ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
сарева, Н. В. |
Шилова, [23, |
24], С. А. |
Кологривова |
||
и др. |
|
|
11 |
• |
10а |
Твердый сплав ВК-6В |
|||||
» |
» |
ВК-15 |
2,9 |
• |
10е |
» |
» |
ВК-8 |
7,5 |
• |
10е |
Победит 13 |
|
5,8 |
• |
10а |
|
Вокар |
|
|
1,47 • |
105 |
|
Сталь 60С2 |
|
7,2 |
■ІО4 |
||
» |
63С2 |
|
8,2 |
• |
104 |
» |
У7 |
|
6,2 |
- |
ІО1 |
» |
45 ХНМФА |
8,0 |
• |
ІО4 |
Расход бурового инструмента. Под расходом буро вого инструмента понимается отношение количества затупленных долот к пробуренной глубине скважины, выраженной в метрах.
При учете времени f , необходимого для бурения 1 м скважины, и периоде стойкости долота t0 удельный расход определяется из отношения
«о = 7 -- tО
Воспользовавшись формулой (57), получим
і ' га р
п° 90Мі '
Время t' определяем из выражения
На основании формулы (39) с учетом сменности контактирующих зубьев шарошек и ß будем иметь
« о - 0,78 |
(58) |
и |
1 |
или проходка на долото Н = —.
п0
82
Из формулы (58) следует, что расход бурового ин
струмента |
в |
значительной мере зависит от диаметра |
долота и крепости буримой горной породы. |
||
Так как |
Д =/( а ), то минимальный расход бурового |
|
инструмента |
|
(исключая разрушение лезвия в виде |
трещин и пр.) |
наступает при а = 60-4-80° (см. рис. 27). |
В данном случае угол а, входящий в формулу, равен углу при вершине зубьев, т. е. а = а2.
Основываясь на анализе большого количества от работанных долот по площади Битков, изготовленных из стали 20ХНЗА и армированных твердым сплавом типа ликар (ТЗС), ориентировочно можно принять величину М ^: 1,0 • 10е.
Пример. Определить удельный расход долот и проходку на
долото АСГ14-10Т при следующих данных: ар = |
1350 кг/см2; /0= |
|||||
= 0,5; |
d = |
243 мм; |
ß = 0; Ро = |
І7 000 кг; а2 = 49°; г0 = 18; |
||
Z. Р = |
52°20'. |
|
|
|
|
|
Работа удара определится по формуле (7) |
|
|||||
|
Т = |
17 000 |
И — cos |
sin 52°20' = |
1045 кгсм. |
|
Тогда по формуле (55) удельный расход долот будет |
||||||
|
_ |
0,78 ■24,32 • 13502 • (0,456 + 0,5) = 0,1024 ш т/л |
||||
|
0 |
1,0 • 10« • 1045 • 18 • 0,415 |
|
|||
и проходка на долото |
|
|
|
|
||
|
|
|
Н = |
0,1024 |
= 9,8 м. |
|
|
|
|
|
|
|
Следует учитывать, что ввиду более ранней сработ ки опор долот они поднимаются для замены со сра боткой рабочей поверхности зубьев в среднем на 60— 70%. Поэтому в формулы для определения удельного
6* |
83 |
Наименование |
Интервал |
Примерное |
|
Тип и |
|
|
значение |
|
|
|
|||
нормативных |
бурения, |
V |
|
размер |
|
20 |
пачек |
м |
|
долота |
|
||
|
|
- кг/см* |
|
|
|
|
Менилитовая |
124 — 197 |
540 — 753 |
|
1В10С |
46 |
17 |
серия надвига |
197 — 226 |
|
|
|
|
|
|
226 — 384 |
|
|
|
|
|
Быстрицкая |
384 — 465 |
780 — 890 |
|
|
|
|
серия |
465 —632 |
|
|
|
|
|
Выгодско-па- |
632 — 680 |
1090— 1350 |
АСГ14- |
49 |
18 |
|
сечнянская |
|
|
|
10Т |
|
|
свита |
|
|
|
|
|
|
Манявская |
680 — 879 |
737 — 1044— |
|
49 |
18 |
|
свита |
|
— 1900 |
|
|
|
|
расхода и проходки на долото следует ввести |
коэф |
|||||
фициент k ^ |
0,65. |
|
Н |
|
|
|
Сравним расчетные |
величины |
с фактическими |
||||
значениями проходки на долото |
по |
скважине № 518 |
||||
(Битков) (табл. 10) |
|
|
|
|
|
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОТРАБОТКА ДОЛОТ
Г"|од рациональной отработкой долот подразумеваются
•такие условия (режимные параметры) работы, при которых определяемое время пребывания долота на
84
ft ' А
аИ *
«в
т
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
|
|
|
Расчетная |
проходка на |
Фактичес |
|
Осеваяна грузка, т |
Энергияуда раТ, кгсм |
|
кая |
про |
||
Удельный расход |
долото,м |
ходка на |
||||
(58) |
0,65 |
долото, м |
||||
долот по формуле |
няя |
льная |
||||
|
|
(58) |
по формуле |
с учетом |
сред |
мак |
|
|
|
сима |
|||
8,0 |
550 |
0,0332 — 0,065 |
30,0— 15,4 |
19,6— 10,0 |
8,9 |
12,0 |
10,0 |
683 |
0,028 —0,052 |
35,8— 19,2 |
23,2 — 12,46 |
13,8 |
20,0 |
12,0 |
820 |
0,0222 — 0,043 |
45,0 — 23,2 |
29,2— 15,06 |
10,9 |
17,0 |
12,0 |
820 |
0,0465 — 0,0605 |
21,5— 16,5 |
13,95 — 10,7 |
10,1 |
12,0 |
17,0 |
1160 |
0,0327 — 0,0427 |
30,6 — 23,4 |
19,75 — 15,6 |
16,5 |
28 |
17,0 |
1050 |
0,0666 — 0,103 |
15,0 — 9,75 |
9—7, 5—6,3 |
7,0 |
10,0 |
17,0 |
1050 |
0,0305—0,0612— 30,8—16,6 — 20,0—10,76— 6,63 |
14,0 |
|||
|
|
—0,203 |
— 4,93 |
—3,2 |
|
|
забое |
обеспечивает наибольшую |
производительность |
||||
при минимальной стоимости 1 м проходки. |
|
|
При значительной сработке рабочих и опорных эле ментов долота механическая скорость бурения стано вится настолько низкой, что возникает необходимость сокращать время работы долота, не доводя его до полной сработки или аварии из-за расстройства опор.
Ряд |
авторов отмечает, что ни проходка на долото, |
ни |
механическая скорость в отдельности не могут слу |
жить обобщающим критерием. Передержка долота на забое с целью его максимальной доработки, если и допустима в некоторой степени при больших глубинах,
85
при малых глубинах, когда времени на смену долота мало, может в значительной степени снизить эффект, полученный от доработки его при низкой механической скорости.
Основным показателем эффективности работы долота (5, 10, 13, 19, 26, 27, 30) является рейсовая скорость, характеризующая темп углубления скважины, т. е. учитывающая, кроме времени механического бурения Тб, также время на спускоподъемные и другие работы, связанные с заменой долота Тс.п.
Рейсовая скорость, как известно, определяется по формуле
^рейс |
I 'г ' 1 |
(59) |
|
|
J б |
1с.гі |
|
где h — проходка за |
долбление, м. |
|
|
Исследуя это выражение на максимум |
|
||
^рейс |
(T6 + TCM) % - h |
|
|
------------ _ ___ — о |
|
||
<ІТ |
(Тб + |
Тс п)2 |
|
получим |
|
|
|
dh _ |
h |
|
|
|
d T ~ T 6 + Тс п |
|
|
откуда |
L r = L рейс» |
(60) |
|
|
где LT— текущее значение механической скорости бу рения.
Таким образом, исходя из максимума рейсовой ско рости, долото на забое следует держать до тех пор, пока механическая скорость бурения, уменьшаясь, не станет равной рейсовой скорости.
86
Пример. Определить Lr, если за 2 ч бурения h — 34 м, за последующие 0,5 ч (Гб = 2,5 ч) долото прошло 6 м, Гс п = 3,5ч.
Определяем скорости і рейс и Lr:
г |
_ 34 + 6 |
; 6,6 л/ч; |
Рейс |
3,5 + 2,5 ' |
іт = 05= 12 МІ4'
Так как LT > Lpejic, поднимать долото рано.
За следующий час долото прошло 6,7 м, тогда
, |
46,7 |
„ , , |
, |
|
Lpeüc 3,5 + |
3,5 |
6,67 |
Mj4' |
|
|
LT = ~ |
— 6,7 міч. |
|
|
Следовательно, |
рациональное |
время |
пребывания долота на |
забое примерно равно 3,5 ч.
Указанное положение ясно характеризуется (рис. 38, 39) изменением механической и рейсовой скоростей во времени при долблении на одной из площадей треста Львовгазнефтеразведка. Подъем долот был произведен при примерно одинаковых значениях рейсовой и меха нической скоростей.
В настоящее время производственниками выработаны местные критерии отработки долот. Так, на ряде про мыслов Украины, Татарии, Башкирии и других долото поднимают для замены в тот момент, когда механи ческая скорость Lr, уменьшаясь, станет равной 30—40% от начального (после приработки) ее значения, на про мыслах Грознефти поднимают при£т:=:2 м/ч, на Бакин ских промыслах — при Lr ~ 4 м/ч и т. д. Сработка зубьев шарошек при этом составляет, как правило, 60—80% а осевой люфт шарошек на цапфах лап долота 2,5 — 4 мм.
37