ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УССР
Научно-исследовательский институт организации
имеханизации строительного производства
Н. С. КАНЮКА, А. А. НОВАЦКИЙ
ПАМЯТКА
М А Ш И Н И С Т А БАШЕННОГО КРАНА
С5 ------ |
* |
съ |
|
Государственное издательство
ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ УССР
Киев—1962
{ |
|
|
|
все.® reiT |
-я |
1 |
|
К 1 9 | й а у ч : ‘ |
С -СР |
, 1 |
|
* т. Ш ~ |
|||
|
|
||
J L |
|
|
|
M |
g |
|
|
т |
|
|
В брошюре описано устройство башен ных кранов новых моделей и их узлов, в том числе первых кранов унифицированного типового ряда, приведены сведения по электрооборудованию, приборам автоматики, правилам эффективной и безопасной экс плуатации, а также монтажу-демонтажу кранов.
Брошюра предназначена для машинис тов башенных кра.нов, а также для работ ников управлений и трестов механизации, занимающихся вопросами обслуживания и эксплуатации кранов.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Башенные краны являются в настоящее время веду щими машинами при монтаже конструкций и верти кальном транспорте грузов, при возведении объектов жилищно-гражданского и во многих случаях промышлен ного строительства.
От их четкой и безаварийной работы зависит успеш ная работа строителей того или иного объекта, а при монтаже с колес—транспорта и работа транспортников, обслуживающих данный объект.
Высокопроизводительная и четкая работа башенных кранов в свою очередь зависит от правильной организа ции их эксплуатации и технического ухода за механиз мами и электроаппаратурой кранов, что возможно толь ко при хорошей технической подготовке обслуживающе го персонала п в первую очередь — машиниста кранов.
Машинисту необходимо постоянно повышать свои знания, знать конструктивные и эксплуатационные осо бенности крана, совершенствовать практические навыки, уметь быстро обнаружить и устранить возникшую не исправность в каком-либо узле крана, электросхеме или приборах автоматики.
За последние годы отечественное краностроение сде лало большой шаг вперед в деле создания мобильных, высокоэффективных и надежных в работе кранов, кото рые должны удовлетворить требования строителей при возведении полносборных зданий средней этажности.
С целью уменьшения типоразмеров башенных кранов, проведена их унификация и созданы первые краны типо вого ряда КБ-16, КБ-60 и КБ-100. Эти краны, в основ ном сходные по конструкции с кранами типа БК-215,
БК-370, С-464 и др., имеют свои конструктивные и эксплуатационные особенности.
3
В процессе внедрения те или иные механизмы кра нов и приборы автоматики могут претерпеть конструк тивные изменения, что будет отражено в паспорте н инструкции крана, с которыми должен знакомиться ма шинист крана при его получении с завода-нзготовнтеля.
В связи с бурным ростом сборного домостроения производство кранов новых типов несколько отстает от потребности строительного производства, весьма акту альным является вопрос о модернизации находящихся и эксплуатации башенных кранов старых моделей (типа СБК-1) с целью повышения их .грузоподъемности с 1,5— 3 до 3—5 т п мобильности.
В брошюре описаны устройства и правила эксплуа тации далеко не всех кранов новых типов, однако зная общие принципы устройства основных типов кранов с поворотной башней и нижним расположением противо веса, а также изучив устройство и правила эксплуата ции кранов с поворотной головкой и верхним располо жением противовеса (С-419) машинист крана после практического ознакомления сможет работать на ба шенном кране любой другой модели.
Отзывы и пожелания направляйте по адресу: Влади мирская, 24. Госстройиздат УССР.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШЕННЫХ КРАНАХ
По мере развития сборного домостроения краны ти па СБК-1 перестали удовлетворять требованиям строи телей, и наша промышленность начала выпускать кра ны новых типов — мобильные: С-391; БК-215;
МКС-3-5/20; БК-370; С-390; С-464; МБТК-80; КТС-5-10;
МСК-8-20 и др.
Большинство из них имеет такие основные особен ности.
Стрела поворачивается вместе с башней и располо женной в ее верхней части кабиной крановщика, чтобы крановщик всегда видел груз перед собой.
Противовес стрелы совмещен с балластом и располо жен в нижней части крана на поворотной платформе, что понижает центр тяжести -крана и увеличивает его устойчивость.
Поворотные платформы опираются, на ходовые рамы, посредством шарнирных кругов. Это облегчает поворот башни и способствует плавности движений.
Демонтаж и монтаж осуществляются складыванием и спрямлением конструктивных элементов кранов при помощи собственных лебедок. Транспортируется кран на буксире автомобиля. Продолжительность монтажа — де монтажа такого крана в среднем составляет 1—2 сме ны (бригада монтажников из 4-х человек).
Трудовые затраты на перебазирование мобильных кранов составляют 15—20% от затрат труда на пере возку кранов старых моделей, а продолжительность перебазирования — 25—38% от времени, затрачиваемо го на перевозку кранов старых моделей.
Краны новых конструкций могут проходить по кри волинейным рельсам с -малым радиусом закругления.
что дает возможность обслуживать здания сложной формы в плане.
В них применяется регулируемый электропривод. Это дает возможность получать малые посадочные скорости при монтаже конструкций.
Для этого в кранах устанавливаются лебедки со спе циальными приводами. Так, например, в кранах БК-215 (первых выпусков) лебедка с серводвигателем постоян ного тока, МСК-3-5/20 и БК-370 — многоскоростная, МВТК-80 — с редукционной муфтой, БК-5-248 — с дроссельным и микроприводом, С-464 (первых выпус ков) — с микроприводом, Т-225 — с тормозным генера тором постоянного тока.
На кранах С-464 последних выпусков для более плав ной работы механизмов передвижения и поворота крана устанавливаются гидромуфты. Принцип действия гидро муфты заключается в следующем: насосное колесо, вра щаясь от электродвигателя, сообщает жидкости, нахо дящейся в гидромуфте, движение. Поток жидкости, уда ряя в лопасти турбинного колеса, вращает его, отчего вращается и ведущий вал механизма, на который оно насажено.
Благодаря специальной запасовке тросов груз мож но перемещать горизонтально вдоль оси стрелы.
Кран КТС-5-10 имеет комбинированный шагающе-ко лесный (рельсовый) ход.
В связи с тем, что проектированием и изготовлением кранов в нашей стране занималось несколько проектных организаций и заводов, количество типоразмеров их в последнее время значительно возросло. Это создало не благоприятные условия для эксплуатации и ремонта кранов.
Разработан типаж на башенные краны, предусматри вающий 8 основных типоразмеров (табл. 1). Главный параметр типового ряда кранов — грузовой момент, который изменяется от 4 до 250 тм. Остальные парамет ры кранов типового ряда выбраны в соответствии с тре бованиями того или иного вида строительства.
Все новые краны — мобильные: они демонтируют ся — монтируются и перевозятся — без разборки (за исключением крана КБ-250). Краны КБ-4, КБ-16 и КБ-25 предназначаются главным образом для сельского и поселкового строительства; КБ-40, КБ-60, КБ-100 и
6
Параметры
Параметры единого ряда башенных кранов
Единица измерена |
|
|
Марка крана |
|
КБ-4 КБ-16 |
КБ-25 |
КБ-40 КБ-50 |
||
|
Т а б л и ц а 1
КБ-100 |
КБ-160 |
КБ-250 |
|
|
1 |
Грузовой |
момент |
|
|
|
тм |
4 |
16 |
25 |
40 |
60 |
100 |
160 |
250 |
||
Наибольшая |
грузоподъем |
г |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
8 |
25 |
|||||
ность |
|
.......................... |
|||||||||||||
Грузоподъемность |
на |
наи |
|
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
5 |
8 |
8 |
||||
большем вылете |
стрелы . |
м |
|||||||||||||
Наибольший |
вылет |
стрелы |
8 |
16 |
18 |
20 |
20 |
20 |
20 |
30 |
|||||
Высота |
подъема крюка |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
наибольшем |
и |
наимень- |
|
8—13 13-24 21—31 21 33 21—33 21—33 26-36 40-59 |
|||||||||||
^шем |
вылете |
стрелы . |
|
||||||||||||
Колея |
крана |
. |
груза |
м/мин |
2,5 |
2,8 |
3,2 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
6,0 |
7,5 |
|||
Скорость |
подъема |
15 |
20 |
20 |
20 -30 20—30 20—30 15—20 10-13 |
||||||||||
Скорость передвижения кра |
» |
— |
20 |
20 |
30 |
30 |
30 |
20 |
10 |
||||||
на |
|
................................. |
|||||||||||||
Скорость |
вращения |
крана |
об/мин |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,3 |
||||
(стрелы) . |
|
|
|
|
|||||||||||
Вес к р а н а ........................... |
т |
2,4 |
7 |
12 |
18 |
23 |
28 |
38 |
80 |
-ч
КБ-ISO — для городского жилищно-гражданского и КБ-160, КБ-250 — для промышленного строительства.
Конструкции новых башенных кранов отличаются следующими основными особенностями.
Башни кранов имеют высокий оголовок и распорку и связаны с поворотной платформой полиспастом и си стемой тросов, которые воспринимают часть вертикаль ных нагрузок, действующих на башню.
Система запасовки канатов подъема грузов и изме нения вылета стрелы позволяет "При подъеме стрелы достичь прямолинейной траектории груза, а применение электрогидравлических толкателей для кранов грузо подъемностью до 3 г и вихревого тормоза-генератора —. получить малые посадочные скорости при опускании пруза в проектное положение.
Все механизмы расположены на поворотной плат форме, что облегчает осмотр и ремонт их. На всех кра нах (кроме КБ-4) применена унифицированная удобная кабина крановщика, укрепляемая сбоку башни на лю бой высоте. Электромеханические ограничители грузо подъемности и защита от запрокидывания стрелы в крайнем верхнем положении повышает безопасную ра боту кранов. Применены трехопорные блочные лебедки с фланцевыми электродвигателями глобоидных механиз мов передвижения и механизмы поворота с вертикаль ными фланцевыми электродвигателями и цилиндри ческими планетарными редукторами.
Металлоконструкции кранов — решетчатые на свар ке из фасонной прокатной стали. Для районов с силь ными ветрами металлоконструкции крана обтекаемые трубчатые. Типаж новых башенных кранов предусмат ривает максимально возможную унификацию узлов и механизмов (табл. 2).
Такая унификация узлов крана дает большую эко номию отри их изготовлении и ремонте во время эксплу атации.
На базе основных моделей кранов предусмотрена модификация по длинам и типам стрел, высоте башни, а также в зависимости от специальных условий работы кранов: для районов с сильными ветрами, для тропи ков, для Крайнего Севера.
Для модифицированных кранов сохраняются основ ные узлы при изменении высоты башни и длины стрелы.
8
Унифицированные механизмы и узлы башенных кранов
Механизмы и узлы
Лебедка |
грузовая |
. . . . |
Лебедка |
стреловая |
. . . . |
Механизм |
вращения . . . . |
Механизм |
передвижения |
Тележка ходовая |
. . . . |
Шариковый круг |
. . . . |
Ограничитель |
грузоподъемности |
Кабина крановщика . . . .
|
Марка крана |
|
|
КБ-4 |
КБ-16 КБ-25 КБ-40 КБ-60 |
100 |
|
КБ- |
|||
|
|
Л-1 Л-2 Л-2
—— Л-1
В-1 |
В-2 |
В-2 |
— |
Д-1 |
Д-1 |
—— —
Ш- |
1 |
ш-з |
Ш-4 |
0-1 |
|
0-1 |
0-1 |
|
■ |
К-1 |
К-1 |
Л-3 |
Л-3 |
Л-3 |
Л-2 |
Л-2 |
Л-2 |
В-3 |
В-3 |
В-4 |
Д-1 |
Д-2 |
Д-2 |
— |
Т-1 |
Т-1 |
Ш-5 |
Ш-5 |
Ш-6 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
К-1 |
К-1 |
К-1 |
Т а б л и ц а 2
|
j |
КБ-160 |
зм-oss |
Л-4 |
Л-4 |
Л-3 |
Л-4 |
В-4 |
В-4 |
Д-3 |
Д-4 |
Т-2 |
Т-3 |
Ш-7 |
Ш-8 |
0-2 |
0-2 |
К-1 |
К-1 |