Файл: Руководство для водителей трамвая..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ОСТАНОВКЕ ВАГОНА

Вагон может внезапно оказаться не­ исправным во время движения, а также после стоянки у остановки. Все случаи, по причине которых может быть нарушено регулярное движение, зависят от умения водителя установить неисправность (бы­ стро обнаружить) и ее устранить.

Наиболее часто встречаются следую* щие случаи:

а) нет напряжения в контактной сети; б) неисправно электрооборудование

вагона; в) неисправна ходовая часть вагона;

г) ненормальное положение вагона — камни под вагоном, сход вагона с рельс и т. д.

При включении контроллера на 1 и 2 позиции, двигатели не работают.

1. Выключен автомат — проверить, 'включить. -

2.Неисправны сопротивления, обо­ гревающие кабину водителя — выклю­ чить выключатель обогревателей.

3.Неисправен реостат, находящийся на крыше вагона — включить реостат,

194

обогревающий кабину водителя. Если не­ возможно этим способом устранить неис­ правность, при подтянутом ручном тормо­ зе включить 3 позицию и ехать в ремонт­ ный пункт.

4. Головка токоприемника не сопри­ касается с контактным проводом — про­ верить, не зацепилась ли веревка токо­ приемника, освободить. При поломке пружин или самого токоприемника, ехать при помощи буксира.

5. Головка токоприемника находится на изолированном участке спецчасти — переставить токоприемник на другой кон­ тактный провод или при необходимости развернуть токоприемник. Если это не­ возможно, подтолкнуть вагон при помо­ щи следующего за ним.

6. Головка токоприемника находится на обледенелой части контактного прово­ да — сбить обледенение при помощи то­ коприемника.

7. Неисправна цепь напряжения в од­ ном из двигателей — включить один или другой двигатель. Неисправный двига­ тель отключить, если двигатель не горит, ехать в ремонтный пункт. '

1з*

195

8.Неисправна цепь напряжения кон­ троллера — проверить, имеется ли воз­ можность продолжать движение с одним мотором, ехать в .ремонтный пункт.

9.Все колеса вагона находятся на изоляции (снег, песок) — оттянуть токо­ приемник, очистить одну рельсу от ко­ леса по направлению движения, поста­

вить лом для перевода стрелок одним концом на рельс, а другим к буферу ва­ гона, предупредить окружающих не при­ касаться к вагону, подвести токоприем­ ник к проводу и съехать с изолированно­ го места.

10.Перегорел кабель в месте подклю­ чения к токоприемнику, громоотводу или автомату — оттянуть токоприемник, сое­ динить как возможно, если это не воз­ можно, продолжать движение при помо­ щи буксировки.

11.О повреждении шунтов в стыках рельсов сообщить центральному диспет­

черу.

При включении контроллера-тол- чок, вагон не трогается с места.

1. Вагон заторможен воздушным и ручным тормозом — выпустить воздух из

196

I


тормозного цилиндра при помощи крана машиниста, отпустить ручной тормоз.

2.Заело тормозное устройство — ос­ вободить тормозные колодки, постучать по тормозным тягам, подать вагон не­ много назад, потом вперед.

3.Сломан зуб одной из шестерен (по­ пал в зацепление) — открыть люк кожу­

ха, подать вагон немного назад, выбить ломиком сломанный зуб.

4. Заедание вследствие внутреннего полома пли спада мотора, компрессора, переднего тормозного устройства — по­ дать вагон назад, потом продолжать движение вперед, при невозможности, звонить центральному диспетчеру, ждать аварийную бригаду.

5. Под колесами вагона, моторами

идр. низкими частями находятся камни

идр. предметы — подать вагон назад, выбрать посторонний предмет, продол­ жать движение.

Якорь мотора при включении 1 и 2 по­

зиции контроллера вращается с резким звуком, вагон не трогается с места

1. Неплотное сцепление зубчатой пе редачи — отключить неисправный мотор, ехать в депо.

197

2.Поломана ось якоря — отключить неисправный мотор, ехать в депо.

3.Ослабло крепление малой шестер­

ни.

4.Срыв болтов карданного вала.

Во время движения наблюдаются рывки.

1. Временами токоприемник соскак вает с контактного провода — проверить давление на провод, при необходимости ехать в ремонтный пункт.

При разгоне, а также при торможе­ нии наблюдается сильная качка кузова.

1.Износ направляющих люлечной балки.

2.Износ направляющих.

3.Сильно изношены или сломаны упорные шайбы.

4.Сломана пружина в сцепной короб­ ке или погнуты буфера.

5.Погнута ось колесной пары.

6.Неравномерный износ бандажа. Во всех случаях ехать в депо.

198

Во время движения наблюдается сильный стук.

1. Глубокие лыски на поверхности бандажа.

2.Ослабло крепление ведомой ше­ стерни на оси. Ехать в депо.

3.Имеют люфт подшипники мотора — проверить работу моторов в отдельности, отключить неисправный, ехать в депо.

4.Сломаны или упали детали — оста­ новить вагон, выбрать или укрепить де­ таль, при невозможности сообщить цент­ ральному диспетчеру.

Вагон сошел с рельсов.

При сходе одной колесной пары на низких рельсах (за стрелками) и нахож­ дения колес близко от рельсов, стараться ликвидировать при помощи сзади идуще­ го вагона.

Причины схода:

1)Повышенный износ реборды.

2.Неправильный износ реборды (ост­ рие, ступенчатые края).

3)Слабо крепление колесного центра.

4)Повышенный люфт подшипников обмоторенной оси.

5)Погнута ось.

.199



6)Сломана ось.

7)Перекошена рама тележки.

8)Заедание поворотного устройства (4-осные вагоны).

9)Не параллельны оси вагона.

10)Сломаны надбуксовые рессоры.

11)' Уширение колес сверх нормы.

12)Проседание рельс более нормы.

13)Водитель допустил превышение скорости.

14)Водитель очень резко тормозил вагон.

15)Неисправны стрелки, крестовины.

16)Поломка рельса.

17)Не до конца переведена стрелка, стрелка засорена.

18)Водитель ехал задним ходом, не проехав всеми колесами стрелку.

19)Переключилась стрелка-автомат под вагоном.

20. В желобе рельса посторонние предметы (болты, гайки и пр.).

Во всех случаях схода вагона с рель­ сового пути немедленно сообщить цент­ ральному диспетчеру, ликвидировать все­ ми возможными средствами, при отдале­ нии колес от рельс, ждать прибытия ава-' рийной бригады.

200

РЕЛЬСОВЫЕ ПУТИ ТРАМВАЯ

Трамвайный рельсовый путь предназначен:

а) для создания гладкой и твердой опоры и направления колесной пары;

б) воспринятая веса вагона и равно­ мерного распределения на поверх­ ность земли;

в) отвода эл. тока от вагона к под­ станции.

Рельсовый путь состоит из:

а) основания пути — шпалы, балласт, камни, бетонные плиты и т. д.

б) верхнего строения — рельсов, под­ кладок, стяжек, скреплений для соединения рельс, контррельсов и стыковых соединений.

Устройство рельсового пути

Самым простым и наиболее распрост­ раненным у нас типом основания для трамвайных путей является основание из деревянных шпал, уложенных на слое балласта. Наилучшим балластом являет­ ся щебень, а наиболее слабым — песок.

■Как показала практика, такое осно­ вание является недостаточно прочным,

201


поэтому в последнее время наблюдается переход к более прочным видам основа­ ний — такелажным или бетонным.

Такелажное основание имеет под сло­ ем балласта такелаж — мостовую из бу­ лыжного камня, повышающую устойчи­ вость трамвайного пути. Бетонное осно­ вание представляет собой бетонную пли­ ту, иногда усиленную внутри железными прутьями.

Рельсы могут быть различных типов: в трамвайных путях применяются рельбы двух основных типов — железнодорожно­ го типа — Виньол и желобчатого типа — Феникс, имеющую особенно удобную фор­ му для замощения.

Рельсы железнодорожного типа со­ стоят из трех основных частей — верхней части или головки, по которой катится колесо, средней части или шейки и ниж­ ней части или подошвы, которое передает давление колеса на основание пути.

Желобчатые рельсы состоят из тех же основных частей, как и рельсы Виньол, но имеют еще дополнительную деталь — губу. Губа рельсы совместно с его голов­ кой образует желоб, в который свободно

202.

входит реборда колесного бандажа. Эта особенность делает рельсы Феникс осо­ бенно подходящими для укладки трам­ вайных путей в одном уровне с дорожным покрытием, так как губа рельсы предо­ храняет реборду от задевания за мосто­ вую.

Желоб при укладке рельсов типа Виньол образуется небольшим пониже­ нием примыкающих к рельсу камней мо­ стовой. I

Рельсы прикрепляются или как гово­ рят — пришиваются — к шпалам косты­ лями.

Места, в котором сходятся и соединя­ ются концы двух соседних рельсовых звеньев длиной 12,5 м, называются сты­ ками.

По способу устройства стыки бывают сварными и механическими. В отличие от сварного, механический стык представля­ ет собой такое соединение, которое можно разобрать и снова собрать. В механиче­ ском стыке концы скрепляемых рельсов зажимаются с боков особыми накладка­ ми, причем накладки стягиваются болта­ ми; проходящими через отверстия, про­ сверленные в накладках и рельсах.

203

Трамвайный путь должен соответствовать следующим требованиям:

а) ширина колеи должна быть на пря­ мом участке пути 1524 мм, на кри­ вых участках пути (радиус 75 мм и менее) 1532 мм.

б) расширение пути на кривых дости­ гается равномерно на расстоянии не менее 12 м;

в) уширение колеи допускается не бо­ лее 10 мм, а сужение не более 2 мм; г) на кривых наружный рельс уста­ навливается выше внутреннего до

50 мм.

Далее приводится аннотация наибо­ лее характерных неисправностей рельсо­ вого пути и действия водителей в таких случаях.

Основные правила экономии электроэнергии

1)Не вызывать перегрузки подстан­ ции после перерыва подачи элек­ троэнергии.

2)Следить, чтобы вагон имел накат (инерцию).

■204