Файл: Тасбулатов Х.Т. Электропривод в сельском хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 11. Естественная и реостатные механические харак­

теристики асинхронного двигателя с контактными кольцами.

Рис. 12. Характеристики n=f(.\i) и « = /(/) для коротко-

замкнутого асинхронного двигателя с нормальным ротором.

--------------------- •

Рис. 13. Перемена направления вращения асинхронного

трехфазного двигателя путем переключения проводов.

----------------------- •

Рис. 14. Схемы переключения обмоток статора на двой­

ную звезду.

28

} _ ^mai

■ max MH

характеризует перегрузочную способность двигателя. Для современных двигателей этот коэффициент колеблется в пределах 2—3.

Из механической характеристики (рис. 12) видно, что асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, потребляя из сети очень большой ток, имеет сравнительно низкий пу­ сковой момент.

Кратность пускового момента лежит обыч­ но в пределах

а кратность пускового тока

) _ hiycK _ г • 7 4 - ~ f - - о-г/.

Отсутствие пропорциональности между моментом двигателя и током статора во время пуска (рис. 12) объясняется значительным снижением коэффициента мощности (cos ср) во время пуска.

Для снижения пускового тока и повышения пускового момента применяются короткозамк­

нутые

двигатели

специальных

конструкций,

у которых ротор имеет

две клетки, располо­

женные

концентрически,

или глубокие

пазы

с высокими и узкими стержнями.

двигателей

Сопротивление

ротора этих

в пусковой период

значительно

больше,

чем

при номинальной скорости, вследствие поверх­ ностного эффекта, обусловленного повышен­

но


ной частотой в роторе при больших скольже­ ниях.

Удвигателей с контактными кольцами или

сфазным ротором пусковой момент увеличи­ вается по мере увеличения до известных пре­ делов сопротивления реостата (рис. 11), а пу­ сковой ток при увеличении сопротивления падает. Величина пускового момента может быть равна величине максимального момента.

Реверсирование и регулирование скорости асинхронного двигателя

Реверсирование, т. е. изменение направле­ ния вращения, у трехфазных асинхронных двигателей достигается переключением любых двух проводов, подводящих напряжение к ста­ тору двигателя от сети (рис. 13).

Регулирование скорости вращения асин­ хронного двигателя может быть произведено различными способами. Из анализа известной формулы (16)-

п =~

-/

(l ~ sс).

60

 

 

ІГ

видно, что регулирования скорости вращения данного двигателя можно достичь:

а) изменением частоты / питающей сети, • б) изменением скольжения S в электродви­ гателях с контактными кольцами, вызывае­ мым введением в ротор регулировочного со­

противления R x. и

в) изменением числа пар полюсов р. Первый способ регулирования скорости

31


йраЩения Двнгаі'еля путем изменения частоты 7 питающей сети требует наличия специальных генераторов пли преобразователей частоты, дающих широкую и плавную регулировку. Этот способ, удорожающий и усложняющий установку, применяют редко.

Второй способ, т. е. изменение скольжения S при данном моменте на валу, применяется только для двигателей с контактными кольца­ ми путем введения сопротивления в цепь ро­ торной обмотки. Как показывает рисунок 11, при любом моменте на валу скорость в преде­ лах устойчивых или рабочих частей характе­ ристик будет тем меньше, а следовательно, скольжение тем выше, чем больше сопротив­ ление включенного реостата Rx. Однако при малых нагрузках вблизи точки холостого хода все кривые сходятся вместе, а потому регули­ рование скорости возможно лишь в малых пределах.

Этот способ регулирования имеет тот боль­ шой недостаток, что значительная часть энер­ гии, пропорциональная скольжению скорости, теряется в виде теплоты, выделяемой в реоста­ те. Кроме того, реостаты, предназначенные для длительного включения в целях регулирова­ ния скорости, должны во избежание недопу­ стимого перегрева иметь большие размеры и вес. Несмотря на эти недостатки, «пуско-ре­ гулировочные» реостаты имеют большое применение в крановом электрооборудова­ нии.

Для асинхронных короткозамкнутых дви­ гателей широко распространен третий способ регулирования скорости, основанный на изме­

32

нении числа пар полюсов ß, зависящих от устройства обмотки статора.

У двухскоростных короткозамкнутых двигателей обмотка каждой фазы состоит обычно из двух одинаковых частей, в одной из кото^ рых меняется направление тока путем пере^ ключения этих частей с последовательного на параллельное соединение (рис. 14). Такое пе­ реключение приводит к уменьшению числа по­ люсов вдвое и, следовательно, к увеличению вдвое синхронной скорости вращения, т. е. скорости вращающегося магнитного поля.

Регулирование скорости, достигаемое переключением полюсов, дает определенный ряд скоростей. Например, для практически приме­ няемых четырехскоростных двигателей можно

получить такие

синхронные скорости: 3000/

/1500/1000/500/3000/1500/750/375;

1500/1000/

/750/500 и 1000/750/500/375 об/мин.

 

Из приведенных данных следует, что регу­

лирование скорости является не

плавным,

а ступенчатым.

Рассматриваемый

способ ре­

гулирования скорости является весьма эконо­ мичным и отличается механическими характе­ ристиками, обладающими большой жесткостью

(рис. 15),

і

Регулирование скорости путем переключе-

ния числа пар полюсов

возможно не только

для короткозамкнутых

двигателей, но и для

двигателей с контактными кольцами. Однако для последних этот способ почти не приме­ няется, так как в этом случае требуется пере­ ключение обеих обмоток как статорной, так и роторной, что весьма усложняет устройство двигателя.

3— 1114

33


Способы торможения асинхронных электродвигателей

Кроме двигательных, асинхронные трех­ фазные двигатели могут работать и в тормоз­ ных режимах. Существует три главных спосо­ ба электрического торможения:

1)генераторное торможение,

2)динамическое торможение и

3)торможение противовключением.

Генераторное торможение применяется главным образом в двигателях с переключе­ нием пар полюсов. Если двигатель работает при меньшем числе полюсов 2р, т. е. при боль-

шеи скорости 60-/. то переключая его на

п\ = ■

большее число полюсов 2 • 2р, осуществим ге-

60■/

нераторное торможение в пределах от іц — —у

до п\ = ^-^'Чтобы продолжать тормозить ни­

же скорости пі,

нужно перевести двигатель

в режим противовключения.

Генераторное

торможение используется

и в подъемно-транспортных устройствах при спуске тяжелых грузов. В этом случае двига­ тель отдает обратно в сеть энергию, сообщае­ мую ей спускающимся грузом.

При динамическом торможении статор двигателя отключается от сети и возбуждает­ ся постоянным током от какого-нибудь источ­ ника постоянного тока — возбудителя или вы­ прямителя. На рис. 16 а, б представлены воз­ можные схемы включения обмотки статора при

34

питании их от

источника постоянного тока.

В режиме

динамического торможения

асинхронная машина представляет собой об­ ращенный синхронный генератор, в котором статор создает неподвижное в пространстве магнитное поле, а ротор представляет собой якорь генератора. Энергия торможения погло­ щается в роторе. В двигателях с контактными кольцами можно вводить при торможении со­ противление Rx и этим воздействовать на кривую тормозного момента двигателя, кото­ рая почти одинакова с кривой момента асин­ хронного двигателя. В двигателях с короткозамкнутым ротором изменение тормозного момента достигается регулированием напря­ жения постоянного тока. Динамическое тор­ можение применяется в целом ряде установок, требующих плавного и быстрого торможения двигателя.

Значительно большее применение на прак­ тике имеет торможение противовключением. Это торможение может быть получено путем переключения двух фаз обмотки статора, что ведет к перемене направления вращения маг­ нитного поля. Ротор при этом вращается про­ тив поля и постепенно замедляется. Когда ско­ рость спадает до нуля, двигатель должен быть отключен от сети, иначе он может вновь перей­ ти в двигательный режим, причем ротор его будет вращаться в направлении, обратном предыдущему.

Объясняется это тем, что при скольжении S>1 электродвигатель переходит в режим электрического тормоза, или противовключения.

3*

35


Рис. 15. Механические характеристики двухскоростного

двигателя, регулируемого с постоянным моментом.

------------------------ •

Рис. 16а. Схема динамического торможения асинхрон­

ного двигателя с контактными кольцами.

------------------------- •

Рис. 166. Схема динамического торможения коротко-

замкнутого асинхронного двигателя с питанием статора через селеновый выпрямитель.

------------------------ •

Рис. 17. Принципиальная схема однофазного асинхрон­

ного двигателя.

--------------------- •

Рис. 18. Механическая характеристика однофазного

асинхронного электродвигателя.

--------------------- •

Рис. 19. Схема однофазного конденсаторного электро­

двигателя с самозапуском.

Рис. 20. Схема конденсаторного однофазного электро­

двигателя с пусковым и рабочим конденсаторами:

Сі— рабочий; Сг— пусковой.

Статор

36

Механическая характеристика однофазных асинхронных электродвигателей

Однофазные асинхронные электродвигате­ ли за последние годы постепенно начинают вводить в производство. Для сельского хозяй­ ства эти двигатели представляют большой ин­ терес.

Однофазный асинхронный двигатель отли­ чается от трехфазного тем, что имеет на ста­ торе не трехфазную, а однофазную обмотку (рис. 17). Обмотка ротора однофазного дви­ гателя чаще всего выполняется в виде беличь­ его колеса.

Одной из особенностей однофазных асин­ хронных двигателей является отсутствие у них начального, или пускового, вращающего мо­ мента, вследствие чего эти двигатели при обыч­ ной схеме соединения не могут сами по себе начать вращаться. Объясняется это тем, что однофазная обмотка создает не вращающееся поле, как трехфазная, а пульсирующее, ось которого неподвижна в пространстве.

Для объяснения тех явлений, которые про­ исходят в однофазном асинхронном двигателе, была предложена теория разложения пульси­ рующего магнитного поля, создаваемого одно-

. фазной обмоткой двигателя, на два равных по величине и вращающихся в противоположные стороны поля. При пуске в ход оба равных вращающихся магнитных поля создают в ро­ торе равные вращающие моменты, направлен­ ные в разные стороны. Результирующий пу­ сковой момент поэтому будет равен нулю,

38