Файл: Гордиевский Э.Н. Памятка буровому мастеру механического колонкового бурения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
7
/
Рис. |
11. |
Ловля |
бу |
||
рильной |
трубы |
коло |
|||
|
|
колом |
|
||
1 |
— бурильные |
для |
трубы; |
||
2 |
— ниппель |
ш танг; |
|||
8 |
— колонковая |
труба; |
|||
4 — коронка; |
5 — пере |
||||
ходник |
с бурильных труб |
на колонковую; 6 — ло вильный колокол; 7 — об сад ная труба
Рис. 12. Схема промывки зашламаванного снаряда при по мощи обсадных труб и штанг
до глубины завала обсадные трубы следую щего меньшего диаметра. Для размыва зава ла на верхний конец обсадных труб навинчи вают вертлюг-сальник и производят сильную промывку скважины, медленно опуская колонну обсадных труб (рис. 12). После раз мыва завала колонну обсадных труб извле кают из скважины и продолжают ликвида цию аварий способом, описанным выше.
При ликвидации прихватов бурового сна ряда часто положительные результаты дает применение нефтяной ванны. Для этого через штанги закачивается нефть или смесь мотор ного масла и дизельного топлива в таком ко личестве, чтобы высота столба нефти или сме си была не менее 15—20 м (над местом при хвата). Закачка нефтяной смеси должна про изводиться в один прием. Через каждые 2 ч рекомендуется добавлять в скважину приме няемую смесь. Общая длительность нефтяной ванны продолжается 10—15 ч. По истечении этого срока нужно расходить прихваченный буровой инструмент и произвести его подъем.
Если описанные выше способы ликвидации прихвата снаряда не дают положительного результата, следует развертывать колонну бурильных труб при помощи левого снаряда.
При наличии противоаварийного переход ника следует произвести отсоединение колон ны бурильных труб от колонкового снаряда, а дальнейшую ликвидацию аварий произво дить одним из следующих способов.
1. Опустить на бурильных трубах забой ный вибратор с соответствующим на конце ловильным инструментом. После соединения ловильного инструмента с прихваченным
колонковым снарядом произвести • 'затяжку инструмента, затем вращением (при работе вибратора) освободить прихваченный буро вой снаряд.
2. Опустить внутрь колонковой трубы поч ти до забоя бурильные трубы со специальным наконечником, имеющим внутренний диаметр 5—8 мм, а при отсутствии такого наконечни ка на конец бурильных труб навинтить нип пель. Затем произвести интенсивную промыв ку, поднять бурильные трубы и опустить в скважину самоосвобождающуюся труболовку. При помощи труболовки произвести на тяжку и извлечение колонковой трубы. В слу чае необходимости можно применить выкола чивание ударной бабой. Если это не даст по ложительного результата, следует разбурить колонковую трубу победитовой коронкой или специальной фрезой.
Если внутри прихваченной колонковой тру бы остался керн, то перед ее подъемом сле дует принять меры к его извлечению. Для этого в скважину нужно опустить колонко вую трубу следующего (меньшего) диаметра с коронкой, армированной твердыми сплава ми, или специальным приспособлением
«паук». |
ликвидировать |
аварию не |
удается, |
Если |
|||
а забой |
и призабойное |
пространство |
скважи |
ны оказались заполнены металлическими предметами (вследствие обрыва и поломки ловильных инструментов), то забой скважины заливают цементным раствором или запол няют скважину над прихваченным инструмен том глиной и при помощи клина искривляют скважину (рис. 13).
106
Если буровая скважина обсажена трубами и по геолого-техническим условиям представ ляется возможным поднять эту колонну обсадных труб, то нередко бывает целесооб разным производить расширение скважины
Рис. 13. Схема отклоне ния скважины при помо щи клина
после, подъема обсадных труб коровкой боль шего диаметра по сравнению с оставленной на забое. В этом случае во избежание ухода скважины в сторону или одностороннего раз буривания расширение скважины следует производить с направляющим шпинделем.
KF
Затем нужно опустить колонковую трубу большего диаметра и большей длины, чем прихваченная, и обуривать последнюю тонко стенной коронкой глубже прежнего забоя скважины, после чего произвести заклинку или затирку прихваченной колонковой трубы и извлечь ее (рис. 14).
Ес л и при п р и х в а т е с н а р я д а о б р ыв б у р и л ь н ы х т р у б п р о и з о ш е л н и ж е б а ш м а к а о б с а д н ы х т р у б и в е р х н и й к о н е ц о с т а в ш и х с я в с к в а ж и н е т р у б о т к л о н и л с я в сторону , то для ликвидации аварии необходимо опус
тить ловильный метчик |
или колокол (лучше |
с юбкой) на изогнутой |
бурильной Урубе или |
с отводным крюком. |
|
Рассмотрим несколько часто встречающих
ся случаев аварий. |
оборвалась |
в шла |
|
Б у р и л ь н а я |
т р у б а |
||
мовой трубе. |
Подъем |
колонковой |
трубы |
в таких случаях производится после удаления шлама из шламовой трубы.
П ри д р о б о в о м б у р е н и и оборвалась колонковая труба. Такой вид аварии может произойти в суженной части скважины при интенсивной промывке в начале рейса. Оста ток колонковой трубы в этих случаях осво бождают при помощи ударной бабы или вибраторов.
Д р о б о в а я к о р о н к а о с т а л а с ь на з а б о е вследствие изношенности резьбового соединения. Если в коронке нет керна, то подъем ее производится метчиком. Коронку с керном следует попытаться соединить с новой колонковой трубой или разбурить керн и поднять коронку метчиком. Если это
108
Рис. 14. Оборивание ко |
|
лонковой трубы корон |
труб метчиком |
кой большего диаметра |
|
не удается, |
следует коронку разбурить |
дробью. |
т р у б ы р а з в е р н у л и с ь |
О б с а д н ы е |
и б у р о в о й с н а р я д не п р о х о д и т
в с к в а ж и н у . |
Необходимо поднять |
верх |
||||||||||
|
|
|
|
нюю часть колонны об |
||||||||
|
|
|
|
садных |
труб |
труболов |
||||||
|
|
|
|
кой или метчиком, со |
||||||||
|
|
|
|
брать |
|
вновь |
верхнюю |
|||||
|
|
|
|
часть колонны и опустить |
||||||||
|
|
|
|
с |
направляющим |
дере |
||||||
|
|
|
|
вянным кондом на ниж |
||||||||
|
|
|
|
нюю часть |
и |
осторожно |
||||||
|
|
|
|
навернуть. Если это не |
||||||||
|
|
|
|
удается, |
|
то |
|
нижнюю |
||||
|
|
|
|
часть |
колонны |
обсадных |
||||||
|
|
|
|
труб |
поднимают |
до устья |
||||||
|
|
|
|
скважины, а затем ими |
||||||||
|
|
|
|
вновь |
обсаживают |
сква |
||||||
|
|
|
|
жину (рис. 15, 16, 17). |
||||||||
|
|
|
|
Иногда |
при |
сильных |
||||||
|
|
|
|
прихватах |
колонны |
|
об |
|||||
|
|
|
|
садных |
труб |
их |
подъем |
|||||
|
|
|
|
требует |
больших |
усилий, |
||||||
Рис. 16. Конусное на |
в результате чего резь |
|||||||||||
бовые соединения не |
вы |
|||||||||||
правление |
для соеди |
держивают |
и |
происходит |
||||||||
нения |
обсадных |
труб |
||||||||||
1 — ниж няя |
часть |
колон |
их |
разрыв. |
|
|
|
|
|
|||
ны; 2 — верхняя висячая |
В таких |
случаях |
иног |
|||||||||
часть |
колонны; |
3 — |
||||||||||
ш танги; |
|
4 — конусное |
да |
приходится |
прибегать |
|||||||
направление |
|
к |
резке |
колонны |
труб и |
|||||||
|
|
|
|
подъему |
их частями, |
ме - |
||||||
При п о п а д а н и и |
в с к в а ж и н у |
|
||||||||||
т а л л и ч е с к и х |
п р е д м е т о в |
подъем |
их |
|||||||||
производится |
«пауком |
или |
колонковой |
|
тру- |
|||||||
бой |
с |
предварительным |
тампонированием |
110
1
Рис. 17. Соединение об |
ната |
штопором |
|
1 — штопор; |
2 — канат; 3 — |
||
садных труб при помощи |
|||
бурильная |
труба; 4 — верт |
||
деревянного конуса |
лю г; 5 — колонковая труба |
глиной упавших предметов. В некоторых слу чаях приходится их цементировать и разбу ривать.
Ес л и в с к в а ж и н у п о п а л о б о р в а н н ый трос , его извлекают различными што порами (рис. 18), которые опускают в сква жину к месту отрыва троса. Легкими прово ротами штопора трос наматывается, после чего его поднимают.
VII. УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ
Для обеспечения надежной и бесперебой ной работы бурового станка, двигателя и на соса необходимо строго соблюдать правила ухода за ними. Своевременная смазка и уход за механизмами повышает срок их работы.
Перед пуском бурового агрегата необходи мо отрегулировать натяжение ремней маслонасоса, включение и выключение муфт сцеп ления станка и двигателя, затяжку и отвод тормозных колодок станка. Кроме того, сле
дует везде проверить. наличие |
и уровень |
|
смазки. Поставить все |
рычаги |
управления |
в нейтральное положение |
или выключить их |
(муфты сцепления при этом должны быть выключены), проверить манометры и другие приборы и устранить неисправности. Прове рить наличие охлаждающей жидкости в си стеме охлаждения двигателя. После опробова
ния |
агрегата |
на ходу он готов к работе. |
В |
процессе |
эксплуатации агрегата необхо |
димо непрерывно следить за работой гидро системы, отдельных механизмов и за показа ниями- контрольно-измерительных приборов; не допускать перегрузки станка и двигателя, пробуксовки фрикциона станка. Следить за исправным состоянием грязевого насоса всасывающего и нагнетательного шлангов.
8 5237 |
ИЗ |