ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Уход за электродвигателями
Чтобы обеспечить долговечность работы электропривода, нужно систематически на блюдать за его состоянием, немедленно устра нять все замеченные неполадки, как бы малы они ни были, иначе они могут привести к ава риям и большим простоям всего оборудо вания.
Для предупреждения неполадок в работе электропривода необходимо:
Следить за правильной его загрузкой по показаниям амперметра, не допуская длитель ной перегрузки.
Следить за нагревом электродвигателя. Нагрев п о д ш и п н и к о в и железа статора можно приближенно проверять на ощупь во время работы, приняв соответствующие меры предо сторожности против поражения током (стать на деревянную подставку, подложить под ноги сухую доску или надеть калоши).’
Следить за нормальным состоянием кон тактов двигателя, реостата, пускателя, рубиль ников. Неплотные контакты вызывают силь ный нагрев в месте их охлаждения.
В пыльных помещениях регулярно проду вать двигатель мехами с деревянным наконеч ником. Это необходимо потому, что пыль, забивающая вентиляционные каналы и обмот ки, ухудшает теплоотдачу и условия охлажде ния двигателя.
Предохранять подшипники от пыли и грязи. Загрязненное масло из них немедленно уда лять, подшипник промывать керосином и зали вать свежим машинным маслом.
т
При применении двигателя с контактными кольцами и пусковым реостатом тщательно следить за чистотой колец и исправностью ме ханизма для замыкания колец накоротко при подъеме щеток. Постоянно следить за уровнем масла в бачке реостата, не допускать падения его ниже метки на стенке. Загустевшее и по черневшее масло обязательно заменять новым.
По возможности не производить пуск дви гателя под нагрузкой.
Регулярно смазывать ремень специальным жиром, следить за состоянием его сшивки. Предохранять электродвигатель от сырости как во время работы, так и во время хранения. Сырость вредно влияет на изоляцию.
Типичные неисправности электродвигателей и их устранение
Вопросы, которые могут быть отнесены к этому разделу, настолько обширны и разно образны, что могли бы составить отдельное пособие. Здесь мы лишь кратко рассмотрим некоторые типичные неисправности электро* двигателей и способы их устранения.
Не и с п р а в н о с т и , в о з м о ж н ы е при
п е р в о м п у с к е
1. При пуске под нагрузкой реостат сильн нагревается.
Возможная причина: реостат слишком мал для данной пусковой мощности.
167
Способ устранения: измерить силу пуско вого тока и уменьшить нагрузку или взять реостат большей мощности.
2. Электродвигатель сильно нагревается.
Возможная причина: слишком велика на грузка.
Способ устранения: снизить нагрузку или установить более мощный двигатель.
3. Подшипники сильно нагреваются. Возможная причина: чрезмерная натяжка
ремня или затяжка вкладышей, неправильная работа смазочного кольца или плохая смазка подшипников.
Способ устранения: проверить правиль ность установки ремня, вкладышей, смазочно го кольца, смазать подшипники.
4. При холостом ходе идет очень большой ток, быстро перегреваются обмотки статора.
Возможная причина: ошибочное соеди нение обмотки — треугольник вместо звезды.
Способ устранения: проверить соединение обмоток и, если нужно, сделать соответствую щее переключение на клеммной дощечке.
5. Электродвигатель очень тяжело идет в ход или тихо и равномерно гудит, но не бе рет с места.
Возможная причина: очень мало напряже ние, слишком затянут ремень или сгорел пре дохранитель.
Способ устранения: измерить вольтметром напряжение, подводимое к двигателю, осла бить натяжку ремня, заменить предохра нитель.
6. Двигатель при пуске гудел и затем оста новился.
168
Возможная причина: сгорели предохрани тели или прекратилась подача электроэнергии от подстанции.
Способ устранения: выключить рубильник и проверить установку; если перегорели пре дохранители, найти и устранить причину пере горания, поставить новые предохранители.
7. Двигатель вращается в обратном на правлении.
Возможная причина: неправильное под ключение проводов.
Способ устранения: необходимо поменять местами два любых провода, подводящих ток к щитку двигателя.
Н е и с п р а в н о с т и , |
о б н а р у ж и в а е м ы е |
|
п о с л е |
того, к а к |
э л е к т р о д в и г а т е л ь |
|
р а б о т а л н о р м а л ь н о |
|
1. |
Электродвигатель не берет с места |
и сильно гудит.
Возможные причины: перегорели предохра нители, неправильно закреплены контакты, разрыв цепи статора или ротора.
Способ устранения: проверить целость всех предохранителей, правильность закрепления контактов на клеммной дощечке двигателя и у рубильника. Если это все в порядке, устра нить разрыв в цепи статора или ротора.
2. Электродвигатель приходит в движение толчками при частичном включении реостата.
Возможная причина: обрыв в пусковом реостате.
Способ устранения: исследовать реостат
спомощью контрольной лампы, привести его
впорядок или заменить исправным.
169
3. Электродвигатель тяжело запускается, сильно гудит и быстро нагревается.
Возможная причина: выплавлены или силь но сработаны вкладыши подшипников (при этом ротор часто заедает, двигатель перегре вается и плавкие предохранители перегорают).
Способ устранения: установить новые вкладыши.
4.При включении рубильника перегорают один или несколько предохранителей.
Возможные причины: короткое замыкание
впроводах от рубильника до двигателя, в про водах, соединяющих кольца ротора с пуско вым реостатом, короткие замыкания в обмотке статора, в обмотке пли на кольцах ротора.
Способ устранения: ликвидировать причи ну короткого замыкания.
5.Стрелка амперметра, включенного в то копроводящую линию, сильно колеблется в обе стороны,' несмотря на постоянную нагрузку двигателя.
Возможная причина: плохой контакт в це пи ротора.
Способ устранения: восстановить контакт. 6. Электродвигатель разбегается, но при
нагрузке сильно снижает обороты.
Возможная причина: отпаялись стержни ротора или слишком большая нагрузка.
Способ устранения: припаять стержни,
уменьшить нагрузку.
Планово-предупредительный ремонт
Текущий ремонт электродвигателей и пу сковой аппаратуры в зависимости от условий
170
их работы производится по мере надобности,
• но не реже одного раза в год.
Капитальный ремонт производится не реже одного раза в одни-два года.
При текущем ремонте электродвигателей выполняются следующие работы: разборка, сборка и просушка электродвигателя, проточ ка колец, промывка подшипников, проверка воздушных зазоров, ремонт щеткодержателей, шлифовка колец и шеек вала, проверка банда жей и надежности контактов, измерение со противления изоляции обмотки, испытание двигателя.
При капитальном ремонте может произво диться полная разборка электродвигателя, пе ремотка обмоток, покрытие их лаком, правка
ипроточка шеек вала, ремонт и проточка ко лец, смена и перезаливка подшипников, ремонт вентилятора, заварка трещин в корпусе, сушка
иокраска двигателя, контрольные испытания.
Вобъем контрольных испытаний отремон тированного электродвигателя обычно входят: измерение постоянным током по методу ам перметра и вольтметра сопротивления обмот ки; измерение величины сопротивления изоля ции мегоомметром между фазными обмотками, а также измерение изоляции обмоток по отношению к корпусу двигателя; проверка электрической прочности изоляции обмоток по отношению к земле и ряд других испытаний.
|
|
|
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|||
А н д р е е в |
В. |
Л. |
и С а б н н и и Ю. |
А. Основы элек |
||||
тропривода. Госэнергоиздат, 1956. |
|
Д о н |
||||||
Б е л ь с к и й И. Р., |
Б е с е к е р с к н й В. А., |
|||||||
с к о й А. В., П р е с с С. А., Ю р к о в с к и й Е. К. |
Об |
|||||||
щая электротехника. |
Под ред. проф. С. |
А. П р е с с. |
Гос |
|||||
энергоиздат, 1951. |
Справочник молодого |
электротехника. |
||||||
Г л а з |
А. |
И. |
||||||
Профтехнздат, 1960. |
Монтаж силового оборудования. |
|||||||
К о ф м а н |
К. |
Д. |
||||||
Госэнергоиздат, 1958. |
Повышение коэффициента |
мощно |
||||||
Л и тв а к Л. |
В. |
|||||||
сти на промышленных |
предприятиях. |
Госэнергоиздат, |
||||||
1957. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л и с т о в |
П. Н. Применение электрической |
энергии |
||||||
в сельском хозяйстве. Сельхозгиз, 1953. |
|
|
|
|||||
М о р о з о в |
Д. |
П. |
Основы электропривода. Госэнер |
|||||
гоиздат, |
1950. |
Г. |
И. |
Рациональный электропривод сель |
||||
Н а з а р о в |
скохозяйственных машин и требования к сельскохозяй ственному машиностроению и электромашиностроению.
Госэнергоиздат, |
1951. |
|
Н а з а р о в |
Г. И. Электропривод в сельском хозяй |
|
стве. Сельхозгиз, 1949. |
||
П о п о в |
В. |
И. Электрический привод и автоматика. |
Сельхозгиз, |
1957. |
Применение электрической энергии в сельском хозяй стве. Под ред. доктора техн. наук, проф. Г. И. Назаро
ва. Сельхозгиз, 1964. |
эксплуатации |
сельских |
элек |
|
Правила технической |
||||
троустановок. Сельхозгиз, 1957. |
|
|
||
Руководящие указания по повышению коэффициента |
||||
мощности в |
установках |
потребителей |
электрической |
|
энергии. Госэнергоиздат, 1955. |
сельского |
элек |
||
С а з о н о в |
Н. А. Руководства для |
|||
тромонтера. Сельхозгиз, 1956. |
|
|
172
Труды научно-технического совещания по повыше нию коэффициента мощности. Госэнергоиздат, 1953.
У р н о в К. В. Выбор мощности электродвигателя по нагреву. Журнал «Электричество», 1952, № 5.
X а л и з е в Г. П. Электропривод и основы управле ния. Госэнергоиздат, 1962.
X о д о р о в и ч М. А., Л е р н е в Ф. М., Л о т о ц -
к и и К. В., |
В о л о ш е н к о В. А., П е т р о в |
И. В. Экс |
плуатация |
и ремонт сельскохозяйственных |
электриче |
ских установок. Сельхозгиз, 1955.
Чн л и к и н М. Г. Общий курс электропривода. Гос энергоиздат, 1960.
Че р е п е н и и П. Г. Монтаж асинхронных двигате лей до 100 кет. Изд-во «Энергия», 1964.
Че б у р к и н а Е. М. Электропривод кормопригото вительных машин для животноводческих ферм. Науч ные труды ВИЭСХ, т. II, 1956.
Шу с т о в В. А., К о в ч и н С. А., М е р к у ч е в Д. А.,
Пи с к о р е в А. Н. Электрический привод, применение электричества в сельском хозяйстве и техническая экс плуатация сельских электроустановок. Сельхозгиз, 1958.
|
|
|
|
|
|
|
|
О Д Е Р Ж.А Н И.'Е |
||
В в е д е н и е |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Стр. |
|
......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Г л а в а |
I. |
Механические |
характеристики |
элек |
|
|||||
тродвигателей |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
||
Общие |
с в е д е н и я |
.................................................. |
|
|
электродвига |
|||||
Механические |
характеристики |
|
||||||||
теля постоянного тока параллельного воз |
8 |
|||||||||
буждения |
|
характеристики........................................................... |
электродвига |
|||||||
Механические |
|
|||||||||
теля постоянного |
тока |
последовательного |
|
|||||||
возбуждения......................................................... |
|
|
электродвигателей |
14 |
||||||
Регулирование |
скорости |
|
||||||||
постоянного |
тока ............................................ |
|
|
|
|
|
16 |
|||
Реверсирование электродвигателей постоянно |
|
|||||||||
го |
т о к а .................................................................. |
электродвигателей |
постоянного |
19 |
||||||
Торможение |
|
|||||||||
т о к а |
......................................................................... |
|
характеристики |
трехфазных |
|
|||||
Механические |
|
|||||||||
асинхронных |
электродвигателей |
|
21 |
|||||||
Реверсирование и |
регулирование скорости |
|
||||||||
асинхронного |
двигателя ............................. |
|
|
|
31 |
|||||
Способы торможения асинхронных электро |
|
|||||||||
двигателей |
............................................................. |
характеристика |
однофазных |
34 |
||||||
Механическая |
|
|||||||||
асинхронных |
электродвигателей |
. |
38 |
|||||||
Синхронные |
электродвигатели |
. . . |
41 |
|||||||
Г л а в а |
II. |
Определение |
мощности электродви |
|
||||||
гателей |
|
|
|
|
|
электродвигателей |
47 |
|||
Нагревание и охлаждение |
||||||||||
Режимы |
работы |
электродвигателей |
. . |
49 |
||||||
Определение |
мощности |
электродвигателя |
при |
53 |
||||||
длительном |
режиме |
нагрузок . . . |
. |
|||||||
Определение |
мощности электродвигателя |
для |
|
|||||||
повторно-кратковременного режима работы |
62 |
|||||||||
Определение |
мощности |
электродвигателя |
для |
67 |
||||||
кратковременного |
режима |
работы . . |
. |
174