Файл: Богданов П.Ф. Заготовка малярных составов в централизованных мастерских [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пластичность — способность материала из­ менять свою форму под действием нагрузки без каких-либо разрывов и трещин и сохра­ нять новую форму после снятия нагрузки.

Хрупкость — внезапное разрушение мате­ риала при механическом воздействии без за­

метной пластической деформации.

мате­

Водопоглощаемость — способность

риала поглощать воду. Характеризуется сте­ пенью заполнения его пор водой. Весовая во­ допоглощаемость определяется отношением разности весов материала в насыщенном н сухом состоянии и выражается в процентах. Так, например, если вес 1 ж3 известково-гип­ совой штукатурки равен 40 кг, а вес ее после полного насыщения водой — 44 кг, то вес впи­ танной, воды будет равен 44—40= 4 кг. От-, ношение веса впитанной воды к первоначаль­ ному весу будет 4:40 = 0,1, следовательно, водопоглощаемость сухой штукатурки соста­ вит 0,1 X 100=10%.

Водонепроницаемость — способность мате­ риала не пропускать воду под давлением. Характеризуется коэффициентом водонепро­ ницаемости, определяемым отношением про­ изведения количества воды в кг, прошедшей через испытываемый образец материала, и

толщины его в м к площади образца

в ж2

при определенном давлении.

материа­

Теплопроводность — способность

ла передавать через свою толщу

тепло.

Ха­

рактеризуется коэффициентом теплопроводно­ сти, выражающим количество тепла в ккал, которое проходит при установившемся тепло­ вом состоянии через 1 ж2 площади образца

32

толщиной 1 м при разности температур на поверхностях образца в 1° в течение часа.

Поскольку вода имеет больший коэффи­ циент теплопроводности, чем воздух, тепло­ проводность влажных материалов выше, чем сухих.

Морозостойкость — способность материала противостоять разрушающему действию за­ мерзающей в трещинах и порах воды при его

неоднократном замораживании

и оттаивании.

. Огнестойкость — способность

материала

сопротивляться действию высоких темпера­ тур. Для повышения огнестойкости материа­ лов применяются специальные вещества. В частности, для приготовления огнезащитных красок используются негорючие связующие, или в обычные краски добавляются антипи­ рены-вещества, препятствующие воспламе­ нению окрашенного материала, главным об­ разом древесины и тканей.

Вязкость (внутреннее трение) —-свойство жидкостей (и газов) оказывать сопротивле­ ние при перемещении одной части жидкости относительно другой. Характеризуется коэф­ фициентом вязкости.

В лабораториях строительных организа­ ций обычно не выполняют сложных исследо­ ваний свойств отделочных материалов (этим занимаются специальные лаборатории и ин­ ституты). Однако в местных условиях произ­ водят простейшие испытания, для которых разработаны соответствующие стандарты.

Для определения вязкости лаков и красок применяют стандартную воронку, называемую вискозиметром. Воронку заполняют испыты­

3 -4 0 1

33


ваемым материалом при температуре 25°, от­ крывают кран и по времени вытекания мате­ риала определяют его вязкость (чем менее вязки лаки и краски, тем легче их наносить).

При определении скорости высыхания пле­ нок олифы, масляных красок и лаков разли­ чают две стадии:

высыхание «от пыли», когда поверхность пленки высохла настолько, что к ней не при­ стает пыль, но сама пленка еще недостаточно прочна и при нажиме на нее пальцем остав­ ляет отпечаток;

полное высыхание — пленка стала твердой и при нажиме не остается следа.

Скорость высыхания определяют по тон­ кому слою испытываемого материала, нане­ сенному на стеклянную пластинку, которую ставят под углом 45°, чтобы излишек олифы или краски мог стечь.

Прочность и эластичность пленки устанав­ ливают, соскабливая ножом высохшую на стекле пленку. Если она рассыпается мелкими кусочками, то олифа или масляная краска считаются непригодными.

В лабораторных условиях прочность плен-’ ки определяют по весу груза (в граммах), необходимого для того, чтобы нож прибора (аппарата Клемона) процарапал испытуемую пленку до стекла. Эластичность находят при помощи стальных стержней различного диа­ метра (от 1 до 20 мм), вокруг которых изги­ бают жестяную пластинку с нанесенной на ней и уже высохшей краской. Сначала пла­ стинку изгибают вокруг толстых стержней, затем постепенно их диаметр снижают до тех

34

пор, пока пленка не разрушится. По диамет­ ру стержня, предшествовавшего растрескива­ нию пленки, можно судить о степени эластич­ ности материала.

Светостойкость определяют путем пробных окрасок на стекле. Половину окрашенной плоскости закрывают бумагой, образец под­ вергают действию света вольтовой дуги, квар­ цевой лампы «ли другого мощного источника, затем бумагу снимают и сравнивают цвета.

3. Понятие о цвете

Солнечные лучи, освещающие землю, раз­ лагаются на семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Если в темной комнате пропустить через небольшое отверстие луч так, чтобы он был направлен на белый щит, то на последнем появится яркое белое пятно. Если же на пути луча поместить стеклянную призму, то на щите увидим полосу всех цветов радуги. Это солнечный спектр.

Все предметы в природе отражают, раз­ лагают, рассеивают или поглощают световые лучи, отчего и зависит цвет этих предметов. Одни предметы отражают много лучей и мало поглощают их (светлые), другие же, наобо­ рот, много поглощают и мало отражают (тем­ ные). Если мы видим поверхность красной, то это значит, что из всех элементов спектра от­ ражаются только красные, все же остальные лучи — оранжевый, желтый, зеленый и т. д.— поглощаются и становятся невидимыми для глаза.

3 *

35


Краски служат для передачи цвета. Крас­ ку или цвет обычно называют тоном, которым определяют различные оттенки красочных пигментов (красящих веществ). В зависимо­ сти от силы цвета тона бывают резкие или спокойные, теплые іили холодные.

Если окрашенный в серый цвет щит поста­ вить в 'М алоосвещеиную комнату, то окраска будет казаться тяжелой, гнетущей, и, наоборот, если этот же щит выставить в ярко освещенное помещение, мы воспримем его цвет как воздушный и легкий. Этим, в част­ ности, надо руководствоваться при подборе тонов для отделки помещений, располагае­ мых на север или юг.

К теплым тонам относятся: красный, оранжевый, желтый и все последующие от их смешения; к холодным — синий, зеленый и тона, полученные в результате их смешения.

Поэтому для придания окрашиваемой по­ верхности теплого тона следует добавлять красные или желтые цвета, а для холодного— синий. Чистые и холодные для восприятия тона получаются от смешения соседних в сол­ нечном спектре цветов и крайних — красного с фиолетовым.

Научно-исследовательский институт архи­ тектуры жилища Академии строительства и архитектуры СССР рекомендует рецептуру клеевых колеров, подобранную в зависимости от освещенности помещений и расположения их по странаім света (см. приложение 4).

III. РАБОТА КОЛЕРНОГО ЦЕХА ТРЕСТА ЛОС-1

1. Описание технологической схемы цеха

Основными механизированными узлами цеха являются агрегаты (рис. 4): для приго­ товления мыльно-клеевых растворов; эмуль­ сий; шпаклевок и іпа'ст; масляных жолерш; грунтовок; замазок; клейстера.

Кроме того, имеются вспомогательные по­ мещения: меловое; клееплавильное и насос­ ное; моечное (перечень оборудования, уста­ новленного в цехе, приведен в приложении 5).

Для приема непосредственно с транспорта окооли, олифы натуральной, растворителей оборудованы металлические приемные баки, откуда жидкие составляющие подаются шес­ теренчатыми насосами по трубам в расход­ ные емкости. Мыльно-клеевой раствор, приго­ товленный в клееплавильном отделении, и эмульсия, приготовленная в эмульгаторах (отдельно масляная и известково-щелочная) также перекачиваются насосом в расходные баки по трубам с помощью компрессора О-16А.

37

• к к а

о2 sss= я о

-с <й о у а

^ О, а. ^ С5 о

ѵО ^

•Ѳ*

>>

съ

*=(

СЗ о

о СО

SU

з 1- 20

О

к

Q 4

4 S

О

5B

О,

к 5g 5gй2"L

a 2 Р f ч

?-Ь?^3

Гѵ

^ _ С

£ 5.е.а L

^ccsf

I—Іч

_ 01

5 ■=;

к S I

сЧн>

к га

м і_ *У

5 О я ü Ч

« ü g O ä i

н га о, -Ога

ПІиЧН

L-

I "1 Я S

о.

о с

-Г*0

СЗ*-• с .

IS..S

"Sggi

.->.п х: Й!».і "ms-:

*mа>О

я X я:

ё к £ :

х 5 * S '■

о ш * я г

ш о о 2

I « н ч * *

Ч р ш

(

—Ь о Со 5

я я (-

{

в

Ö- O

<

a

c fe e><

5(,m |

ч-S

 

[

Шu. t(0

I

о о

 

■г ^

flj «

2 !=HO«

h ? га ш

 

 

<Ue-S

=”i s.

 

к g f f .

SäJU

 

^ 4>

 

4

--

 

fcoas

 

*° я о а

ш<u

. о ь

ë-sgö t; л X® Rß.4 -1. 4 fc- Я


Для того чтобы обеспечить дальнейшее по­ ступление жидких компонентов самотеком, расходные баки установлены на металличе­ ской эстакаде высотой 3 м, сделанной из угол­ ковой стали 75x75 мм. Вдоль всей эстакады расположена площадка для проведения пе­ риодического осмотра, текущего ремонта и чистки баков. На площадку ведет легкая ме­ таллическая лестница. К расходным бакам прикреплены уровнемерные стекла, по кото­ рым можно снизу наблюдать за расходом ма­ териалов.

Из расходных баков составляющие посту­ пают в дозировочные баки, смонтированные па агрегатах, а оттуда установленными пор­ циями попадают в смесители. Такая система подачи жидких материалов исключает поте­ ри, упрощает операции и не требует для транспортировки специальных рабочих или механизмов.

Меловое отделение предназначено для при­ ема молотого мела из сушильно-дробильного отделения, расположенного вне основного корпуса; в меловом отделении перерабаты­ вается до 15 т мела ,в смену, что обеспе­ чивает трехсменную работу колерной мастер­ ской.

Автосамосвал заезжает в меловое отделе­ ние и выгружает мел в приемный бункер, снабженный виброгрохотами. Затем мел по­ падает на вибросито и дальше в бункер, от­ куда питателем подается в раздаточный бун­ кер агрегата по выпуску шпаклевок и паст, питающий мелоім смесители или бегуны. Мел.

предназначенный для эам'азок, предваіритель- #

39


•но просушивается иа электроплите, после чего подъемником подается в бункер агрегата для приготовления замазок.

В моечном отделении возвращенная со стройплощадок тара проходит чистку и мытье. Грязная тара поступает с автомашин через люк и после мытья на одном из двух станков (один для бидонов, другой для прочей тары) направляется к агрегатам для заполнения.

2. Агрегат для приготовления мыльно-клеевых растворов

Мыльно-клеевой раствор как составляю­ щий необходим для производства клеевой и масляной шпаклевок, а также купоросной или квасцовой грунтовок. Приготовляется он на специальном агрегате (рис. 5), который нахо­ дится в насосном отделении и состоит из клеепліаівилкіи 4 емкостью '800 л с паровыми иглами, подъемника 1 с траверсой 2 для подъ­ ема бочек с клеем 3, клееварки 5 емкостью

470 л, шестеренчатого

насоса

6 и

системы

трубопроводов.

 

 

 

 

Клееплавилка (рис. 6) представляет собой

цилиндрический бак

0

950

мм,

высотой

1450 мм со стенками

из

4-мм стали

и двой­

ным дном, в котором находятся два паровых кольца. К одному из них сбоку приварен шту­ цер для ввода пара, а к другому — трубопро­ вод для возврата конденсата из паровых игл. Паровые иглы выполнены из труб 01,5". Сверху трубы срезаны под острым углом для более легкого проникновения их вглубь твер-

41 дого клея. Паровые иглы одним концом вва-

40

риваются в кольцо, через которое к ним по­ ступает пар, а другим соединяются с кольцом, через которое конденсат возвращается в си.с-

Рис. 5. Агрегат для приготовления мыльно-клеевого раствора

тему. Во избежание образования пароводя­ ных пробок, а следовательно, слабого про­ грева игл пар подведен с двух противополож­ ныхсторон по кольцу. Конденсат отводится

41