Файл: Тасбулатов Х.Т. Электропривод в сельском хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния обмотка возбуждения постоянным током; схема управления этими двигателями сложнее, регулировка скорости невозможна.

Наряду с этим синхронные двигатели име­ ют важные преимущества. Путем изменения тока возбуждения можно регулировать cos ср синхронного двигателя. Двигатель с нормаль­ ным возбуждением работает с наибольшим коэффициентом мощности — cos cp = I. Двига­ тели перевозбужденные работают с опережаю­ щим cos ср, т. е. подобно статическим конден­ саторам потребляют ток, опережающий по фазе напряжение. Таким образом, перевоз­ бужденные синхронные двигатели, выполняя полезную механическую работу, могут быть одновременно использованы для повышения общего коэффициента мощности.

Такие перевозбужденные синхронные дви­ гатели применяются для привода насосов, вен­ тиляторов, компрессоров. Конструкции с твер­ дыми или механическими выпрямителями, заменяющими машинные возбудители, уде­ шевляют синхронные двигатели. По мере увеличения выпуска синхронных двигателей малой и средней мощности они должны полу­ чить значительно более широкое применение в сельском хозяйстве, что повлечет за собой увеличение средневзвешенного коэффициента мощности.

Наряду со статическими конденсаторами в некоторых случаях применяются синхронные компенсаторы.

Синхронные компенсаторы — это синхрон­ ные двигатели, работающие вхолостую, они предназначены только для повышения коэф-

10*

147

фнцьента мощности. Синхронные компенсато­ ры изготовляются облегченной конструкции, так как не несут механической нагрузки мощ­ ностью 5000 ква и выше.

Синхронные компенсаторы устанавливают обычно на подстанциях энергоснабжающей системы только в тех случаях, когда необходи­ мая мощность компенсирующего устройства значительна.

Статические конденсаторы — наиболее про­ стые и выгодные виды компенсирующих устройств. Установка их быстро окупается, так как примерно 5—7 квар мощности конденсато­ ров освобождают 1 кет установленной мощно­ сти на электростанциях, стоимость которой значительно выше стоимости установки кон­ денсаторов. Потеря активной мощности в ста­ тических конденсаторах составляет 0,25— 0,5%, между тем, как в синхронных — от 1,5

До 3 %.

Конденсаторы являются статическими ап­ паратами, они не имеют вращающихся частей, не требуют постоянного наблюдения и ухода.

Хозяйства, потребляющие электрическую энергию, должны на основании анализов ре­ жимов работы оборудования разработать и осуществить наиболее целесообразные меро­ приятия для повышения коэффициента мощ­ ности.

В тех случаях, когда для повышения коэф­ фициента мощности намечается применение компенсирующих устройств, необходимо пред­ варительно произвести технико-экономические расчеты.

Для достижения значений коэффициента

148


мощности свыше 0,95 (до 1) необходимая мощность компенсирующих устройств растет очень быстро, поэтому по экономическим со­ ображениям не всегда целесообразно доби­ ваться значения коэффициента мощности, рав­ ного 1. Если, например, средняя активная мощ­ ность потребителей Я=1000 кет и coscp = 0,72, то для повышения коэффициента мощности до различных значений соответственно тре­ буется следующая мощность батареи статиче­ ских конденсаторов (табл. 5).

 

 

Т а б л и ц а 5

Значение

коэффициента

Мощность

батареи

мощности после установки

статических

конденса-

статических

конденсаторов

торов,

квар -

0,9

 

475

 

0,95

635

 

1,0

 

960

 

Таким образом, для повышения коэффи­ циента мощности от 0,9 до 0,95 необходимо увеличить мощность батареи статических кон­ денсаторов на 33%, а для повышения коэф­ фициента мощности до 1,0 потребуется увели­ чить мощность конденсаторов почти в два раза.

В соответствии с существующим положе­ нием по вопросу повышения коэффициента мощности в установках потребителей электри­ ческой энергии определение экономически це­ лесообразного варианта производится путем сопоставления разницы между первоначаль­ ными затратами и прямыми ежегодными рас­ ходами, связанными с эксплуатацией компен­ сирующих устройств.

ІІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІ1ІІІ11ІШІІІШІІШІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІ1ІІШІІІ

Г л а в а VII

 

 

 

 

 

МОНТАЖ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

 

 

Общие

сведения

Электродвигатель характеризуют

следую­

щие основные данные, всегда

проставляемые

на его заводском щитке:

 

 

 

Номинальная мощность Ри, развиваемая

на валу двигателя в киловаттах

(кет).

Номинальное

напряжение

О

в

вольтах

(в) с указанием

схемы соединения

обмоток,

соответствующей

подведенному

напряжению

( А— звезда, Л — треугольник)’, Потребляемая величина тока /« в амперах

(а), соответствующая схеме соединения об­ моток.

Номинальная скорость вращения пн, опре­ деляемая числом оборотов в минуту (об/мин).

Кроме этих данных, на заводском щитке указывается: частота тока сети / (гц), коэф­ фициент мощности (cos cp« ), коэффициент по- ’ лезного действия т)к в процентах и вес элек­ тродвигателя.

Каталожное обозначение электродвигателя единой серии А характеризует его основные данные. Буквы обозначают форму исполнения (защищенное — А, закрытое обдуваемое —

150


АО и т. д.), цифры, помещенные после букв: первая — наружный диаметр сердечника ста­ тора (габарит), вторая — порядковую длину сердечника, цифра после дефиса — число по­ люсов.

Каталожное обозначение электродвигателя единой серии, например А02-62-4, расшиф­ ровывается так: электродвигатель закрытый, 6-го габарита, второй длины, четырехполюс­ ный, обозначение электродвигателя А41-6 говорит о том, что это шестиполюсный двига­ тель защищенного исполнения, четвертого га­ барита.

Схема соединения обмоток асинхронного электродвигателя и схема включения этого двигателя в сеть приведены на рисунке 60.

При подключении двигателя к сети напря­ жением 380 в фазные обмотки двигателя соеди­ няются звездой при помощи перемычек между концами Ce, С4, С5 (как это показано на кор­ пусе двигателя). При подключении двигателя к сети напряжением 220 в фазные обмотки соединяются треугольником при помощи пере­ мычек между концами Сі—Сб, С4—Сг и С5—Сз (как это показано на второй схеме). Напряжение от сети подается пускателем, за­ щита осуществляется предохранителями. Пу­ сковой реостат присоединяется к щиткам, на­ ложенным на кольца ротора.

Хранение, погрузка, разгрузка, перемещение и ревизия электродвигателей

Электродвигатели, которые не устанавли­ ваются немедленно по прибытии, следует

151

хранить в чистом, сухом, вентилируемом поме­ щении, в той упаковке, в которой они прибыли. Если электродвигатели пришли без упаковки, части их, подверженные коррозии, очищают от грязи и покрывают техническим вазелином.

Погрузку II разгрузку электродвигателей производят автомобильными кранами, автопо­ грузчиками, тельферами, кранами-укосинами и т. п. Электродвигатели весом до 80 кг, при отсутствии специальных механизмов, можно разгружать и переносить вручную, соблюдая необходимые меры предосторожности. Пере­ возку электродвигателей на склад или к месту установки производят на автомобилях или электрокарах, для перевозки на небольшие расстояния могут быть использованы ручные тележки. Для подъема, перемещения и раз­ борки электродвигателей пользуются подъем­ ными механизмами н различными стропами.

Заводы электропромышленности выпуска­ ют электродвигатели проверенные, испытан­ ные и готовые к установке, поэтому по прибытии на место установки они обычно не разбираются. Проверка их (без разборки) производится перед пуском.

Полную разборку электродвигателя прихо­ дится производить только при ремонте какогонибудь узла, при периодических ремонтах, в редких случаях — при монтаже новых элек­ тродвигателей.

Монтаж электродвигателя

Электродвигатель, доставленный к месту монтажа с завода-изготовнтеля, со склада или

152


из мастерской после ревизии, устанавливается на подготовленное основание ■— фундамент.

Так как огромное большинство электродви­ гателей, применяемых в стационарных сель­ скохозяйственных установках, имеет неболь­ шую мощность, установка их может быть осу­ ществлена самым различным образом: на полу (рис. 61), стене (рис. 62) и на салазках или на деревянных брусьях (рис. 63)\

Крепление двигателей непосредственно на деревянном полу производится с помощью глухарей или специальных крепительных бол­ тов, пропускаемых сквозь пол, а на бетон­ ном— с помощью фундаментных болтов, зали­ тых цементным раствором.

На стене двигатели крепятся либо кронш­ тейнами (рис. 62), либо на подкладках. В этом случае двигатель следует повернуть на 90° (рис. 64). Необходимо соответствующим обра­ зом повернуть и подшипниковые щиты с тем, чтобы из них не вытекало масло.

Так же крепятся двигатели и на потолке. Установленный на основание, с предвари­

тельной грубой подгонкой по осям, электро­ двигатель центрируется п в горизонтальной плоскости. Окончательная выверка произво­ дится при сопряжении валов.

Центровка вала электродвигателя относи­ тельно вала рабочего механизма производится различными способами в зависимости от типа передачи. Точность выверки определяет на­ дежность работы электродвигателя и главным образом его подшипников.

При ременной и клиноременной (тексропной) передачах необходимым условием пра-

153


Рис . 60.

Схема соединения обмоток и включения в сеть

 

 

электродвигателя с фазным ротором.

 

 

----------------------- Рис .

61.

 

 

Установка двигателя непосредственно

на

полу.

---------------------------

 

 

 

Рис .

62. Кронштейн дляустановки двигателя на

стене.

---------------------

 

 

 

Рис .

63.

Установка двигателя надеревянных

брусьях.

-------

=---------

 

 

 

Рис. 64. Монтаж двигателя под углом 90°.

 

154

впльной работы электродвигателя с приводи­ мым нм во вращение рабочим механизмом является соблюдение параллельности валов, а также совпадение средних (по ширине) ли­ ний, шкивов, так как иначе ремень будет со­ скакивать.

При расстояниях между центрами валов до 1,5 м и при одинаковой ширине шкивов выверка производится с помощью стальной выверочной линейки. Линейку прикладывают к торцам шкивов и производят подгонку элек­ тродвигателя или рабочего механизма с таким расчетом, чтобы линейка касалась двух шки­ вов в четырех точках (рис. 65, а). При рас­ стоянии между осями валов более 1,5 м, а так­ же в случае отсутствия выверочной линейки соответствующей длины, выверять электродви­ гатель с рабочим механизмом можно с по­ мощью струны и временно устанавливаемых на шкивы скоб (рис. 65, б). Подгонка произ­ водится до получения одинакового расстояния от скоб до струны. Выверять валы можно так­ же с помощью тонкого шнурка, натягиваемого от одного шкива к другому (рис. 65, ß).

Выверку электродвигателя и рабочей ма­ шины со шкивами разной ширины производят, исходя из условия одинакового расстояния от средних линий обоих шкивов до струны, шнур­ ка или выверочной линейки (рис. 65, г). Вы­ веренный электродвигатель следует надежно закрепить болтами и затем проверить точность выверки, так как при закреплении электро­ двигателя она может быть случайно нару­ шена.

156