Файл: Казанджан П.К. Турбины систем питания ЖРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выражение (5) справедливо для систем питания, когда рабочее тело после турбины полезно не используется. Как ука­ зывалось выше, именно такие схемы систем питания («откры­ тая схема») до последнего времени имели наибольшее распро­ странение. В таких схемах определение удельных тяг двигателя должно проводиться с учетом расхода топлива как в основных камерах, так и на привод ТНА. Расчетные зависимости ДУдЭф=

=/(/?к*) для двух

ракетных топлив приведены на фиг. 7 для

случая р я — Рп — 1

атэ.

Фиг. 6. Зависимость доли топлива, идущего на привод ТНА, от давления в камере

Как видно из фигуры, при больших давлениях в камере по­ тери в удельной тяге из-за дополнительного расходования топ­ лива на привод турбины ТНА превышают выигрыш удельной тяги за счет увеличения давления в камере.

Следовательно, при больших давлениях системы подачи открытых схем неэффективны и их применение, с точки зрения

обеспечения двигателю высоких Р уд, нецелесообразно.

Однако

следует иметь в виду, что

использование

в качестве

рабочих

тел турбины продуктов сгорания топлив с

высокой работоспо­

собностью газа (большая

величина RTZ*)

может существенно

снизить при высоких давлениях долю топлива, идущего на при­ вод ТНА. Это соотвественно позволит приблизить по эффек­ тивности «открытые» и «закрытые» схемы систем питания ЖРД-

 

Частичная

компенсация

потерь в удельной тяге за счет

расхода рабочего тела

ТНА

в открытых схемах

возможна

в

случае использования энергии рабочего тела после

турбины

в

специальных

соплах за

счет создания дополнительной тяги *.

Для случая, когда оси основной камеры двигателя и дополни­ тельных сопел совпадают, процент снижения удельной тяги можно определить по формуле

* Возможно использование дополнительных сопел в качестве верньерных двигателей.

10


 

i

100% ,

( 6)

 

I+ G s/Gth

 

 

 

где P УЧс

удельная тяга дополнительных сопел.

 

Фиг. 7. Зависимость теоретической и эффективной удельной тяги ЖРД от давления в камере

Как правило, Р уДдс < Р уДт) и компенсация потерь Р уд получается частичной. С этой точки зрения наиболее перспектив­ ной следует рассматривать схему, когда Р уДдс = Р уДт, т. е. так называемую «закрытую» схему с дожиганием, когда газ после турбины поступает в камеру двигателя, где дожигается с ос­ новными компонентами [3]. Возможность дожигания газа в ос­ новной камере после его использования в турбине, как уже было сказано, объясняется тем, что из условия допустимых для

турбин

температур,

топливо для

генерации

газа сжигается

при больших избытках или недостатках окислителя.

В

таких схемах

систем питания

8 = 0

и с точки зрения

применения в двигателе высоких давлений они являются наи­ более приемлемыми.

11

Выбор конкретной схемы системы питания и ее составных частей определяется прежде всего назначением и размерами двигателя, характером и продолжительностью полета, а также общими требованиями простоты конструкции, малых габари­ тов, удобства эксплуатации и минимального веса.

Для межконтинентальных баллистических ракет, как пока­ зывают расчеты, выигрыш в удельной тяге порядка 1 % соот­ ветствует увеличению дальности на 3—6%, любопытны цифры, приведенные в работе [9].

Расчетная

Процент увеличе-

 

 

 

 

 

ния дальности

Величина

280

310

320

420

дальность

полета при уве-

удельной тяги

полета ракеты,

 

 

 

 

 

 

 

км

1% в %

 

 

 

 

 

 

 

I Id 4dJlьНыи

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

4 0 0 0

вес

р а к е т -

4 5 5

3 0 5

2 1 0

115

2 £

ной

систе-

8 0 0 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 0 0 0

5/2

 

мы

 

 

 

 

При полезном весе спутника Земли, равном 5,5 г.

Для упомянутого класса летательных аппаратов небольшой процент снижения расхода топлива на привод турбины ТНА и соответствующее увеличение удельной тяги может дать сущест­ венный выигрыш в величине полезного груза ракеты или даль­ ности полета.

Снижение расхода топлива на привод насосов Ж РД воз­ можно осуществить и за счет совершенствования элементов си­ стемы питания и, в частности, к. п. д. насосов и турбины.

Рассмотрим пример мощного жидкостно-реактивного дви­ гателя (или связки двигателей) с тягой в условиях стенда Р —

300 т, работающего на компонентах топлива «кислород» —

«керосин» с давлением

в камере 100 кг/см2.

В соответствии

с фиг. 6 доля топлива,

идущего на привод ТНА

(имеется в ви­

ду открытая схема питания), от расхода топлива через основ­ ные камеры составляет примерно 5%.. Если считать, что на каждую тонну тяги в 1 сек. расходуется топлива около 3,5 кг, то количество топлива, расходуемого на привод ТНА при ра­ боте двигателя в течение 1 мин. составит

G tha = 300-3 , 5 -60-0,05 = 3180 кг!мин.

Если бы удалось увеличить к. п. д. турбины в таком двигателе

на 2 5 %

(например, с

т|т1

= 0 .4 до

дт2 =

0 ,5 ) , что эквивалент­

но такому же увеличению

эффективной

работы и снижению

G tha,

то выигрыш в весе ракеты за счет экономии топлива на

привод

насосов составил:

ДО = 0 , 2 5 - G tha =

0 , 2 5 - 3 1 8 0 = 8 0 0 кг.

Для небольших

ЖРД

(малые

ЗУРСы,

самолетные двига­

тели) с малой продолжительностью работы расход топлива на привод ТНА не является определяющим с точки зрения выбора

12


схемы питания. Здесь большую роль играют вопросы просто­ ты, надежности, габаритные и весовые данные.

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТУРБИН ЖРД

Указанные в § 1 самые общие соображения по выбору схе­ мы системы питания ЖРД, а также степени совершенства ее элементов связаны в основном с условиями применения и на­ значением летательного аппарата, что предъявляет большое число противоречивых требований и соответственно конструк­ тивных решений элементов системы. Однако во всем этом мно­ гообразии отдельное рассмотрение систем питания, выполнен­ ных по «открытой» и «закрытой» схеме с дожиганием, позволяет выделить ряд особенностей и сформулировать требования к их элементам, а также указать направления и соображения к вы­ бору оптимальных параметров, в частности, турбин ТНА.

Турбины «открытых» схем систем питания

В «открытых» схемах систем питания рабочее тело после турбины эффективно не используется в связи с низкими значе­ ниями удельных тяг в дополнительных соплах. Ввиду этого естественным требованием для таких схем является требова­ ние минимального расхода топлива, идущего на привод турби­ ны ТНА. При заданном значении потребной мощности для при­ вода насосов (потребная мощность на привод вспомогательных агрегатов, если они применяются, обычно незначительна) это

требованиеобеспечивается получением максимальной

работы

с каждого килограмма газа, проходящего через турбину.

Работа на валу турбины

L3

определяется как

произве­

дение адиабатической работы

/,аД

на эффективный

к. п. д.

турбины т|э:

 

 

 

Д

■^'ад''*3э>

(^)

поэтому она может быть увеличена как за счет увеличения адиабатической работы, так и за счет увеличения к. п. д. тур­ бины. Как известно, адиабатическая работа турбины опреде­ ляется выражением

 

R T * ^ 1 -

__1

( 8>

I

ft-i

 

 

\

ят h

 

где k, R — показатель адиабаты и газовая постоянная;

=Р * — степень расширения газа в турбине;

Рч

— температура и давление

заторможенного

потока

Т * , р *

р2

на входе в турбину;

 

 

— давление за турбиной (противодавление).

 

Величина адиабатической работы

турбины при заданном

13


рабочем теле зависит от температуры газа перед турбиной и степени его расширения.

Температура газа перед турбиной определяется прочност­ ными возможностями ее элементов. Для большинства турбин ЖРД диски и лопатки которых не охлаждаются, выбирают

Т* =.’ 750— 1200° абс.

Вотдельных случаях, ввиду коротких лопаток турбины и кратковременности действия, Т * доводят до 1500° абс. Что же касается степени расширения газа в турбине, то ее можно ме­

нять в широких пределах.

Величина отношения p j p 2 зависит от чисел Мг и М 2а перед и за турбиной и степени геометрического уширения тур­

бины [1]. Она определяется

формулой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\М2Я

/ V

ян-1

(9)

 

P2

\ м г

P z.

5

 

 

 

 

где p z,

р2 — статические давления

перед и за турбиной;

F г,

Р2 — соответствующие площади проходных

сечений;

п — показатель политропы.

Максимальный перепад давлений в турбине получается прк' ее «запирании» по выходному сечению, т. е. при М2а — 1.

В

этом случае уравнение (9)

примет вид:

 

 

 

 

 

 

 

F j

2п

( 10)

 

 

 

(Рг/РгЬпах —

_1_

п+ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M z

P'z.

 

 

при M z~ 0,1;

F 2!Fz = 1 ,6

и п •=

1,25

величина

(рг1р2)та%= 22.

Таким

образом,

варьируя

числом

М г

и величиной отношения

F 2jF z,

можно

в

широком

диапазоне

изменять

максимальную

степень расширения газа в одной ступени турбины.

При этом необходимо иметь в виду, что чем больше сте­ пень расширения газа в 'одной ступени турбины, тем больше гидравлические потери и особенно потери с выходной ско­ ростью и, следовательно, тем меньше к. п. д. турбины.

Однако, несмотря на падение к. гь д., увеличение перепада давлений, как правило, приводит к увеличению работы.

Покажем это на примере активной турбины. Для простоты рассмотрим работу на окружности колеса и предположим ра­

венство углов входа и выхода

потока

в

рабочих лопатках

<Р2 = Р.).'

 

 

 

Учитывая, что Lu = LaMrlu, Lai

M 2_ L

 

 

<P/

73« = 2tP2 ( l + Ф) (cOSCEj —

C\ /

— ,

\

 

C\

14