным и поперечным, кренам, поскольку угол наклона антенн не имеет значения.

3. Система одинаково хорошо работает над сушей и морем, не требуя изменения калибровки.

То, что поверхность моря неспокойна, не влияет на функцию взаимной корреляции, так как в течение времени Тз, измеряемого миллисекундами, поверхность моря можно считать неизменной, «застывшей».

Стоит отметить, что в основе корреляционного метода измерения скорости также по существу лежит эффект Допплера: флюктуации отраженного сигнала являются результатом биений друг с другом сигналов, отраженных от точек, расстояния которых от объекта меняются неодинаково. Это так называемый вторичный эффект Допплера.

§ 17. Акустические методы измерения скорости

Если объект, наблюдатель и вся трасса сигнала находятся в акустической среде, т. е. среде, способной переносить звуковые коле­ бания, то для измерения скорости могут быть использованы акусти­ ческие методы. Последние также основаны на эффекте Допплера. В принципе все рассмотренные выше методы могут быть перенесены и в акустику. Например, возможно создание импульсного звуко­ локатора, измерителя путевой скорости и т. д. Поэтому во избе­ жание повторений здесь мы рассмотрим только отличия акустиче­ ских методов от радиотехнических.

Первое, принципиальное отличие состоит в том, что в акустике допплеровский сдвиг определяется не относительной скоростью приемника и передатчика, а скоростью того и другого относительно акустической среды, причем зависимости для передатчика и прием­ ника различны. Если приемник неподвижен, а передатчик движется относительно среды (с радиальной скоростью vT относительно той точки среды, в которой находится приемник), то

V* (107>

I T T

7 Зак. 3/715

9 7'