Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
|
I. |
Обшие св ед ен и я .................................................... |
3 |
|
II. |
Аппаратура |
и материалы для сварки . . . |
20 |
III. |
Сварка шип |
из цветных металлов . . . . |
44 |
1. |
Сварные контактные соединения шин . . . |
44 |
|
2. |
Сварка алюминиевых ш и н ..................................... |
54 |
|
3. |
Сварка шин из сплава А Д - 3 1 .............................. |
113 |
|
4. |
Сварка медных ш и н ................................................. |
115 |
|
5. |
Сварка разнородных м еталлов............................ |
126 |
|
IV. |
Сварка с т а л и ............................................................... |
132 |
|
V. |
Контроль качества сварных соединений . . |
137' |
|
VI. |
Организация сварочных р а б о т ............................ |
139 |
|
VII. |
Техника безопасности и производственная са |
|
|
нитария .......................................................................... |
|
143 |
Евсеев Роман Евгеньевич
ЭЛЕКТРОДУГ ОВАЯ СВАРКА
ВЭЛ ЕК ТРО МО НТА ЖН ОМ П РО ИЗ ВО ДС ТВ Е
** *
|
|
|
Стройиздат |
|
|
|
|
|
|||
|
Москва, К-31. |
Кузнецкий, мост, |
д. |
9 |
|
||||||
|
|
|
|
* |
* * |
|
|
|
|
|
|
|
редактор |
издательства |
М. |
И. |
П а т е н о в с к а я |
||||||
|
Технический редактор Д. Я. |
К а с и м о в |
|
||||||||
Корректоры |
И. А. |
З а й ц е в а , |
С. |
Г. |
Л е в а ш о в а |
||||||
Сдано |
в набор 12/11—1968 г. Подписано |
к печати |
14/VI—1968 г. |
||||||||
Т-07500. |
Бумага 70 VC9 0 |
— 2,25 |
бум. л. |
5,265 уел. |
печ. л. |
||||||
Тираж |
15900 экз. |
Пзд |
(уч.-нзд. 5.47 л.). |
Л® |
105. |
Цена |
28 коп. |
||||
№ |
AVI-146. |
Зак. |
Подольская типография Главполнграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР
г. Подольск, ул. Кирова, д. 25.
Е В С Е Е В Р. Е.
ЭЛЕКТРОДУГОВАЯ
СВАРКА В ЭЛЕКТРОМОНТАЖНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Л И Т Е Р А Т У Р Ы П О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В У
М о с к в а — 1 9 6 8
6C6.S
Н 25 УДК 621.791.75:696.6
б / |
Г |
+1°°-ПУ*™и-НАй |
|
|
■f 'С-1 |
* я |
|
|
CjHSJiHuj^KA сог.р |
UU £19
И
Евсеев Р. Е.
Е 25 |
Электродуговая |
сварка в элект- |
|||||
ромонтажном |
производстве. |
||||||
М., |
Стройиздат, |
1968. |
|
|
|||
|
144, с. |
|
|
|
|
|
|
|
В |
книге приведено |
|
описание |
современных |
||
сйособов электродуговой |
сварки |
цветных и чер |
|||||
ных |
металлов, применяющихся |
при |
электромон |
||||
тажный |
работах, а |
такж е |
соответствующей сва |
||||
рочной |
аппаратуры |
и |
материалов. |
Приведены |
|||
конструкции характерных |
сварных узлов шин из |
алюминия, алюминиевых сплавов и меди и тех нология их выполнения. Дается описание органи зации сварочных работ и изложены правила по технике безопасности при проведении этих ра бот. Книга рассчитана на широкий круг элекггромонтажииков.
3—2—7 |
6С6.5+6П2.14 |
198—1967 |
|
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Электродуговая сварка металлов при мон таже электрических установок является про грессивной технологией.
Кроме сварки черных металлов, давно при меняемой при производстве электромонтаж ных работ, главным образом при изготовлении различных опорных конструкций, кожухов оборудования, заземления и т. п., сварка в два последних десятилетия широко внедрена в на шей стране для контактных соединений токо проводящих шин, проводов и кабелей из алю миния и меди.
При сварке значительно |
повышается |
на |
дежность электроустановок, |
достигается |
зна |
чительная экономия электроэнергии за |
счет |
устранения ее потерь в контактных соединени ях, экономятся крепежные материалы для болтовых или сжимных соединений шин, об легчаются конструкции, упрощается техноло гия их изготовления и монтажа.
При помощи сварки решаются вопросы ин дустриализации монтажных работ.
Сваркой, по современным научным пред ставлениям, называется процесс получения не разъемных соединений отдельных частей из твердых материалов, осуществляемый за счет междуатомных сил сцепления с применением нагрева и без него.
1* Зак, 105 |
3 |
Междуатомное сцепление, происходящее при сварке, осуществляется как при расплав лении и последующем застывании металла, так и при сжатии (сдавливании) свариваемых элементов, нагретых только до пластического
состояния. Иногда |
междуатомное сцепление, |
|||
характеризующее сварку, |
происходит |
только |
||
при одном сжатии, |
без |
нагрева — холодная |
||
сварка. |
|
|
|
|
Различают |
две |
основные группы сварки: |
||
сварку плавлением, |
осуществляемую |
посред |
||
ством одной |
только операции — нагрева, и |
сварку давлением, имеющую две операции — нагрев и сдавливание.
Преимуществом сварки плавлением явля ется ее универсальность; этим способом мож но сваривать все известные в технике металлы и сплавы независимо от формы деталей. Свар ка плавлением — процесс, при котором, благо даря воздействию источника теплоты, проис ходит расплавление кромок свариваемых эле ментов с образованием жидкой ванны1и с по следующим формированием шва при застыва нии металла.
Отдельные способы сварки плавлением мо гут быть разделены по признаку источника теплоты, подводимой при ■сварке, например электрическая или газовая сварка. В этой книге рассмотрена только электродуговая старка2,1 при которой разогрев и расплавление м талла достигаются за счет теплоты'электри ческой дуги.
1 Сварочной ванной называется зона сварного шва, в которой металл в процессе сварки находится в расплав
ленном состоянии.
2 В дальнейшем изложении используется сокращен ный термин — дуговая сварка.
4
Классификация способов дуговой сварки, применяемой в электромонтажном производ стве, приведена ниже.
Дуговая сварка изобретена русскими ин женерами— Н. Н. Бенардосом (1882 г.) и Н. Г. Славяновым (1888 г.). Наиболее рас пространена сварка по способу Н. Г. Славянова. Сущность этого способа состоит в том, что электрическая дуга возбуждается между свариваемой деталью (рис. 1,а) и металличе ским электродом, который плавится в процес се горения дуги и заполняет сварной шов. При сварке по способу Н. Н. Бенардоса (рис. 1,6) используется неплавящийся угольный или гра
5
фитовый электрод. Заполнение шва Достигает ся за счет плавления присадочного прутка.
При аргоно-дуговой сварке вместо уголь ного электрода используют медленно плавя щийся вольфрамовый электрод.
Свойства электрической дуги меняются в зависимости от материала электрода. Напри мер, при горении дуги между свариваемым металлическим изделием и угольным электро-
а)
•ё
si
*
Рис. I. Виды дуговой электросварки
а — способ |
Н. Г. Славянова; б — способ |
Н. Н. |
Бенардоса; |
в — угольная электрическая |
дуга, |
г — дуга металлического электрода; 1 — м етал |
лический электрод; 2 — угольный электрод; 3 — присадочный пруток; 4 — свариваемый мате
риал; 5 — катодное пятно; |
6 — столб дуги; 7— |
анодное пятно; 8 — пламя |
дуги; 9 — кратер; |
10 — ванна
дом она имеет большую длину и другую фор му (рис. 1, в), чем дуга, между изделиями и металлическим электродом (рис. 1, г). В по следнем случае явления, происходящие в дуге, значительно сложнее, так как в дуговом про межутке кроме паров, образуемых при сгора
нии электрода, присутствуют капли расплав ленного металла и пары сгорающего в дуге электродного покрытия.
Если дуговая сварка по способу Бенардоса производится голым угольным электродом, то при сварке по способу Славянова на плавя щийся металлический электрод наносят по крытие, которое в зависимости от состава и толщины может быть ионизирующим или ка чественным, т. е. обеспечивающим получение наплавленного металла повышенного каче ства.
Ионизирующие покрытия наносят на элек троды слоем толщиной не более 0,5 мм. Эти покрытия состоят из веществ, ионизирующих дуговой промежуток, т. е. способствующих устойчивому горению дуги даже при питании ее от источника переменного тока. Ионизиру ющие покрытия не защищают металл от воз духа.
Качественные покрытия наносят на элек трод слоем толщиной 1,5—2,5 мм. В состав этих покрытий входят шлакообразующие и газообразующие вещества, защищающие жид кую ванну и капли электродного металла от окружающего воздуха, а также иногда при сварке стали — некоторые ферросплавы, леги рующие, улучшающие механические свойства наплавленного металла.
В результате подбора электродных покры тий сварной шов часто получает механические свойства более высокие, чем основной свари ваемый металл.
Производительность дуговой сварки повы шается применением автоматической или по луавтоматической сварки под слоем флюса или в среде защитных газов.
7
Процесс автоматической сварки заключа ется в следующем: голая электродная прово лока с катушки подается в зону дуги автома тической головкой; впереди головки автомата из бункера по трубке на свариваемые кромки подается флюс, покрывающий поверхность металла слоем толщиной около 50 мм. Элек трическая дуга горит под слоем флюса в со здаваемом ею газовом пузыре, окруженном средой расплавленного флюса.
Благодаря давлению флюса на поверх ность жидкой ванны, в процессе сварки устра няется разбрызгивание металла и достигается хорошее формирование шва, даже при очень больших токах, достигающих 1000—4000 а. Расплавляемая в процессе сварки, а затем затвердевающая часть флюса образует на по верхности шва шлаковую корку. Неиспользуе мая, т. е. не расплавленная, часть флюса отса сывается обратно в бункер по трубке, а затем повторно используется при сварке.
Хорошая защита расплавленного металла от окружающего воздуха, а также легирова ние металла шва (в случае сварки стали) со держащимися во флюсе компонентами обеспе чивают высокие механические свойства свар ных швов, выполненных автоматической свар кой.
Широкое распространение, особенно в мон тажных условиях, получила полуавтоматиче ская (шланговая) сварка под слоем флюса (рис. 2), отличающаяся от автоматической тем, что перемещение вдоль шва головки, по дающей сварочную проволоку (в данном слу чае держателя с бункером для флюса), произ водится вручную.
Источником тока при шланговой сварке
8