Файл: Джефф Б. Майкельсон и скорость света.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Книга известного

американского

по­

пуляризатора Бернарда Джеффа

по­

дробная и живо написанная биография

крупного ученого-физика, лауреата Но­

белевской

премии

Альберта

Маикель-

сона.

 

 

 

 

 

 

С именем Майкельсона в физике свя­

заны замечательные по точности и со-

вершенству

экспериментальные

измере-

ния скорости света, разработка интер­

ферометров, создание спектрального эта­

лона длины и, наконец, его высшее до­

стижение — вошедший

во

все

учебники

знаменитый «опыт Майкельсона», в ко­

тором было установлено, что движение

Земли не

влияет на скорость распро­

странения

света.

Этот

результат

на-

ИГ^ГП^ останется в..истории-науки КЙК-----

замечательное достижение прежде всего

-

потому, что он стал экспериментальной

 

основой тех принципов, на которых

1

Эйнштейн создал специальную теорию

_

относительности.

т

 

Рассказ о нелегком, но целеустрем­

 

ленном научном пути Майкельсона бу­

 

дет интересен любому читателю. Уча-

(

щаяся молодежь, готовящаяся посвятить

(

себя науке и делающая в ней первые

I

шаги, найдет для себя там много по­

 

учительного. Ей в первую очередь я

 

предназначена эта книга.

 


ж

BERNARD JA F F E

MICHELSON

and the Speed o f Light

HEINEMANN

London Melbourne Toronto

1961

Бернард Джефф

МА Й К Е Л Ь С О Н

искорость света

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

М осква 196-4

R

o c .

ПУЬЛ

•* «

 

у ч н

-т е х н

* АН

вИЕ-Лиотека <*сс_и.— 4

Ж ° %

5 !

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО Р. С. БОБРОВОЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ И РЕДАКЦИЯ М. Д. ГАЛАНИНА

РЕДАКТОР Л. В. ГЕССЕН

Редакция литературы по физике

ПР Е Д И С Л О В И Е

Влюбом учебнике физики можно найти описание опыта Майкельсона, который установил, что движение Земли не влияет на скорость распространения света. Этот опыт стал одной из важ­ нейших экспериментальных основ специальной теории относитель­ ности. Студент-физик или специалист по физической, оптике встре­ чается с именем Майкельсона еще чаще. До сих пор применяются созданные им и носящие его имя приборы: интерферометр Май­ кельсона, звездный интерферометр, эшелон. Однако научная био­ графия этого замечательного физика-экспериментатора сравни­ тельно мало известна. Между тем, в истории науки интересна и поучительна не только история развития научных идей, но и жизнь выдающихся творцов науки.

Научная деятельность Альберта Майкельсона

характерна

сво­

ей незаурядной целеустремленностью. Далеко не

случайно,

что

именно Майкельсону удалось добиться таких больших успехов в трудных и тонких опытах. Майкельсон всегда ставил перед собой самые трудные задачи, с огромной смелостью проводил опыты по тому времени большого масштаба и добивался поразительной точности результатов. Нужна была смелость и экспериментатор­ ское искусство Майкельсона, чтобы в 1882 году поставить «опыт

5


Майкельсона» в первом варианте. Действительно, ожидаемый эф­ фект фактически не превышал случайных ошибок измерений. Уже из этого первого опыта Майкельсон сделал правильный вывод об отсутствии «эфирного ветра». С присущей ему настойчивостью Майкельсон не оставлял этого вопроса до тех пор, пока не были получены значительно более точные и надежные результаты в знаменитом опыте 1887 года, проведенном вместе с Морли. С та­ кой же поразительной настойчивостью Майкельсон в течение всей своей жизни возвращался к измерениям величины скорости све­ та, в течение многих лет совершенствовал свои приборы и уточнял результаты. Во времена Майкельсона никто не мог сравниться с ним в точности получаемых результатов. Замечательно, что полу­ ченное им значение скорости света было уточнено только 15—20 лет тому назад, когда появились принципиально новые технические возможности измерения.

Предлагаемая вниманию советских читателей книга американ­ ского популяризатора Б. Джеффа — это подробная и живо напи­ санная биография Майкельсона. Из описания жизни Майкельсона, из приводимых автором подробностей, отдельных эпизодов и фак­ тов складывается яркий и своеобразный облик ученого. Научная деятельность Майкельсона в американских условиях конца прош­ лого и начала нашего века не всегда была легкой: недаром автор так часто упоминает о средствах и долларах. Конечно, неправиль­ но, как это делает Б. Джефф, объяснять трудные условия работы Майкельсона тем, что в то время, в противоположность настоящему, в США не поощрялись занятия «чистой» наукой. И сейчас в США научные исследования поддерживаются только потому, что амери­ канские бизнесмены поняли, что развитие настоящей науки никогда не бывает бесплодным и всегда в конце концов приносит «выгоду» в виде новых технических приложений.

Несколько хуже удалось автору показать значение опыта Майкельсона в кругу тех опытов и теорий, которые подготовили создание Эйнштейном специальной теории относительности. Впро­ чем, изложение этих вопросов в популярной форме чрезвычайно

трудно. К тому же в настоящее время едва ли имеет смысл раз­ бирать в популярной книжке во всех деталях те трудности и противоречия, с которыми сталкивалась физика до создания теории относительности. Следует подчеркнуть, что опыт Майкельсона на- ¡сегда останется в истории науки как замечательное достижение прежде всего потому, что он стал экспериментальной основой тех принципов, на которых построена специальная теория относитель­ ности Эйнштейна. Нужно иметь в виду, что в настоящее время теория относительности — это уже обычный арсенал физики, ее быт. Эта теория подтверждается сейчас уже каждодневными опы­

тами с

быстродвижущимися элементарными частицами, например

электронами, протонами, мезонами

и т. д. Но это особый

вопрос

и автор

биографии Майкельсона,

по-видимому, правильно

делает,

что не останавливается на нем. Что же касается всех доводов в пользу «неподвижного» или «увлекаемого эфира», а также различ­

ных попыток создания его механических моделей, то они,

так же

как и теория «теплорода», принадлежат уже истории.

 

Со времен Майкельсона

физика гигантски шагнула

вперед.

Появились совершенно новые

технические средства для

проведе­

ния сложнейших физических экспериментов. Особенно быстро развивается наука в нашей стране, которая предоставляет своим ученым большие возможности. Но и в наше время для получения крупных научных результатов нужны не только технические средства, но и большая настойчивость и смелость, бескорыстная преданность науке, готовность преодолевать огромные трудности. Поэтому рассказ о научном пути Майкельсона интересен и поучи­ телен в особенности для учащейся молодежи, готовящейся посвя­ тить себя науке или делающей в ней первые шаги. Ей в первую очередь и предназначена эта книжка.

М, Д. Галанин


Воздержитесь отвергать пришедшее вам на ум суждение лишь потому, что оно ошеломляет вас своей новизной. Вместо этого тщательно его взвесьте и обдумайте. Если оно окажется пра­ вильным, примите его. Если ошибочным — реши­ тельно выступайте против него.

Л У К Р Е Ц И Й (96—55 гг. до н. э.).

Легкокрылая голубка, стремительно рассекая воздух и ощущая его сопротивление, воображает, что в пустом пространстве лететь было бы легче.

И М М А Н У И Л К А Н Т (1724—1804).


1 .

МОРСКОЙ ОФИЦЕР ИЗМЕРИЛ СКОРОСТЬ СВЕТА

Весной

1879 года газета

«Нью-Йорк

тайме» сообща­

ла: «На

научном горизонте

Америки

появилась новая

яркая звезда. Младший лейтенант морской службы, вы­ пускник Морской академии в Аннаполисе Альберт А. Майкельсон, которому нет еще двадцати семи лет, добился выдающегося успеха в области оптики: он измерил скорость света». В редакционной статье, оза­ главленной «Наука — народу», газета «Дейли трибюн» писала: «Местная газета Вирджиния-Сити, города рудо­ копов в далекой Неваде, с гордостью сообщает: „Млад­ ший лейтенант Альберт А. Майкельсон, сын Сэмюэля Майкельсона, владельца галантерейного магазина в нашем городе, привлек к себе внимание всей страны замечательным научным достижением: он измерил ско­ рость света“».

О скорости света размышляли и спорили еще с древ­ них времен, но до Майкельсона только троим ученым (все они были французы) удалось измерить ее с по­ мощью земных средств. Это была очень старая и очень сложная проблема. До Майкельсона на американском

11

континенте никто даже не пытался поставить этот труд­ ный эксперимент.

Однако за предшествующие столетия философы и ученые накопили довольно обширный запас сведений о свойствах света. За 300 лет до нашей эры, в те дни, когда Евклид создал свою геометрию, греческие мате­ матики уже немало знали о свете. Было известно, что свет распространяется прямолинейно и что при отраже­ нии от плоского зеркала угол падения луча равен углу отражения. Древние ученые хорошо знали и явление преломления света. Заключается оно в том, что свет, переходя из одной среды, например воздуха, в среду иной плотности, например воду, преломляется.

Клавдий Птолемей, астроном и математик из Алек­ сандрии, составил таблицы измеренных углов падения и преломления, но закон преломления света был открыт только в 1621 году голландским математиком из Лей­ дена Виллебрордом Снеллиусом, который обнаружил, что отношение синусов угла падения и угла преломле­ ния постоянно для любых двух сред разной плотности.

Многие древние философы, в том числе великий Аристотель и римский государственный деятель Луций Сенека, задумывались о причинах возникновения радуги. Аристотель считал, что цветовая гамма появляется в результате отражения света капельками воды: примерно того же мнения придерживался и Сенека, полагая, что облака, состоящие из частичек влаги, являются своего рода зеркалом. Так или иначе, человек на протяжении всей своей истории проявлял интерес к природе света, о чем свидетельствуют дошедшие до нас мифы, легенды, философские споры и научные наблюдения.

Как и большинство древних ученых (исключая Эмпе­ докла), Аристотель считал, что скорость света беско­ нечно велика. Было бы удивительно, если бы он думал

12