Файл: Гордиевский Э.Н. Памятка буровому мастеру механического колонкового бурения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

/

Рис.

11.

Ловля

бу­

рильной

трубы

коло­

 

 

колом

 

1

бурильные

для

трубы;

2

— ниппель

ш танг;

8

— колонковая

труба;

4 — коронка;

5 — пере­

ходник

с бурильных труб

на колонковую; 6 — ло­ вильный колокол; 7 — об­ сад ная труба

Рис. 12. Схема промывки зашламаванного снаряда при по­ мощи обсадных труб и штанг


до глубины завала обсадные трубы следую­ щего меньшего диаметра. Для размыва зава­ ла на верхний конец обсадных труб навинчи­ вают вертлюг-сальник и производят сильную промывку скважины, медленно опуская колонну обсадных труб (рис. 12). После раз­ мыва завала колонну обсадных труб извле­ кают из скважины и продолжают ликвида­ цию аварий способом, описанным выше.

При ликвидации прихватов бурового сна­ ряда часто положительные результаты дает применение нефтяной ванны. Для этого через штанги закачивается нефть или смесь мотор­ ного масла и дизельного топлива в таком ко­ личестве, чтобы высота столба нефти или сме­ си была не менее 15—20 м (над местом при­ хвата). Закачка нефтяной смеси должна про­ изводиться в один прием. Через каждые 2 ч рекомендуется добавлять в скважину приме­ няемую смесь. Общая длительность нефтяной ванны продолжается 10—15 ч. По истечении этого срока нужно расходить прихваченный буровой инструмент и произвести его подъем.

Если описанные выше способы ликвидации прихвата снаряда не дают положительного результата, следует развертывать колонну бурильных труб при помощи левого снаряда.

При наличии противоаварийного переход­ ника следует произвести отсоединение колон­ ны бурильных труб от колонкового снаряда, а дальнейшую ликвидацию аварий произво­ дить одним из следующих способов.

1. Опустить на бурильных трубах забой­ ный вибратор с соответствующим на конце ловильным инструментом. После соединения ловильного инструмента с прихваченным

колонковым снарядом произвести • 'затяжку инструмента, затем вращением (при работе вибратора) освободить прихваченный буро­ вой снаряд.

2. Опустить внутрь колонковой трубы поч­ ти до забоя бурильные трубы со специальным наконечником, имеющим внутренний диаметр 5—8 мм, а при отсутствии такого наконечни­ ка на конец бурильных труб навинтить нип­ пель. Затем произвести интенсивную промыв­ ку, поднять бурильные трубы и опустить в скважину самоосвобождающуюся труболовку. При помощи труболовки произвести на­ тяжку и извлечение колонковой трубы. В слу­ чае необходимости можно применить выкола­ чивание ударной бабой. Если это не даст по­ ложительного результата, следует разбурить колонковую трубу победитовой коронкой или специальной фрезой.

Если внутри прихваченной колонковой тру­ бы остался керн, то перед ее подъемом сле­ дует принять меры к его извлечению. Для этого в скважину нужно опустить колонко­ вую трубу следующего (меньшего) диаметра с коронкой, армированной твердыми сплава­ ми, или специальным приспособлением

«паук».

ликвидировать

аварию не

удается,

Если

а забой

и призабойное

пространство

скважи­

ны оказались заполнены металлическими предметами (вследствие обрыва и поломки ловильных инструментов), то забой скважины заливают цементным раствором или запол­ няют скважину над прихваченным инструмен­ том глиной и при помощи клина искривляют скважину (рис. 13).

106


Если буровая скважина обсажена трубами и по геолого-техническим условиям представ­ ляется возможным поднять эту колонну обсадных труб, то нередко бывает целесооб­ разным производить расширение скважины

Рис. 13. Схема отклоне­ ния скважины при помо­ щи клина

после, подъема обсадных труб коровкой боль­ шего диаметра по сравнению с оставленной на забое. В этом случае во избежание ухода скважины в сторону или одностороннего раз­ буривания расширение скважины следует производить с направляющим шпинделем.

KF

Затем нужно опустить колонковую трубу большего диаметра и большей длины, чем прихваченная, и обуривать последнюю тонко­ стенной коронкой глубже прежнего забоя скважины, после чего произвести заклинку или затирку прихваченной колонковой трубы и извлечь ее (рис. 14).

Ес л и при п р и х в а т е с н а р я д а о б ­ р ыв б у р и л ь н ы х т р у б п р о и з о ш е л н и ж е б а ш м а к а о б с а д н ы х т р у б и в е р х н и й к о н е ц о с т а в ш и х с я в с к в а ­ ж и н е т р у б о т к л о н и л с я в сторону , то для ликвидации аварии необходимо опус­

тить ловильный метчик

или колокол (лучше

с юбкой) на изогнутой

бурильной Урубе или

с отводным крюком.

 

Рассмотрим несколько часто встречающих­

ся случаев аварий.

оборвалась

в шла­

Б у р и л ь н а я

т р у б а

мовой трубе.

Подъем

колонковой

трубы

в таких случаях производится после удаления шлама из шламовой трубы.

П ри д р о б о в о м б у р е н и и оборвалась колонковая труба. Такой вид аварии может произойти в суженной части скважины при интенсивной промывке в начале рейса. Оста­ ток колонковой трубы в этих случаях осво­ бождают при помощи ударной бабы или вибраторов.

Д р о б о в а я к о р о н к а о с т а л а с ь на з а б о е вследствие изношенности резьбового соединения. Если в коронке нет керна, то подъем ее производится метчиком. Коронку с керном следует попытаться соединить с новой колонковой трубой или разбурить керн и поднять коронку метчиком. Если это

108


Рис. 14. Оборивание ко­

 

лонковой трубы корон­

труб метчиком

кой большего диаметра

 

не удается,

следует коронку разбурить

дробью.

т р у б ы р а з в е р н у л и с ь

О б с а д н ы е

и б у р о в о й с н а р я д не п р о х о д и т

в с к в а ж и н у .

Необходимо поднять

верх­

 

 

 

 

нюю часть колонны об­

 

 

 

 

садных

труб

труболов­

 

 

 

 

кой или метчиком, со­

 

 

 

 

брать

 

вновь

верхнюю

 

 

 

 

часть колонны и опустить

 

 

 

 

с

направляющим

дере­

 

 

 

 

вянным кондом на ниж­

 

 

 

 

нюю часть

и

осторожно

 

 

 

 

навернуть. Если это не

 

 

 

 

удается,

 

то

 

нижнюю

 

 

 

 

часть

колонны

обсадных

 

 

 

 

труб

поднимают

до устья

 

 

 

 

скважины, а затем ими

 

 

 

 

вновь

обсаживают

сква­

 

 

 

 

жину (рис. 15, 16, 17).

 

 

 

 

Иногда

при

сильных

 

 

 

 

прихватах

колонны

 

об­

 

 

 

 

садных

труб

их

подъем

 

 

 

 

требует

больших

усилий,

Рис. 16. Конусное на­

в результате чего резь­

бовые соединения не

вы­

правление

для соеди­

держивают

и

происходит

нения

обсадных

труб

1 — ниж няя

часть

колон­

их

разрыв.

 

 

 

 

 

ны; 2 — верхняя висячая

В таких

случаях

иног­

часть

колонны;

3

ш танги;

 

4 — конусное

да

приходится

прибегать

направление

 

к

резке

колонны

труб и

 

 

 

 

подъему

их частями,

ме -

При п о п а д а н и и

в с к в а ж и н у

 

т а л л и ч е с к и х

п р е д м е т о в

подъем

их

производится

«пауком

или

колонковой

 

тру-

бой

с

предварительным

тампонированием

110


1

Рис. 17. Соединение об­

ната

штопором

1 — штопор;

2 — канат; 3

садных труб при помощи

бурильная

труба; 4 — верт­

деревянного конуса

лю г; 5 — колонковая труба

глиной упавших предметов. В некоторых слу­ чаях приходится их цементировать и разбу­ ривать.

Ес л и в с к в а ж и н у п о п а л о б о р в а н ­ н ый трос , его извлекают различными што­ порами (рис. 18), которые опускают в сква­ жину к месту отрыва троса. Легкими прово­ ротами штопора трос наматывается, после чего его поднимают.

VII. УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ

Для обеспечения надежной и бесперебой­ ной работы бурового станка, двигателя и на­ соса необходимо строго соблюдать правила ухода за ними. Своевременная смазка и уход за механизмами повышает срок их работы.

Перед пуском бурового агрегата необходи­ мо отрегулировать натяжение ремней маслонасоса, включение и выключение муфт сцеп­ ления станка и двигателя, затяжку и отвод тормозных колодок станка. Кроме того, сле­

дует везде проверить. наличие

и уровень

смазки. Поставить все

рычаги

управления

в нейтральное положение

или выключить их

(муфты сцепления при этом должны быть выключены), проверить манометры и другие приборы и устранить неисправности. Прове­ рить наличие охлаждающей жидкости в си­ стеме охлаждения двигателя. После опробова­

ния

агрегата

на ходу он готов к работе.

В

процессе

эксплуатации агрегата необхо­

димо непрерывно следить за работой гидро­ системы, отдельных механизмов и за показа­ ниями- контрольно-измерительных приборов; не допускать перегрузки станка и двигателя, пробуксовки фрикциона станка. Следить за исправным состоянием грязевого насоса всасывающего и нагнетательного шлангов.

8 5237

ИЗ