Файл: Лакокрасочные материалы для отделки изделий из дерева К. П. Беляева. 1960- 4 Мб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материалы для имитационной отделки дерева

Одним из видов непрозрачной отделки дерева является имитационная отделка.

Этот вид отделки предусматривает нанесение на поверх’ ность малоценных пород дерева (ель, сосна, липа, береза и др.) лакокрасочного покрытия, имитирующего дерево ценных пород (карельскую березу, чинару, орех, красное дерево).

Имитационная отделка широко применяется для окраски

футляров для радиоприемников и телевизоров и реже для отделки мебели.

Имитационная отделка может быть использована и для окрашивания металла под любую породу дерева, что исполь­ зуется в автомобильной промышленности при отделке внутрен­ них рамок в кузовах легковых автомобилей.

Технология имитационной отделки включает следующие,

последовательно проводимые операции: нанесение так назы­ ваемых фоновых грунтов, нанесение имитационного рисунка с помощью специальных имитационных паст и лакировку нитролаками.

Фоновые грунты

Фоновые грунты представляют собой суспензию смеси пигментов и наполнителей в лаке.

Состав пигментов зависит от имитируемой породы дерева. В качестве лаков для фоновых грунтов применяются

глифталевый или нитроцеллюлозный.

Глифталевые фоновые грунты наносятся распылением или кистью и высыхают в течение 40 минут при 110° и в течение 24 часов на воздухе. Эти грунты могут применяться как для дерева, так и для металла. Промышленностью выпу­ скаются следующие глифталевые фоновые грунты: под орех, под красное дерево, под карельскую березу и под птичий глаз.

Нитроцеллюлозные фоновые грунты (нитрогрунты) на­ носятся только распылением и высыхают на воздухе в течение

20 минут «от пыли» и в течение 1,5 часа полностью, т. е.

до возможности проведения операции шлифовки шкуркой № 320. Такое быстрое высыхание фоновых нитрогрунтов

на воздухе обусловливает более успешное их применение для

дерева по сравнению с глифталевыми. Рабочая вязкость нит­ рогрунта для нанесения распылением составляет 28—30 сек. по ВЗ-4 при 20°. Разбавление может производиться любым

67

из растворителей, применяемых для разбавления нитролаков. Нитролак для фоновых грунтов содержит коллоксилин марки ВНВ, что сообщает покрытиям высокую эластичность.

Промышленностью выпускаются нитроцеллюлозные фо­ новые грунты следующих марок: НГИ-3 (под палисандр),

НГИ-4 (под чинару), НГИ-2 (под красное дерево) и НГИ (под орех).

Имитационные пасты

Рисунок той или иной породы дерева наносится на

отшлифованную поверхность фонового грунта. Это произ­

водится с помощью имитационных паст, которые наносятся на медное клише с точно воспроизведенным на нем рисунком

Затем рисунок

с клише переводят на желатиновый

валик

и далее с помощью

валика

на загрунтованную

поверх­

ность дерева.

Таким

образом,

назначением пасты является

перевод рисунка типографским путем. В связи с этим основ­ ными требованиями, предъявляемыми к имитационной пасте,

являются достаточная подвижность (без высыхания на

валике) и обеспечение четких линий рисунка. Для удовле­ творения этих требований в состав паст вводят тонкорастертые смеси пигментов и определенное количество невысы­ хающего масла, например касторового. Пасты перед при­

менением не разбавляются, а только тщательно перемеши­ ваются.

Промышленностью производятся имитационные пасты нескольких типов: под птичий глаз, красное дерево и орех.

По имитационному рисунку наносят нитролаковое покры­ тие, которое далее облагораживается принятыми для про­ зрачной отделки дерева методами.

В последнее время описанная многостадийная имитацион­ ная отделка дерева лакокрасочными материалами заменяется приклеиванием к поверхности дерева слоистых пластиков

(плотных бумажных листов, на которые нанесен типографским путем имитационный рисунок, закрепленный слоем термо­ реактивной смолы, например феноло-формальдегидной). Этот

метод позволяет заменить грунтование, нанесение рисунка

и лакирование одной операцией, кроме того, он не требует

тщательной предварительной подготовки дерева (заполнение пор, шпатлевание и др.).



ГЛАВА III

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОТДЕЛКИ ДЕРЕВА

Определение вязкости

Вязкость лаков и эмалей имеет исключительно важное значение для получения пленки с хорошим розливом, гладкой

без шагрени.

В лакокрасочной промышленности условную вязкость определяют по времени истечения лака и эмали из сосуда определенной емкости, имеющего стандартные размеры и

отверстие сопла. Для этих

целей применяется вискозиметр

ВЗ-4, имеющий емкость

100±5 мл и диаметтр сопла

4±0,002 мм.

 

Определение условной вязкости производится по ГОСТ

8420—57.

Определение сухого остатка

Сухой остаток (или процентное содержание пленко­ образующего в лаках, или содержание смеси пленкообразую­

щего и пигмента в эмалях) имеет большое значение для выбора технологического режима отделки, от него прежде всего зависит число наносимых слоев.

Определение сухого остатка производится путем испаре­ ния растворителей, входящих в состав лаков или эмалей, под действием тепла, излучаемого на поверхность лако­ красочного материала инфракрасной лампой.

Определение сухого остатка производится по ГОСТ

6989—54.

Определение укрывистости

Это определение производится только для эмалевых красок,

так как лаки дают прозрачные покрытия. Укрывистость показывает количество краски в граммах, которое требуется для образования полностью непрозрачного (укрывистого)

69

покрытия на 1 м2 поверхности; этот показатель позволяет

определить как расход эмали, так и число наносимых слоев.

Метод определения укрывистости основан на определении количества краски, необходимой для полного укрытия 1 м2 поверхности по цветному грунту.

Определение укрывистости производится по ГОСТ

8784—58.

Определение цвета лака

Цвет лака приобретает особенно важное значение при отделке дерева светлых пород.

Цвет лака определяется по йодометрической шкале,

которая состоит из ряда растворов различных количеств иода в водном растворе йодистого калия определенной кон­ центрации. Вследствие содержания различных количеств иода растворы имеют различные по глубине оттенки желтого цвета, начиная с почти бесцветного, затем светло-лимонного и кончая коричневым.

Определение цвета по йодометрической шкале производит­

ся по ГОСТ 10086-МИ-4.

Определение светостойкости

Светостойкостью того или иного покрытия называют способность сохранять постоянство первоначального оттенка при действии солнечного света. Определение светостойкости производят для высохших покрытий. Абсолютно свето­ стойких покрытий не существует; под действием сол­ нечного света их оттенок изменяется в большей или меньшей степени. Покрытия различаются сроком наступле­ ния этих изменений.

Поэтому под термином светостойкость следует подразу­ мевать условную светостойкость, т. е. способность сохранять

оттенок при облучении определенным источником в условиях соблюдения определенной температуры, влажности, расстоя­ ния между испытуемым образцом и источником, а также времени облучения.

Определение светостойкости с помощью облучения естест­ венным солнечным светом связано с рядом таких перемен­ ных факторов, как непостоянство интенсивности солнечных лучей, изменение влажности и температуры воздуха.

Поэтому для определения светостойкости пользуются ис­ кусственными источниками света, имитирующими солнечный.

Определение светостойкости производится по ОСТ

10086-39 МИ-29.

70


Определение времени высыхания

Время высыхания лаков и красок, т. е. скорость образо­

вания пленки, имеет очень большое практическое значение

для технологического процесса отделки изделий. При высыхании различают три основные стадии:

1. Высыхание «от пыли»—это такая стадия высыхания,

когда пленка высохла настолько, что к ней не пристает

пыль и при проведении по поверхности пленки пальцем не

остается следа, но при нажатии пальцем остается отпечаток.

2.Практическое высыхание—это такая стадия высыха­ ния, когда пленка высохла настолько, что при надавливании пальцем на ней не остается отпечатка, но твердость ее может еще увеличиться.

3.Полное высыхание—конечная стадия высыхания, при которой твердость пленки больше не увеличивается, т. е.

отверждение пленки наступило по всей ее толщине.

В связи с этим существуют методы определения скорости высыхания «от пыли», скорости практического высыхания и скорости полного высыхания.

Ввиду того, что стадия практического высыхания опреде­ ляет возможность нанесения последующих слоев, проведение промежуточной сухой шлифовки, а также возможность упаковки и транспортирования отделанных изделий без ущерба для их качества, метод определения времени практи­ ческого высыхания нашел наиболее широкое распространение.

Наиболее надежное определение скорости практического высыхания производится по методу отпечатков.

Определение времени практического высыхания произ­ водится по ОСТ 10086-39, МИ-17.

Определение твердости

От твердости пленки зависит возможность и трудоемкость

проведения операций шлифовки и полировки покрытия и

его

механическая прочность в условиях эксплуатации.

Так,

лаковые пленки с твердостью до 0,4 обычно не могут

полироваться механическим путем пастами, а с твердостью выше 0,7 трудно поддаются шлифованию.

Определение твердости лакокрасочных покрытий произ­ водится на маятниковом приборе и выражается отношением времени затухания колебаний маятника, точки опоры которо­ го представляют собой два полированных стальных шарика,

расположенных на поверхности испытуемого покрытия, к

71


времени затухания колебаний такого же маятника, точки опоры которого расположены на чистой стеклянной пластин­ ке без покрытия.

Определение твердости производится по ГОСТ 5233—50.

Определение теплостойкости

Определение теплостойкости покрытия предусматривает

испытание покрытия «на отлип» при повышенной температу­

ре. Этот показатель имеет значение при отделке таких изделий, как обеденные столы, на крышки которых может помещаться посуда с горячей пищей. Покрытия должны противостоять воздействию тепла и нагрузки без заметных изменений.

Испытание «на отлип» при повышенной температуре производится следующим образом.

На деревянные пластинки из сосны или березы размером

200x125X10 мм наносят испытуемый материал по устано­ вленной для него технологии. Через 48 часов после нанесения последнего слоя (в случае нитроцеллюлозных материалов через 24 часа) пластинки помещают в термостат при 50° на

1 час. После этого на покрытие накладывают круглый бумаж­ ный фильтр (диаметром 7 см), покрывают его металлическим

диском с подклеенным снизу фетром, кладут на него груз

в5 кг и помещают в термостат при 50° на 15 минут. Затем

спластинки снимают груз, диск и фильтр. Покрытие считают удовлетворительным, если на нем не остается прилипших

волокон фильтра.

Можно пользоваться и несколько видоизмененным методом,

аименно: через указанное время (с момента нанесения послед­ него слоя) на покрытие накладывают очень тонкий ватный

тампон диаметром около 7—8 см, на который ставят стеклян­ ный стакан с диаметром основания 7—8 см, наполненный 200 мл воды, нагретой до 60°. Одновременно пускают в ход секундомер, который через 30 сек. останавливают, снимают

стакан и сдувают с покрытия ватный тампон.

Покрытие считается удовлетворительным, если на нем не остается прилипших волокон ваты и отпечатков стакана.

Определение прочности покрытий по времени

Качество покрытий по дереву определяется не только их состоянием непосредственно после нанесения, но и в процессе хранения и эксплуатации.

Проверка этого показателя в естественных условиях требует не менее одного года. Поэтому при разработке новых

72